Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12.Неморфологические способы образования слов.




Тема 12. Неморфологические способы образования слов.

1. Лексико-семантический – способ образования, при котором новые лексические

                       единицы возникают в результате изменений в семантике уже сущест-

                       вующего в русском языке слова.

                                                               Изменения

                                                      могут быть двух видов:

                      1. процессраспада слова                      2. переосмысление

                        на омонимы                                            существующего в языке

                         Пр: красный (цвет)                               значения

                                 красный (красноармеец)                Пр: бригадир –офицерск. чин

                                                                                                      бригадир-руководитель

                      Особенности лексико-семантического способа образования слов:

        1. Промежуточные моменты перехода–употребление слова в перенос-

           ном значении.

        2. Фонетически новые слова не возникают (бригадир – бригадир).

        3. Тот же комплекс звуков облекается новыми лексико-грамматически-

           ми свойствами.

          Пр: мир(ед. ч. ) – миры(мн. ч. ) - о вселенной

          мир (не война) – во мн. ч нет формы

       4. Появление новых лексических  единиц происходит на базе

         - отдельных слов (сигнал - 1-звук, 2- предупреждение)

         - фразеологических оборотов (коммунистическая партия- партия).

       5. Образованное слово, как и исходное, принадлежит к той же части речи

2. Лексико-синтаксический способ – образование новых слов путем объединения в

                           одно словесное целое двух и более основ.

                           Особенности:

                1. Образующие слова основы могут быть:

                                 -полными (рельсоукладчик);

                                - сокращенными (комсомол).

           2. Сложение полных основ происходит при помощи интерфиксов О, Е

               3. Сложение полных основ без интерфиксов (вуз).

               4. Удвоение (повтор) одних и тех же основ используется для             

                               обозначения высшей степени того, что выражается производящим

                                словом ( только- только, тихо-тихо).

               5. Переходные между сложными и сложносокращенными словами-                                 

                    -это слова, возникшие сложением полной и сокращенной основы.

                  (партбилет, медсестра).

              6. От сложных слов могут образовываться новые слова путем

                                аффиксации ( водопроводчик).

              7.. Сложением образуются в основном существительные и прилаг-е.

              8. Глаголы сложением не образуются.

3. Морфолого-синтаксический     способ- это образование новых лексических единиц

                              в результате перехода слов одного грамматического класса в другой.

                       Различаются 2 подтипа этого способа:

                           1. лексикализация грамматической формы, когда слово получает

                               все признаки, присущие той части речи, в которую оно переходит.

                               Пр: правда (мод. сл. ). образ. от сущ., неизм. ч. речи

                            2. семантико-грамматическое переоформление целой парадигмы

                                Пр: передняя –скл. по падежам

                       Разновидности морфолого-синтаксического способа:

                            1. Субстантивация ( переход др. частей речи в существительные)

                                Пр: столовая, мороженое

                            2. Адъективация (переход других частей речи в прилагательные)

                                 Пр: блестящие способности, изысканный вкус.

                             3. Прономинализация (переход других частей речи в местоимения)

                                 Пр: в определенный момент, при следующих обстоятельствах.

                            4. Адвербализация (переход других частей речи в наречия)

                                     Пр: бегом, рядом.

                            5. Переход других частей речи в служебные слова.

                                   Пр: благодаря, вокруг, пожалуй.

                            6. Переход слов других частей речи в междометия

                                   Пр: батюшки, пли, караул!

Тема 13. Виды анализ структуры слова в синхронном и диахронном плане. Морфемный анализ слова Словообразовательный анализ. Этимологический анализ слова.

Структура слова

может подвергаться анализу

в двух аспектах:

в синхронном плане

(с точки зрения существования слова на данном этапе развития языка )

 

В синхронном плане

структура слова может подвергаться

в диахронном плане (с точки зрения восстановления первоначальной структуры слова и анализа ее изменений в процессе развития языка). В диахронном плане структура слова может подвергаться
морфемному  анализу,  который имеет своей целью установить морфемный состав слова словообразовательному анализу, которыйимеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке.   этимологическому анализу,  которыйимеет своей целью установить историю происхождения слова.
 

Морфемный и словообразовательный анализ слова необходимо различать,

но сле­дует помнить, что они связаны между собой.

В ряде случаев правильно опреде­лить морфемный состав слова можно только после словообразовательного анализа.

Так, например, в структуре глаголов

важничать выделяется словообразовательный

нежничать  суффикс -ича(ть),

поскольку эти глаголы образованы от имен прилагательных  важ­ный, нежный,

а в структуре глаголов

бродяжничать,     выделяется

лентяйничать сло­вообразоват-ный суффикс - нича(ть),

так как эти глаголы образованы от имен су­ществительных

                                   бродяга, лентяй

Морфемный и словообразовательный анализ можно рассматривать как две ступени анализа структуры слова:

· морфемный анализ — это первая, начальная сту­пень

· словообразовательный анализ -вторая ступень.

  

 
     

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...