Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегические цели организации




 

Перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы помогает определение конкретных целей организации. Под целями здесь понимаются конкретные результаты видения. И используются цели в качестве критерия для оценки возможных успехов в реализации той или иной стратегии.

Обычно речь идет о целеполагании, под которым понимается выбор цели, как образа будущего результата деятельности организации.

Из теории организаций известно, что каждая организация — это целевая общность людей, однако цель не должна пониматься упрощенно. На деле речь идет о целевой структуре, состоящей как минимум из трех групп целей, которые представляют собой органическое единство, и эффективность достижения этих групп целей различна в условиях разных структур.

Не все цели, которые можно сформулировать, достижимы для организации в принципе. Кроме того, цели могут быть достигнуты только в том случае, если существует обратная связь управляющей системы с управляемой. Если же обратиться к теории А. Маслоу, то станет ясно, что люди не могут полностью достичь своих целей, поэтому целеполагание есть процесс непрерывный и итеративный.

Основными группами лиц, целеполагание которых влияет на деятельность организации, являются собственники организации, работники организации, потребители (покупатели) продукта организации, партнеры организации, местное сообщество, общество в целом. Формулировки целей в какой-то мере должны отражать взаимодействие с каждым из шести названных субъектов. Наибольшее влияние на содержание целей оказывают интересы собственников, наемных работников и потребителей продукции организации.

Попытки исследователей классифицировать цели организации приводят к тому, что в одном случае рассматривается целевая картина в четырех измерениях: экономическом, количественном, качественном и с точки зрения развития. Во втором случае цели организации представляются в виде перечней неэкономических (социальных) целей либо экономических целей (качественных и количественных показателей деятельности), либо временных целей (краткосрочных и долгосрочных — в большей степени связанных с миссией). В третьем — выделяются ключевые пространства, в пределах которых определяются цели:

· положение на рынке (позиция по отношению к конкурентам);

· инновации в технологии, методах организации труда;

· производительность при меньших затратах ресурсов;

· ресурсы, будущая потребность в них;

· доходность — количественный уровень необходимой доходности;

· управленческие аспекты — персональные достижения менеджеров организации;

· персонал в части выполнения трудовых функций и отношения к работе (цели должны отражать мотивационную направленность — высокую зарплату, лучшие условия труда, общение и т.д.);

· социальная ответственность — обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества, обеспечение его качественными товарами и услугами, формирование благоприятной экологической среды, участие в решении острых социальных проблем.

Как критерии качества целей обычно используются такие показатели:

· конкретность (чем конкретнее, тем легче оценить достижение цели);

· напряженность и достижимость (повышает мотивацию);

· измеримость;

· сопоставимость (цели конфигураторов и иерархическая сопоставимость);

· гибкая возможность корректировки стратегии.

При стратегическом управлении важно помнить о так называемой иерархической структуре стратегии, которая заключается в следующем: то, что на высшем уровне управления считается средством достижения каких-либо целей, на более низких уровнях оказывается целью. Из этого следует, что стратегия, разработанная для организации в целом, выступает в качестве цели по отношению к структурным подразделениям организации. На основании указанной цели и разрабатываются функциональные стратегии (политики) структурных подразделений, которые в свою очередь являются целями отдельных более мелких подразделений организации или отдельных работников.

В недавние годы преподаватели школ делового администрирования призывали менеджеров к постановке ясных целей для себя и тем более для своих подчиненных. И хотя идея управления по целям утеряла часть своей привлекательности в качестве философии менеджмента, она продолжает оказывать влияние на управленческую практику менеджеров и по сей день.

Факторы, определяющие цели организации, представлены на рис. 1.34.

Процедура разработки целей организации заключается в том, что, отталкиваясь от формулировки миссии и учитывая целевые установки основных субъектов целеполагания, цели формулируются с учетом базовых и стратегических критериев (рис. 1.35).


 

                   
   
 
 
Назначение: — Конкретизировать #видение и миссию — мотивировать работников — ориентировать стратегию  
   
   

 

   
 
Требования: — учет целеполагания основных групп лиц — соответствие критериям

 

   
       
 
 

 


Рис. 1.34. Факторы, определяющие цели организации

 


 
 

 

 


Рис. 1.35. Схема разработки стратегических целей организации

Определение стратегических целей. Отталкиваясь от формулировки миссии, необходимо перейти к разработке стратегических целей организации. Известный голландский консультант Х. Виссема[33] выделяет три типа стратегических целей:

· корпоративные (цели организации в целом);

· бизнес-цели (цели однородной группы конкретной деятельности);

· функциональные (цели функциональной деятельности).

В таблице 1.21 приведена матрица, позволяющая выстраивать цели организации, определяемые как совокупность целей субъектов целеполагания субъектов различного уровня и направленности.

Таблица 1.21

Матрица целей

Наименования направлений Субъекты целеполагания Наименование характеристик целеполагания Примеч.
Содержание возможных целей Степень значимости (ранг)
  Цели внешние Потребители Получение большей ценности приобретаемого товара (услуги) на один рубль цены      
Поставщики Установить долгосрочные и взаимовыгодные партнерские отношения      
Конкуренты При минимальных затратах захватить долю конкурентов организации на рынке      
Кредиторы Получить в срок выданный кредит с процентами      
Местное сообщество Сохранить экологическое равновесие        
Органы власти Обеспечить занятость населения и поступления в бюджет      
    Цели внутренние (функциональные, экономические, социальные) Менеджеры Осуществить рост имиджа организации и увеличение доли рынка, принадлежащего ей    
Собственники Получить процент на вложенный в организацию капитал    
Работники Стабильно зарабатывать деньги на жизнь    
  Цели системные   Организация как система   Минимум неопределенности при максимальной стабильности.    
 
    Критерии   Базовые Эффективность    
Реализуемость    
Достижимость    
Измеримость    
Совместимость    
Иерархичность    
Гибкость    
  Стратегические   Решение главных проблем    
Преодоление угроз    
Использование возможностей    
Реализация сильных сторон организации    

 

Критерии приоритетности целей приведены в нижней части матрицы, но, как было показано выше, приоритетное значение имеют внутренние цели, и в первую очередь целеполагание менеджеров и собственников. Векторы остальных целей учитываются, но не являются доминирующими.

Решение об итоговой формулировке целей организации принимается на уровне интуиции в силу многофакторности этого явления, но все сформулированные цели затем так или иначе будут использованы при детализации самой стратегии организации.

Примеры формулировок стратегических целей организаций приведены в приложении 6.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...