Корень — общая неделимая часть родственных слов. Это основная, центральная морфема и представляет собой лексическое ядро, сердцевину слова, способную _присоединять к себе другие морфемы, конкретизирующие ее значение.
· Являясь главным носителем вещественного, материального значения слова, корень сохраняется во всех родственных словах, относящихся даже к разным частям речи, например:
Так создаются гнезда родственных (точнее, однокоренных) слов. Само название «корень» подчеркивает, что именно с этой морфемы начинает свой словообразовательный путь слово.
· Корень слова не поддается дальнейшему разложению на значащие составные части. Вот почему корень называют также непроизводной основой, в отличие от основы производной, имеющей в своем составе словообразовательные аффиксы.
· Корень слова в отличие от приставок и суффиксов, которые обычно обладают буквенной устойчивостью, часто подвергается фонетическим и буквенным изменениям. (пух-пушной, творог-творожный, любить-люблю). Эти изменения, называемые чередованиями, являются результатом исторических процессов, происшедших в языке. Вот почему неправильным следует считать традиционное определение корня как неизменяемой части слова.
2) «парный твёрдый // парный мягкий»:
б//б’ – лоб → лобик,
в//в’ – новый → обновить,
д//д’ – гордый → гордиться,
з//з’ – заноза → занозить и т. д.;
2) губной согласный (б, п, в, ф, м) //
губной согласный + л’ (бл’, пл’, вл’,
фл’, мл’)»:
в’//вл’ – осчастливить → осчастливленный,
м//мл’ – Рим → римлянин и т. д.;
4) другие виды чередований согласных:
с//ш – высокий → вышина,
ц//ч – заяц → заячий,
ск//щ – тоска → тощища,
з’//г’ – князь → княгиня,
д’//жд’ – водить → вождение
т’//ч – светить → свечение,
з//т’ – склероз → склеротик и т. д.;
5) «гласный // нуль звука» и «нуль звука // гласный»:
Ø //е – игрушка → игрушечка,
е//Ø – лев → львёнок,
о//Ø – лоб → лбище,
и//Ø – читать → чтение,
Ø //о – вилка → вилочка и т. д.;
6) «гласный // гласный»:
у//о – сухой → сохнуть,
и//о – надзирать → надзор и т. д..
· Корни обычно состоят из двух — шести звуков. Корни, состоящие из одного звука, редки, а многозвуковые корни, имеющие от семи звуков и более, обычно являются заимствованными.
· Для того чтобы выделить корень в слове, необходимо, чтобы данный корень был зафиксирован хотя бы в двух словах русского языка, приставки же и суффиксы могут быть единичными.
Очень важно научиться быстро находить корни слов. По подсчетам Н. Н. Алгазиной, 39% всех ошибок, обнаруженных в ученических тетрадях, падает на правописание безударных гласных в корне, в том числе 14% — на правописание в корне безударных гласных, проверяемых ударением. Следовательно, задача заключается в том, чтобы научить учащихся правильно подбирать родственные слова для проверки безударной гласной.
· Очень важно при подборе однокоренных слов обращать внимание на смы словую сторону корней, так как в языке немало случаев омонимии корней.
Так, например, в словах носовой, переносица, носик, поднос, переносить, взнос два омонимичных корнянос (ср. носовой платок и переносить).
· Вдумываясь в содержание слова, в его смысловые и грамматические связи, учащиеся сумеют избежать случаев, когда на основе чисто внешнего сходства корней в качестве проверяемого слова используется совершенно другое по смыслу слово, что приводит к грубым орфографическим ошибкам.
Например:
· «раздро женный» (от слова дрожь вместо дразнить),
· «хво стовство» (от слова хвост вместо хвастать) и т. п.
Слова, имеющие один корень, называютсяпростыми (берег, играть, красивый и т. д. ).
Слова, имеющие более одного корня, называютсясложными (светло-зелёный, овощехранилище, гидроэлектростанция и т. д. ).
Слово может состоять только из одного корня. Таковыми являются несклоняемые слова, например:
очень, радио, хаки, метро.
Корни
( по способности употребляться
без словообразовательного аффикса )
бывают
свободными
(радиксы)
связанными
(радиксоиды)
Свободные корни (радиксы – от лат. radix – корень) – корни, которые могут употребляться без словообразовательных аффиксов.
Например: книг- (книга), рук- (рука).
Связанные корни (радиксоиды – от лат. radix – корень и греч. oid – подобный; термин ввёл в лингвистику А. А. Реформатский) – корни, которые не могут употребляться без словообразовательных аффиксов.
Например: нем- (немец, немка),
де- (надеть, одеть, раздеть).
Например:
озор/ств/о, озор/н/ик, озор/н/ица озор1н1ич1а1ть, озор/н/ой.
Нетрудно заметить, что общая часть этих родственных слов — кореньозор- — является связанным, так как он без суффикса не употребляется.
Среди связанных корней есть такие, которые фонетически слабо выразительны; они с трудом воспринимаются как корни:
войти, отойти, подойти, пойти, перейти, сойти, зайти и др.
совершенночетко выделяется корень -й-.
В глаголах обуть, разуть, если отбросить приставки (об-, раз-) и суффикс неопределенной формы глагола (-ть-), легко обнаруживается корень -у-
(ср. обувь).
Фонетически он маловыразительный.
Причины появления связанных корней:
1) в результате утраты исходного слова, имевшего свободную основу. По этой причине связанными стали, например, непроизводные основы:
· скуд- (в скудный, скудость),
· завид- (в завидовать, зависть),
· пал- (в палец, беспалый),
· нз- (в вонзить, пронзить),
после того как из русского литературного языка ушли слова
· скудыи«скудный»,
· завида «зависть»,
· палъ «палец»,
· ньзти«пронзить».
2) Во-вторых, исходное слово семантически расходится с производными от него словами.
Такого происхождения, например, связанные основы в словах:
настроить — расстроить, исследовать — обследовать, надеть — раздеть, запереть — отпереть, запасти — припасы и др.,
ставшие такими в связи с уходом их из «смысловой сферы» слов:
строить, след, деть, переть, пасти и т. д.
3 )В-третьих, происходит усложнение основы, если оно:
· обусловлено заимствованием слов, находящихся между собой в отношении равнопроизводности:
энтузиаст — энтузиазм, импортировать— экспортировать, диктант — диктовать, эгоист — эгоизм и т. д. ),
· обусловлено процессами словообразования по аналогичным образцам в русском языке:
бензин — бензовоз, суверенитет — суверенный, нигилист — нигилизм, акмеизм—акмеист и др.