Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути повышения качества управленческих решений




 

Важной частью любой управленческой деятельности руководителя является принятие решений. Можно сказать, что принятие решений - это "центр", и вокруг него вращается вся жизнь предприятия.

Под принятием решения подразумевают сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий. Процесс принятия решения включает в себя много различных элементов, но, безусловно, в нем имеются такие элементы как: цели, проблемы, и решения.

Управленческое решение, по большому счету, это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижений конкретной цели системы менеджмента.

Люди, называемые субъектами решения, как правило, наделены правом принимать решения. Таковыми могут быть как физические лица, так и юридические лица. Субъекты решения могут быть индивидуумами или коллективом (в том случае если решение принимается собранием акционеров, например).

Люди, называемые объектами решения, являются его исполнителями. Но иногда субъект и объект решения могут быть одним человеком (когда руководитель принимает решение о слиянии с другой компанией, например).

Особенностью управленческих решений является то, что имеется обратная связь в процессе его осуществления, что позже позволяет корректировать и воздействовать на объект управления.

Так как решения, в основном принимаются человеком, то они во многом зависят от личности менеджера, реализовавшего данное решение. Поэтому различают импульсивные, уравновешенные, рискованные, инертные и осторожные решения.

Что касается уравновешенных решений, то они принимаются менеджерами, которые внимательно критично относятся к своим действиям. Чаще всего, перед тем как принять решение у них уже имеется идея.

Те люди, которые принимают импульсивные решения, легко генерируют идеи, но не проверяют и не оценивают их как следует. Такие решения именно поэтому считаются недостаточно надёжными.

Инертные решения - это результат поиска. Здесь, наоборот, контрольные действия преобладают. И, как раз из-за этого, в таких решениях трудно обнаружить что-то оригинальное, новаторское.

Люди, реализующие рискованные решения не нуждаются в детальном обосновании своих гипотез и не боятся опасностей, так как уверены в себе.

В осторожных решениях менеджер рассматривает все варианты. Такие решения не отличаются новизной и оригинальностью.

Повышение качества управленческих решений является очень важной проблемой и занимает особое место в социологии организации.

Совокупность свойств, которыми обладает решение, называют качеством управленческих решений.

Именно качество управленческих решений определяет его конечный результат и зависит от различных факторов. Различают 2 группы факторов такие как:

. Факторы ситуационного характера. Они связанны с осознанием проблемы, нахождением альтернатив её решения и последствий данного решения (например: организация управления). Данные факторы способствуют формированию проблемы.

. Факторы поведенческого характера. Они оказывают влияние на решение еще в процессе разработки (например: ценности, готовность рисковать и т.д.). Данные факторы проявляются в поведении руководителя и подчиненных в процессе разработки упр. Решений.

Управленческое решение должно соответствовать многим требованиям:

единство целей

целенаправленность,

полнота документального оформления

ориентация на конкретного исполнителя.

эффективность

реализуемость

контроль

автоматизация процессов

мотивация

краткость формулировок

гибкость

оперативность

механизм реализации

юридическая законность.

Однако, для того, чтобы быть качественным, решение должно быть устойчивым к ошибкам и гибким. Если они не являются таковыми, могут возникнуть отклонения, из-за которых эффективное решение станет неэффективным.

Если решения принимаются эффективно, то это поможет минимизировать потери производительности, устранить сбои коммуникационных каналов, не нарушать взаимодействия.

Иллюстрацией управленческого решения послужат примеры:

Пример 1.

Перед началом зимнего сезона руководителю поступил сигнал от сотрудников - проблема заключалась в необходимости поиска дополнительных рабочих для уборки снега на территории и прочих сезонных работ или перераспределения обязанностей. Ему требовалось рассмотреть вопрос, оценить ситуацию, определить количество необходимой силы и стоит ли задуматься о привлечении дополнительной рабочей силы. Руководитель предприятия осуществляет принятие управленческих решений по следующим этапам:

)   Определил, в каком решении нуждается проблема: простом, сложном, либо многоступенчатом;

)   Определил, является ли это реальной проблемой, и существуют ли альтернативы;

)   Определил план действий в принятии решения.

При формировании и оценке решения были учтены крайние, а также альтернативные варианты решения. В итоге руководитель принял решении об устройстве еще 2 рабочих, которые будут работать не полный рабочий день, а по случаю необходимости.

Пример 2.

Управляющий пришел к директору с предложением о строительстве дополнительного бассейна, либо увеличения существующего, объяснив свое мнение необходимым для организации с экономической точки зрения, маркетинговой и апеллируя отзывами клиентов. Опять же, как и в предыдущей ситуации, возникла проблема о незаинтересованности руководителя процессами организации. Только выслушав мнение начальников, которые долго вынашивали данное решение, руководитель приступил к рассмотрению данной проблемы и анализу ситуации, применяя движение по тем же этапам, что и в первой иллюстрации управленческого решения в данной работе.

Как бы там ни было, окончательное решение принимается. Эффективность принятых управленческих решений может характеризоваться также и фин. показателями деятельности организации. В том случае, если финансовые показатели и их динамика положительные, можно говорить об эффективности принятых управленческих решений.

 


Заключение

 

Выбор управленческого решения неоднозначен и во многом зависит от влияния различных факторов на этот процесс. Основа формирования всех управленческих решений - система ценностей лица, принимающего решение. Система ценностей определяет его действия и влияет на выбор решения. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения.

Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.

Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

В повседневной жизни большинство решений в организации принимается на основе уже отработанного алгоритма или в соответствии с определенным порядком/инструкциями. Но определенная доля решений принимается руководителем либо в целях разрешения проблемной ситуации, либо в целях разработки новых направлений деятельности организации - стратегическое управление.

В целом под проблемой понимается противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения, расхождение между тем, что должно быть и тем, что реально имеется. При этом после реализации решения, направленного на устранение проблемы, могут быть условно сделаны следующие выводы:

проблема устранена полностью:

проблема устранена частично без отрицательных последствий:

проблема устранена частично, но возникли новые затруднения;

проблема не устранена, а реализация решения вызвала новые проблемы.

Также в процессе выявления проблемы следует внимательно отделить симптомы проблемы от ее причин. Например, спад продаж - это симптом, а появление крупного конкурента на рынке - это уже причина.

В случае, когда организация (руководитель) решает выбрать новые направления деятельности, либо произвести какие-либо изменения, то речь уже будет идти не о необходимости анализа проблемной ситуации, а об анализе внутренней и внешней среды организации, с целью разработки стратегии и тактики поведения. Анализ внутренней и внешней среды организации в данном случае позволит четче сформулировать цель принимаемого решения, определить время, ресурсы, необходимые для реализации решения.

Прежде чем перейти от анализа проблемной ситуации к разработке вариантов решения, следует определить ограничения и критерии выбора альтернатив. В качестве ограничений могут выступать независящие от вас факторы как внешней, так и внутренней среды организации, например, разорение вашего основного поставщика, недостаточная квалификация работников.

Принятие решений - процесс систематизированный. Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления, центром, вокруг которого вращается жизнь организации.

 


Список литературы

 

1. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 192 с.

2. Виханский О.С. Исследование и проектирование управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: Гардарика., 2009.

.   Воробьев С. Где и почем брать головы. // Эксперт, №13, 2011, с.36-41.

.   Вильямс Дж.Д. Совершенный стратег, или Букварь по теории стратегических игр. _ М.: Советское Радио, 2010. - 269 с.

.   Дюбин Г.Н., Суздаль В.Г. Введение в прикладную теорию игр. - М.: Наука, 2011. - 336 с.

.   Литвак Б.Г., Разработка управленческого решения/ Б.Г. Литвак.- М.: Дело, 2010. - 365с.

.   Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 2008. - 296 с.

.   Орлов А.И. Современная прикладная статистика. - Ж-л "Заводская лаборатория". 2008. Т. 64. С.52-60.

.   Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика-Дело, 2012. - 510 с.

.   Панкова Л.А., Петровский А.М., Шнейдерман М.В. Организация экспертиз и анализ экспертной информации. - М.: Наука, 2010. - 120 с.

.   Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. - М.: Наука, 2012. - 254 с.

.   Перчникова И.Н. Менеджмент, Учебник, 4-е издание - М: Банк ЮНИТИ, 2009. - 467 с.

.   Садовский В.Н. Основания общей теории систем. - М.: Наука, 2009.

.   Фатхутдинов Р.К. Разработка управленческого решения. - М., Экономика, 2009. - 230с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...