Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Две альтернативные позиции государства в отношения режима установления валютного курса сводятся к следующему.




1. Государство жестко фиксирует обменный курс национальной валюты на определенном уровне, беря на себя обязательства по поддержанию ее стабильности. Фиксированные курсы очень удобны для бизнеса, так как позволяют прогнозировать предпринимательскую деятельность.

2. Государство позволяет валютному курсу свободно колебаться под влиянием спроса и предложения. В этом случае налицо гибкий валютный курс или, как его еще называют, плавающий курс.

На практике две указанные крайности редко встречаются в чистом виде. Однако их нужно рассмотреть, чтобы лучше уяснить фактическое положение дел в этой области.

Исторически исходной формой фиксированного курса была система золотого стандарта, которая возникла в европейских странах сразу же после окончания наполеоновских войн и просуществовала вплоть до I мировой войны. В конце прошлого века к этой системе присоединились США и Япония.

Важнейшие черты золотого стандарта сводятся к следующему:

  • государство фиксирует цену золота и устанавливает стоимость национальной денежной единицы в золотом выражении;
  • в обороте находятся золотые монеты и банкноты, которые свободно размениваются на золото;
  • государство располагает таким золотым запасом, который гарантирует 100 %-е обеспечение денег золотом.

В условиях данной системы валютный курс определяется на основе золотого паритета — соотношения весового содержания золота, зафиксированного законом, в национальных денежных единицах. Валютные курсы, рассчитанные на основе золотых паритетов, отличались стабильностью, их отклонения от объявленных значений были весьма незначительными и находились в пределах верхней и нижней «золотых точек».

Валютный курс не мог существенно отклоняться от золотого паритета до тех пор, пока правительство свободно конвертировало свою валюту в золото. Любое давление на обменные курсы, отклоняющее их от паритетного значения, корректировалось перемещением золота из одной страны в другую.

На принципе фиксированных курсов основывалось и Бреттон-Вудская денежная система, действовавшая с 1944 г. по 1973 г. В рамках этой системы каждая страна устанавливала паритет (отношение) своей валюты к золоту и доллару США и на этой основе определялся ее курс по отношению к валютам других стран. Цена на золото была установлена на уровне 35 долларов за унцию. Золото и доллары вне США выступали в роли официальных резервов.

Однако при этой системе не соблюдалось одно из условий золотого стандарта, в соответствии с которым денежная масса должна формироваться исключительно под воздействием платежного баланса. Поэтому пропорциональность резервов и денежной массы могла быть нарушена, что таило в себе угрозу отклонения от паритета, а в дальнейшем неизбежно приводило к девальвации национальной валюты. [7,с.150]

Для поддержания стабильности валютного курса правительства прибегали к валютным интервенциям, а в критических ситуациях осуществляли девальвацию (ревальвацию) валют. Изменение паритета или существенные отклонения валютного курса валют от него допускались только по согласованию с Международным валютным фондом.

Начиная с 1960-х годов, однако, многие страны стали стремиться к изменениям в составе своих резервов в пользу золота, возникла потребность в увеличении общего объема международных резервов. Стремясь разрешить это противоречие. Международный валютный фонд учредил специальные права заимствования (СПЗ), которые распределялись между странами — членами фонда для увеличения их официальных резервов. Однако это не решило проблему, и, когда в 1971 г. США официально прекратили обмен долларов на золото, мировое сообщество было вынуждено приступить к перестройке мировой монетарной системы.

Отказ от фиксированных валютных курсов и переход к плавающим курсам был официально признан в решениях Ямайской конференции в 1976 г. Решения этой конференции означали создание третьей по счету мировой денежной системы на основе гибких валютных курсов, которая сохраняется по настоящее время.

В рамках данной системы, по существу, предполагается наличие рынка совершенной конкуренции, где спрос на валюту и ее предложение определяют равновесный курс и равновесный объем валюты. Предложение иностранной валюты является суммой экспортных доходов, в то время как спрос на нее есть ничто иное как общий объем импорта. Рынок уравновешивается с помощью ценового механизма, т. е. за счет изменения курса валюты. Границы колебаний не регламентируются, а Центральные банки не обязаны вмешиваться в работу валютного рынка в целях поддержания стабильности национальных валют.

Международный валютный фонд предоставил право выбора режима установления валютных курсов самим странам — членам этого фонда с условием предоставления соответствующей информации.

Систематизируя полученные данные Международный валютный фонд в зависимости от сделанного выбора классифицирует страны на три категории:

1. Страны, валюты которых привязаны к одной или ряду валют. При таком выборе режима установления валютного курса стоимость национальной денежной единицы жестко или с минимальным отклонением привязывается к какой-либо одной валюте, специальным правам заимствования или набору валют. Курс национальной валюты в этом случае автоматически изменяется в соответствии с колебаниями базового курса привязки. Так, около трех десятков стран определяют курс своей национальной валюты на основе привязки к доллару США, 14 стран — к французскому франку. К СПЗ привязаны валюты Ливии, Замбии, Ирана и Руанды. В качестве примера привязки к валютной корзине можно назвать шведскую крону, курс которой определяют 15 валют стран важнейших торговых партнеров Швеции.

2. Страны, валюты которых ограниченно гибки в отношении одной или ряда валют. Страны, отнесенные к этой категории, подразделяются на две группы. Валюты стран первой группы характеризуются ограниченной гибкостью по отношению к доллару США (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты). Вторую группу образуют страны, входящие в Европейскую валютную систему, созданную в 1979 г. в целях обеспечения валютной стабильности среди членов Европейского Сообщества. Курс каждой национальной денежной единицы в этой группе стран определяется в отношении экю. В ближайшем будущем планируется ввести единую европейскую валюту вместо отдельных национальных валют.

3. Страны, валюты которых характеризуются повышенной гибкостью. Повышенная гибкость проявляется либо в полной свободе изменения плавающего курса под воздействием спроса и определяют равновесный курс и равновесный объем валюты. Предложение иностранной валюты является суммой экспортных доходов, в то время как спрос на нее есть ничто иное как общий объем импорта. Рынок уравновешивается с помощью ценового механизма, т. е. за счет изменения курса валюты. Границы колебаний не регламентируются, а Центральные банки не обязаны вмешиваться в работу валютного рынка в целях поддержания стабильности национальных валют. [9,с.75]

Заключение

Таким образом, платежный баланс является важнейшим макроэкономическим отчетом государства. В нем отражена информация о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Платежный баланс служит информацией, необходимой как органам государственной власти для определения внешнеэкономической, финансовой и денежно-кредитной политики, так и самим экономическим агентам для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики. Такой макроэкономический отчет государства, как платежный баланс, содержит в себе всю необходимую информацию для оценки экономических отношений страны с остальным миром и определения ее внешней позиции в экономическом мире.

Переход к рыночной экономике потребовал кардинальных изменений в экономике, в частности, в денежной и валютной системах. Либерализация цен и демонополизация внешней торговли повлекли за собой изменение валютного регулирования, установления курсов валют, отношений между субъектами валютного рынка. Снятие валютных ограничений и жестко фиксированного курса рубля стали причиной резкого его падения.

Валютная система тесно связана с темпами роста производства, развитием торговли и международных связей. Она не только влияет на экономику страны, но и определяет ее “лицо” на мировой арене. Это подтверждает пример августовских потрясений: нестабильность валютной системы отрицательно сказывается на готовности Запада кредитовать российскую экономику, экспортировать капитал в нашу страну и т.д.

Сейчас валютная система России по многим показателям находится на уровне стран “третьего” мира, несовершенны рычаги валютного регулирования, неустойчивы внешние связи. Трудность нынешнего этапа заключается в противоречивости любых мер по стабилизации валютных отношений и трудности прогноза результатов этих мер. Так, повышение курса рубля является стабилизирующей мерой, но эта стабилизация искусственна, требует больших валютных ресурсов и, в конечном счете, приводит к кризису производства, денежной системы и к стагфляции экономики в целом. Однако и снижение курса влечет за собой немало проблем: резкое увеличение денежной массы, гиперинфляция и т.п. Однако определенная база для преобразований валютной сферы уже создана: система валютного контроля и лицензирования банков, система резервирования валюты, меры по защите национальной валюты, имеются определенные рычаги воздействия на установление курса рубля. Кроме того, в апреле 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд и Международную ассоциацию развития, что влияет на упрощение международных расчетов и процедуры кредитования. Однако криминализация экономики и политика Центробанка, направленная в последнее время не на упрочение рубля, а на увеличение прибыльности собственных валютных спекуляций приводят к тому, что две трети валютных поступлений остается в зарубежных банках.

Таким образом, валютная система страны неотделима от денежно-кредитной системы, производства и системы внешнеэкономических отношений. Поэтому все противоречия нашей экономики сказываются и на валютных отношениях. Валютное регулирование позволит решить лишь некоторые проблемы (расчетно-кредитные операции на международном рынке, отношения с нерезидентами и зарубежными банками и т.д.), но регулирование основных валютных показателей возможно лишь при комплексном реформировании экономики.

В проделанной курсовой работе рассмотрены понятия платежного баланса, его структура и факторы, на него влияющие, а также понятие валютного курса и его взаимодействие с платёжным балансом.

Про Великую депрессию: невозможно сочетать фиксированный курс нац. Валюты с монетарной политикой. То есть либо держать курс, либо проводить монетарную политику.

США в годы депрессии имели золотой стандарт (по сути, фиксированный курс), потому они не могли помочь своей экономике монетарной политикой, в отличие от стран, которые к тому времени уже отказались от стандарта.

Валютная интервенция — значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путём продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютная интервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют в интересах государства. Коротко говоря, валютная интервенция — это воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс путём закупки или продажи большого количества иностранной валюты.

В Российской Федерации термин «валютная интервенция» обычно употребляется в связке с задачей поддержания российского рубля, его стабильного курса по отношению к доллару США, когда Центральный банк РФ продаёт доллары, чтобы не дать упасть рублю на валютном рынке и тем самым воздействовать на покупательную силу денег, валютные курсы и на экономику страны в целом. И наоборот, скупка иностранной валюты Центральным банком РФ влечёт за собой падение курса российского рубля. Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, поэтому при больших нарушениях в системе платёжного баланса валютная интервенция может в конце концов привести к истощению валютных резервов страны, не предотвратив обесценивания национальной валюты.

Регулирование курса национальной валюты - инструмент очень четкой, оперативной и мощной действия. По характеру воздействия на массу денег он напоминает операции на открытом рынке. Если центральный банк планирует уменьшить массу денег в обороте, то ему достаточно продать на рынке соответствующую массу иностранных валютных ценностей, что приведет к сокращению банковских резервов и предложения денег. И наоборот, при необходимости увеличить массу денег в обороте центральному банку следует купить соответствующую массу иностранной валюты. Эти операции получили название валютной интервенции. Хотя непосредственной целью этих операций является регулирование курса национальной валюты, они косвенно и весьма ощутимо влияют и на массу национальных денег в обороте.
Применение этого инструмента монетарной политики связанного с определенными экономическими и организационными трудностями. Во-первых, у центрального банка должен быть достаточный запас, чтобы в случае необходимости можно было использовать его для воздействия на денежную массу. Накопление такого запаса возможно при условии длительного экономического роста активного сальдо платежного баланса, что требует от страны значительного экономического напряжения. Во-вторых, конъюнктурные ситуации на валютном и товарных рынках могут изменяться не одновременно и в разных направлениях. Поэтому операции центрального банка в интересах валютного рынка могут оказаться не желательными для товарных рынков. Учитывая это одновременно с проведением операции на товарном рынке центральный банк должен осуществить компенсируя (стерилизационную) меры, чтобы не допустить уменьшения предложения денег и платежеспособного спроса на товарных рынках. Удобнее провести стерилизацию при помощи операций на открытом рынке. При таком комплексном подходе операции по регулированию валютного курса могут успешно служить и инструментом регулирования предложения денег.

Вопрос №6. Валовой внутренний продукт и методы его расчета. Валовой национальный доход. Ключевые элементы ВВП, рассчитанного разными методами: структура для РФ в сравнении с другими странами. Альтернативные показатели развития страны.

 

ВВП (валовой внутренний продукт) - совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года (либо за квартал) на территории страны.

Может характеризовать общее состояние экономики (подъем или спад).

ВВП в год - поток (т.к. за год).

 

ВНД (ВНП) - Валовой национальный доход - доходы от продажи товаров и услуг, произведенными гражданами страны за год.

Т.е.ВВП = производство на территории России

ВНД= доходы россиян, неважно где

 

Все российские доходы за ее пределами - иностранные доходы на территории России = ЧФД (чистый факторный доход)

ЧДИФ (чистый доход иностранных факторов) = иностранные доходы на территории России - Все российские доходы за ее пределами

ВВП и ВНД различаются на величину ЧФД (или ЧДИФ)

ВНД = ВВП- иностранные доходы в России + доходы россиян за рубежом = ВВП + ЧФД= ВВП - ЧДИФ

ЧДИФ или ЧФД в России не очень велика, поэтому ВВП и ВНД не очень сильно различаются.

 

ВВП- ключевой показатель. ВАЖНО! В ВВП включаются стоимости всех конечных товаров и услуг, а не промежуточных.

 

Добавленная стоимость = стоимость продукции производителя - промежуточное потребление = TR - стоимость сырья и материалов, купленных у других фирм.

ДС включает з/п работников, налоги, прибыль, др. расходы

Основной способ расчета ВВП - суммирование добавленных стоимостей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...