Тема 2. Две составные части раздела «Словообразование». Связь
словообразования с другими разделами науки о языке.
Термин «словообразование»
имеет в науке о языке
два значения.
с одной стороны,
словообразование -
с другой стороны,
словообразование -
это сам процесс образования новых слов,
это особый раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка.
Предметом изучения в словообразовании,
являются слова.
Но подход к изучения
слова
в разделах науки о языке
разный
В лексикологи
В грамматике
В словообразовании
изучаются индивидуальные особенности слова, т. е.:
· его лексическое значение
· возможность вступать в синонимические и антонимические отношения
· экспрессивно-стилистические возможности и т. д..
· изучаются: грамматические особенности слова
· его синтаксические функции,
изучаются:
· состав слова,
· его структура,
· способы образования слова как единицы действующей в языке словообразовательной системы.
Изучение словообразовательной системы
современного русского языка
предполагает знание
морфемики
непосредственно словообразования
— раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Морфемика изучает далее неделимые без потери смысла части слова (морфемы):
· корни;
· префиксы;
· суффиксы;
· интерфиксы;
· унификсы
· флексии;
· постфиксы;
· аффиксоиды
Все русские слова состоят из значимых частей.
Так, в словах:
· актр-ис-а, легко выделяются три
· трус-их-а значимые части
а в слове журнал-ист-к-а — четыре,
каждая из которых имеет определенное значение в слове.
Слово может содержать всего одну значимую часть:
· здесь,
· или,
· леди,
· шоссе.
Такие далее неделимые без потери смысла части слова принято называть морфемами.
Таким образом, морфемика —это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
— раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.
Словообразование изучает:
1) словообразовательную роль конкретных морфем (корней, приставкок, суффиксов, окончаний),
2) их роль в словопроизводстве,
3) саму структуру слов, употребляемых в языке (слова производные и непроизводные),
4) законы, по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими),
5) способы образования слов
6) словообразовательные типы, которые активно участвуют в образовании новых слов;
7) словообразовательные модели, по образцу которых образуются новые слова
Словообразование — это раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.
Словообразование
тесно связано
с лексикой
с морфологией.
Все новые слова, которые образуются по продуктивным моделям языка, обогащают и увеличивают его словарный состав.
Например, в свое время в русском языке появился ряд слов с суффиксом -арий для обозначения территории, помещения для разведения, изучения того, что названо мотивирующим словом:
дельфин — дельфин-арий, фазан — фазан-арий, клюква — клюкв-арий;
активно образуются имена существительные с суффиксом -дром для обозначения различных площадок, приспособленных для соревнований, испытаний машин, взлета и посадки летательных аппаратов:
· космодром,
· ракетодром,
· танкодром,
а также окказиональные типа стиходром.
Все новые слова, которые появляются в языке, оформляются по законам грамматического строя русского языка.
Однако,
несмотря на тесную связь словообразования с другими разделами науки о языке, определение места словообразования в общей модели языка представляет собой определенную проблему.
Причины этого следующие:
· Словообразованию как лингвистической деятельности присущи автономность, и даже некоторая замкнутость.
· Изучение семантики минимальных значимых частей слова пока еще широко не изучено.
· Говоря о современных семантических исследованиях в области русского языка, обычно имеют в виду, прежде всего, исследование лексики и текста.
· Морфемная семантика, существующая достаточно давно, до самого недавнего времени во многом оставалась «вещью в себе». Между тем, текст может актуализировать значение морфемы и морфема начинает функционировать как самостоятельная семантическая единица языка.
Например, стихотворение М. Цветаевой основано на повторе приставки и целиком построено
как некая перифраза ее значения.
Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли
Словообразование изучается не в плане развития и становления,