Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка видения организации




Различные состояния внешней и внутренней среды организаций объясняют разнообразие самих организаций и их фактическое состояние.

Многофакторность параметров, определяющих положение каждой конкретной организации, не позволяет их систематизировать и формализовать процесс разработки образа существующего и желаемого состояния организации.

Различный жизненный опыт работников организаций приводит к различному восприятию одних и тех же явлений, а неизбежные потери, искажения и опущения при вербальном описании самих организаций требуют долгих и болезненных в социальном плане согласований мнений. Поэтому эффективным является метод «рисования образов» (образа настоящего и будущего, желаемого состояния организации) и последующее их описание, для определения «разрыва» между мечтой и действительностью.

На данном этапе особое искусство состоит в умелом трансформировании множества слабых сигналов в систему, представляющую настоящее и будущее состояние организации.

Примеры формулировок видения приведены в приложении 4.

 

Миссия организации

 

Видение определяет миссию организации — то, что организация собирается делать и чем она хочет стать, т.е. определяет ее предназначение.

«В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации», — пишет О.С. Виханский[32]. Под философией организации при этом понимается сочетание ценностей, верований, принципов, в соответствии с которыми организация планирует осуществлять свою деятельность, а предназначением определяется деятельность, которую организация собирается осуществлять, и то, какого типа организацией она собирается быть.

Узкое понимание миссии есть утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация и чем она отличается от других ей подобных. Здесь миссия трактуется как основная общая цель организации, как четко выраженная причина ее существования. Другими словами, миссия — это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде.

Добавим, что цель эта комплексная, включающая и внутренние, и внешние ориентиры. В силу чего, очевидно, неверными являются утверждения некоторых авторов о том, что миссиюотличает направленность на внешнюю среду: на клиента, потребителя. Организация, являясь открытой системой, несет в себе миссию, определяющую направление развития организации во внешней среде и внутри самой себя.

К факторам, влияющим на формирование миссии, обычно относят: исторические особенности организации; стиль поведения работников организации; состояние внешней по отношению к организации среды; наличие ресурсов, необходимых для достижения стоящих перед организацией целей; специфические особенности организации. Миссия, кроме того, может определяться и кругом удовлетворяемых организацией потребностей общества, и совокупностью внешних сил, взаимодействующих с организацией.

В сопровождающих миссию тезисах обычно указывается целевая направленность организации; наименование того продукта, который организация предлагает внешней среде, и технологии его производства; социокультурные ценности, принятые в организации; собственное представление о себе (внутренняя концепция) и впечатление, которое организация хочет произвести во внешней среде (внешний образ).

Факторы, влияющие на формирование миссии, приведены на рис. 1.32. Последовательность шагов, позволяющих сформулировать миссию организации, заключается в определении внешней и внутренней направленности организации (рис. 1.33).


 

 

               
   
Требования — отражать специфику организации — отражать интересы субъектов целеполагания — отражать пути ее осуществления — восприятие не должно вызывать затруднений и различных толкований  

 

 
Назначение — формировать имидж организации, — направлять вектор интересов сотрудников в одном направлении, — идентифицировать организацию во внешней среде, — помочь работникам идентифицировать себя с организацией, — установить особую социокультурную среду в организации  

 

 
   
 
 
 

 

 


Рис. 1.32. Факторы, влияющие на формирование миссии

 

 


 

 

 

 


Рис. 1.33. Схема разработки миссии организации

 

Что дает формулирование миссии для организации? Во-первых, возможность субъектам внешней среды идентифицировать организацию, а самой организации формировать свой имидж.

Во-вторых, заставляет пересмотреть факторы, лежащие в основе управления, и помогает взглянуть на деятельность организации как бы «с высоты птичьего полета» (получить широкую панораму).

В-третьих, подобно магниту, направляет векторы интересов сотрудников организации в одну сторону — к цели.

В-четвертых, помогает работникам организации идентифицировать себя с организацией, что усиливает мотивацию.

В-пятых, устанавливает определенную социальную культуру в организации.

Наконец, является основой при формировании целей организации и принятии наиболее важных решений.

Требования к формулированию миссии заключаются в подборе простых и понятных терминов, обеспечивающих однозначность толкования при сохранении простора для творческого развития организации.

Предпочтительным является сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление деятельности организации, с хорошо проработанным текстом миссии.

Разработка миссии. Являясь платформой мотивации развития организации, миссия отражает амбиции лидера и его команды. Поэтому при разработке миссии учитывается не только потенциал организации и ее взаимодействие с внешней средой, но и взаимодействие субъектов целеполагания, репутацию организации, положение выпускаемого продукта на рынке и многое другое.

В любом случае необходимо помнить о том, что в ее разработке должны принимать участие и те сотрудники, которые будут внедрять результаты разработки,— менеджеры среднего звена.

Полезна в этом процессе матрица, приведенная в табл. 1.20, используемая для концентрации информации, необходимой для составления формулировки миссии.

Таблица 1.20

Матрица миссии

Уровень Параметр Содержание параметра Содержание характеристик организации
Наименование характеристик Ранг
Миссия организации “вовне“   Предназначение Ценности и нормы    
Легальное осуществление идеи    
Удовлетворение потребностей клиентов    
  Стратегическая цель Экспансия    
Развитие    
Совершенствование    
Идентифицировать организацию во внешней среде    
Национальная идея Особенности национального менталитета    
Аспекты национальной гордости    
Рекламная акция Презентация своего образа    
Формирование имиджа организации    
Заверение в приоритетности интересов клиентов, партнеров    
Направленность Народная    
Элитарная    
Специальная    
Миссия организации “вовнутрь” Собственное представление о себе Кадровый потенциал    
Мотивация к развитию    
Уникальность ресурсов и квалификации    
Социокультурные ценности, принятые в организации Нравственные нормы    
Этические и эстетические нормы    
Ответственность за производимую продукцию    
Традиции и легенды    
Ожидания персонала    
Выравнивание вектора интересов сотрудников в одном направлении Ориентация на концепцию консенсуса (компромисса)    
Снижение противоречия между трудом и капиталом    
Работа в команде    
Помощь работникам в идентифика-ции себя с организацией Вовлеченность персонала в управление    
Объединение персонала    
Возможность раскрытия потенциала работников    
Удовлетво-рение потребнос-тей персонала Качество трудовой жизни    
Обучение всему передовому    
Помогать персоналу в самосовершенствовании    

Миссия вовне, представленная в матрице пятью направлениями, расшифровывается до содержания параметров, которым соответствуют определенные характеристики рассматриваемой организации. Указанные характеристики формулируются, заносятся в таблицу и ранжируются (например, по степени значимости для организации в целом и для формирования миссии, в частности).

Аналогичным образом оцениваются параметры внутренней среды организации: определяются соответствующие им характеристики организации, которые ранжируются.

Окончательная формулировка миссии должна содержать наиболее значимые характеристики организации.

Примеры формулировок миссий различных организаций приведены в приложении 5.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...