Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корень слова




Корень слова

  • Корень — общая неделимая часть родственных слов. Это основная, центральная морфема и представляет собой лексическое ядро, сердцевину слова, способную _присоединять к себе другие морфемы, конкретизирующие ее значение.

· Являясь главным носителем вещественного, материаль­ного значения слова, корень сохраняется во всех родствен­ных словах, относящихся даже к разным частям речи, на­пример:

вода, водный, водянистый, обводнить;

 лес, лесник, лесной, лесистый, лесок, лесочек, обезлесить;

Так создаются гнезда родственных (точнее, однокоренных) слов. Само название «корень» под­черкивает, что именно с этой морфемы начинает свой слово­образовательный путь слово.

· Корень слова не поддается дальнейшему разложению на значащие составные части. Вот почему корень называют также непроизводной основой, в отличие от основы производной, имеющей в своем составе сло­вообразовательные аффиксы.

· Корень слова в отличие от приставок и суффиксов, кото­рые обычно обладают буквенной устойчивостью, часто под­вергается фонетическим и буквенным из­менениям. (пух-пушной, творог-творожный, любить-люблю). Эти изменения, называемые чередова­ниями, являются результатом исторических про­цессов, происшедших в языке. Вот почему неправильным следует считать традиционное определение корня как неиз­меняемой части слова.

                                         Исторические чередования в корне

Чередования звуков могут наблюдаться:

· на стыке морфем (на морфемном шве)

· или внутри морфемы.

Например: дру г – дру ж -ить,

              лён – льн-ян-ой,

               раздева-лк-а – раздева-лоч-ка.

 

Примеры чередований:

1) «заднеязычный (г, к, х) // шипящий ж, ч, ш: г//ж – нога → ножка, к//ч – рука → ручка, х//ш – сухой → сушить;   2) «парный твёрдый // парный мягкий»: б//б’ – лоб → лобик, в//в’ – новый → обновить, д//д’ – гордый → гордиться, з//з’ – заноза → занозить и т. д.;
2) губной согласный (б, п, в, ф, м) // губной согласный + л’ (бл’, пл’, вл’,                                              фл’, мл’)»: в’//вл’ – осчастливить → осчастливленный, м//мл’ – Рим → римлянин и т. д.;   4) другие виды чередований согласных: с//ш – высокий → вышина, ц//ч – заяц → заячий, ск//щ – тоска → тощища, з’//г’ – князь → княгиня, д’//жд’ – водить → вождение т’//ч – светить → свечение, з//т’ – склероз → склеротик и т. д.;

5) «гласный // нуль звука» и «нуль звука // гласный»:

Ø //е – игрушка → игрушечка,

е//Ø – лев → львёнок,

о//Ø – лоб → лбище,

и//Ø – читать → чтение,

Ø //о – вилка → вилочка и т. д.;

6) «гласный // гласный»:

у//о – сухой → сохнуть,

и//о – надзирать → надзор и т. д..

· Корни обычно состоят из двух — шести звуков. Корни, состоящие из одного звука, редки, а многозвуковые корни, имеющие от семи звуков и более, обычно являются заимство­ванными.

· Для того чтобы выделить корень в слове, необходимо, чтобы данный корень был зафиксирован хотя бы в двух сло­вах русского языка, приставки же и суффиксы могут быть единичными.

Очень важно научиться быстро находить корни слов. По подсчетам Н. Н. Алгазиной, 39% всех ошибок, обна­руженных в ученических тетрадях, падает на правописание безударных гласных в корне, в том числе 14% — на право­писание в корне безударных гласных, проверяемых ударе­нием. Следовательно, задача заключается в том, чтобы на­учить учащихся правильно подбирать родственные слова для проверки безударной гласной.

· Очень важно при подборе однокоренных слов обращать внимание на смы словую сторону корней, так как в языке немало случаев омонимии корней.

Так, например, в словах носовой, перено­сица, носик, поднос, переносить, взнос два омонимичных кор­ня нос (ср. носовой платок и переносить).

· Вдумываясь в содержание слова, в его смысловые и грамматические связи, учащиеся сумеют избежать случаев, когда на основе чисто внешнего сходства корней в качестве проверяемого слова используется совершенно другое по смыслу слово, что приводит к грубым орфографическим ошибкам.

Например:

· «раздр о женный» (от слова дрожь вме­сто дразнить),

· «хв о стовство» (от слова хвост вместо хвас­тать) и т. п.

 

  • Слова, имеющие один корень, называются простыми (берег, играть, красивый и т. д. ).
  • Слова, имеющие более одного корня, называются сложными (светло-зелёный, овощехранилище, гидроэлектростанция и т. д. ).
  • Слово может состоять только из одного корня. Таковыми являются несклоняемые слова, например:

                                               очень, радио, хаки, метро.

Корни

( по способности употребляться

без словообразовательного аффикса )

бывают

свободными (радиксы) связанными (радиксоиды)  
Свободные корни (радиксы – от лат. radix – корень) – корни, которые могут употребляться без словообразовательных аффиксов.  Например: книг- (книга), рук- (рука).   Связанные корни (радиксоиды – от лат. radix – корень и греч. oid – подобный; термин ввёл в лингвистику А. А. Реформатский) – корни, которые не могут употребляться без словообразовательных аффиксов.       Например: нем- (немец, немка),                      де- (надеть, одеть, раздеть). Например:  озор/ств/о, озор/н/ик, озор/н/ица озор1н1ич1а1ть,  озор/н/ой. Нетрудно заметить, что общая часть этих родственных слов — кореньозор- — является связанным, так как он без суффикса не употребляется.   Среди связанных корней есть такие, которые фонетически слабо выразительны; они с трудом воспринимаются как корни: войти, отойти, подойти, пойти,  перейти, сойти, зайти и др.  совершенночетко вы­деляется корень -й-.   В глаголах обуть, разуть, если отбросить приставки (об-, раз-) и суффикс неопределенной формы глагола (-ть-), легко обнаруживается корень -у-              (ср. обувь). Фонети­чески он маловыразительный. Причины появления связанных корней: 1) в результате утраты исходного слова, имевшего свободную основу. По этой причине связанными стали, например, непроизводные основы: · скуд-скудный, скудость), · завид-завидовать, зависть), · пал-палец, беспалый), · нз-вонзить, пронзить), после того как из русского лите­ратурного языка ушли слова · скудыи«скудный», · завида «зависть», · палъ «палец», · ньзти«пронзить». 2) Во-вторых, исходное слово семантически расходится с производными от него словами. Та­кого происхождения, например, связанные основы в словах:  на­строить — расстроить,  исследовать — обследовать, надеть — раздеть, запереть — отпереть, запасти — припасы и др., ставшие такими в связи с уходом их из «смысловой сферы» слов: строить, след,  деть, переть, пасти и т. д.   3 )В-третьих,  происходит усложнение основы, если оно: · обусловлено заимствованием слов, находящихся между собой в отношении равнопроизводности:  энтузиаст — энтузиазм, импортировать— экспортировать, дик­тант — диктовать,  эгоистэгоизм и т. д. ), · обусловлено процессами слово­образования по аналогичным образцам в русском языке: бензин — бензовоз,  суверенитетсуверенный,  нигилист — нигилизм, акме­изм—акмеист и др.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...