Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели, задачи, принципы и функции государственного регулирования инновационной деятельности




ГЛАВА 6 Создание благоприятных условий нововведений

 

Инновационная деятельность – это сложный вид деятельности, объединяющий в себе производство нового знания, новых товаров, услуг, подготовку кадров и т.п., поэтому важнейшим направлением является регулирование инновационной деятельности, т.е. деятельность по созданию, поддержанию и развитию благоприятных условий нововведений.

Регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях:

· на уровне государства в целом;

· на уровне региональна;

· на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения.

Основу управления инновационными проектами составляет государственное регулирование инновационной деятельности.

Высшей формой регулирования инновационной деятельности является выработка и проведение инновационной политики.

Инновационная политика государства – совокупность форм, методов и направлений воздействия на бизнес с целью интенсификации разработки и выпуска новых видов изделий и технологий. Инновационная политика включает долговременную и текущую политику.

Долговременная политика направлена на решение задач, требующих больших затрат ресурсов.

Текущая политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности.

Текущая государственная политика регулирования инновационного процесса осуществляется преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

Административно-ведомственная форма государственного регулирования проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, регулирующими инновационную деятельность.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование через государственные целевые программы поддержки инноваций.

Среди текущих задач инновационной политики государства можно выделить следующие:

· совершенствование механизмов стимулирования инновационного процесса;

· создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности;

· развитие инфраструктуры поддержки инновационного процесса;

· развитие малого инновационного предпринимательства;

· совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;

· поддержка приоритетных направлений развития науки, техники и технологии.

Государственная инновационная политика направлена на создание благоприятных условий осуществления инновационных вопросов.

В России государством определены следующие приоритетные направления развития науки, техники и технологий:

· безопасность и противодействие терроризму;

· живые системы;

· индустрия наносистем и наноматериалов;

· информационно-телекоммуникационные системы;

· перспективные вооружения, военная и специальная техника;

· рациональное природопользование;

· транспортные, авиационные и космические системы;

· энергетика и энергосбережение.

В России государством определен перечень критических технологий:

· базовые и критические военные, специальные и промышленные технологии;

· биоинформационные технологии;

· биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии;

· биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных;

· геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств;

· клеточные технологии;

· нанотехнологии и наноматериалы;

· технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла,

· безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;

· технологии биоинженерии;

· технологии водородной энергетики;

· технологии механотроники и создания микросистемной техники;

· технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы;

· технологии новых и возобновляемых источников энергии;

· технологии обеспечения защиты и жизнедеятельности населения и опасных объектов при угрозах террористических проявлений;

· технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации;

· технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы;

· технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов;

· технологии производства программного обеспечения;

· технологии производства топлив и энергии из органического сырья;

· технологии распределенных вычислений и систем;

· технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф;

· технологии создания биосовместимых материалов;

· технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления;

· технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов;

· технологии создания и обработки кристаллических материалов;

· технологии создания и обработки полимеров и эластомеров:

· технологии создания и управления новыми видами транспортных систем;

· технологии создания мембран и каталитических систем;

· технологии создания новых поколений ракетно-космической, авиационной и морской техники;

· технологии создания электронной компонентной базы;

· технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии;

· технологии создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем;

· технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания;

· технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых.

Представленный перечень является основой для формирования и экономической поддержки инновационных проектов на государственном уровне через государственные и региональные программы, Российский фонд фундаментальных исследований, Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития и др.

Основные направления государственной поддержки инновационной деятельности:

· содействие развитию научных исследований в перспективных направлениях;

· содействие разработке и реализации программ, направленных на повышение инновационной активности;

· формирование государственных заказов на проведение инновационных разработок;

· применение мер государственного регулирования для поддержки инновационных процессов;

· кадровое обеспечение инновационной деятельности;

· совершенствование правовой базы инновационной деятельности;

· регулирование международных связей в области инновационных процессов.

Различают следующие формы государственного регулирования международных связей в инновационной деятельности:

· выбор наиболее перспективных направлений сотрудничества;

· таможенное регулирование в области инновационных разработок;

· стимулирование зарубежных инвестиций в области инноваций;

· финансирование международных инновационных проектов;

· применение налоговых и кредитных льгот при проведении совместных инновационных проектов.

Базой развития науки и технологий в Российской Федерации являются:

1) научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей квалификации;

2) фундаментальная наука, имеющая признанные научные школы и достижения мирового уровня, а также развитая система высшего образования;

3) важнейшие прикладные исследования и разработки, промышленный потенциал, уникальные производственные и иные технологии, научно-технический задел;

4) высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база;

5) опыт концентрации усилий на решении сложных научно-технических и технологических проблем национального масштаба;

6) богатые природные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура.

Для перехода к инновационному пути развития страны должны быть решены следующие задачи:

1) создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

3) адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;

4) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;

5) совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

6) поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;

7) укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;

8) активизация деятельности по обмену знаниями и технологиями между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования;

9) ускоренная реализация научных и научно-технических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;

10) разработка и модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействие развитию оборонно-промышленного комплекса;

11) совершенствование технических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в том числе международным.

Определены важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий:

1) развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

3) формирование национальной инновационной системы;

4) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

6) интеграция науки и образования;

7) развитие международного научно-технического сотрудничества.

Фундаментальная наука является одной из стратегических составляющих развития общества. Результаты фундаментальных исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат основой экономического роста государства, его устойчивого развития, являются фактором, определяющим место России в современном мире.

Целями государственной инновационной политики являются: развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализация важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.

Задачами государственной инновационной политики являются:

1) обеспечение скоординированной деятельности государственных органов, хозяйственных и научных организаций для реализации структурной перестройки экономики;

2) обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темпы и пропорции развития народного хозяйства и его структурную сбалансированность;

3) сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований;

4) углубление специализации и повышение надежности кооперационных связей предприятий отраслей производства с организациями, занимающимися разработкой наукоемких технологий;

5) перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса.

Принципами государственной инновационной политики являются:

1) опора на отечественный научный потенциал;

2) свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики;

3) стимулирование развития фундаментальных научных исследований;

4) сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;

5) создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;

6) интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки и переподготовки кадров всех уровней;

7) защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства;

8) обеспечение права свободного обмена информацией;

9) развитие инновационных организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства;

10) повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и труда ученых и специалистов;

11) пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России.

Функциями государственной инновационной политики являются:

1) аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

2) координацию инновационной деятельности;

3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков;

4) создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

5) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

6) формирование научно-инновационной структуры;

7) институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

8) обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

9) повышение общественного статуса инновационной деятельности;

10) региональное регулирование инновационных процессов;

11) регулирование международных аспектов инновационных процессов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...