Цели, задачи, принципы и функции государственного регулирования инновационной деятельности
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ГЛАВА 6 Создание благоприятных условий нововведений
Инновационная деятельность – это сложный вид деятельности, объединяющий в себе производство нового знания, новых товаров, услуг, подготовку кадров и т.п., поэтому важнейшим направлением является регулирование инновационной деятельности, т.е. деятельность по созданию, поддержанию и развитию благоприятных условий нововведений. Регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: · на уровне государства в целом; · на уровне региональна; · на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения. Основу управления инновационными проектами составляет государственное регулирование инновационной деятельности. Высшей формой регулирования инновационной деятельности является выработка и проведение инновационной политики. Инновационная политика государства – совокупность форм, методов и направлений воздействия на бизнес с целью интенсификации разработки и выпуска новых видов изделий и технологий. Инновационная политика включает долговременную и текущую политику. Долговременная политика направлена на решение задач, требующих больших затрат ресурсов. Текущая политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности. Текущая государственная политика регулирования инновационного процесса осуществляется преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма государственного регулирования проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, регулирующими инновационную деятельность.
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование через государственные целевые программы поддержки инноваций. Среди текущих задач инновационной политики государства можно выделить следующие: · совершенствование механизмов стимулирования инновационного процесса; · создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности; · развитие инфраструктуры поддержки инновационного процесса; · развитие малого инновационного предпринимательства; · совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ; · поддержка приоритетных направлений развития науки, техники и технологии. Государственная инновационная политика направлена на создание благоприятных условий осуществления инновационных вопросов. В России государством определены следующие приоритетные направления развития науки, техники и технологий: · безопасность и противодействие терроризму; · живые системы; · индустрия наносистем и наноматериалов; · информационно-телекоммуникационные системы; · перспективные вооружения, военная и специальная техника; · рациональное природопользование; · транспортные, авиационные и космические системы; · энергетика и энергосбережение. В России государством определен перечень критических технологий: · базовые и критические военные, специальные и промышленные технологии; · биоинформационные технологии; · биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии; · биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных; · геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств; · клеточные технологии; · нанотехнологии и наноматериалы; · технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, · безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;
· технологии биоинженерии; · технологии водородной энергетики; · технологии механотроники и создания микросистемной техники; · технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы; · технологии новых и возобновляемых источников энергии; · технологии обеспечения защиты и жизнедеятельности населения и опасных объектов при угрозах террористических проявлений; · технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации; · технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы; · технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов; · технологии производства программного обеспечения; · технологии производства топлив и энергии из органического сырья; · технологии распределенных вычислений и систем; · технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф; · технологии создания биосовместимых материалов; · технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления; · технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов; · технологии создания и обработки кристаллических материалов; · технологии создания и обработки полимеров и эластомеров: · технологии создания и управления новыми видами транспортных систем; · технологии создания мембран и каталитических систем; · технологии создания новых поколений ракетно-космической, авиационной и морской техники; · технологии создания электронной компонентной базы; · технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии; · технологии создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем; · технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания; · технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых. Представленный перечень является основой для формирования и экономической поддержки инновационных проектов на государственном уровне через государственные и региональные программы, Российский фонд фундаментальных исследований, Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития и др.
Основные направления государственной поддержки инновационной деятельности: · содействие развитию научных исследований в перспективных направлениях; · содействие разработке и реализации программ, направленных на повышение инновационной активности; · формирование государственных заказов на проведение инновационных разработок; · применение мер государственного регулирования для поддержки инновационных процессов; · кадровое обеспечение инновационной деятельности; · совершенствование правовой базы инновационной деятельности; · регулирование международных связей в области инновационных процессов. Различают следующие формы государственного регулирования международных связей в инновационной деятельности: · выбор наиболее перспективных направлений сотрудничества; · таможенное регулирование в области инновационных разработок; · стимулирование зарубежных инвестиций в области инноваций; · финансирование международных инновационных проектов; · применение налоговых и кредитных льгот при проведении совместных инновационных проектов. Базой развития науки и технологий в Российской Федерации являются: 1) научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей квалификации; 2) фундаментальная наука, имеющая признанные научные школы и достижения мирового уровня, а также развитая система высшего образования; 3) важнейшие прикладные исследования и разработки, промышленный потенциал, уникальные производственные и иные технологии, научно-технический задел; 4) высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база;
5) опыт концентрации усилий на решении сложных научно-технических и технологических проблем национального масштаба; 6) богатые природные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура. Для перехода к инновационному пути развития страны должны быть решены следующие задачи: 1) создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; 2) совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности; 3) адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники; 4) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники; 5) совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий; 6) поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере; 7) укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы; 8) активизация деятельности по обмену знаниями и технологиями между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования; 9) ускоренная реализация научных и научно-технических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них; 10) разработка и модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействие развитию оборонно-промышленного комплекса; 11) совершенствование технических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в том числе международным. Определены важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий: 1) развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; 2) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий; 3) формирование национальной инновационной системы; 4) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;
5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса; 6) интеграция науки и образования; 7) развитие международного научно-технического сотрудничества. Фундаментальная наука является одной из стратегических составляющих развития общества. Результаты фундаментальных исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат основой экономического роста государства, его устойчивого развития, являются фактором, определяющим место России в современном мире. Целями государственной инновационной политики являются: развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализация важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства. Задачами государственной инновационной политики являются: 1) обеспечение скоординированной деятельности государственных органов, хозяйственных и научных организаций для реализации структурной перестройки экономики; 2) обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темпы и пропорции развития народного хозяйства и его структурную сбалансированность; 3) сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований; 4) углубление специализации и повышение надежности кооперационных связей предприятий отраслей производства с организациями, занимающимися разработкой наукоемких технологий; 5) перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса. Принципами государственной инновационной политики являются: 1) опора на отечественный научный потенциал; 2) свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики; 3) стимулирование развития фундаментальных научных исследований; 4) сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ; 5) создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности; 6) интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки и переподготовки кадров всех уровней; 7) защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства; 8) обеспечение права свободного обмена информацией; 9) развитие инновационных организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства; 10) повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и труда ученых и специалистов; 11) пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России. Функциями государственной инновационной политики являются: 1) аккумулирование средств на научные исследования и инновации; 2) координацию инновационной деятельности; 3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков; 4) создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности; 5) кадровое обеспечение инновационной деятельности; 6) формирование научно-инновационной структуры; 7) институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора; 8) обеспечение социальной и экологической направленности инноваций; 9) повышение общественного статуса инновационной деятельности; 10) региональное регулирование инновационных процессов; 11) регулирование международных аспектов инновационных процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|