II. Работа со словами, обозначающими предметы и действия.
Логопед задает задания: 1) Назовите действия, которые могут производить эти предметы. (Логопед указывает на картинки, изображающие самолет, птицу, солнце.) О б р а з е ц ответа: Самолёт летит, гудит. И т. д. 2) Назовите профессию людей по их действиям. строгает, пилит; варит, жарит; моет, чистит; месит, печет; учит, воспитывает; кроит, шьет 3) Игра «Кто больше подберет слов-предметов к словам-действиям?». (За каждое правильно названное слово ученики получают красные кружочки. Выигрывает тот, кто наберет больше кружочков.) Летит... (стрела, самолет, парашют, пух, жук, стрекоза, бабочка). Плывет... (пароход, лодка, рыба, пловец, бревно, щепка, утка). Растет... (трава, ребенок, цветок, репа, рассада, саженец). Поет... (соловей, певец, скрипка, жаворонок, хор). Ползет... (червяк, уж, змея, улитка, человек, гусеница). Пищит... (мышка, щенок, игрушка, комар). Скрипит... (дверь, снег, сухое дерево, телега). Хрустит... (снег, морковка, сахар, сухарь, огурец, капуста). Методические указания. Логопед стремится, чтобы дети использовали как можно больше слов, данных в скобках. 4) Прослушайте и отгадайте загадки. На какие вопросы отвечают слова-отгадки? Не лает, не кусает, Стучит, гремит весь век, А в дом не пускает. А не человек. (Замок.) (Гром.) III. Работа со словами-предметами и словами-признаками. 1) Назвать предмет по его признакам. Ответить на вопросы. Прыгучая, пушистая, рыженькая... — Какая белочка? Маленький, круглый, колючий... — Какой ежик? Большой, старый, развесистый... — Какой дуб? Красная, спелая, душистая... — Какая земляника? Красная, пятиконечная... — Какая звезда? Стройная, зеленая, колючая... — Какая елочка? Детский, приключенческий, интересный... — Какой фильм?
Чистый, свежий, морозный... — Какой воздух? Теплый, мелкий, моросящий... — Какой дождик? 2) Подобрать к слову, обозначающему предмет, подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки. Поставить вопрос к этим словам. О б р а з е ц: березка — белоствольная, кудрявая, русская, молодая — к а к а я? Ветер... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный). Друг... (преданный, верный, надежный, большой, любимый). * Настроение... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое). Поведение... (хорошее, примерное, отличное). Погода... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная). 3) Отгадать загадки. Поставить вопрос к словам вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое. Что обозначают эти слова? Вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое. (Полотенце.) Рыжий, красный, зверь опасный. (Огонь.) 4) Графический диктант. Прослушать слова. Определить, что они обозначают. Записать их графически в три колонки. В первую — слова-предметы, во вторую — слова-действия, в третью — слова-признаки. платье, рубит, красивый, большой, рука, чистит, осторожный, брат, крыша, красит, летит, легкий, моросит, рыба, рыбачит, рыбный, ручная, приручает, рука, свет, светит, светлый, огораживает, огород, огородный, красит, краска, красивый, стирка, стирает, выстиранная IV. Итог занятия. Логопед предлагает ученикам рассказать, что им больше всего понравилось на занятии. Предложение Работа над предложением начинается с простого нераспространенного предложения. На этом этапе работы дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т. е. подлежащее и сказуемое. Таким образом, здесь закладывается основа для успешного овладения детьми навыком синтаксического разбора предложения на более поздних этапах обучения (в 3-м классе). На этом этапе работы широко используются графические схемы предложений для того, чтобы сформировать у детей абстрактно- зрительное представление о слове как единице предложения. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложения.
Готовя детей к умению полно и грамматически правильно выражать свою мысль, мы тем самым подводим их к работе над связной речью.
Конспекты занятий Занятие 1 Тема. Предложение. Цель. Дать понятие ученикам о предложении. О б о р у д о в а н и е. Сюжетные и предметные картинки, схема Предложения, карточки с графическим изображением слов — предметов, действий, признаков. Ход р а б о т ы. I. Организационный момент. Логопед предлагает ученикам поднять карточку с графическим изображением названных слов и вперемешку называет слова, обозначающие предметы, действия и признаки предмета. II. Работа с предложением. Логопед называет предложение Девочка читает сказку, затем задает вопросы ученикам: Вам понятно, что я сказала? (Понятно.) Про кого вы узнали?1 (Про девочку.) Что вы узнали про девочку? (Девочка читает.) Что она читает? (Сказку.) Логопед называет три слова, не связанных между собой грамматически, например: мальчик, рисовать, кошка, затем выясняет, понятно ли им то, что она хотела сказать. (Не понятнд.) Тогда логопед говорит, что им было не понятно, так как она назвала три слова, между которыми не было согласия. Эти слова не составили предложение. Попробуем подружить эти слова. Логопед произносит предложение Мальчик рисует кошку и задает вопросы учащимся: О ком вы узнали? (О мальчике.) Что вы узнали о мальчике? (Он рисует.) Кого мальчик рисует? (Кошку.) Логопед. Слова стали жить в согласии, получилось предложение. А теперь попробуйте сделать вывод. Когда получается предложение? (Предложение получается тогда, когда слова живут в согласии.) III. Составление предложений. Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки и составить по ним предложения из двух слов, поставить вопрос к каждому слову в предложениях и ответить на него. Образец: Корова мычит. Кто? — Корова. — Что делает? — Мычит.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|