Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основных способа расчета ВВП




1) производственный способ

ВВП = Выпуск - Промежут. потребление (+ налоги - субсидии на продукты) по отраслям = cумма добавленных стоимостей

2) ВВП по доходам = сумма доходов от национальных и иностранных факторов = З/П + налоги на продукты (косвенные) + прибыль (корпораций) + смешанные доходы (мелкие производители) + амортизация(потребление основного капитала)+ арендная плата (земля) + проценты (капитал)

Располагаемый доход = потребление + сбережение = доходы - налоги

3) ВВП по расходам = сумма расходов всех макроэкономических агентов = C+ Igross+ G + Xn

Igross=Inet+A

 

Альтернативные показатели развития страны

ВВП на душу населения = ВВП / численность населения (GDP p.c)

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - учитывается демография, здравоохранение и образование.

 

Вопрос№7.

Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП и индекс физического объема на примере РФ. (подсказка: можете использовать данные Росстата с http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab3.xls и http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab4.xls ). Другие ценовые показатели. Различие динамики различных ценовых показателей в РФ (подсказка: можете сравнить темпы инфляции, рассчитанные на основе разных показателей (хотя бы трех) для 2009 г.)

Показатель ВВП, измеренный в текущих ценах, называется номинальным ВВП.

Для получения более достоверной информации относительно динамики ВВП, используют базовые (сопоставимые цены), то есть узнать, вырос или упал ВВП можно только в том случае, если измерить ВВП за разные периоды в ценах за один и тот же период.

ВВП, измеренный в базовых ценах, называется реальным.

Отношение номинального и реального ВВП одного и того же года называют дефлятором ВВП.

Дефлятор показывает отношение текущего уровня цен к базовому. Для получения данных об изменении уровня цен в стране используют избранную совокупность товаров и услуг, называемую корзиной. Наиболее часто для оценки уровня инфляции используют Индекс потребительских цен (ИПЦ), показатель, характеризующий изменение среднего уровня цен на потребительские товары и услуги. (Насколько я поняла, ИПЦ- это и есть индекс физического объема)J

 

 

Индексы - дефляторы валового внутреннего продукта 1)        
(в процентах к предыдущему году)        
                         
116,5 115,6 113,8 120,3 119,3 115,2 113,8 118,0 102,0 114,2 115,5 108,0  
                                 

 

Индексы физического объема валового внутреннего продукта 1)        
(в процентах к предыдущему году)        
                         
105,1 104,7 107,3 107,2 106,4 108,2 108,5 105,2 92,2 104,5 104,3 103,4  
                                 

 

 

У меня не вставляются формулы, так что ловите довольно жалкую картинку с формулой темпа прироста уровня цен =)

 

Существует также целый ряд потребительских корзин, а значит, и целый ряд ценовых индексов: Индекс цен производителей, индекс цен на рынке жилья, индекс цен строительной продукции, индекс тарифов на грузовые перевозки, индекс цен производителей и др.

Различия динамики разных показателей можно объяснить различными категориями товаров, входящих в корзины, потому как цены этих категорий товаров могут вести себя по-разному по тем или иным причинам.

Также динамика может отличаться в том случае, если одни показатели являются базисными, другие – цепными.

Индексы цен на вторичном рынке жилья по Российской Федеpации

на конец периода; в процентах к концу предыдущего периода

                       
132,0 125,3 118,8 124,1 118,0 154,4 120,6 115,3 89,0 102,7 105,8 112,1

 

Ниже рассчитаны показатели прироста цен по ИПЦ, дефлятору и по индексу цен на рынке жилья в России. В кризис спад спроса на покупку жилья гораздо существеннее, чем, например, на потребительские товары, поэтому показатель по отрицательному приросту цен гораздо существеннее, однако, все показатели все равно демонстрируют довольно схожую динамику.

Вопрос 8

· Индекс потребительских цен. Методология расчета.

· Базовая структура потребительских расходов населения для расчета ИПЦ.

· Почему субъективные ощущения инфляции могут различаться?

· Получение детализированной информации о потребительских ценах с помощью запроса к базе данных Росстата http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=1902001

· Различные формы представления ИПЦ и других индексов (в % к предыдущему месяцу; в % к соответствующему периоду предыдущего года; в % к декабрю предыдущего года) их применение и экономический смысл.

1. Индекс потребительских цен. Методология расчета.

Индекс потребительских цен (индекс инфляции, англ. Consumer Price Index, CPI) — один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике.

· Основывается на фиксированном уровне цен большого количества товаров и услуг, включенных в потребительскую корзину.

· Является основным инструментом для расчета инфляции во многих странах, в частности – в США.

· Является лучшим показателем стоимости жизни

· Неотрицателен

· Может быть больше/меньше единицы

· Показывает соотношение среднего уровня цен на товары из потребительской корзины текущего и базового годов

ИПЦ рассчитывается по типу индекса Лайсперса или индекса цен с базисными весами.

Где, - Количество j –того блага в базисном периоде,

и – Цены j – того блага в базисном (0) и текущем (t) периодах.

Методология расчета

Расчет, производится на базе информации, полученной из двух источников: данных об изменении цен, полученных путем регистрации цен и тарифов на потребительском рынке, и данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год. При высоких темпах инфляции в течение года в структуру потребительских расходов могут вноситься соответствующие изменения. Регистрация цен и тарифов (наблюдение за уровнем цен и тарифов) осуществляется работниками специальной государственной службы, действующей в системе органов государственной статистики. Наблюдение осуществляется на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности (государственная, муниципальная, частная) на территории субъектов РФ. Ценовая информация собирается во всех столицах республик (в составе РФ), краев, областей, автономных округах и выборочно - в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. Источником информации о потребительских расходах населения являются данные, полученные в результате обследования домашних хозяйств о расходах семей на приобретение товаров и оплату услуг (текущая статистика семейных бюджетов). Учитывая различия в структуре потребления населением товаров и услуг по отдельным территориям РФ, индекс потребительских цен на региональном уровне разрабатывается на базе структуры потребительских расходов населения, рассчитанной для данного региона, на федеральном уровне - на базе структуры потребительских расходов в целом по РФ. Структура потребительских расходов определяется по категории "все население".

На сайте Федеральной Службы Государственной статистики в разделе Методология -> Потребительские цены -> Методологические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен находятся критерии, основы, основные положения и т.д., определяющие порядок наблюдения за ценами товаров и услуг, их анализ, расчет ИПЦ. Конкретно – указаны населенные пункты, в которых организовано наблюдение на ценами, набор потребительских товаров и услуг для наблюдения за ценами, перечень и объемы потребления товаров и услуг, включенных в минимальный набор питания и т.д.

2. Базовая структура потребительских расходов населения для расчета ИПЦ

Базовая структура потребительских расходов населения для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) в группировке КИПЦ:

Информация с: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/#

Сама по себе базовая структура потребительских расходов населения для расчета ИПЦ представляет собой полный список товаров и услуг, представленных в виде процентного соотношения к предыдущему году.

Информация с: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/#

В еще БОЛЕЕ ОБЩЕМ виде информация по структуре потребительских расходах населения была представлена в виде графика в одной из презентаций Кима (в динамике):

Разделение на продовольственные (красные), непродовольственные (зеленые) товары и услуги (синие).

 

3. Почему субъективные ощущения инфляции могут различаться?

АХТУНГ – МНОГО ТЕКСТА (иначе никак)

В качестве примера рассматривается ситуация 2005 года

За 2005 год инфляция составила всего 11,8 %. Показатель оказался самым низким за 15 лет. Однако, вместо радости обычные потребители испытывали иные чувства, тк по их ощущения рост цен был намного больше чем 11,8 процента. К примеру – тарифы на коммунальные услуги выросли на 30%, так же как цены на мясо и бензин. Хоть кое что и подешевело, но статьи, занимающие немалую долю семейных расходов подорожали много более чем на 12 процентов. Что случилось?

 

Для начала – итоговая цифра инфляции – индекс потребительских цен складывается из трех показателей: индекса цен на продукты питания, на непродовольственные товары и индекса цен на платные услуги населению. Продукты питания в 2005 году в целом (кроме несчастного мяса) дорожали весьма умеренно (до 10% роста). Цены на непродовольственные товары дорожали примерно с той же умеренностью. А вот тарифы на платные услуги возросли очень существенно – почти на 20% (по данным ФСГС). Но поскольку на долю платных услуг приходится лишь 22% от совокупных семейных расходов, то общий рост цен оказался ближе к показателю роста цен на продукты и непродовольственные товары. А вот если предположить, что ФСГС недооценивает долю потребительских расходов, приходящуюся на услуги (это может происходить вследствие того, что ФСГС ориентируется на малообеспеченную часть населения страны, представители которой и правда тратят на услуги не очень значительную часть своего бюджета), то вклад роста цен на услуги в общий индекс потребительских цен может быть существенно выше. И тогда совокупный рост потребительских цен, даже без пересмотра частных индексов окажется на уровне 13-14%, а не 11.8%.(неправильное оценивание структуры потребительских расходов населения)

Еще одно объяснение расхождений между цифрой ФСГС и ощущениями потребителей состоит в том, что ФСГС при расчете показателя годовой инфляции не учитывает изменений, которые происходят в составе и структуре потребительской корзины семьи, домохозяйства. Иными словами рассматривается стабильный набор из 200-250 товаров (и услуг) – представителей, с неизменными долями каждого товара. Насколько важны изменения в структуре потребления и какие искажения могут возникнуть в случае, если их не учитывать, хорошо видно на примере:

Итак, потребительская корзина нашей модельной семьи состоит из двух благ: сосисок (они у нас представляют блага «низшего порядка») и сырокопченой колбасы (которая олицетворяет у нас „предметы роскоши“). В течении недели семья потребляет 9 килограмм сосисок и 1 килограмм сырокопченой колбасы. В начале года сосиски стоят 100 рублей за килограмм, а сырокопченая колбаса – 300. В конце года сосиски стоят 110 рублей, а сырокопченая – 330. Как не трудно заметить цены и на сосиски, и на колбасу выросли за год на 10%. Если в течении года не произошло изменений в структуре потребления – по прежнему 9 кило сосисок и 1 кг сырокопченой колбасы, то инфляция для нашей семьи тоже составила 10%. В начале года 1 килограмм условного „блага“, потребляемого семьей стоил 120 рублей, а в конце – 132. А вот если вследствие роста материального благосостояния семьи баланс меняется, то и картина инфляции меняется. Допустим, что теперь в неделю потребляется 8 кило сосисок и 2 кг сырокопченой колбасы. Те же 10 кг в совокупности. Только один килограмм потребляемого „блага“ теперь стоит 154 рубля. Инфляция для такой семьи составила 28%, при том, что цена на каждое из потребляемых благ выросла только на 10%. Ну, а дальше условия задачи можно отягощать дополнительными вводными. Например, мог произойти рост потребления блага высшего порядка (до двух килограмм) без снижения потребления блага низшего порядка. В этом случае, кстати, инфляция по потребляемой корзине составит 25%, а средняя цена потребляемого блага – 150 рублей. А еще в корзине могло появиться благо еще более высокого порядка – хамон по 550 рублей за килограмм, ранее не потреблявшийся вовсе по причине нехватки средств, а теперь потребляемый в объеме одного килограмма в неделю. В этом случае средняя цена потребляемого блага составит 183 рубля, а инфляция по изменившейся потребительской корзине превысит 50% годовых. А еще блага низшего порядка могут замещаться „средними“ (варено-копченой колбасой) и так до бесконечности.

 

В итоге – различия между субъективным оцениванием инфляции и ее реальным показателем за период есть побочный результат роста благосостояния потребителей и отражение структурных изменений (в лучшую сторону) в составе реальной потребительской корзины, прежде всего – семей среднего класса.

4. Получение детализированной информации о потребительских ценах с помощью запроса к базе данных Росстата

Шаг 1: Заходим на сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

Шаг 2: Нажимаем на «Цены»

Шаг 3: Нажимаем на «Потребительские цены» вверху страницы

Шаг 4: Открываем интересующую информацию(ИПЦ, КИПЦ, средние цены, индекс стоимости жизни и т.д.)

 

 

5. Различные формы представления ИПЦ и других индексов (в % к предыдущему месяцу; в % к соответствующему периоду предыдущего года; в % к декабрю предыдущего года) их применение и экономический смысл.

Расчет ИПЦ производится с месячной периодичностью. Ежемесячно помимо индекса цен к предыдущему месяцу, исчисляются также индексы цен к декабрю предыдущего года и к соответствующему месяцу предыдущего года. Для пересчета макроэкономических показателей в сопоставимые цены осуществляется расчет индексов цен к соответствующему периоду предыдущего года.

Для расчета указанных индексов используются следующие формулы:

- к декабрю предыдущего года:

где: - сводный индекс цен и тарифов по группе товаров (услуг)-представителей отчетного месяца к декабрю предыдущего года.

- к соответствующему месяцу предыдущего года:

где: – текущий год; – предыдущий год; – год, предшествующий предыдущему;

– индекс цен декабря предыдущего года (Т-1) к декабрю года, предшествующего предыдущему (Т-2);

– индекс цен отчетного месяца текущего года (Т) к декабрю предыдущего года (Т-1);

– индекс цен соответствующего месяца предыдущего года (Т-1) к декабрю года, предшествующего предыдущему (Т-2).

- к соответствующему периоду предыдущего года:

где: – индекс цен отчетного месяца текущего года к декабрю года, предшествующего предыдущему;

– индекс цен отчетного месяца предыдущего года к декабрю года, предшествующего предыдущему.

На первом рисунке – Декабрь прошлого года = 100%

На втором рисунке – Прошлый месяц = 100%

 

9. Номинальная и реальная процентные ставки. Формула Фишера и эффект Фишера. Номинальный и реальный валютный курс. Паритет покупательной способности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...