Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие экспорта и экономический рост




 

Анализ состояния внешнего сектора страны, как правило, начинается с изучения внешнеторговых отношений. Данная практика сложилась в результате того, что статистика по экспорту и импорту товаров характеризуется своей точностью. Результаты внешней торговли отражают потенциал страны и позволяют определить её положение среди других государств, оценить уровень конкурентоспособности отечественной промышленности в средне- и долгосрочной перспективе, а также сделать выводы об эффективности проводимой внутренней макроэкономической политики.

Развитие экспорта является важным фактором повышения эффективности экономики Республики Беларусь. В 2002 г. экспортная квота Беларуси составляла более 60%, что обусловливает существенное влияние экспорта на решение важнейших макроэкономических задач страны.

Вместе с тем прогнозные параметры, заложенные в Национальной программе развития экспорта на 2000 – 2005 гг., выполняются не в полной мере. Это свидетельствует о том, что сложившуюся к настоящему времени модель интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства трудно признать удачной. Необходима оптимизация существующих форм внешнеэкономического сотрудничества, чтобы сделать их в максимальной степени выгодными для республики. В данном аспекте требуется сочетание использования внешних факторов экономического роста и мер по защите национальных экономических интересов.

Традиционные экспортоориентированные отрасли без проведения коренной модернизации и реструктуризации предприятий не способны обеспечить приток в республику необходимого количества валютных ресурсов. Следует определить наиболее перспективные отрасли экономики, которые могут осуществлять выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, а также решить ряд организационно-экономических проблем с целью обеспечения эффективного функционирования белорусских предприятий-экспортеров.

В результате РБ получит комплекс позитивных эффектов и импульсов для динамичного развития и экономического роста.

Во-первых, благодаря экспортной ориентации преодолеваются ограничения, связанные с узостью внутреннего рынка страны, что особенно актуально для Беларуси – страны с малой открытой экономикой. Промышленные предприятия могут выйти на уровень производства, необходимый для достижения экономии на масштабах, задействуются избыточные производственные мощности, созданные благодаря импортозамещению.

Во-вторых, формируются механизмы стабильного притока валютных поступлений. Экспорт продукции обрабатывающей промышленности в меньшей степени, чем сырьевой, зависит от конъюнктуры цен на внешних рынках. В условиях экспортной ориентации даже временное замедление роста экспорта не приводит к валютному кризису, так как соответствующим образом уменьшается и спрос на импортные комплектующие для экспортных производств. Кроме того, политика экспортной ориентации предполагает поддержание реалистичного валютного курса, который быстро приводится в соответствие с уровнем внутренней инфляции.

В-третьих, рост экспорта влечет за собой и расширение внутреннего спроса на продукцию обрабатывающей промышленности. Это происходит за счет создания дополнительных рабочих мест, роста доходов работающего населения, за счет формирующейся потребности экспортных производств в промежуточной продукции со сравнительно высокой степенью обработки.

В-четвертых, предприятия вступают в международную конкуренцию, а это создает стимулы к уменьшению издержек, повышению качества продукции, внедрению новых технологий. Ценовая дисциплина, возникающая благодаря ориентации на внешние рынки, позволяет в определенной степени компенсировать неразвитость рыночных механизмов в экономике страны.

В-пятых, обеспечивается доступ к ресурсам мирового рынка капиталов. Стабильные перспективы роста экспорта создают у иностранных инвесторов уверенность в возврате прямых валютных вложений. Разумная валютная политика, предотвращающая чрезмерное завышение курса национальной валюты, позволяет инвесторам воспользоваться относительной дешевизной тех факторов производства, которыми страна-экспортер обладает в избытке, например, недорогой и квалифицированной рабочей силой.

Механизм экспортной ориентации должен быть таким, чтобы положительные стимулы к росту производства и повышению эффективности экономики, которые связанны с энергией частного предпринимательства и рыночным саморегулированием, дополнялись целенаправленным воздействием государства на темпы и пропорции экономического развития. 

В связи с изложенным в ближайшее время целесообразно осуществить ряд шагов:

§ Провести девальвацию национальной валюты, способствующую повышению конкурентоспособности экспортных товаров;

§ Осуществить либерализацию мер валютного контроля, предусматривавшую, в частности, возможность для экспортеров оставлять у себя до 100% валютной выручки;

§ Снизить импортные тарифы и отменить значительную часть количественных ограничений импорта, что облегчит для экспортеров доступ к оборудованию и комплектующим, закупаемым по ценам мирового рынка;

§ Производить приоритетное кредитование экспортеров государственными банками;

§ Установить налоговые и таможенные льготы для экспортеров и других предприятий, осуществляющих долгосрочные инвестиционные проекты в промышленности, причем такие льготы предоставлять как отечественным, так и иностранным инвесторам. В частности, следует предоставить инвестору право на пятилетние освобождение от налога на прибыль, на ускоренную амортизацию основных фондов, на беспошлинный ввоз сырья и оборудования для экспортных производств.

В тоже время в отношении производителей в импортозамещающих отраслях необходимо осуществлять достаточно жесткую протекционистскую политику. При этом воздействие ценовой дисциплины внешних рынков будут ощущать на себе не только экспортеры, но и предприятия, ориентированные на внутренний спрос, что будет способствовать повышению конкурентоспособности производимой продукции.

Таким образом, Беларуси нужна комплексная система реализации национального экспортного потенциала, включающая меры фискального, монетарного и внешнеторгового характера. Невозможно бесконечно строить своё развитие на дешевых российских ресурсах. Страна должна сама зарабатывать себе на жизнь путем вывоза на мировые рынки конкурентоспособных товаров с высокой степенью обработки.

В области привлечения иностранного капитала в экономику Беларуси нужна комплексная стратегия, увязанная с общими ориентирами экономического развития, сочетающая меры по поощрению иностранных инвестиций и меры, обеспечивающие защиту национальных экономических интересов. Здесь основной акцент целесообразно перенести с привлечения портфельных инвестиций на стимулирование прямых вложений в реальный сектор экономики. При этом вполне допустимо предоставление иностранным инвесторам налоговых и таможенных льгот, льгот в оплате услуг естественных монополий, в землепользование и т.д. В то же время государству следует активнее использовать меры воздействия на поведение иностранных инвесторов. Могут применяться такие методы, как требование об использовании местных субпоставок в заранее оговоренных пределах, о гарантиях финансового участия инвесторов в освоении передаваемых технологий.

В результате будут сформированы предпосылки для вступления Беларуси в ВТО, а также созданы условия для эффективного вхождения в мировую экономику.

  

 

 

Заключение

 

Сегодня Беларусь оказалась в проблемной ситуации: для дальнейшего экономического развития ей необходимо интегрироваться в мировую экономику, но при этом она понесет значительные издержки, если сделает это в ближайшее время, без предварительной подготовки своей экономики, без адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Следовательно, адаптация является главной целью той системы экономической интеграции, которую выберет правительство. Способ достижения этой цели, т.е. функция системы экономической интеграции, должен включать ряд составляющих. Так, участие Республики Беларусь в системе экономической интеграции европейских стран, либо стран СНГ и ЕврАзЭС позволит достичь указанной цели лишь в том случае, если сделает ее экономику достаточно открытой для связей с третьими странами, будет стимулировать участие нерезидентов в развитии национальных хозяйств и резидентов – во внешнеэкономических отношениях, а также поощрять совместное завоевание рынков третьих стран, совместное присоединение к общепринятым правилам осуществления международных экономических отношений, станет способствовать вхождению национальных хозяйств в мировую экономику, особенно в мировое информационное, телекоммуникационное, лицензионное, патентное, научно-техническое, транспортное пространство, в мировой финансовый рынок и рынок высококачественной рабочей силы, в мировое наукоемкое производство товаров и услуг. Вместе с тем в условиях глобализации система экономической интеграции с участием Республики Беларусь должна сохранить протекционализм за счет создания более благоприятных условий развития на территории региона и повышения гибкости нетарифных барьеров в отношении третьих стран. 

Таким образом, целевой установкой нашей страны является повышение конкурентоспособности, то есть обеспечение стабильно высокого уровня конечного потребления и валового накопления в расчете на душу населения на основе использования и развития реальных конкурентных преимуществ и активного участия в формировании международной экономической среды, благоприятной для национальной экономики.

Дальнейшее развитие экономики Беларуси в перспективном периоде будет зависеть от развития и использования новых преимуществ, которыми должны стать прежде всего такие как:

§ Низкое налоговое давление на производство;

§ Благоприятный инвестиционный климат;

§ Макроэкономическая финансовая стабильность, в первую очередь за счет невысокого уровня инфляции;

§ Устойчивость и безопасность банковской системы;

§ Высокий уровень экономической свободы и открытости экономики, как для товарных, так и для финансовых потоков;

§ Открытость и прозрачность государственной политики, ограниченность прямых административных методов регулирования, отсутствие административных барьеров развития бизнеса;

§ Действенный механизм реализации инновационной активности.

Наличие значительных конкурентных преимуществ страны, наряду с высоким уровнем их использования, позволит стране не только конкурировать в сфере производства и реализации товаров и услуг, но и в вопросах привлечения инвестиций в экономику.

В связи с определением места и роли РБ в мировой экономике важно определить те отрасли, подотрасли и товарные группы, которые занимают весомые доли в мировом экспорте и составляют основу национальной конкурентоспособности страны. К таким отраслям относятся: сельское хозяйство, отрасли машиностроения, переработка нефтепродуктов, пищевая промышленность, лёгкая промышленность, туристические услуги, добыча и переработка минеральных удобрений и т.д.

    Следует заметить, что РБ слабо представлена в широких секторах. Это свидетельствует об очень ограниченной конкурентоспособности страны. Но она, в противовес общепринятому мнению, всё-таки не отсутствует, а имеет весьма ограниченное развитие. Наша экономика находится в достаточно статичном положении относительно развития источников конкурентного преимущества. Однако, сервисные отрасли практически полностью неконкурентоспособны на мировом рынке. А ведь именно превосходство в развитии сферы услуг над сферой производства свидетельствует о высоком уровне развития экономики страны.

 

Список литературы

 

1. Михайлова-Станюта И. Открыта ли экономика Беларуси?// Белорусский Банковский Бюллетень, № 14. 2003.-с.45-49.

2. Стародынов Н.В. Интеграция экономики Беларуси в мировую конкурентную среду и механизмы защиты отечественного товаропроизводителя.// Техника. Экономика. Организация, №3. 2002.- с.2-5.

3. Ожигина В. Направления региональной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, №5. 2003.-с.51-60.

4. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Под ред. Камаева В.Д.-М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996.-284 с.

5. Кравцов М., Подкопаев Д., Поздняков А. Модельный комплекс краткосрочного прогнозирования внешнеторговой деятельности Республики Беларусь.// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, №2. 2002.-с.29-40.

6. Медведев Е.К. Интеллектуальный ресурс и развитие экономики.// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, №8. 2003.- с.21-26.

7. Перекалин А. Анализ и динамика конкурентоспособных отраслей.// Финансы. Учёт. Аудит, №9. 2003.- с.18-20.

8. Дайнеко А.Е. Развитие экспорта и экономический рост.// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, №8. 2003.-с.19-21.

9. Пинигин В.В. Важнейшие направления повышения конкурентоспособности белорусской экономики.// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, №7. 2003.-с.37-39.

10. Полоник С.С. Основные положения программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусской экономики.// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, №6. 2003.- с.21-29.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...