Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9.Основа слова. Производная и производящая. Непроизводная основа. Особенности, характеризующие отношения производной и производящей основ.




Тема 9. Основа слова. Производная и производящая. Непроизводная основа. Особенности, характеризующие отношения производной и производящей основ.

Основа слова – ядерная часть слова, с которой связано его лексическое значение и которая остается за вычетом из слова окончания.

Основы

бывают

непроизводные производные.
Непроизводная основа – это ничем не мотивированнаяс точки зрения современного русского языка (то есть ни от чего не образованная в современном русском языке) неделимая часть, обычно равная корню в составе которой не выделяются живые аффиксы:        стол(0), утюг(0), белк(а), кольц(о),   Производная основа– это основа, которая образоваласьв современном русском языке.
  • Она мотивирована значением родственных слов.
  • Кроме корня она, как правило, имеет словообразовательные аффиксы:
 утюг – утюж_и_ть, дым дым_о_ход(0).

У каждой производной основы есть производящая основа.

Производящая основа

  это та основа:

· с которой соотносится по форме и по значению

· и от которой образуется производная основа:

стар_ый – стар_ин_а – старин_н_ый;

снег(0) – снег_ов_ой – снегов_ик(0).

 

Особенности,

характеризующие отношения

производной и производящей основ.

                 1. Производящая основа проще, чем производная

                                                 гор-а - пригор –ок

                2. В существительных м. р. - считается производящим

                                                              ж. р. - считается производным.

                                                 колхозник - колхозница

                                                 лифтер - лифтерша

                 3. В парах: глагол – существ.  (глагол и прилаг –производящие)

                                        прилаг – существ. а существ. – производные)

                                                отжимать – отжим

                                                жуткий – жуть.

                 4. Стилистически нейтральная основа – производящая,

                               стилистически окрашенная основа - производная.

                                              кибернетическая машина – кибер

                                              хронический больной – хроник.

                5. Производящая основа может включаться в производную основу

                              - в полном виде:      зажига –ть – зажига- лк-а

                              - в усеченном виде: фильтрова – ть - фильтр- ат

                  6. Сложные слова имеют две и более основы

                                           семь лет – семилетний

                                           устойчивый к ударам – удароустойчивый

             7. В качестве производящей основы могут использоваться

                                словосочетания.

                                           аскорбиновая кислота – аскорбинка

                                           ветряная оспа – ветрянка.

              8. В основах может происходить чередование звуков.

                                          обходить – обходчик ( д – д)

                                          дорога – дороженька (г – ж).

            9. Возможно наложение морфем.

                                             роз-ов-ый

                                                    оват           розоватый

                                           Свердловск свердловский

                                                           с к

Тема 10. Основные понятия словообразования (словообразовательная мотивация, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательное значение, тип, модель и формант).

Одно слово может быть мотивировано двумя производящими словами: познакомиться – познакомить и знакомиться, западник – запад и западный.

Словообразовательная мотивация

- это отношение между двумя однокоренными словами,

значение одного из которых:

а) либо определяется через значение другого

                 (дом - домик (маленький дом),

                победить - победитель (тот, кто победил)),

б) либо тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме

 

                      грамматического значения части речи

               (бежать - бег, белый - белизна).

Однокоренные слова, лишенные названных свойств (например, домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.

Одно из слов, связанных отношениями мотивации, является мотивирующим, а другое - мотивированным.

Мотивирующее слово может быть в свою очередь по отношению к другому слову мотивированным. Например, слово учитель по отношению к слову учительница - мотивирующее, а по отношению к слову учить - мотивированное. Такие слова составляют словообразовательную цепочку: учитьучительучительница.

Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова цепочки какое-нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности. Например, устарелость - слово IV ступени мотивированности: оно входит в цепочку:

старыйстаIретьустаIIретьустарIIIелыйустаIVрелость.

Словообразовательное гнездо - это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово.

 

5. Словообразовательное значение, тип, модель и формант.

Слова в языке образуются серийно, для этого используются определенные схемы, формулы. Слова приобретают типовые словообразовательные значения. Для синхронного словообразования важно определить, что такое словообразовательное значение, тип, модель и формант.

Словообразовательное значение (деривационное значение) — одно из основных понятий словообразования; особый тип значения слова, которым может обладать только производное слово.

Словообразоватеьное значение – это комплексное явление, которое определяется:

значением части речи мотивирующего слова;

значением словообразовательного элемента;

значением части речи мотивированного слова.

 Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта и устанавливается путем сопоставления производного и производящего слов.

Например, разница между лексическими значениями слов столик и стол — компонент " маленький", соответственно, словообразовательное значение слова столик — " маленький предмет, обозначенный производящим словом".

Рассмотрим глагол краснеть. Он мотивирован прилагательным красный (элемент признака), образован с помощью суффикса -э- (имеющего значение " приобретать признак" ) и имеет стандартный компонент значения глагола – процессуальность, поэтому словообразовательным значением глагола краснеть будет " становиться красным".

Однако не всегда словообразовательное значение производного слова можно установить методом сопоставления с производящим словом, так как, кроме значения форманта, в семантической структуре производного слова могут быть также семантические приращения. Поэтому для определения словообразовательного значения, привносимого формантом, необходимо сопоставлять производное слово с другими производными, образованными тем же способом.

Словообразовательный формант в узком понимании термина – это формальный элемент, с помощью которого образуется мотивированное слово. В широком же понимании данный термин обозначает все элементы, все явления, которые отличают мотивированное слово от мотивирующего (не только морфы, но и порядок следования компонентов, единое ударение, морфонологические явления). Таким образом, если в слове лесок словообразовательным формантом будет суффикс -ок-, то в слове нижеследующий – препозиция части ниже и единое словесное ударение на [э].

СЛОВООБРАЗО́ ВАТЕЛЬНЫЙ ТИП —  – это схема построения производных слов, характеризуемых общностью трех признаков. В один словообразовательный тип входят производные слова:

 1)мотивированные словами одной и той же части речи,

2) имеющие одинаковое семантическое отношение производного к производящему,

3) характеризующиеся общим способом словообразования и словообразовательного средства (форманта).

Так, к одному словообразовательному типу относятся существительные баранина, севрюжина, свинина, осетрина, конина, образованные от

1) одной части речи – имени существительного,

2)характеризующиеся одинаковым семантическим соотношением между производным и производящим – каждое из производных обозначает мясо соответствующего животного или рыбы: баранина относится к слову баран так же, как севрюжина к слову севрюга и т. д.,

3) объединенные одним способом образования– суффиксацией, и одним формантом – суффиксом – ИН – со значением названия вида мяса. Отдельный словообразовательный тип образуют существительные: виноградина, изюмина, соломина, горошина. Они образованы от существительных, их производные основы одинаково соотносятся по смыслу с производящими – имеют значение единичности («один предмет из совокупности, названной производящей основой»), а также образованы суффиксальным способом с помощью форманта – ИН –со значением названия единичного предмета. Существительные же баранина, севрюжина, свинина, осетрина, конина, с одной стороны, и виноградина, изюмина, соломина, горошина _ с другой, не образуют единого словообразовательного типа, так как эти производные слова по_разному семантически соотносятся с производящими.

                                           Словообразовательный тип

             это схема построения производных слов, позволяющая объединить их

                               в отдельные группы по общности трех признаков:

                          1. производные слова образованы от одной части речи

                                  правди-вость  от правдивый  прилаг.

                             приветлив-ость    приветливый

                          2. имеют одинаковое словообразовательное значение

                                      ость – значение отвлеченности

                          3. словообразовательное значение выражено общими словообразовательными средствами.

                                     москвич – к-а      суфф. –к-

                                        сосед – к -а

 

                                                          Различаются

     
 


   тип лексической деривации                        тип синтаксической деривации

1. Значение производного словаотличается   1. Если значение производного и

от значения производящей основы.                производящего слова одинаково.

2. Производные слова могутпринадлежать          Пр: кривизна, кривой

 к разным частям речи и к одной части речи. 2. Производное слово всегда

                                                                                    принадлежит

Пр: покупать(гл. )- покупатель(сущ. )  к иной части речи, чем производящее.

  Писать(гл. ) – переписать (гл. )                       Пр: лечить – лечение

То есть к одному словообразовательному типу относятся слова, образованные от одной части речи с помощью одного словообразовательного форманта, характеризующиеся одним и тем же словообразовательным значением. Так, к одному словообразовательному типу относятся слова краснеть, белеть, синеть и другие, обладающие словообразовательным значением " становиться каким-то".
При этом если хотя бы один из компонентов словообразовательного типа нарушен, слова не относятся к одной группе. Так, слова писатель, издатель, преподаватель – это представители одного словообразовательного типа, а слова писатель и нагреватель представляют разные словообразовательные типы, так как имеют разные значения.
Словообразовательная модель – это определенная морфонологическая разновидность внутри словообразовательного типа. Соответственно, слова калужский и томский входят в состав одной словообразовательной модели, а слова калужский и архангельский – нет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...