Методы принятия управленческих решений
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Основные термины принятия управленческого решения
Каждый из нас ежедневно принимает решения и на процесс принятия решений оказывает влияние большое число факторов. уровень рациональности и эмоциональности; настроение; внешние обстоятельства и окружающие люди; уровень интеллектуального развития и пр. В данном случае речь шла о решения, принимаемых в повседневной жизни частными лицами. Нас интересует другой род решений - решения в системе управления. Фактически решения в системе управления является основой управления, поскольку решения связывают в единый процесс базовые функции управления. Это - планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме того, решения принимаются субъектом управления для постановки и достижения целей организации и, одним из важнейших аспектов деятельности руководителя, является организация практического выполнения принятых решений. Таким образом, принятие решений осуществляется в организации непрерывно в соответствии с непрерывностью процесса управления, а содержание управления определяется содержанием принимаемых решений. Любой управленческий цикл включает в себя 3 этапа: ) идентификацию проблемы или определение состояния управляемого объекта; ) разработку и принятие решения; ) деятельность по реализации решения и контролю его исполнения. Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенций и направленный на достижение целей организации. Соответственно, управленческие решения отличаются от решений, принимаемых в частной жизни по следующим параметрам:
) по целям - субъект управления принимает решение не для удовлетворения собственных интересов, а для решения проблем организации, текущих вопросов и достижения тактических и стратегических целей организации. ) по последствиям - решения, принимаемые в частной жизни сказываются на жизни принявших их индивидов, управленческие решения влияют на деятельность всей организации и ее сотрудников; чем выше уровень принятия управленческого решения, тем серьезнее их последствия. ) по разделению труда - в частной жизни решение выполняется тем, кто его принял, управленческие решения выполняются на основе разделения труда: руководитель - исполнители. ) по профессионализму - решения частного порядка принимаются людьми в силу их опыта и разума, управленческие решения требуют не только опыта, но и специальной подготовки, профессиональных знаний, дающих право получить полномочия для самостоятельного принятия решений. Для понимания сущности управленческого решения требуется также уяснить следующие аспекты: ) Психологический аспект - решение представляет собой логико- мыслительный акт субъекта управления, на который могут оказывать влияние различные как внутри-личностные так и внешние факторы. ) Информационный аспект: во-первых, к информации, на основе которой принимается решение, предъявляется целый ряд требований в плане ее достоверности, полноты и верифицируемое, поскольку это определяет уровень определенности ситуации и степень риска от принятого решения; во-вторых, само по себе управленческое решение - это информация, к которой также предъявляется ряд требований, в частности: она должна быть понятна исполнителям; большое внимание должно уделяться процессу передачи информации от субъекта управления к исполнителям и организации обратной связи.
) Юридический аспект - управленческое решение, должно приниматься субъектом, имеющим на то полномочия, поскольку любое решение имеет юридические основания и последствия, представляет собой совокупность прав и обязанностей лиц, задействованных в процессе принятия и исполнения решения. ) Организационный аспект - управленческое решение, как было уже нами рассмотрено, является основой управления, поскольку решения связывают в единый процесс базовые функции управления. К управленческим решениям предъявляется ряд требований, среди которых следует выделить: ) всесторонняя обоснованность, в данном случае речь идет о качестве информации, на основе которой принимается решение, и о всестороннем анализе управляемого объекта/ситуации: ) своевременность, решение должно быть принято вовремя, в противном случае оно может оказаться бесполезным и даже ухудшить ситуацию; ) полнота содержания - управленческое решение - это не просто идея, высказанная руководителем, оно должно содержать информацию о цели, средствах и ресурсах, способах и сроках реализации, исполнителях, методах контроля; ) полномочность; ) согласованность с ранее принятыми решениями; ) непротиворечивость самого решения - составные части решения не должны противоречить друг другу или допускать двоякого толкования (казнить нельзя помиловать). Методы принятия управленческих решений
Методы принятия управленческие решений - очень актуальная и важная тема в теории управления. Управление включает в себя два процесса: - принятие решений о том, что делать, и - внедрение принятых решений. Полностью просчитать рынок невозможно, его невозможно подчинить и рационализировать. Поэтому способность легко переносить неопределенность, адаптироваться к ней и принимать в условиях неопределенности эффективные решения - важнейшие индикаторы способности быть менеджером-предпринимателем. Степень избегания неопределенности характеризует уровень двусмысленности, неопределенности и не структурированности, при которой конкретный индивидуум (менеджер) чувствует себя психологически комфортно.
Способность переходить на вторую позицию восприятия - составляет основу эмпатии и внимательности, деликатности и доброты, умения ставить себя на место другого, предвосхищения нужд другого и заботы об этих нуждах. Кроме того, способность перехода на вторую позицию является основой хорошего управления командой и здорового принятия управленческих решений.
Поэтому два вопроса, которые нужно задать для того, чтобы предсказать качество принятого решения, таковы: - кто работал над принятием управленческого решения, - в какой атмосфере проходило принятие управленческого решения. Если эти два условия не были выполнены, то можно заранее предсказать, что команда работала не над той проблемой, и приняла не то решение. Если же команда была взаимодополняющей, и все функции принятия управленческих решений были представлены, то нужно поинтересоваться, какова была рабочая атмосфера. Если процесс принятия решения сопровождался бурными спорами, и компромисс был, достигнут только для того, чтобы уложится в отведенные сроки, то можно предсказать низкое качество решения, поскольку в процессе его принятия отсутствовала атмосфера взаимного уважения. Если же, несмотря на разницу мнений, члены команды прислушивались друг к другу и старались понять точку зрения друг друга, и, в конце концов, они пришли к решению, которое было поддержано абсолютно всеми, то это решение хорошее. Непонимание - основной источник организационных конфликтов. Представьте, что вы хотите понять точку зрения одного из своих коллег на важную проблему бизнеса. Чтобы извлечь пользу из его мнения, вы должны знать его стиль. Проблема - это ситуация, в которой работа не соответствует ожидаемому уровню, и где причина такого несоответствия неизвестна. (Отклонения от стандарта) Проблема - это наблюдаемое в настоящем следствие некоторой причины, находящейся в прошлом. (Для выяснения сути проблемы требуется соотнести наблюдаемое следствие с его причиной).
Давление обстоятельств и необходимость быстрого решения вызывают привычку решать сегодняшние проблемы с помощью решений, применявшихся в прошлом.
Рис. 1. Структура проблемы
Метод принятия управленческих решений «Анализ проблем» представляет собой непрерывный процесс, состоящий из следующих этапов: Определение сути проблемы (через обнаружение отклонения в работе). Описание проблемы в четырех измерениях: суть, место, время, степень отклонения. Получение ключевой информации по каждому из четырех измерений для определения возможных причин. Определение наиболее вероятной причины. Проверка найденной причины проблемы на подлинность. Этап 1. Определение сути проблемы Прежде чем начать поиск причин следует сначала определить суть проблемы с помощью описания отклонений в работе. Очень важно дать проблеме конкретное определение, правильно назвать ее, потому что от этого зависит качество всей работы, которую предстоит выполнить на следующих этапах. Дать название проблеме можно с помощью следующей методики: Если мы не уверены в том, что проблема описана или определена предельно точно, следует задать себе вопрос: «Можно ли по нашему описанию проблемы сразу найти ее причину?» Если ответ положительный и причина находится сразу, следует заново искать формулировку проблемы. Этап 2. Описание проблемы Шаг 1. Детальное описание проблемы в четырех измерениях с помощью конкретизирующих вопросов: - Суть: что мы пытаемся объяснить. - Место: где мы наблюдаем отклонения. - Время: когда происходят отклонения. - Степень отклонения /серьезности: насколько серьезным, интенсивным является отклонение. Шаг 2. Сравнение состояния системы (оборудования и т.п.), в которой выявлен сбой в работе с состоянием системы, в которой сбой мог бы быть, но не наблюдается. Этап 3. Получение ключевой информации
Таблица 1. Описание проблемы
Этап 4. Определение наиболее вероятной причины Перечисляем все возможные причины. Сравниваем относительную вероятность возможных причин проблемной ситуации с помощью вопроса: «Если это есть подлинная причина проблемы, то, как она объясняет каждое наблюдаемое отклонение?»
Выдвижение гипотез. Определяется наиболее вероятная причина, которая объясняет все наблюдаемые отклонения лучше по сравнению с другими гипотезами: «Если данная гипотеза является подлинной причиной наблюдаемой проблемы, то как оно объясняет тот факт, что…?». Этап 5. Проверка на подлинность Цель данного этапа - подтверждение наличия причинно-следственных связей. Проверку гипотезы на подлинность совершают с помощью: - Дополнительных вопросов (т.е. добыть дополнительную информацию) - Дополнительных действий (провести эксперимент) Или ситуацию возвращают в исходное состояние и наблюдают за тем, прекратилось ли проблемное поведение. Метод «Принятие решений» является систематической процедурой, основанной на моделях мышления, которые все мы используем в ситуации выбора. Эта модель мышления состоит из следующих элементов: Принятие необходимости сделать выбор и формулировка решения (определить то, что нужно сделать). Рассмотрение конкретных условий, удовлетворение которых приведет к успешному выбору. Решение о варианте действий, удовлетворяющих выбранным условиям Рассмотрение рисков, связанных с принятием выбранного конечного решения и оценка этих рисков с точки зрения их способности повлиять на успешность и безопасность выбранных действий. Оценка возможных негативных последствий. Формулировка решения
Таблица 2. Сравнение этапа «Формулировка решения» и этапа «Определение сути проблемы»
Важность правильной формулировки искомого решения определяется тем, что это: позволяет сфокусироваться и ограничить количество возможных решений помогает в последующем определении критериев, поиске приемлемых альтернатив и т.д. . Определение критериев Определить критерии - значит, определить тот набор условий, в соответствии с которыми мы сделаем такой выбор, который позволит нам достичь поставленных целей. Критерии устанавливаются до того, как определяются варианты решений. Критерии помогают оценивать степень достижения поставленной цели. - Необходимые условия - Достаточные условия Смысл определения достаточных условий - дать основу для сравнения различных возможных вариантов решений относительно друг друга. Процесс сравнения проходит в два этапа: За каждым из условий закрепляется вес, определяющий его относительную ценность и/или важность. Самым важным условиям может быть присвоен вес 10. Веса всех остальных условий определяются относительно этой величины от 1 до 10. Этап оценки важности каждого из условий относительно друг друга по очереди, один за другим. Далее вес того или иного условия умножается на его оценку относительно соответствия этому критерию. Принцип выставления оценок: Можно присваивать оценку 10 тому варианту, который в наилучшей степени относительно других соответствует нашим условиям. Все дальнейшие варианты оцениваются по этой относительной шкале. В данном случае мы ищем не идеальное решение, а ответ на вопрос: «Какое из имеющихся (реальных и возможных) решений наилучшим образом выполнит нашу задачу?». . Варианты решений Идеальное решение соответствует абсолютно всем условиям, которые мы определили. Оценка относительной ценности каждого отдельного решения в сравнении со всеми остальными производится с помощью ответа на вопрос: «Какое решение лучше других удовлетворит поставленным условиям при наименьших приемлемых рисках?» Если существует только одно возможное решение, нам предстоит оценить, хорошо ли оно настолько, чтобы его вообще принимать. Если нам предстоит выбирать между существующим образом действий и некоторыми нововведениями, мы должны рассматривать их как различные варианты решения. . Оценка рисков На этой стадии мы становимся пессимистами, все отрицаем, все критикуем. Поиск возможных отрицательных последствий всех рассматриваемых вариантов действий. (После того, как решение будет принято и реализовано, любые его отрицательные последствия станут реальными проблемами). Чем более отдаленные последствия будут иметь принимаемые решения, тем больше степень неопределенности. (Именно поэтому процесс принятия решений зависит от нашей способности к суждению, оценке данных, от нашего опыта и нашей интуиции). Оценка возможных (негативных) последствий. Самый творческий и трудный этап. Предполагает получение ответов на (по крайней мере) пять вопросов. Если мы выбираем этот вариант (принимаем это решение), то: - Какие условия для достижения успеха мы могли упустить на предыдущих стадиях проведения анализа? - Какие особенности функционирования нашей организации (на основании опыта) могут помешать принятию выбранного решения или препятствовать его воплощению? - Какие изменения внутри организации могут помешать успешному воплощению принятого решения в долгосрочной перспективе? - Какие изменения во внешней среде (например, действия конкурентов или решения правительства) могут помешать успешному воплощению принятого решения в долгосрочной перспективе? - Что вообще может создавать проблемы в процессе воплощения принятого решения? Критерии оценки последствий. Сначала оцениваем решение, получившее самые высокие оценки: проверяем на вероятность сбоев и потенциальных проблем в будущем. Затем оцениваем различные возможные негативные последствия на основании их относительной серьезности и степени вероятности: Какова вероятность того, что эта проблема (негативное последствие) возникнет? Если она возникнет, то насколько серьезной она будет? Три фактора определяют количество и важность потенциальных негативных последствий: - степень их вероятности, - наша способность определить их и - наша готовность справиться с обнаруженными возможными проблемами Руководство с помощью пяти вопросов. Каждый раз, когда руководитель должен оценить предлагаемые подчиненными рекомендации или варианты действий, ему следует задавать пять вопросов: - Какие цели преследует данное предложение? - Каковы «необходимые» условия для внедрения данного предложения? - Каковы условия «достаточные»? - Какие возможные негативные последствия были вами определены? - Что вы можете предпринять, чтобы снизить их негативный эффект? Нет, наверное, более сильного способа снизить производительность сотрудников, чем дать им ощущение того, что с ними обошлись несправедливо, необъективно, не пытаясь понять их точку зрения и их понимание ситуации. Применение данных методов принятия управленческих решений поможет отнестись к людям объективно и честно, используя только проверенную информацию. Эти методы принятия управленческих решений помогут установить и донести до каждого цели и рабочие задания, так, чтобы все понимали правила игры. Решение проблем, связанных с эффективностью персонала требует от менеджера известной доли сочувствия и заботы о людях. ситуационный качество эффективность управленческий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|