Качество и эффективность управленческих решений
При оценке эффективности и качества управленческих решений целесообразно различать эффективность и качество процесса разработки решения и эффективность и качество реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям принятия решения: мыслительной деятельности по разработке решения и управленческой деятельности по реализации решения. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке качества и эффективности. Качество управленческих решений - степень его соответствия внутренним требованиям и стандартам системы управления. Качество каждого этапа разработки и реализации управленческих решений влияет на общую оценку качества управленческих решений, которая в свою очередь свидетельствует об эффективности управленческих решений. Под «эффективностью» в широком смысле понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего коллектива: в узком смысле - результативность собственно управленческого труда. В общем плане: Эффективность управленческих решений - определяется как результативность ресурсов, полученная в результате разработки и реализации управленческих решений, т.е. определяется соотношением затрат и выгоды (результатов), т.е.:
Эр = Д (доходы) / Р(расходы) - ресурсная эффективность; Эз = Д (доходы) / 3 (затраты) - затратная эффективность.
Показателями эффективности могут быть: доля объемов продаж фирмы на рынке; своевременность выполнения задания; число трудоустроенных граждан в результате деятельности центра занятости; число сотрудников- прошедших переобучение в результате внедрения новой обучающей программы и т.д. Показатели эффективности выбираются исходя из целей и задач реализуемого решения, например, при разработке региональных целевых программ устанавливаются жесткие нормативы расхода денежных средств и числовые показатели, которые должны быть достигнуты (Пример: мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование»: оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на реализацию программ развития не менее 30 вузам (на общую сумму 20 млрд. руб.) и 6 ООО школ (на общую сумму 6,0 млрд. руб.), активно внедряющим инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи, предполагающая предоставление ежегодно 2 500 грантов).
Оценкой и измерением качества занимается такая область научного знания как квалиметрия. Эта область научного знания включает теорию оценки качества любых объектов, в том числе решений, проектов, процессов, при помощи использования количественных и качественных методов оценки. Уровень качества объектов определяется как мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству другого объекта, выбранного как эталон сравнения. В зависимости от целей и используемых в процессе оценки показателей методы оценки уровня качества подразделяются на: методы прямого счета и параметрические методы. Методы прямого счета позволяют оценить конечный экономический результат и принять экономически обоснованное решение. Здесь используются два подхода: оценка экономической эффективности для субъекта, создающего качество (эффект - затраты на достижение эффекта); оценка экономической эффективности для субъекта, потребляющего качество. Оценка качества на основе параметрических методов подразделяется на расчетные и экспертные. Расчетные применяются для жестких параметров, т.е. тех, которые измеряются с помощью приборов или рассчитываются на основе формул, отражающих объективные закономерности. Для других параметров применяются экспертные методы. Также может осуществляться комплексная оценка. Как правило, качество измеряется в относительных единицах - от 0 до 1.
Организационные методы - цель - разработка и внедрение такой управляемой подсистемы, которая позволит обеспечивать требуемое качество. Они подразделяются на: стабилизирующие - регламенты, должностные инструкции, нормы и нормативы, инструкции и прочее; распорядительные - постановления, приказы, распоряжения, указания; дисциплинарные - установление форм ответственности и поощрения. Социально-психологические - способы воздействия на работников - создание благоприятного морально-психологического климата, адекватную систему поощрения и стимулирования деятельности (благодарность, карьерный рост). Экономические методы - основаны на применении экономических методов стимулирования деятельности, создания материальной заинтересованности в достижении заданного уровня качества. Организационно-технологические методы - методы контроля и методы регулирования качества. Контроль - процесс обеспечения достижения поставленных целей, реализации принятых управленческих решений. Виды контроля. Предварительный - осуществляется до начала мероприятий по разработке решений. Цель - предупреждение наступления нежелательных результатов до их появления за счет разработки критериев оценки, отладки методик и регламентации контролирующих действий. Например, оценка статей бюджета МО при принятии бюджета на следующий период. Текущий - осуществляется непосредственно в ходе процесса реализации решения. Основан на измерении фактических промежуточных результатов выполненной работы в условиях воздействия внутренних и внешних факторов. Корректирующий - цель - корректировка ситуации, когда известны результаты реализации управленческого решения, и они противоречат запланированным значениям. Например, при принятии бюджета на следующий период сравниваются финансовые отчеты и запланированные расходы, в результате чего происходит увеличение или сокращение финансирования некоторых статей бюджета. Заключительный - осуществляется после реализации решения с целью учета, измерения конечных результатов и сравнения их с запланированными, на основании чего делается вывод о степени достижения цели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|