Приблизительная тематика лекций и семинаров для разработки (аспиранты также могут разработать лекцию и семинар на другую тему)
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 1. Философия как самосознание эпохи. 2. Проблема происхождения философии. 3. Философия и мифология. 4. Концепция человека в античной философии. 5. Человек и общество в традиционных культурах Востока. 6. Конфуцианство и его место в культуре Востока. 7. Проблема языка, современной науки и методы его анализа. 8. Духовная картина мира. 9. Религия и наука. 10.Философия и религия. 11.Проблема свободы: уровни, виды и критерии. 12.Проблема человека в философии. 13.Проблема возникновения человека. 14.Социальные пространство и время. 15.Феномен философствования и традиция. 16.Человек и Ноосфера. 17.Миф как форма бытия. 18.Субъективное и объективное в познании. 19.Соотношение необходимости и свободы. 20.Проблемы, истины в социальном познании. 21.Отчуждение и самоотчуждение в современном обществе. 22.Человек как творец культуры. 23.Человека и картина мира. 24.Диалог как универсальная форма развития философствования. 25.Особенности философского знания. 26.Социальная антропология. 27.Основные идеи современной теории познания. 28.Виртуальные реальности. 29.Рациональное и иррациональное. 30.Концепция постиндустриального общества. 31.Массовая культура и человек. 32.Человек как мера всех вещей. 33.Интуиция и ее роль в науке. 34.Наука и нравственность. 35.Смысл человеческого бытия. 36.Ценность человека и ценности жизни. 37.Проблема жизни и бессмертия человека. 38.Философия космизма. 39.Основные черты информационной цивилизации. 40.Философия техники. 41.Наука и антинаука. 42.Философские проблемы космологии. 43.Наука и гуманизм. 44.Синергетика: предмет и метод. 45.Проблема критериев истины. 46.“Русская идея” в философской мысли России.
47.Проблема социальной справедливости. 48.Знание. Истина и заблуждение. 49.Политическая и духовная жизнь общества. 50.Социальная детерминация и свобода выбора.
ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРА ПО «МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ…»: Разработка лекции на тему: Культура и Цивилизация Цель лекции: показать эволюцию культуры как философской проблемы, рассмотреть основные виды и формы культуры и цивилизации, проследить процесс становления культуры как цивилизации. План 1. Происхождение культуры и его определение; 2. Основные формы и виды культуры и цивилизации; 3. Цивилизация как способ передачи культурного наследия.
Список терминов: культура, массовая культура, субкультура, цивилизация, традиция, новация. Литература: 1.Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учебное пособие. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 735 с. 2. Канке В.А. Современная философия. Учебник. М.: Издательство «Омега-Л». 2010. 336 с. 3.Спиркин А. Г. Философия: Учебник / А. Г. Спиркин.-3-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство "Юрайт". 2011. - 828 С. 4. Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с. 5. Рахматуллина З.Я., Фаткуллина А.Я. Культурология: учеб. пособие. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. - 192 с 6.Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М: Древнее и современное, 2002.
Содержание лекции: В обыденной жизни мы часто слышим слово культура, имеем представление как о чем-то общем, о предметах искусства, о манере поведения, однако четкое определение весьма трудноуловимо. Происходит слово культура от латинского слова cultura, от глагола colere, которое означало возделывание, а позднее — воспитание, образование, развитие, почитание. На сегодняшний день под культурой понимают человеческую деятельность, различные ее проявления (имеется ввиду искусство, поэзия), формы и способы человеческого самовыражения и самопознания (то есть манеры поведения например, воспитание, грамотная речь), а также накопленные обществом в целом навыков и умений (то есть традиции национальной жизни, например у башкирские традиции, монгольские)
В философии культура означает, можете записать, это практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей. К основным формам культуры относится: 1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой; Арт искусство, Пикассо, Дали, Элитный спорт (конное поло) 2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи; 3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой. И если вторая форма культуры считается безусловной, то третья всегда является темой для обсуждения и порой часто осуждаемой приверженцами элитарной культуры. Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы. То есть производители ориентируясь на наши покупки, на наши желания производят нужные нам товары, или экономическим языком - спрос рождает предложение… К основным видам культуры относятся: • доминирующая (общенациональная, национальная или этническая) культуру, субкультура и контркультура; Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. Субкультура - является частью доминирующей культуры, но имеет отличные черты, то есть к ряду ценностей доминирующей культуры добавляются новые, характерные только для нее. (Панки, Эмо, Рок). Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями с доминирующей культурой. (анархисты, скинхеды) То есть те кто против. Стоит отметить, что духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе все четыре признака. Эти две культуры отличны от общей схемы. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.
К механизмам и способам передачи культурного наследия прежде всего относится цивилизация. Цивилизация – это культурные суперсистемы, достигшие высшего уровня развития и обладающие ярко выраженными внешними признаками. Каждая культурная суперсистема обладает целостностью, которая не сводится ни к отдельным национальным культурам, ни к государствам Существует по меньшей мере приблизительно 30 цивилизационных систем, но не всякая культура достигает уровня развития цивилизации Слово «цивилизация» было введено в научный оборот в 1766 году французским просветителем П.-А. Гольбахом. С этого времени под «цивилизацией» понимают рациональный способ жизни со свойственной формой государственности и правопорядка. Своеобразный подход к анализу типов цивилизаций предложил А. Тойнби: 1. умершие - древние цивилизации (египетская, шумерская, античная и т.д.). 2. развивающиеся: западная, православная (русская), индийская, китайская 3. остановившиеся в своем развитии: эскимосская, спартанская, оттоманская и т.д. Дополнительная информация по прочитанной лекции: Лекция сопровождается иллюстрацией материала (схем, слайдов), который облегчает комплексное восприятие материала. В течение всей пары прослеживается логическая связь между разными частями излагаемого материала, начиная от общей характеристики культуры, переходя к основным ее формам и видам как завершающий этап механизма передачи культурного наследия и цивилизации. Лекция носит информационно-проблемный характер, присутствует краткая информация об источниках и несколько интересных моментов из повседневной жизни, чтобы побудить в студенческой аудитории желание самим самостоятельно продолжить приобщение. Полагаю, что смогла донести запланированный материал до аудитории. Недостатком проведенной мною лекции, считаю, частое обращение к записям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|