Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 80: Брахман Судама посещает Кришну




Парикшит сказал: О премудрый учитель, поведай мне о других доблестных делах Кришны, нашего милосердного Спасителя.

Человек, ищущий смысла жизни и кому опостыли попытки найти его в чувственных удовольствиях, никогда не пресытится медом сказаний о Кришне, безупречном Владыке.

Лишь у того есть подлинно язык, кто живописует качества Кришны; лишь у того есть руки, кто трудится для Него; лишь у того есть ум, кто памятует об Истине, присущей во всех движимых и недвижимых существах; лишь у того есть уши, кто внемлет благодатной повести о Всевышнем Владыке.

Лишь у того есть голова, кто склоняется пред Кришной, проявленным во всех движимых и неподвижных творениях; лишь у того есть глаза, кто всюду созерцает Господа Вседержителя; лишь у того есть живое тело, кто омывает себя водою, что касалась стоп Всевышнего или Его верных слуг.

5-6: Сута сказал: в ответ на речь Парикшита, хранимого Самим Всевышним, сын Бадараяны Вьясы молвил:

- У Кришны был друг из ученого сословия, некий Судама, искушенный во многих науках и равнодушный к суетным благам. Посему он всегда был умиротворен и не алчил более того, что посылалось ему судьбою.

7: Средств, что зарабатывал он своим ремеслом, ему с женой едва хватало на пропитание. Питались они скудно и одевались в простое рубище. Жена его никогда не роптала на судьбу и делила с мужем все тягости жизни.

8-9: Но однажды благоверная супруга подолшла к брахману дрожащими ногами и с тяжелым сердцем, понурив голову, молвила:

- О брахман, ходит молва, что в былые времена ты водил дружбу с Кришной, нынешнем Вождем Ядавов и Повелителем богини удачи. Всем известно что Он покровительствует жреческому сословию и всегда готов оказать нам помощь.

10: Не по силам стало мне бремя нищеты. Я осунулась и постарела раньше срока. О если бы ты просил Кришну помочь твоему благочестивому семейству, Он бы непременно отделил бы нам малую часть Своего богатства. И тогда зажили бы мы счастливо и беззаботно.

11: Кришна сейчас обитается в Двараке со всем Своим семейством – Бходжами, Вришниями и Андхаками. Если верно, что Он благодетельствует всякому, кто просто вспоминает о Нем изредка, то нам, Его искренним поклонникам Он точно не откажет в любезности".

12-13: И так настойчиво она повторяла свою просьбу, что Судама подумал: "В самом деле, почему бы мне на навестить старого Друга. Лицезреть Кришну – заветная мечта всякого живого существа. Просить Я у Него ничего не буду, мы лишь вспомним былые времена, обнимемся и пожелаем друг другу удачи. Да и жена моя будет довольна и перестанет докучать мне просьбами".

- Хорошо будь по твоему, сказал Судама жене, - я пойду к Кришне, но с пустыми руками мне к Нему являться нельзя. Я должен поднести Ему какой-нибудь подарок.

14: Супруга тотчас побежала по соседям и вернулась с пригоршней нешелушеного риса.

15: Завернув бережно рис в холстину, Судама зашагал в Двараку, размышляя о том, чем бы объяснить Кришне свое появление в стольном городе.

16-17: Когда вдали показались крепостные стены тысчевратного города, Судама смешался с толпой местных брахманов и, миновав три заставы и трое высоких ворот, вошел в городище. Далее он зашагал вдоль широкой улицы с богатыми домами, где жили родичи Кришны и высокие сановники, и где нельзя было хаживать простолюдинам. Перед главной площадью он увидел дворец, поразивший его своею роскошью и, подойдя к нему, испытал необычное блаженство, похожее на то, какое испытывает душа в час освобождения.

18: Дворец этот принадлежал одной из шестнадцати тысяч цариц Кришны. Узнав от стражи, что Господь нынче у Себя в покоях со Своею супругою, Судама просил сообщить о своем приходе.

19: Лотосоокий Господь несказанно обрадовался этой вести и, поспешив навстречу гостю, заключил его в Свои объятия.

20-22: Он с поклоном проводил Судаму во дворцовые покои, усадил его на почетное место, подал сладкие плоды и угощения. Затем Он омыл брахману запыленные ноги и окропил этой водою Свою голову. Он умастил тело друга сандалом, фимиамом и кункумой. Воскурил благовония и зажег светильник. Когда гость отдохнул и утолил голод и жажду, Кришна поднес ему на блюде душистый орех бетеля с молочными сладостями и обратился с ласковой речью: "Своим приходом, друг мой, ты обрадовал Меня, как радует земного человека напиток бессмертных".

23-26: Супруга Кришны, Богиня удачи принялась овевать гостя белым опахалом из воловьего хвоста. Столпившиеся вокруг сановники с изумлением взирали на то, как их Всемогущий Владыка прислуживает одетому в ветошь страннику, чье тело столь исхудало от голода и лишений, что через тонкую его кожу видны были синие жилы.

"За какие добродетели, - шептались вельможи, - этот неухоженный нищий, удостоился чести быть обслужен Учителем трех миров? Что должен сделать человек, чтобы Всевышний оставил Свою госпожу, Удачу и заключил его в объятия как брата?"

27-29: Кришна взял Судаму за руки, привлек его к Себе и обнял. Потом Он усадил друга на место, приготовленное для него на возвышении, украшенном золотом и драгоценными камнями, и обратился к нему с такими словами:

"Много лет прошло с тех пор, как мы, воздав дары учителю, покинули его обитель и воротились в отчие домы. Хотя по твоему виду не скажешь, что мир был к тебе благосклонен, очевидно это не сильно тревожит тебя. Как удалось тебе воспарить над суетою мира? В школе ты слыл знатоком долга и закона. Удается ли тебе одновременно исполнять долг пред своею душою и зримым миром? Женился ли ты? Доброго ли нрава твоя избранница и достойна ли твоего сословия?

30: Должно быть в назидание обывателям, прельщенным мирскими соблазнами, ты ведешь праведную жизнь, исполняя свой долг отвлеченно от суеты мира.

31: Я часто вспоминаю нашу школу и учителя, Сандипани. Верно говорят, что ученик правильно усвоивший уроки воспитателя, обеспечивает себе душевное благополучие на всю оставшуюся жизнь. Тогда как невежде, каких бы высот он не достиг в свете, уготованы одни терзания.

32: У человека много учителей: первый из них – отец, давший ему рождение; второй – воспитатель, внушивший ему понятие долга; но главный из всех наставников – тот, кто наделил человека знанием о его бессмертии. Такой учитель ниспослан Богом и не отличен от Бога.

33: Воистину лишь тот желает себе добра, кто исполняет свой долг сословный и духовный, следуя наставлениям учителя, в уста которого Господь Бог вкладывает Свое слово. Под водительством такого учителя любая душа спасется из пучины бед и страданий.

34: Я, пребудущий во всех живых тварях, не столь доволен подвижничеством человека, его верностью обрядам или ученостью, сколь его служением учителю.

35-36: Помнишь, любезный Судама, как однажды учитель наш, премудрый Сандипани отправил нас в лес за хворостом. А вскоре в лесу разразилась буря и поднялся ветер, загрохотал гром, вершины деревьев окутали зловещие тучи.

37: Потом хлынул дождь, ближняя река вышла из берегов и затопила все вокруг, а потом зашло солнце и ночью, в бурю и ветер мы не знали, куда идти и где спасаться.

38: Бурные воды окружила нас. Во тьме и потопе мы едва уцелили и, взявшись за руки, молились учителю.

39-40: А наутро он прислал за нами помощь. И когда мы вернулись в его обитель, вымокшие и озябшие, он сказал нам:

Любезные мои, вы еще малые дети, потому я изумлен вашим подвигом. Ибо человек прежде всего заботится о себе и своем теле и всю жизнь обустраивает себя удобствами. Вы же сумели отвергнуть удобства ради благополучия учителя.

41: Долг ученика - в благодарность за науку отдать учителю свое имущество и даже жизнь, если это понадобится. Теперь я вижу, что вы настоящие мои ученики.

42: Вы брахманы не только по рождению, но и по качествам. Примите мои благословения. Пусть исполняются все ваши желания. Пусть откроется вам смысл всех священных гимнов и молитв, что узнали вы от меня в нынешней жизни.

43: "Случаев подобных этому было множество, – продолжал Кришна. - Мы многому научились в обители наставника. Воистину милостью учителя человек постигает смысл жизни, осуществляет свое предназначение и обретеет вечный мир.

44: Судама отвечал: Я полагаю, Кришна, что достиг цели жизни и осуществил свое предназначение, когда имел возможность жить подле Тебя в пору нашего ученичества. Чего еще желать человеку, если он дружен с Тем, чьи желания всегда исполняются?

45: Ты всемогущий, облик Твой – суть безусловная Истина, выраженная в мудрости Вед. Ты – благая Цель всякой живой твари. В облике человека Ты сошел в зримый мир и в назидание нам смертным принял ученичество у земного учителя.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...