Основные направления государственного регулирования инновационной деятельности
Основу управления инновационными проектами составляет государственное регулирование инновационной деятельности. Государственное регулирование инновационной деятельности реализуется в федеральных целевых программах (ФЦП). Эти программы концентрируют средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их результатов. ФЦП обеспечивают поддержку высокоэффективных инновационных проектов на основе выделения приоритетных направлений развития науки и техники, перечня критических технологий федерального уровня, выделения важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей народного хозяйства. Государственное регулирование инновационной деятельности реализуется в программах технологического развития (ПТР). Эти программы формируются в рамках стратегий развития отраслей народного хозяйства. Основная часть инвестиций в этих программах обеспечивается участвующими в них предприятиями из собственных средств или кредитных источников, а участие государства заключается в координации работ и поддержке тех этапов, которые сопряжены с повышенным коммерческим риском или по каким-то другим причинам не могут быть реализованы предприятиями. Участие государства в ПТР в этих случаях осуществляется в основном в форме гарантий и возвратного финансирования. Инновационные проекты включаются в ФЦП или ПТР на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.
Государственное регулирование инновационной деятельности реализуется в форме поддержки отдельных инновационных высокоэффективных проектов большой степени коммерциализации. Конкурсная система отбора инновационных проектов для государственной поддержки постоянно совершенствуется. Акцент делается на повышении удельного веса относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов, которые разрабатываются на условиях паритетного финансирования из бюджета и за счет собственных средств предприятий при наличии гарантированного рыночного спроса на инновационную продукцию проекта. Таким образом, государственное регулирование инновационной деятельности может выражаться в форме государственной поддержки инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы, а также отдельных инновационных проектов. В процессе управления инновационными проектами осуществляется организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое регулирование процессов создания и распространения инноваций. Экономическое регулирование государством инновационной деятельности определяется факторами, способствующими созданию, освоению и распространению инноваций, являются такие, как: развитие рыночных отношений, активизация предпринимательства, пресечение недобросовестной конкуренции, проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций, создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами, развитие лизинга наукоемкой продукции, поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке. Организационное регулирование государством инновационной деятельности проявляется не только в поддержке инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы, а также отдельных значительных инновационных проектов, но и в государственном содействии развитию инновационной инфраструктуры, кадровой поддержке инновационной деятельности, содействии подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность. Государство также морально стимулирует инновационную деятельность (например, присвоением звания Заслуженный новатор РФ Указом президента РФ). Важным фактором организационного регулирования инновационной деятельности является также информационная поддержка государством инновационной деятельности, например, обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п. Государство также содействует интеграционным процессам в инновационной сфере, расширению взаимодействия субъектов РФ и развитию международного сотрудничества в этой сфере, защищает интересы российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.
Финансовое регулирование государством инновационной деятельности основано на проведении бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов. Посредством предоставления дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности, снижения отчислений налогов в федеральный бюджет субъектами РФ в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов, а также посредством других форм государство влияет на создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере.
Нормативно-правовое регулирование государством инновационной деятельности создает законодательные условия для активизации инновационной деятельности, устанавливает правовые основы взаимоотношений ее субъектов, гарантирует охрану их прав и интересов, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права на объекты интеллектуальной собственности. Важнейшим способом регулирования процесса создания и распространения инноваций является создание благоприятного инновационного климата, обеспечение приоритета инновационной деятельности. Основные пути и формы сотрудничества университетов и инновационных предприятий, применяемые в мировой практике с целью активизации инновационной деятельности. · прием на работу в инновационное предприятие выпускников и аспирантов университета. · специальные схемы преподавания, т.е. такое партнерство между университетом и предприятием, которое позволяет старшекурсникам и аспирантам работать по специальным инновационным проектам на предприятиях. · творческие отпуска (sabbaticals – годичные отпуска преподавателей для научной работы), которые позволяют профессорско-преподавательскому персоналу вузов работать на инновационных предприятиях. Творческий отпуск может служить стимулом для возникновения и развития новых идей как на предприятии, так и в вузе, что может привести к их совместным инновационным проектам. Предприятие может использовать знания и опыт высококвалифицированного университетского персонала, вузы же, в свою очередь, могут получить истинное представление о потребностях производства, практической деятельности и исследованиях в отраслевой среде. · создание и развитие связывающих организационных структур. В настоящее время, как правило, каждый университет имеет коммерческую структуру для передачи технологий, которая организовывает разработку и защиту ценных новых технологий и делает их доступными для предприятий. Это дает дополнительную прибыль университету и заработки его персоналу, а предприятиям помогает найти инновационные продукты и технологии.
· научные форумы (конференции, симпозиумы, съезды и т.п.) активно используются вузами для развития их сотрудничества с предприятиями. Средствами развития взаимосвязей могут быть и семинары, краткие учебные курсы, семинары-практикумы. Формирование в вузах отраслевых клубов также способствует развитию их связей с предприятиями. Такие клубы проводят регулярные встречи и организуют специальные презентации, способствующие развитию инновационной деятельности. · элементы инновационной инфраструктуры такие как технопарковые структуры и информационно-технологические системы. Основные пути и формы сотрудничества различных инновационных предприятий, применяемые в мировой практике с целью активизации инновационной деятельности. · передача новых идей и технологий в рамках решения социальных проблем занятости, развитие наукоемких производств, улучшающих экологию и т.п., т.к. очень трудно заинтересовать крупные предприятия в передаче побочных результатов своих НИОКР малым и средним предприятиям; · создания союзов, альянсов, многоуровневых компаний (холдингов, консорциумов и т.п.) такое сотрудничество осуществляется, если предприятие в процессе своей инновационной деятельности сталкивается с проблемой, которую не может решить в одиночку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|