Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сетевая карта. Матрица. Состав семьи ребенка. Школьная успеваемость. Здоровье ребенка. Санитарно-жилищные условия жизни семьи




СЕТЕВАЯ КАРТА

 

Фамилия, имя ______________________________________ Дата заполнения ____________

 

 

 

 

 

 

Мужчины обозначаются -, а женщины - -.

 

 

МАТРИЦА

определения социального благополучия семьи и ребенка.

 

№ п. п.

СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

БАЛЛЫ

1.

Состав семьи ребенка

 

 

Мать, отец, дедушка, бабушка.

 

Только мать и отец.

 

Мать и отчим или отец и мачеха

 

Одна мать или один отец

 

Нет родителей: бабушка и дедушка, другие родственники

Школьная успеваемость

 

 

Хорошая

 

Удовлетворительная

 

Неудовлетворительная

 

Оставил школу и работает

 

Оставил школу и не работает

Здоровье ребенка

 

 

Практически здоров

 

Часто болеет в пределах нормального развития

 

Имеет хронические заболевания

 

Отставание в умственном развитии

 

Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни

Санитарно-жилищные условия жизни семьи

 

 

Благоустроенный дом

 

Благоустроенная отдельная квартира

 

Отдельная квартира с родителями супругов

 

Комната в общежитии с удобствами

 

Жилье в бараке без удобств

Доход семьи

 

 

Могу ни в чем себе не отказывать

 

Денег хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг

 

На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности.

 

Живут от зарплаты до зарплаты

 

Денег до зарплаты не хватает

Уровень социального благополучия семьи

 

 

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

 

Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут по «привычке»

 

В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю.

 

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство.

 

Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, асоциальное поведение

Поведение ребенка в школе

 

 

Хорошее

 

Удовлетворительное

 

Неудовлетворительное

 

Неоднократно отмечалось ассоциальное поведение

 

Состоит на учете

Внешкольное общение ребенка

 

 

Общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов.

 

Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени

 

Общение на основе пустого времяпровождения, отсутствие позитивных целей

 

Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсических средств.

 

Криминогенные группы, состоящие на учете с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики

Жизненные цели ребенка

 

 

Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей.

 

Позитивная ориентация в формировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато.

 

Отсутствие определенных целей и планов на будущее, либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось.

 

Целевые ориентации носят негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов.

 

Явно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются нарушения, состоит на учете)

Эмоциональное отношение родителей с детьми

 

 

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия.

 

Слепая любовь, гиперопека.

 

Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное.

 

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы, гипоопека

 

Напряженные конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям.

 

 

Общая сумма баллов – 150.

· ниже 30 баллов предполагается принадлежность к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск).

· от 30 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы,

· более 40 баллов высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

 

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВАШ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ»   1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием? Б. Преимущественно воспитанием. А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. В. Главным образом врожденными задатками. Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.   2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. В. Абсолютно с этим согласен. А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.   3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу) В. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве) А. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер) Б. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)   4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит. В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.   5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы? В. Если попросит, можно и дать. Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. А. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.   6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник? В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги. А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.   7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка? А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. В. Ребенок вправе выражать свои чувства даже тем способом, который нам не по душе.   8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее? Б. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. А. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят. В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать.   9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. В. Расстроюсь. А. Попробую разобраться, что его побудило солгать.   10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? Б. Безусловно. А. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Не знаю.   Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами - А, Б, В или Г. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.   А - такой стиль можно определить как авторитетный. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Б - авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. В - либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Г - индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны! Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...