Костюм VII - первой половины XI века
Стр 1 из 15Следующая ⇒ З.В.ДОДЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КОСТЮМ Очерки истории Издательская фирма «Восточная литература» РАН Москва 2001 УДК 930.85 ББК -7'63.3(235.7) Д60 Редакционная коллегия серии О.ФЛкимушкин, С.МЛникеева, Г.М.Бонгард-Левин, ААВигасин, В.Н.Горегляд, Е.И.Кычанов, ЮАПетросян (председатель), \В.М.Солнцев\, АБ.Халидов, Е.П.Челышев Научный редактор М.В.Горелик Рецензенты С.ААрутюнов, Д.Д.Василъев Иллюстрации И.П.Олейник, М.М.Хитеева Фото И.В.Кожевников Редактор издательства Т.В.Кантор Доде З.В. Д60 Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки исто-- В монографии показан процесс формирования костюма народов Северного Кавказа на протяжении VII-XIV вв. в русле социальной и исторической динамики культуры, рассмотрены этнографические параллели археологически засвидетельствованным формам костюмов. Книга иллюстрирована графическими реконструкциями, рисунками и фотографиями археологических находок ББК-7*63-3(235.7) Научное издание Доде Звездана Владимировна СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КОСТЮМ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Очерки истории Утверждено к печати Институтом востоковедения РАН Художник Э.Л.Эрман. Технический редактор О.В.Волкова Корректор В.ИМартынюк. Компьютерная верстка Е.В.Катышева Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 — книги, брошюры ЛР № 020297 от 23.06.97 Подписано к печати 05.09.01. Формат 60x90'/8. Печать офсетная Усл. п. л. 23,0. Усл. кр.-отт. 25,5.Уч.-изд.л. 18,2. Тираж 1000 экз. Изд. № 7960. Зак. № 4520 Издательская фирма «Восточная литература» РАН 103051, Москва К-51, Цветной бульвар, 21 ППП 'Типография "Наука" |
©З.ВДоде, 2001 ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА Одежда народов Северного Кавказа — тема для России близкая и традиционная хотя бы потому, что кавказский мужской костюм издавна был практически целиком воспринят множеством российских мужчин, отнюдь не принадлежавших к коренным народам региона. Его заимствовали прежде всего различные группы казаков, в большинстве своем выходцев с Украины, расселившихся — по своей ли воле, в результате ли политики правительства Российской империи — от Каспийского моря до Черного. А с начала XIX века этот костюм носила значительная часть российского офицерства, для которого черкеска с газырями, наборный пояс с кинжалом и шашкой, папаха и бурка с башлыком воплощали такие редко сочетаемые мужские достоинства, как воинственная лихость и изысканная, с большой долей экзотики элегантность. Вместе с тем серьезному изучению этот костюм подвергся лишь в последние десятилетия. И надо сказать, что результаты этих исследований, весьма немногочисленные, могут удовлетворить лишь частично. Добротными почти всегда выглядят описание и систематизация материала, но вопросы происхождения костюмного комплекса и его элементов освещены либо явно недостаточно, либо неверно. Правда, именно эти вопросы и являются самыми сложными для исследователя. Книга З.ВДоде, которую читателю предстоит освоить, рождалась трудно, в преодолении тех самых причин, что не позволяли ее предшественникам доискаться ответов на сложные вопросы генезиса северокавказского костюма. Путь, которым пошел автор, кажется простым: начать сначала — тщательно и подробно исследовать все доступные источники, столетие за столетием «перелистывая страницы истории». Основная же методическая заслуга исследователя видится в том, что она преодолела один из главных недугов отечественного (и не только) «костюмоведения» — намеренный «пропуск страниц истории», необоснованное сравнение разъединенных веками форм не в типологическом, а именно в генетическом плане.
Преодоление этой недоброй традиции потребовало от автора огромной работы, чему в немалой степени способствовало то, что З.ВДоде изначально подошла к предмету исследования, применяя комплексную методику: системно-типологический анализ сопровождается у нее полноценным применением методов современной археологии, этнографии, фольклористики, привлечением изобразительных и письменных источников. Большинство материалов было изучено автором не по книгам, а по реальным сохранившимся образцам. Более того, значительная часть их была добыта в ходе археологических раскопок при непосредственном участии автора. Неоспоримым достоинством работы является богатейший иллюстративный материал, представляющий самостоятельную ценность и впервые позволяющий с максимальной полнотой осветить ценнейшее наследие северокавказского раннесредневекового костюма. Особую роль здесь играют уникальные реконструкции костюмов, венчающие исследование. Отныне каждый, кто займется или просто заинтересуется раннесредневековым костюмом Северного Кавказа, сможет воочию увидеть костюмный комплекс во всей полноте, а не только отдельные его части или элементы. Специалисты же, занимающиеся костюмом народов Северного Кавказа более поздних эпох, получают надежную основу для своих исследований. М.В.Горелик Введение КОСТЮМ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК Северный Кавказ с его долгим процессом культурного развития отличает сложное этнографическое разнообразие. В то же время в рамках этого региона сформировался единый комплекс народного костюма, который является ярким показателем общности исторического пути, культурных и экономических связей, основных этапов этнического развития проживающих здесь народов. Костюм не только непременный атрибут культуры, связанный с этническими и социальными категориями функционирования человеческого общества, это еще и полноценный исторический источник, несущий большую информацию о различных областях деятельности человека, особенно в том случае, если у изучаемых народов отсутствовала письменность. Одежда отражает преемственность поколений, народные традиции, причем на протяжении длительных хронологических периодов. Наиболее мобильной частью материальной культуры, легче всего готовой к восприятию инноваций, считается мода. Благодаря этому костюм позволяет проследить связи между народами. Своей знаковой системой он несет информацию о половозрастном, социально-экономическом статусе владельца и отражает общий уровень экономического развития данного общества. Обладая некоторой долей консерватизма, одежда всегда сохраняет элементы традиционного костюма, часто играющие роль этнического признака. Костюмный ансамбль — явление, тесно связанное с духовной жизнью народа, его обычаями и обрядами. Важную роль в костюме играют украшения, нередко выполняющие функции амулетов и талисманов, раскрытие значения которых помогает узнать об идеологических и религиозных представлениях тех или иных народов.
Территориальные рамки данного исследования ограничены районом Северного Кавказа, куда вошли Западное и Среднее Предкавказье. На севере территория граничит с Кумо-Манычской впадиной, на юге — с подножием Большого Кавказского хребта. Западная граница проходит по побережьям Черного и Азовского морей; на востоке Среднее Предкавказье граничит с Терско-Кумской низменностью, где располагается восточная часть Предкавказья. Естественные границы практически совпадают с административными и государственными. За Большим Кавказским хребтом находятся Грузия, Армения, Азербайджан. На юго-западе Прикаспийской низменности располагается Дагестан. Таким образом, в поле изучения попадает компактная территория, объединенная культурной и исторической общностью, где сегодня располагаются Чечня, Ингушетия, Осетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Хронологические рамки исследования ограничены VII-XIV вв. Нижняя граница рассматриваемого периода обусловлена тем, что именно в VII в. начал складываться Хазарский каганат, культура которого охватила огромную территорию, куда входил и Северный Кавказ.
Вторая половина XI — XII век — отдельный период становления культуры народов Северного Кавказа, который проходил в непосредственном контакте с новой волной тюркоязычных кочевников. Взаимодействие со степью в этот период сказалось, очевидно, на развитии различных сфер культуры народов Северного Кавказа. Ключевое влияние половцев на материальную культуру северокавказского населения выразилось в оформлении женского костюмного ансамбля. XIII-XIV столетия проходят на Кавказе под знаком Золотой Орды. Монгольское нашествие было последним крупным вторжением на Кавказ в средние века, значительно перекроившим этническую карту Северного Кавказа, изменившим экономику, культуру и быт местных народов.
Таким образом, в настоящей работе рассматривается развитие костюма на протяжении ограниченного отрезка времени — восьми веков. Это позволит извлечь максимальную информацию о средневековом костюме как источнике по истории и культуре народов Северного Кавказа, а в дальнейшем установить общие закономерности в форме и символике костюма предшествующих эпох, с одной стороны, и этнографического ансамбля — с другой, которые в данном случае лишь намечены. Основным источником исследования являются археологические находки предметов одежды, обуви, головных уборов в могильниках Северного Кавказа. Захоронения VII-Х вв., обнаруженные в Мощевой Балке, Подорванной Балке, Эшкаконе, Уллу-Коле, Гиляче и других могильниках, отличались особыми условиями. Сухой грунт и чистый воздух способствовали естественной мумификации органики, благодаря чему сохранились целые формы костюмов. Находки более позднего времени из станицы Змейской (Х-ХП вв.), Рим-Горы (Х-ХП вв.), Адиюха (XI-XII вв.), Дзивгиса (XIII-XV вв.), Новопавловска (XIII-XIV вв.), Джухты (XIII-XIV вв.) и Зарагижа (XIV-XVBB.) также отличаются хорошей сохранностью.
Поскольку речь идет о костюмных комплексах, происходящих главным образом из погребений, нельзя говорить о гардеробе в целом, можно лишь выделить базовые формы одежды и проследить их развитие во времени. Основной задачей данного исследования является попытка раскрыть информацию, которую несет в себе костюм не только как символ, но и как утилитарная вещь. Такая информация неравнозначна для различных периодов вследствие неодинакового качества и количества письменных, изобразительных и фольклорных источников, сопровождающих имеющиеся археологические артефакты. Наиболее полно в данном исследовании отражен костюм VII-Х вв. Рассмотрение же костюмных комплексов XI-XIV вв. помогает установить преемственность средневековых форм одежды в этнографическом ансамбле. В то же время принципиальные изменения костюма в средние века позволяют выявить линию культурного развития народов Северного Кавказа. Реконструкции предметов одежды, опирающиеся на совокупность источников, многое могут рассказать о процессе формирования костюма, который окончательно сложился на Северном Кавказе в XIX в. Комплекс северокавказского костюма — не просто характерный внешний признак, но показатель этнографического единства Кавказа как культурно-исторического региона. Это тем более важно, что кавказский костюм сформировался в результате взаимодействия различных по происхождению компонентов. Его реконструкции позволяют иллюстрировать как те элементы, которые характеризуют традиции местной культуры, так и те, что ей не принадлежат, но нашли свое воплощение в одежде народов Северного Кавказа. Уникальность костюмных комплексов, найденных в могильниках Северного Кавказа VII-XIV вв., заключается, как уже отмечалось, в сохранении их полных форм, позволяющих с документальной точностью восстановить облик средневекового костюма населения Северного Кавказа, а также реконструировать его развитие во времени. Изучение одежды, обуви и головных уборов следует начинать с восстановления кроя, которым пользовались средневековые мастерицы. Все детали и швы найденных предметов тщательно промерены. Приведенные в книге выкройки были составлены в масштабе 1:10. В чертежах используется современная система обозначений, применяемая для выкроек. Они строятся таким образом, чтобы была видна система соединения деталей в изделии. Выполненный на миллиметровой бумаге с тщательным сохранением размеров и углов деталей, чертеж позволяет воссоздать точную выкройку, на основании которой возможна не только графическая реконструкция, но и реконструкция изделия в материале. Схема изделия, построенная только с учетом его внешнего вида, зачастую приводит к фальсификации кроя из-за пропуска деталей или их неправильного соединения на чертеже. Однако выполнить графическую реконструкцию костюма исторически достоверно точная выкройка позволяет лишь в совокупности с изучением средневековых изобразительных источников, где запечатлены костюмы жителей Северного Кавказа. Такими источниками являются каменные рельефы, изваяния, храмовые росписи. Изобразительный материал отражает наиболее типичную знаковую нагрузку костюма, отобранную сознанием художника в качестве этнических, социальных, половозрастных показателей. Как правило, изобразительный материал рассматривают вместе с археологическими источниками. Однако по разным причинам некоторые детали убранства костюма в погребениях бывают смещены с места своего первоначального расположения. Одежда, обувь, головные уборы или детали убранства иногда встречаются вне единого комплекса. Художественно-изобразительные памятники в таких случаях являются ценным подспорьем для реконструкции полного комплекса костюма, манеры ношения и расположения деталей одежды: поясов, украшений, амулетов, аксессуаров, оружия и т.п. Повторение в изображениях того или иного элемента с наибольшей частотой позволяет говорить о типичности его бытования в среде данного этноса. Археологические и художественные источники в значительной мере дополняются письменными свидетельствами, народными преданиями и фольклором. Многие западные и восточные авторы оставили описания кавказского костюма, которые, по сути, передают восприятие иностранцами лишь внешнего вида одежды. Внутреннее содержание костюмных комплексов отражено в устных эпических преданиях и фольклоре народов Северного Кавказа. Изучая костюм по нартским преданиям, можно уточнить некоторые детали археологических форм костюма: манеру ношения, связь с идеологическими представлениями и социальной историей общества. В эпосе содержатся упоминания практически всех составляющих кавказского костюма в контексте погребального обряда, торговых взаимоотношений, экономической дифференциации общества. Нартские предания запечатлели историческую действительность, в которой и бытовал средневековый костюм. Реконструкции археологического костюма в совокупности с этнографическими и палеоэтнографическими материалами способствуют установлению соотношения между автохтонными кавказскими, а также тюркскими и иранскими компонентами в формировании культуры народов Северного Кавказа. Проникновение тюркских и иранских элементов в культуру степной полосы Евразии и всех регионов Северного Кавказа имело место и привело в итоге к сложному синтезу, вопрос о котором не может быть решен однозначно. Этническая атрибуция отдельных элементов костюма как показателя культуры народов Кавказа способствует выявлению баланса всех ее составляющих. Сопоставление этнографических материалов с археологическими, изобразительными, письменными и фольклорными свидетельствами способствует установлению соотношения этнических компонентов, составляющих культуру народов Кавказа, и позволяет рассматривать часть этой культуры — национальный костюм в качестве исторического источника. Хронологическое развитие костюмных форм позволяет выделить надежные датирующие элементы не только для археологических находок, но и для мотивов нартского эпоса. Изменения костюма происходят в контексте общего изменения материальной культуры. Развитие различных ремесел и видов хозяйственной деятельности населения вызывает к жизни новые формы, материалы и украшения одежды. Влияние на развитие костюма оказывали международные связи населения Северного Кавказа: торговые отношения, династические браки, военные союзы. Воздействия на формирование костюмного комплекса нельзя считать односторонними. Некоторые детали средневекового кавказского костюма были восприняты другими народами. Сведения о таких заимствованиях немногочисленны, но вызывают интерес с точки зрения культурологии. Роль костюма как знака-символа половозрастного, этнического, социального, экономического положения человека в обществе определялась социально-экономическим аспектом культуры. Поскольку основной формой идеологии в обществе являлись религиозно-магические представления, декор костюма, его украшения и аксессуары выполняли функции оберегов и отражали, таким образом, идеологический аспект культуры. В нашей работе мы придерживались традиции исследования костюма такими выдающимися специалистами в этой области, как П.Г.Богатырев, Н.И.Гаген-Торн, М.В.Горелик, Д.К.Зеленин, БАКуфтин, Н.ПЛобачева, Е.Н.Студенецкая, ОА.Сухарева и др. Методологические принципы, разработанные этими исследователями, позволили критически взглянуть на трансформацию собственно одежды и ее убранства в хронологическом аспекте, выделить социальные, половозрастные и этнические показатели средневекового костюма, объективно оценить место и роль языческого мировоззрения и христианской идеологии в культуре изучаемого общества, использовать комплекс костюма в целом как источник, иллюстрирующий сложный процесс культурогенеза. Описание предметов средневекового кавказского костюма связано главным образом с археологической литературой (П.С.Уварова, ВА.Кузнецов, С.С.Кусаева, АП.Рунич, САПлетнева, В.ПЛевашева, Т.Б.Мамукаев, В.Х.Тменов, И.М.Мизиев, Х.Х.Биджиев и др.). Информативность костюмного комплекса привлекала к нему внимание ряда исследователей. Но подробных работ, касающихся собственно анализа кавказ- ского костюма, не так много. Первое монографическое исследование костюмных комплексов на широком хронологическом отрезке (V в. до н.э. — конец XVII в.) принадлежит ТДРавдоникас, которая собрала большой фактический материал на основании разного рода источников: археологических, изобрази-тельных, письменных. К сожалению, не все имевшиеся к началу работы материалы были доступны автору, и по ряду объективных причин книга носит очер-ковый характер. Но тем не менее Равдоникас была первым исследователем, попытавшимся рассмотреть формирование кавказского костюма начиная с глубокой древности (см. [Равдоникас, 1990]). Значительную роль в изучении кавказского костюма как исторического источника сыграли статьи САЯценко, продолжившего работу в этом направлении. В поле зрения автора попала мужская плечевая скифская одежда, изображенная на предметах греко-скифской торевтики IV в. до н.э. и антропоморфных изображениях скифов VII-IV вв. до н.э. Должное внимание автор уделил прото-типам мужской плечевой одежды осетин, женской плечевой одежде Сарматии и связям костюма кушан с сармато-аланскими традициями. Анализируя костюм, автор внес большой вклад в разработку методики синхронизации изменений материальной культуры ираноязычных кочевников в отдельных регионах с конкретными важными политическими событиями, отмеченными в письменных источниках. Работы САЛценко интересны в плане установления генетических связей и культурных параллелей ансамбля кавказского костюма (см. [Яценко, 1977; 1984; 1985; 1993а; 19936; 1993в]). Место мужского скифского костюма в костюмном комплексе ираноязычных народов VI-IV вв. до н.э. определил М.В.Горелик. Автор считает, что выяснение системы комплексов иранского костюма не только позволит сделать конкретную этническую идентификацию, но может дать материал для реконструкции культурных и территориальных связей между отдельными частями массива ираноязычных племен (см. [Горелик, 1985; 1993; 1997]). В поле зрения исследователей попадал, как правило, мужской костюм, так как основным источником для многих работ служили памятники изобразительного искусства, на которых изображения женщин встречаются очень редко. Новые археологические находки в курганах скифов позволили в конце 70-х — начале 80-х годов XX в. провести интересные исследования скифских женских головных уборов. В этом контексте следует отметить работы Л.С.Клочко и Т.В.Мирошиной (см. [Мирошина, 1980]). Анализ скифского костюма предложила Л.С.Клочко в своей диссертации, явившейся результатом большой работы в этой области. Она рассматривает женский скифский костюм как знаковую систему, считая, что именно в нем в большей мере, чем в мужском, отражаются нормы социальной и семейной жизни, эстетические, этические и религиозные представления. На материалах костюма автор показала неоднородность социального устройства скифского общества. Установив характерные комплексы костюмов для определенных районов степи и лесостепи, Л.С.Клочко выявила взаимодействие различных этнических групп на обширной территории Скифии. Интересны разработки автора в области реконструкций скифских костюмов. Исследователь восстановила покрой и декор мужской и женской плечевой одежды, женских головных уборов и обуви (см. [Клочко, 1979; 1982; 1986; 1992а; 19926; Клочко, Гребенников, 1982;К1оско, 1992]). Попытка обобщения одежды народов Восточной Европы в раннем железном веке предпринята в статье ЭАРикмана, который рассматривает плечевую, поясную одежду, головные уборы и обувь скифов, сарматов и гето-даков (см. [Рикман, 1986]). Большую работу по изучению кавказской одежды VII-VIIIBB. проделала ААИерусалимская, результатом чего явился ряд статей и монография. В центре внимания исследователя находится ткань как неотъемлемая составная часть всего комплекса костюма. Шелковые ткани являются важным доказательством связей племен Северного Кавказа с населением других стран. Именно с этой позиции подходит к рассмотрению шелков, найденных в средневековых могильниках Северного Кавказа, ААИерусалимская. Целый цикл ее работ посвящен Великому Шелковому пути, проходившему через Северный Кавказ. В этих работах рассматриваются проблемы транзита восточных и западных тканей через аланские владения. На основании анализа находок костюмов ААИерусалимская прослеживает все уровни дифференциации аланского общества по социальному признаку, ставя на один полюс вождя, облаченного в кафтан из шелковой ткани с изображениями Сэнмурва, на противоположный — бедняка в латаном холщовом рубище, а между ними — рядовых общинников, использовавших шелк в качестве отделки своих костюмов. При этом автор отмечает, что подобную поляризацию общества не удается проследить ни в одном синхронном могильнике, где шелковые ткани не обнаружены (см. [Иерусалимская, 1963; 1967; 1972а; 19726; 1975; 1983; 1992; lerusalimskaja, Borkopp, 1996;Ierusalimskaja, 1996]). Интересна работа АЯ.Кузнецовой «Народное искусство карачаевцев и бал-карцев», в которой одна глава посвящена одежде. Автор пытается проследить истоки традиций кавказского костюма еще в скифскую эпоху, проводит некоторые параллели с кобанской культурой, использует археологический материал средневековья и рассматривает женскую и мужскую одежду XIX в. Интересны установленные Кузнецовой параллели между характером украшения вышивкой, аппликациями, металлическими пластинками половецких одежд и этнографических платьев карачаевок и балкарок. В некоторых случаях Кузнецова выясняет семантику отдельных деталей костюма. В связи с тем, что книга Кузнецовой посвящена народному искусству карачаевцев и балкарцев, исследуемый костюм не связывается со всем регионом в целом. Поэтому общие истоки формирования кавказского костюма не рассматриваются (см. [Кузнецова, 1982]). Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. освещается в монографии Е.Н.Студенецкой. Эта работа является обобщающей по вопросам этнографического костюма. В ней выявлены общие тенденции и этническое разнообразие его формирования, что наряду с другими источниками представляет важный материал для установления этнографических параллелей археологически засвидетельствованным формам костюмов. Методика систематизации и описания этнографического материала, картографирования и составления сравнительных таблиц наименований мужской и женской одежды у различных народов Кавказа является ценным вкладом исследователя в изучение проблем материальной культуры на примере одного из интереснейших ее проявлений — одежды (см. [Студенецкая, 1989]). Настоящее исследование построено с учетом накопленной целым рядом авторов информации, касающейся археологических находок комплексов и элементов костюмов. В книге также использованы неопубликованные материалы, предоставленные в наше распоряжение Б.ХАтабиеевым, А.Б.Белинским, И.В.Каминской, ВАКузнецовым и В.Х.Тменовым, за что выражаю им благодарность. Искренне признательна ААИерусалимской, ВАКузнецову, М.В.Горелику, СА.Яценко за ценные консультации в процессе работы над книгой. Глава 1 КОСТЮМ VII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XI ВЕКА Костюмный комплекс Этнокультурная история автохтонных народов Северного Кавказа в раннем средневековье тесно связана с тюркоязычными племенами булгар и хазар. Наиболее мощным политическим объединением, под эгидой которого разви-вались местные народы, явился Хазарский каганат. Хазария просуществовала более 300 лет, с середины VII до второй половины X в. Она оставила заметный след в культурном развитии адыгов, нахских племен, алан и народов Дагестана, входивших в состав Хазарской империи. Побережье Черного моря занимали адыги, которые консолидировались под началом племени зихов и создали союз племен причерноморских адыгов. Рядом с ним существовало еще два адыгских союза: Касожский на севере и Абазгский на юго-востоке. Центральные районы Северного Кавказа были заняты аланами, которые постепенно продвигались и на смежные территории. Горные зоны современных территорий Осетии, Балкарии и Карачая были освоены аланами к X в. Кавказ-ские племена, проживавшие на этих территориях, были включены в аланское военно-политическое объединение. Вайнахские племена, согласно письменным средневековым источникам, локализовались на территориях их современного проживания в Чечне и Ингу-шетии. Благодаря выгодному географическому положению в Центральном Предкавказье аланы имели тесные политические и культурные связи со своими соседями. Прочные союзнические отношения они поддерживали с Византией. Контакты устанавливались на политическом и идеологическом уровнях, а также посредством династических браков. Влияние на алан пытался оказать и саса-нидский Иран. Однако наибольшее воздействие на развитие северокавказских народов оказал Хазарский каганат. Аланская правящая династия состояла в родстве с хазарской, заимствовала у хазар их титулатуру, подражая хазарскому двору, носила их костюм, который в VII в. представлял собой базовый костюм мужского населения Северного Кавказа. В могильниках, связанных с алано-адыгским этносом, обнаружены целые формы одежд, обуви, головных уборов этого пе-риода. Поскольку есть основания считать этот костюмный комплекс типичным для всего населения, он будет рассматриваться в качестве основного. Аланский мужской костюм состоял из коротких штанов с широким шагом, чулок, утепленного кафтана без подкладки, мягкой кожаной обуви без подметок и головного убора. Одежда дополнялась кожаным поясом, ремешками для чу-лок и перчатками. Женская одежда состояла из таких же штанов, а также чулок, платья, тщательно продуманного головного убора и мягкой кожаной обуви. Женщины носили шубы, подбитые мехом, головные покрывала и перчатки. Детская одежда, как и одежда для кукол, повторяла взрослый набор. Наиболее характерным показателем, связывающим костюм с традиционным прошлым, является покрой одежды. Находки из могильника Подорванная Балка позволяют построить точные выкройки одежды, сшитой аланскими портни-хами. Мужской костюм Конструкция мужского кафтана основывалась на распашном характере кроя. Он был отрезным немного ниже линии талии, имел левый запах и рукав, превышающий длину руки.
Холщовый кафтан, обнаруженный в Подорванной Балке В.Н.Каминским и И.В.Каминской, состоял из 20 деталей. Из выкройки видно, что аланским мастерицам была известна система косого кроя и вытачек, позволяющая убирать излишки ткани в области торса, благодаря чему достигался эффект облегания туловища. Отрезная по линии талии юбка слегка посажена по соединительному с лифом шву, который прикрыт узким отделочным кантом из основной ткани, свернутой руликом. Перегиб этого канта образует петлю для пуговицы. С правой стороны петля выходит наизнанку, с левой — налицо. Кант проходит по боковым частям шва, выходит на спину, но не соединяется. Таким образом, на спине остается в центре промежуток неприкрытого шва. У кафтана нет проймы как таковой. Конструкция рукава отличается сложностью, обусловленной утилитарной необходимостью создать свободу движения руке при полном облегании кафтаном туловища. Юбка имеет разрезы по боковым швам, согласно конструкции смещенным назад. Над разрезами пришиты закрепляющие прямоугольники из основной ткани, которые не давали швам разойтись в процессе носки. Ворот кафтана оформлен шелковой бейкой, скроенной по косой. К бейке изнутри пришита петелька из толстой крученой нити и пуговка из шелковой ткани. Внутренние швы бесподкладочного кафтана тщательно обработаны. Соединительный шов выполнен следующим образом. Край полочки подогнут наизнанку на 1,5 см, а верх юбки — на 0,8 см, они скреплены швом «через край». Край полочки отогнут вниз и закрывает соединительный шов. Затем он подогнут внутрь и подшит к юбке швом «через край». Благодаря подобному приему достигались и эстетическая отделка изделия, и технологическая крепость шва. По этой технологии выполнены практически все изделия, не имеющие подкладки. Утепленные и без подкладки мужские шелковые и холщовые кафтаны шились по одной схеме. В могильнике Амгата VII-Х вв. обнаружены фрагменты одежды из двухслойного холста, переложенного войлоком и простеганного. Мужские холщовые кафтаны, как правило, были отделаны шелком по вороту, обшлагам рукавов, низу и боковым разрезам. Для костюмов населения Северного Кавказа запах — важная характеристика. Левый запах отличал «варварский» западный мир от цивилизованного Китая. Выделение левого запаха как признака варварского костюма случайным не было, так как в китайской одежде он символизировал потусторонний мир в погребальном обряде. И сегодня в Северном Китае нижняя одежда покойников изготовляется с запахом налево. «О древности этого обыкновения можно судить по следующей цитате из классической книги „Лунь-юй" (Суждения и беседы): „Учитель сказал: Гуань-Чжун был первым министром в правление Хуань-Гуна. Благодаря ему Хуань, встав во главе всех князей, объединил страну и установил порядок в Поднебесной. До настоящего времени мы вкушаем плоды его деяний. Если бы не Гуань-Чжун, то мы носили бы волосы распущенными и запахивали бы халаты налево" (т.е. были бы
|