Разработка видения организации
Различные состояния внешней и внутренней среды организаций объясняют разнообразие самих организаций и их фактическое состояние. Многофакторность параметров, определяющих положение каждой конкретной организации, не позволяет их систематизировать и формализовать процесс разработки образа существующего и желаемого состояния организации. Различный жизненный опыт работников организаций приводит к различному восприятию одних и тех же явлений, а неизбежные потери, искажения и опущения при вербальном описании самих организаций требуют долгих и болезненных в социальном плане согласований мнений. Поэтому эффективным является метод «рисования образов» (образа настоящего и будущего, желаемого состояния организации) и последующее их описание, для определения «разрыва» между мечтой и действительностью. На данном этапе особое искусство состоит в умелом трансформировании множества слабых сигналов в систему, представляющую настоящее и будущее состояние организации. Примеры формулировок видения приведены в приложении 4.
Миссия организации
Видение определяет миссию организации — то, что организация собирается делать и чем она хочет стать, т.е. определяет ее предназначение. «В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации», — пишет О.С. Виханский[32]. Под философией организации при этом понимается сочетание ценностей, верований, принципов, в соответствии с которыми организация планирует осуществлять свою деятельность, а предназначением определяется деятельность, которую организация собирается осуществлять, и то, какого типа организацией она собирается быть.
Узкое понимание миссии есть утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация и чем она отличается от других ей подобных. Здесь миссия трактуется как основная общая цель организации, как четко выраженная причина ее существования. Другими словами, миссия — это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Добавим, что цель эта комплексная, включающая и внутренние, и внешние ориентиры. В силу чего, очевидно, неверными являются утверждения некоторых авторов о том, что миссиюотличает направленность на внешнюю среду: на клиента, потребителя. Организация, являясь открытой системой, несет в себе миссию, определяющую направление развития организации во внешней среде и внутри самой себя. К факторам, влияющим на формирование миссии, обычно относят: исторические особенности организации; стиль поведения работников организации; состояние внешней по отношению к организации среды; наличие ресурсов, необходимых для достижения стоящих перед организацией целей; специфические особенности организации. Миссия, кроме того, может определяться и кругом удовлетворяемых организацией потребностей общества, и совокупностью внешних сил, взаимодействующих с организацией. В сопровождающих миссию тезисах обычно указывается целевая направленность организации; наименование того продукта, который организация предлагает внешней среде, и технологии его производства; социокультурные ценности, принятые в организации; собственное представление о себе (внутренняя концепция) и впечатление, которое организация хочет произвести во внешней среде (внешний образ). Факторы, влияющие на формирование миссии, приведены на рис. 1.32. Последовательность шагов, позволяющих сформулировать миссию организации, заключается в определении внешней и внутренней направленности организации (рис. 1.33).
Рис. 1.32. Факторы, влияющие на формирование миссии
Рис. 1.33. Схема разработки миссии организации
Что дает формулирование миссии для организации? Во-первых, возможность субъектам внешней среды идентифицировать организацию, а самой организации формировать свой имидж. Во-вторых, заставляет пересмотреть факторы, лежащие в основе управления, и помогает взглянуть на деятельность организации как бы «с высоты птичьего полета» (получить широкую панораму). В-третьих, подобно магниту, направляет векторы интересов сотрудников организации в одну сторону — к цели. В-четвертых, помогает работникам организации идентифицировать себя с организацией, что усиливает мотивацию. В-пятых, устанавливает определенную социальную культуру в организации. Наконец, является основой при формировании целей организации и принятии наиболее важных решений. Требования к формулированию миссии заключаются в подборе простых и понятных терминов, обеспечивающих однозначность толкования при сохранении простора для творческого развития организации. Предпочтительным является сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление деятельности организации, с хорошо проработанным текстом миссии. Разработка миссии. Являясь платформой мотивации развития организации, миссия отражает амбиции лидера и его команды. Поэтому при разработке миссии учитывается не только потенциал организации и ее взаимодействие с внешней средой, но и взаимодействие субъектов целеполагания, репутацию организации, положение выпускаемого продукта на рынке и многое другое.
В любом случае необходимо помнить о том, что в ее разработке должны принимать участие и те сотрудники, которые будут внедрять результаты разработки,— менеджеры среднего звена. Полезна в этом процессе матрица, приведенная в табл. 1.20, используемая для концентрации информации, необходимой для составления формулировки миссии. Таблица 1.20 Матрица миссии
Миссия вовне, представленная в матрице пятью направлениями, расшифровывается до содержания параметров, которым соответствуют определенные характеристики рассматриваемой организации. Указанные характеристики формулируются, заносятся в таблицу и ранжируются (например, по степени значимости для организации в целом и для формирования миссии, в частности).
Аналогичным образом оцениваются параметры внутренней среды организации: определяются соответствующие им характеристики организации, которые ранжируются. Окончательная формулировка миссии должна содержать наиболее значимые характеристики организации. Примеры формулировок миссий различных организаций приведены в приложении 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|