Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведущие публицисты: А. Толстой, М. Шолохов, И. Эренбург, К. Симонов, А. Фадеев, Н. Тихонов и др.

Выше все о них написано.

39. Развитие средств массовой информации 40 – 70 гг ХХ века.

С окончанием войны понадобилось реорганизовать систему печати и направить ее в сторону проблем хозяйственного строительства. Возникла крайняя необходимость всесторонней печати. Шаг за шагом шло восстановление сети республиканских, а затем и областных, молодежных газет. В региональной и местной печати осуществлялся выпуск новых центральных отраслевых изданий, потребность в которых диктовалась неотложными задачами восстановления народного хозяйства. В послевоенную пору в числе первых создаются газеты «Промышленность стройматериалов», «Водный транспорт». Выходят также «Культура и жизнь», «За прочный мир, за народную демократию», затем реорганизованная в журнал «Проблемы мира и социализма» и другие газеты.

Особое место в структуре всей советской печати первых послевоенных лет занимала газета «Культура и жизнь». Будучи органом отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), она в условиях тоталитарного режима выполняла функции директивного органа, указания которого были обязательны для прессы и других идеологических институтов.

В газете «Культура и жизнь» регулярно публиковались обзоры печати. Они были одной из форм партийного руководства прессой.

Причины серьезных недостатков в деятельности прессы ЦК ВКП(б) усматривал в оторванности редакций газет от партийных органов, в ослаблении партийного руководства печатью. Целям укрепления партийного руководства служили постановления, принятые во второй половине 40-х – начале 50-х гг., касавшиеся почти всех типов газет: центральных, республиканских, краевых, областных, городских, районных. В их числе постановление о газетах «Труд» (1946), «Социалистическое земледелие» (1948), «Гудок» (1951), «О мерах по улучшению районных газет» (1952) и др. При всем директивном характере принимавшихся документов в целом они способствовали росту идейного и организационного воздействия журналистики на различные стороны жизни общества.

Совершенно иную, пагубную для советской литературы и искусства роль сыграли антидемократические постановления ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» (1946) [2], «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «Об опере “Великая дружба”» (1948) [3] и ряд др. По мнению А. Жданова, основного инициатора принятия этих документов, они призваны были поднять идейный уровень советской литературы, публицистики, журналистики, искусства, поэзии, драматургии. Лишенные объективной оценки, эти постановления подвергли грубой, жесткой, ничем не обоснованной и не оправданной критике многих известных деятелей советской культуры – Анну Ахматову, М. Зощенко, Дм. Шостаковича, В. Мурадели, Дм. Кабалевского и др.

На страницах печати и в творческих коллективах развернулась травля деятелей культуры, литературы и искусства, обвинявшихся в космополитизме.

Советская журналистика в условиях тоталитарного государства, став структурным звеном административно-командной системы, слепо выполняла ее волю. В своем стремлении любой ценой реализовать постановления ЦК по идеологическим вопросам она встала на путь манипулирования общественным мнением. Некоторые центральные и местные издания, и в их числе «Правда», «Культура и жизнь», «Ульяновская правда», «Уральский рабочий», «Правда Украины», «Красное знамя» (Харьков) и другие творческое обсуждение художественных проблем подменяли их субъективными оценками и администрированием. Они встали на путь наговоров и клеветы на видных деятелей литературы и искусства, ученых – биологов, генетиков, физиков, многие из которых были репрессированы.

7 мая 1945 г. в СССР впервые отмечался День радио. В этот день после длительного перерыва, вызванного войной, в Москве состоялась первая телевизионная передача. В октябре 1945 г. разрабатываются меры, предусматривавшие организацию теле­визионного вещания в Москве сначала на довоенном стандарте четкости изображения, т.е. 343 строки, а затем, после реконструкции Московского телевизионного центра, – на 625 строк. Предусматривалось также строительство телевизионных центров в Ленинграде и Киеве [8].

5 декабря 1945 г. Московский телевизионный центр первым в Европе возобновил после войны регулярные передачи телевизионных программ с разложением изображения на 343 строки. На развитии телевидения сказывалось благотворное влияние радиовещания. 1947 г. стал началом заметного повышения роли отечественного радиовещания в информированности масс, в их политическом воспитании и повышении культурного уровня. Растет объем информационных программ «Последние известия», регулярными становятся новые радиоциклы «Наша Родина», «На темы дня», «Радиокалендарь», «Новости науки и техники», «У карты мира» и др. Постепенно восстанавливаются и получают дальнейшее развитие все виды художественного вещания. В программах Всесоюзного радио растет удельный вес литературных передач, радиотеатра и других литературно-драматических форм.

К началу 50-х гг. заметно возросла роль телевидения в системе средств массовой информации страны. Так, во второй половине 1949 г. Московский телевизионный центр стал работать на новой аппаратуре. Речь идет о вводе в действие 29 июня 1949 г. передвижной телевизионной станции (ПТС), с помощью которой была осуществлена первая в СССР внестудийная передача – репортаж с футбольного матча на стадионе «Динамо».

Переход на новое оборудование, новые возможности, связанные с использованием ПТС, расширили телевизионную аудиторию. И все же до 1954 г. – до выхода в эфир первых документальных передач – продолжался процесс становления телевидения, период настойчивого выявления его общественно-политических и технических возможностей.

22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации ежедневных телевизионных передач из Москвы. Для успешного решения задач, вставших перед телевидением, летом 1954 г. в Центральной студии телевидения были созданы редакции (отделы) по образцу радио и газет – промышленности, сельского хозяйства, науки, пропаганды, спорта. В новые редакции пришли работать – впервые в истории телевидения – журналисты. Им надлежало овладеть мастерством аудиовизуального отображения действительности. Это было время повседневной учебы, неустанных творческих поисков, связанных с формированием документального телевидения [9].

К 1955 г. в стране насчитывалось около миллиона телезрителей, мощность радиостанций за прошедшее пятилетие возросла вдвое. В стране действовало 26 млн. радиоприемных устройств. Неуклонно расширялась аудитория радиослушателей.

40. Журналистика России 50 – 70 гг ХХ века: тематика, тенденции.

XX съезд КПСС, состоявшийся весной 1956 г., стал рубежом, началом важных перемен в развитии страны. На нем был определен новый экономический курс, были сделаны первые шаги к возрождению демократических основ в деятельности партии, провозглашен переход от «холодной войны» к политике мирного сосуществования. Но самое основное значение XX съезда – в преодолении культа личности И.В. Сталина и его последствий, восстановлении справедливости по отношению ко многим коммунистам и беспартийным, подвергшимся репрессиям. Это был ответ на реальные проблемы жизни. Все более нищавшая деревня, отсталая в техническом отношении промышленность, острейший дефицит жилья, низкий уровень жизни населения, миллионы заключенных, изолированность от внешнего мира – все это требовало новой политики и радикальных перемен.

Важным инструментом борьбы с недостатками и воспитания трудящихся была названа критика, «невзирая на авторитеты». Это вызвало значительное увеличение количества критических и сатирических материалов, расцвет жанра фельетона. Например, в «Правде» регулярно выходят подборки «Под огонь критики», «Колючие строки», в «Известиях» – «Под острым углом», «На булавку». Практически во всех молодежных изданиях появляется рубрика «Комсомольский прожектор», в которой выявляются нарушители трудовой дисциплины, рассказывается о случаях бюрократического подхода к проблемам молодежи, и вскрываются другие недостатки. В связи с созданием народного контроля в начале 60-х гг. повсеместно внедряются сменные полосы «Страницы народного контроля», «Под контроль масс», «Народный контроль» и т.п. Газеты обратились к читателям с призывом «сигнализировать» в редакции обо всех замеченных недостатках на производстве и в быту, злоупотреблениях должностных лиц.

В прессе, на радио проводятся различные дискуссии с активным привлечением читателей. В целом общественные начала в деятельности журналистики значительно возрастают, что было закономерно при общем подъеме инициативы и энтузиазма, вызванном «оттепелью». В рабселькоровском движении в 60-е гг. участвовало около 5 млн. человек. Особое внимание в этот период уделяется письмам читателей, слушателей, зрителей. Они публикуются буквально в каждом номере газет. Во многих изданиях вводятся специальные рубрики для предложений и отзывов читателей: «Читатели предлагают, советуют...», «Читатель сообщает, размышляет, предлагает», «Читатель продолжает разговор» и пр. На страницах «Комсомольской правды» был создан специальный отдел «Институт общественного мнения», который пользовался очень большой популярностью у читателей.

Однако к 70-ому году начался «застой». Развитие самиздата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...