Информация как объект права
Стр 1 из 11Следующая ⇒ А.А. Литвинов ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
Тамбов 2004 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
АКАДЕМИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.А. Литвинов ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ Учебно-методическое пособие
Тамбов 2004
УДК ББК
Рецензенты:
А.В. Кочетков, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Института права ТГУ им. Г.Р. Державина, кандидат юридических наук, доцент
Н.С. Ельцов, начальник Управления Министерства юстиции РФ по Тамбовской области, Государственный советник юстиции 2 класса, кандидат юридических наук, доцент
Литвинов, А.А. Правовые основы защиты информации. Учебно-методическое пособие; М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. 187 с.
Пособие содержит научно-методическое исследование и анализ норм действующего законодательства в информационной сфере. Предлагается к использованию студентами вузов и практикующими специалистами.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина, 2004
ВВЕДЕНИЕ Настоящее учебно-методическое пособие разработано в целях практической помощи студентам, обучающимся по специальности 075300 «Организация и технология защиты информации». Основной целью изучения дисциплины «Правовая защита информации» является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по правовому обеспечению защиты информации. В результате изучения дисциплины студент должен изучить назначение, структуру и методы правовой защиты информации, основные законодательные акты, правовые нормы и положения, регулирующие процессы защиты информации, виды и условия применения правовых норм уголовной, гражданско-правовой, административной и дисциплинарной ответственности за разглашение защищаемой информации и невыполнение правил ее защиты, а также иметь навыки практического применения основных законодательных актов, правовых норм и положений, регулирующих процессы защиты информации.
При подготовке пособия были использованы материалы учебника «Информационное право» Копылова В.А., нормативных правовых актов в информационной сфере, комментариев законодательства, а также большого количества научных и информационных публикаций Учебно-методическое пособие разработано в рамках образовательного стандарта по указанной специальности и учебной программы. Приложения, помещенные в пособие содержат краткое изложение норм законодательства в предметной области. Примерный вариант лабораторного практикума позволит провести со студентами практические исследования и анализ правовых норм, действующих в информационной сфере. Список вопросов для самоконтроля, вопросов к экзамену и список дополнительной литературы дополняет блок для самостоятельной работы студентов. Пособие рекомендовано для подготовки к экзамену и может быть использовано в практической юридической деятельности.
Тема 1.
ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВА
Тематические вопросы: 1.1. Определение понятия «информация». 1.2. Классификация информации по ее роли в правовой системе. 1.3. Классификация информации по доступу к ней. 1.4. Юридические особенности и свойства информации. 1.5. Модель информационной сферы. 1.6. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.
1.7. Понятие информационной безопасности. 1.8. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
1.1. Определение понятия «информация».
Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. «Информация - это информация, а не энергия и не материя», - сказал Ноберт Винер - отец кибернетики. Такое философское определение информации для права неприемлемо. Информация как объект права должна быть конкретизирована, организована должным образом, «привязана» к конкретному виду отношений, классифицирована по видам и «подготовлена» для осуществления по ее поводу действий, регулируемых нормами права. Понятное каждому, определение информации дает С.И. Ожегов в «Словаре русского языка»: информация - это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо. До середины 20-х годов XX века под информацией понимались «сообщения и сведения», передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Затем информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму и т.п. В связи с развитием средств связи, телекоммуникаций, вычислительной техники возникла необходимость измерять количественные характеристики информации. Под информацией стали понимать не просто сведения, а только сведения новые и полезные для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления. Остальные сведения не считались информацией. Термин «информация» и связанные с ним термины сегодня широко применяются и законодателем. 1.2. Классификация информации по ее роли в правовой системе.
По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую (рис. 1). Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах (классификация приведена на рис. 2).
Рис. 1. Классификация информации по ее роли в правовой системе.
Ненормативная правовая информация создается в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. К ненормативной правовой информации относятся: 1) общая информация о состоянии законности и правопорядка: заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности; судебная, уголовная и прокурорская статистика; информация о соблюдении прав и свобод человека; социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов; 2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы); 3) информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний; 4) информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные решения и т.п.); 5) информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений: - криминологическая информация - данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний; - криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление; - судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого;
Рис. 2. Классификация нормативной правовой информации по видам актов.
- оперативно-розыскная информация, содержащая сведения, отражающая ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.
1.3. Классификация информации по доступу к ней.
По степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности или секретности (рис. 3).
Информация как объект гражданских правоотношений - произведения науки и литературы, другие формы, отображающие информацию (например, карты, фотографии и т.п.), а также информация, содержащаяся в документах, закрепляющих авторские права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (патенты, свидетельства). Массовая информация - информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и (или) через Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителям. Официальные документы - законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы. Эта информация создается в порядке законотворческой или иной правовой деятельности. Обязательно представляемая документированная информация - обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация. Такая информация создается юридическими и физическими лицами в порядке учета и отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством. Государственная тайна - защищаемые государством сведения, создаваемые в условиях секретности в соответствии с законодательством РФ. Коммерческая тайна (информация, составляющая коммерческую тайну) - научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, включая ноу-хау. Режим защиты такой информации устанавливается законом.
Рис. 3. Классификация информации по доступу к ней. Информация о гражданах (персональные данные) создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе связанной с реализацией прав и свобод (права на труд, на жилище, на отдых, медицинское обслуживание, социальное страхование, пенсионное обеспечение, на свободу слова и многое другое) и выполнением обязанностей (например, воинской обязанности) и представляется как сведения о себе (персональные данные) разным субъектам. Документированной информацией здесь являются анкеты, истории болезни, декларации о доходах, банковские записи и т.п. Научно-юридическая информация - сведения, содержащиеся в юридических монографиях, статьях, справочниках, комментариях, докладах на юридические темы и т.п.
1.4. Юридические особенности и свойства информации.
Особенности и юридические свойства информации проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию основных информационных прав, провозглашенных Конституцией РФ, и обязанностей соответствующих субъектов в порядке обеспечения гарантий информационных прав и свобод. Для информации любого вида и назначения, создаваемой, применяемой или распространяемой в правовой системе, присущи некоторые свойства, которые влекут за собой определенные юридические последствия при обращении информации. Закрепляются же такие свойства и особенности в нормах права и реализуются в информационных правоотношениях в особенностях поведения субъектов, в их правах, обязанностях и ответственности по фактам поведения. 1. Свойство физической неотчуждаемости информации - основано на том, что знания не отчуждаемы от человека, их носителя. Исходя из этого, при передаче информации от одного лица к другому и юридического закрепления этого факта процедура отчуждения информации должна заменяться передачей прав на ее использование и передаваться вместе с этими правами. 2. Свойство обособляемости информации. Для включения в оборот информация всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн, вследствие этого обособляется от ее производителя (создателя) и существует отдельно и независимо от него. Это подтверждает факт оборотоспособности информации как самостоятельного отдельного объекта правоотношений, в результате чего появляется возможность передачи информации в такой форме от одного субъекта к другому. 3. Свойство информационной вещи (информационного объекта). Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя и проявляется как «двуединство» информации (ее содержания) и носителя, на котором эта информация (содержание) закреплено. Это свойство позволяет распространить на информационную вещь (объект) совместное и взаимосвязанное действие двух институтов — института авторского права и института вещной собственности. 4. Свойство тиражируемости (распространяемости) информации. Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация (содержание) может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц (неограниченный круг лиц может знать содержание этой информации). Отсюда следует, что юридически необходимо закреплять объем прав по использованию информации (ее содержания) лицами, обладающими такой информацией (обладающими знаниями о содержании информации). 5. Свойство организационной формы. Информация, находящаяся в обороте, как правило, представляется в документированном виде, т.е. в форме документа. Это могут быть подлинник (оригинал) документа, его копия, массив документов на бумажном или электронном носителе (банк данных или база данных) тоже в виде оригинала или копии, библиотека, фонд документов, архив и т.п. Такое свойство дает возможность юридически закреплять факт «принадлежности» документа конкретному лицу, например, закрепив его соответствующей подписью в традиционном или в электронном виде (с помощью ЭЦП). Это свойство позволяет также относить к информационным вещам (информационным объектам) как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры. 6. Свойство экземплярности информации. Это свойство заключается в том, что информация распространяется, как правило, не сама по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экземпляров информации через учет носителей, содержащих информацию. Понятие экземплярности дает возможность учитывать документированную информацию и тем самым связывать содержательную сторону информации с ее «вещным» обрамлением, т.е. с отображением на носителе, вводить понятие учитываемой копии документа, а отсюда и механизма регистрации информации, в особенности учитывать обращение оригиналов (подлинников) документов. Экземплярность информации уже сегодня активно реализуется при обращении информации ограниченного доступа. Указанные юридические особенности и свойства должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений.
1.5. Модель информационной сферы.
Законодатель определил информационную сферу как «сферу деятельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации»[1], а информационные процессы как процессы производства, передачи, поиска, получения и распространения информации [2] (к информационным следует относить процессы создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения). Общественные отношения, подлежащие правовому регулированию в информационной сфере, называют информационными, а деятельность по осуществлению информационных процессов - информационной деятельностью.
Рис. 4. Модель информационной сферы.
Информационная сфера может быть разделена на две части - основную часть или часть собственно обращения информации (окружности на рисунке) и часть, обеспечивающую обращение информации (прямоугольники на рисунке), каждая из которых в свою очередь подразделяется на области. Внедрение информационных технологий создало новые возможности для ускорения и повышения эффективности информационных процессов, повысило качество информационного обслуживания. Были созданы новые материальные носители информации, новые механизмы ее тиражирования и распространения, в связи с чем появилась дополнительная область, обеспечивающая основные области возможностями программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций - область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения. Создание, преобразование и потребление информации, особенно в условиях современных систем связи и телекоммуникаций, потребовало также акцентировать внимание на проблемах информационной безопасности (безопасности в информационной сфере). Основным назначением информационной безопасности можно считать выявление угроз и защиту: информации от несанкционированного доступа; информационных прав и свобод личности; личности, общества, государства от воздействия ложной, вредной информации, дезинформации. В этой связи появляется еще одна обеспечивающая область - создания и применения средств и механизмов информационной безопасности. Разделение информационной сферы на области условно, поскольку все они тесно связаны между собой. Один и тот же человек (физическое лицо) может выступать в качестве разных субъектов в разных областях. Например, автор научного произведения может работать администратором банка данных в области информационных ресурсов, выступать потребителем информации в области поиска, получения и потребления информации, выступать в качестве специалиста, эксплуатирующего информационную систему, а также участвовать в рамках области информационной безопасности при решении вопросов защиты информации. Область поиска, получения и потребления информации - область «задающая» обращение информации. Основные субъекты данной области — потребители, или получатели информации. К ним относятся граждане, ученые, специалисты, юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, другие субъекты, действующие в порядке реализации своих конституционных прав на поиск и получение информации или осуществления функций и задач. Основной целью потребителя является получение сведений, необходимых ему для принятия решений. Основными объектами в этой области выступает любая информация, которая затребуется каждым и может быть получена из области создания и распространения исходной или производной информации или области формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг: и аудиовизуальная информация, текстовая информация, распространяемая СМИ, информационная продукция разного вида и назначения, подготавливаемая на основе информационных ресурсов их держателями и в порядке предоставления информационных услуг (отдельные документы, тематические подборки, справки, отдельные данные, массивы документов в виде банков данных и т.п.). В области создания и распространения информации информация создается с целью удовлетворения информационных потребностей субъектов рассмотренной выше области поиска и получения информации. Субъектами, обеспечивающими функционирование данной области, выступает широкий круг производителей информации. Это граждане и их объединения, ученые и специалисты, журналисты и обозреватели, организации, предприятия и учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления. Распространяется информация с помощью средств массовой информации, по почте, по Интернет, а также в результате действий юридических и физических лиц, составляющих различного рода документы в соответствии с предписаниями нормативных правовых актов. Информация создается практически в процессе любой интеллектуальной (умственной) деятельности человека. В области формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг, в отличие от предыдущей, сосредоточена ретроспективная документированная информация в форме информационных ресурсов как аккумуляторов (запасов) совокупных знаний человечества, накопленных за долгие годы цивилизации. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» в ст. 2 дает определение понятия информационных ресурсов: «... информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг. В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» раскрываются понятия этих терминов: «...информационные продукты (продукция) – документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей». А информационные услуги – «действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами». Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий. С помощью информационных систем, в том числе автоматизированных, банков данных, их сетей, в первую очередь Интернет и иных систем, на основе современных информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информации, производства информационных ресурсов, поиска и распространения информации из них. При формировании информационных ресурсов, подготовке и предоставлении пользователям информационных продуктов, информационных услуг, особенно при включении таких ресурсов в трансграничные информационные сети, в первую очередь Интернет, необходимо защищать от их несанкционированного доступа. Структура и содержание средств и механизмов защиты информации определяются новыми возможностями ЭВМ и их сетей при формировании и использовании информационных ресурсов. Необходимо решить вопросы защиты любой документированной информации на материальном носителе от несанкционированного доступа, в том числе в информационных системах и их сетях. Для обеспечения защиты информации должны разрабатываться и внедряться механизмы защиты – технические, программные, организационные, правовые и другие. К объектам области создания и применения информационных, систем, информационных технологий и средств их обеспечения относятся: информационные системы и информационные технологии, средства их обеспечения. Федеральным законом в ст. 2 «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (ст. 2). К информационным системам относятся и автоматизированные информационные системы разного вида. В первую очередь это Интернет, а также автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД), автоматизированные системы научно-технической информации (АСНТИ) и т.п., банки данных, базы знаний, экспертные системы, информационно-вычислительные системы, информационно-телекоммуникационные системы и сети, системы связи и телекоммуникации, а также средства обеспечения этих систем и технологий. Основные технические средства — средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи и телекоммуникаций и др. Программные средства — операционные системы, прикладные программы, программные средства телекоммуникации, другие программные средства. Лингвистические средства – словари, тезаурусы, классификаторы, другие лингвистические средства, организационно-правовые средства – нормативные правовые и правовые акты, нормативно-технические документы, положения, уставы, должностные инструкции. Субъектов в данной области можно разделить на две группы: субъекты, организующие и осуществляющие разработку информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, и субъекты, эксплуатирующие перечисленные объекты. Одним из важнейших направлений деятельности субъектов в этой области должны быть формирование и развитие программно-технической части информационной инфраструктуры современного информационного общества. Под информационной инфраструктурой в данном случае понимается организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также массовой информации и информационных ресурсов, обеспечивающая эффективную и качественную реализацию информационных процессов – процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации для удовлетворения потребностей личности, общества, государства. В программно-технической части информационной инфраструктуры должны найти отражение мероприятия, связанные с созданием и применением средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также с созданием и развитием информационных сетей в России с выходом на трансграничные информационные сети и Интернет.
1.6. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом «Об участии в международном информационном обмене» под информационной безопасностью понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. В области поиска, получения и потребления информации должны быть защищены: права потребителей на получение и использование информации; гражданин, общество, государство от воздействия вредной, опасной, недостоверной, ложной информации. В области создания (производства) информации защите подлежат в первую очередь: информация как объект интеллектуальной собственности; документированная информация как объект интеллектуальной и вещной собственности. В области формирования информационных ресурсов, подготовки и предоставления пользователям информационных продуктов, информационных услуг от несанкционированного доступа необходимо защищать: информационные ресурсы на всех видах носителей, в том числе содержащие информацию ограниченного доступа; информационные системы и их сети; другие информационные технологии и средства их обеспечения. В области создания и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения должны разрабатываться, исходя из требований, возникающих в других областях, и, прежде всего, области информационной безопасности, все средства технической, организационной, правовой и программной защиты. При этом в первую очередь должны защищаться: машинные носители с информацией, например, средствами электронной цифровой подписи; базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей; программные средства в составе ЭВМ, их сетей.
1.7. Понятие информационной безопасности.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации[3] представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ. Информационная безопасность определена Доктриной как состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Система обеспечения информационной безопасности РФ является частью системы обеспечения национальной безопасности страны и строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации: – угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России; – угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации; – угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; – угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
1.8. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Методы обеспечения информационной безопасности РФ разделяются на правовые, организационно-технические и экономические. К правовым методам обеспечения информационной безопасности РФ относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ. Наиболее важными направлениями этой деятельности являются: – внесение изменений и дополнений в законодательство РФ, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности РФ, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Россия, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности РФ; - законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности РФ между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан; - разработка и принятие нормативных правовых актов РФ, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну; - уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России; - законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи; - определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации, и правовое регулирование деятельности этих организаций; - создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности. Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Российской Федерации в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ основывается на принципах соблюдения Конституции РФ, норм законодательства, открытости в реализации функций органов государственной власти и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности, правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия, приоритетного развития современных информационных и телекоммуникационных технологий. Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ, что предполагает: – оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования; – создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; – определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюден
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|