Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О.М. Косянова. Словообразование. в таблицах и схемах. Учебное пособие.  для самостоятельной работы студентов.  филологических факультетов педвузов.




О. М. Косянова

 

Словообразование

в таблицах и схемах.

Учебное пособие

 для самостоятельной работы студентов

 филологических факультетов педвузов.

Оренбург

Оглавление

 

1. Предмет и задачи словообразования как раздела науки о языке. Основные этапы изучения словообразования.

2. Две составные части раздела «Словообразование». Связь словообразования с другими разделами науки о языке.

3. Морфемика как наука о морфемной структуре слова. Отличие морфемы от других значимых единиц языка. Морфема и морф. Алломорфы и варианты морфем

4. Основные виды морфем. Принципиальные различие между аффиксаль­ными и корневыми морфемами. Характеристика корня. Понятие о свободных и связанных корнях (непроизводных основах).

5. Общая характеристика аффиксальных морфем. Классификация аффиксов по функции, по звуковому составу, по частотности, по способности образовывать новые слова.

6. Классификация аффиксов по позиции в слове относительно корня (префикс, суффикс, интерфикс, унификс, флексия, постфикс, циркумфикс).

7. Изменение морфемной структуры слова в процессе развития языка (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция морфем, диффузия морфем, замещение морфем).

8. Процессы словообразования в современном русском языке. Непроизводные и производные слова. Производящие слова.

9. Основа слова. Производная и производящая. Непроизводная основа. Особенности, характеризующие отношения производной и производящей основ.

10. Основные понятия словообразования (словообразовательная мотивация, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательное значение, тип, модельиформант).

11. Морфологические способы образования.

12. Неморфологические способы образования слов.

13. Виды анализ структуры слова в синхронном и диахронном плане. Морфемный анализ слова Словообразовательный анализ. Этимологический анализ слова.

14. Словообразование существительных.

15. Словообразование наречий.

16. Глагольное словообразование.

17. Образование слов путем перехода из одной части речи в другую.

 

Тема 1. Предмет и задачи словообразования как раздела науки о языке.

         Основные этапы изучения словообразования.

 

Словообразование в качестве особого раздела науки о языке изучает:

· родственные связи слов

· структурные типы слов,

· их морфемику и строение,

· а также их деривацию (т. е. словопроизводство).

 

Конкретным предметом словообразования являются лексические единицы с точки зрения:

· их морфемного состава,

· структуры

· и способов деривации (словообразования).

 

Например: в слове «перевозка» словообразование рассматривает не лексические и грамматические признаки этого слова, а то, что оно:

 

1) принадлежит к структурному типу слов «основа + окончание» (перевозк + а );

2) имеет производную основу, состоящую из приставки пере-, корня -воз-, суффикса –а-.

3) относится к регулярному словообразовательному ряду отвлеченных существительных действия типа перекатка, переноска;

4) выделяет в своем составе материально выраженную флексию –а-;

5) образовано посредством суффикса отвлеченного действия – к-;

6) имеет структуру (пере-воз) –к (а);

7) выступает в качестве конечного звена словообразовательного процесса: возить -перевозить – перевозка.

 

Основные этапы изучения словообразования

Научные школы, исследователи. Вклад в развитие словообразования
Наибольшую ценность в теоретическом отношении имеют работы представителей Казанской лингвистической школы и, в первую очередь,  И. А. Бодуэна де Куртенэ.   Заслугой представителей этой школы является тезис о том, что необходимо: 1) разграничивать словообразовательные связи, существующие в языке на данном этапе его развития;   2) рассматривать пути образования слов в прошлом, т. е. различать синхронный (современный) и диахронный (исторический) подход к словообразованию.   3) обращать внимание на степень продуктивности словообразовательных средств русского языка.  
Значительный вклад в теорию словообразования внес Ф. Ф. Фортунатов   . В своих работах (1901—1902 гг. ) по сравнительному языковедению Ф, Ф. Фортунатов · четко различает синхронный и диахронный подходк словообразованию · создает учение о форме слова, · -отмечает способность слова делиться на основу и аффиксы,                · различает формы словоизменения и словообразования, · обращает внимание на наличие в языке положительной (выраженной зву­ками) и отрицательной (не выраженной звуками) форм слова.
На изучение словообразования в советское время большое влияний оказали 'работы Г. О. Винокура и В. В. Виноградова. .   В работе Г. О. . Винокура «Заметки по русскому словообразованию»: · сформулированы принципы синхронного словообразовательногоанализа; · внесено предложениепроизводить словообразовательный анализ на основе соотнесения производного слова с соответствующей «первичной основой», которая связана материально и семантически с производным словом. Предложенные Г. О Винокуром принципы словообразовательного анализа приняты в настоящее время большинством исследователей русского словообразо­вания
Формирование словообразования как самостоятельной научной дисциплины. связано с_работами В. В. Виноградова.   В его книге «Русский язык» и статьях 1951— 1952 гг.: впервые: · обоснована необходимость выделения словообразования в самостоятельную научную дисциплина, · сформулировано положение о связи словообразования с лексикой и грамматикой, · дана классификация способов словообразования в русском языке, · охарактеризованы специфические особенности этой науки.  Основные положения работ В. В. Виноградова нашли отражение в академической «Грамматике русского языка» (1952), в курсе «Современный русский язык. Морфология» (1952).
С середины 50-х годов по настоящее время появляются многочисленные работы по различным вопросам словообразования · Б. Н. Головина, · В. П. Григорьева, · Е. А. Земской, · Е. С. Кубряковой, · В. В. Лопатина, · В. И. Максимова, · А. Н. Тихонова, · И. С. Улуханова, · Н. М. Шанского и др.   Раздел «Словообразование» включен в «Грамматику современного русского литературного языка» (1970), «Русскую грамматику» (1980). В этих работах рассматриваются такие теоретические вопросы, как · соотношение морфемного и словообразовательного анализа, · членимость слова на морфемы, · закономерности сочетаемости словообразовательных морфем,       · связи слов в словообразовательном гнезде, · морфонологические явления при словообразовании, · типы словообразовательных значений, · типы словообразования и др.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...