Тема 9.Основа слова. Производная и производящая. Непроизводная основа. Особенности, характеризующие отношения производной и производящей основ.
Тема 9. Основа слова. Производная и производящая. Непроизводная основа. Особенности, характеризующие отношения производной и производящей основ. Основа слова – ядерная часть слова, с которой связано его лексическое значение и которая остается за вычетом из слова окончания. Основы бывают
Тема 10. Основные понятия словообразования (словообразовательная мотивация, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательное значение, тип, модель и формант). Одно слово может быть мотивировано двумя производящими словами: познакомиться – познакомить и знакомиться, западник – запад и западный. Словообразовательная мотивация - это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых: а) либо определяется через значение другого (дом - домик (маленький дом), победить - победитель (тот, кто победил)), б) либо тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме
грамматического значения части речи (бежать - бег, белый - белизна). Однокоренные слова, лишенные названных свойств (например, домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации. Одно из слов, связанных отношениями мотивации, является мотивирующим, а другое - мотивированным. Мотивирующее слово может быть в свою очередь по отношению к другому слову мотивированным. Например, слово учитель по отношению к слову учительница - мотивирующее, а по отношению к слову учить - мотивированное. Такие слова составляют словообразовательную цепочку: учить учитель учительница. Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова цепочки какое-нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности. Например, устарелость - слово IV ступени мотивированности: оно входит в цепочку: старый стаIреть устаIIреть устарIIIелый устаIVрелость. Словообразовательное гнездо - это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово.
5. Словообразовательное значение, тип, модель и формант. Слова в языке образуются серийно, для этого используются определенные схемы, формулы. Слова приобретают типовые словообразовательные значения. Для синхронного словообразования важно определить, что такое словообразовательное значение, тип, модель и формант. Словообразовательное значение (деривационное значение) — одно из основных понятий словообразования; особый тип значения слова, которым может обладать только производное слово. Словообразоватеьное значение – это комплексное явление, которое определяется: значением части речи мотивирующего слова; значением словообразовательного элемента; значением части речи мотивированного слова. Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта и устанавливается путем сопоставления производного и производящего слов. Например, разница между лексическими значениями слов столик и стол — компонент " маленький", соответственно, словообразовательное значение слова столик — " маленький предмет, обозначенный производящим словом". Рассмотрим глагол краснеть. Он мотивирован прилагательным красный (элемент признака), образован с помощью суффикса -э- (имеющего значение " приобретать признак" ) и имеет стандартный компонент значения глагола – процессуальность, поэтому словообразовательным значением глагола краснеть будет " становиться красным". Однако не всегда словообразовательное значение производного слова можно установить методом сопоставления с производящим словом, так как, кроме значения форманта, в семантической структуре производного слова могут быть также семантические приращения. Поэтому для определения словообразовательного значения, привносимого формантом, необходимо сопоставлять производное слово с другими производными, образованными тем же способом. Словообразовательный формант в узком понимании термина – это формальный элемент, с помощью которого образуется мотивированное слово. В широком же понимании данный термин обозначает все элементы, все явления, которые отличают мотивированное слово от мотивирующего (не только морфы, но и порядок следования компонентов, единое ударение, морфонологические явления). Таким образом, если в слове лесок словообразовательным формантом будет суффикс -ок-, то в слове нижеследующий – препозиция части ниже и единое словесное ударение на [э].
СЛОВООБРАЗО́ ВАТЕЛЬНЫЙ ТИП — – это схема построения производных слов, характеризуемых общностью трех признаков. В один словообразовательный тип входят производные слова: 1)мотивированные словами одной и той же части речи, 2) имеющие одинаковое семантическое отношение производного к производящему, 3) характеризующиеся общим способом словообразования и словообразовательного средства (форманта). Так, к одному словообразовательному типу относятся существительные баранина, севрюжина, свинина, осетрина, конина, образованные от 1) одной части речи – имени существительного, 2)характеризующиеся одинаковым семантическим соотношением между производным и производящим – каждое из производных обозначает мясо соответствующего животного или рыбы: баранина относится к слову баран так же, как севрюжина к слову севрюга и т. д., 3) объединенные одним способом образования– суффиксацией, и одним формантом – суффиксом – ИН – со значением названия вида мяса. Отдельный словообразовательный тип образуют существительные: виноградина, изюмина, соломина, горошина. Они образованы от существительных, их производные основы одинаково соотносятся по смыслу с производящими – имеют значение единичности («один предмет из совокупности, названной производящей основой»), а также образованы суффиксальным способом с помощью форманта – ИН –со значением названия единичного предмета. Существительные же баранина, севрюжина, свинина, осетрина, конина, с одной стороны, и виноградина, изюмина, соломина, горошина _ с другой, не образуют единого словообразовательного типа, так как эти производные слова по_разному семантически соотносятся с производящими. Словообразовательный тип это схема построения производных слов, позволяющая объединить их в отдельные группы по общности трех признаков: 1. производные слова образованы от одной части речи правди-вость от правдивый прилаг.
приветлив-ость приветливый 2. имеют одинаковое словообразовательное значение ость – значение отвлеченности 3. словообразовательное значение выражено общими словообразовательными средствами. москвич – к-а суфф. –к- сосед – к -а
Различаются тип лексической деривации тип синтаксической деривации 1. Значение производного словаотличается 1. Если значение производного и от значения производящей основы. производящего слова одинаково. 2. Производные слова могутпринадлежать Пр: кривизна, кривой к разным частям речи и к одной части речи. 2. Производное слово всегда принадлежит Пр: покупать(гл. )- покупатель(сущ. ) к иной части речи, чем производящее. Писать(гл. ) – переписать (гл. ) Пр: лечить – лечение То есть к одному словообразовательному типу относятся слова, образованные от одной части речи с помощью одного словообразовательного форманта, характеризующиеся одним и тем же словообразовательным значением. Так, к одному словообразовательному типу относятся слова краснеть, белеть, синеть и другие, обладающие словообразовательным значением " становиться каким-то".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|