Тема 12.Неморфологические способы образования слов.
Тема 12. Неморфологические способы образования слов. 1. Лексико-семантический – способ образования, при котором новые лексические единицы возникают в результате изменений в семантике уже сущест- вующего в русском языке слова. Изменения могут быть двух видов: 1. процессраспада слова 2. переосмысление на омонимы существующего в языке Пр: красный (цвет) значения красный (красноармеец) Пр: бригадир –офицерск. чин бригадир-руководитель Особенности лексико-семантического способа образования слов: 1. Промежуточные моменты перехода–употребление слова в перенос- ном значении. 2. Фонетически новые слова не возникают (бригадир – бригадир). 3. Тот же комплекс звуков облекается новыми лексико-грамматически- ми свойствами. Пр: мир(ед. ч. ) – миры(мн. ч. ) - о вселенной мир (не война) – во мн. ч нет формы 4. Появление новых лексических единиц происходит на базе - отдельных слов (сигнал - 1-звук, 2- предупреждение) - фразеологических оборотов (коммунистическая партия- партия). 5. Образованное слово, как и исходное, принадлежит к той же части речи
2. Лексико-синтаксический способ – образование новых слов путем объединения в одно словесное целое двух и более основ. Особенности: 1. Образующие слова основы могут быть: -полными (рельсоукладчик); - сокращенными (комсомол). 2. Сложение полных основ происходит при помощи интерфиксов О, Е 3. Сложение полных основ без интерфиксов (вуз). 4. Удвоение (повтор) одних и тех же основ используется для обозначения высшей степени того, что выражается производящим словом ( только- только, тихо-тихо). 5. Переходные между сложными и сложносокращенными словами- -это слова, возникшие сложением полной и сокращенной основы. (партбилет, медсестра). 6. От сложных слов могут образовываться новые слова путем аффиксации ( водопроводчик). 7.. Сложением образуются в основном существительные и прилаг-е. 8. Глаголы сложением не образуются. 3. Морфолого-синтаксический способ- это образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой. Различаются 2 подтипа этого способа: 1. лексикализация грамматической формы, когда слово получает все признаки, присущие той части речи, в которую оно переходит. Пр: правда (мод. сл. ). образ. от сущ., неизм. ч. речи
2. семантико-грамматическое переоформление целой парадигмы Пр: передняя –скл. по падежам Разновидности морфолого-синтаксического способа: 1. Субстантивация ( переход др. частей речи в существительные) Пр: столовая, мороженое 2. Адъективация (переход других частей речи в прилагательные) Пр: блестящие способности, изысканный вкус. 3. Прономинализация (переход других частей речи в местоимения) Пр: в определенный момент, при следующих обстоятельствах. 4. Адвербализация (переход других частей речи в наречия) Пр: бегом, рядом. 5. Переход других частей речи в служебные слова. Пр: благодаря, вокруг, пожалуй. 6. Переход слов других частей речи в междометия Пр: батюшки, пли, караул! Тема 13. Виды анализ структуры слова в синхронном и диахронном плане. Морфемный анализ слова Словообразовательный анализ. Этимологический анализ слова. Структура слова может подвергаться анализу в двух аспектах:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|