Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Костюм VII - первой половины XI века




З.В.ДОДЕ

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КОСТЮМ

Очерки истории

Издательская фирма «Восточная литература» РАН Москва 2001


УДК 930.85 ББК -7'63.3(235.7) Д60

Редакционная коллегия серии

О.ФЛкимушкин, С.МЛникеева, Г.М.Бонгард-Левин, ААВигасин, В.Н.Горегляд, Е.И.Кычанов, ЮАПетросян (председатель), \В.М.Солнцев\, АБ.Халидов, Е.П.Челышев

Научный редактор М.В.Горелик

Рецензенты

С.ААрутюнов, Д.Д.Василъев

Иллюстрации И.П.Олейник, М.М.Хитеева

Фото И.В.Кожевников

Редактор издательства Т.В.Кантор

Доде З.В.

Д60 Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки исто--
рии. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.—
136 с.: карты, ил. (Культура народов Востока).
ISBN 5-02-018237-0

В монографии показан процесс формирования костюма народов Северного Кавказа на протяжении VII-XIV вв. в русле социальной и исторической динамики культуры, рассмотрены этнографические параллели археологически засвидетельст­вованным формам костюмов. Книга иллюстрирована графическими реконструк­циями, рисунками и фотографиями археологических находок

ББК-7*63-3(235.7)

Научное издание

Доде Звездана Владимировна

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КОСТЮМ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Очерки истории

Утверждено к печати Институтом востоковедения РАН

Художник Э.Л.Эрман. Технический редактор О.В.Волкова Корректор В.ИМартынюк. Компьютерная верстка Е.В.Катышева

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 — книги, брошюры

ЛР № 020297 от 23.06.97

Подписано к печати 05.09.01. Формат 60x90'/8. Печать офсетная Усл. п. л. 23,0. Усл. кр.-отт. 25,5.Уч.-изд.л. 18,2. Тираж 1000 экз. Изд. № 7960. Зак. № 4520

Издательская фирма «Восточная литература» РАН 103051, Москва К-51, Цветной бульвар, 21

ППП 'Типография "Наука" |
121099, Москва Г-99, Шубинский пер., 6 *

©З.ВДоде, 2001
5-02-018237-0 © Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001 _


ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Одежда народов Северного Кавказа — тема для России близкая и тради­ционная хотя бы потому, что кавказский мужской костюм издавна был прак­тически целиком воспринят множеством российских мужчин, отнюдь не при­надлежавших к коренным народам региона. Его заимствовали прежде всего различные группы казаков, в большинстве своем выходцев с Украины, рассе­лившихся — по своей ли воле, в результате ли политики правительства Россий­ской империи — от Каспийского моря до Черного. А с начала XIX века этот костюм носила значительная часть российского офицерства, для которого чер­кеска с газырями, наборный пояс с кинжалом и шашкой, папаха и бурка с баш­лыком воплощали такие редко сочетаемые мужские достоинства, как воинст­венная лихость и изысканная, с большой долей экзотики элегантность.

Вместе с тем серьезному изучению этот костюм подвергся лишь в послед­ние десятилетия. И надо сказать, что результаты этих исследований, весьма немногочисленные, могут удовлетворить лишь частично. Добротными почти всегда выглядят описание и систематизация материала, но вопросы происхож­дения костюмного комплекса и его элементов освещены либо явно недоста­точно, либо неверно. Правда, именно эти вопросы и являются самыми слож­ными для исследователя.

Книга З.ВДоде, которую читателю предстоит освоить, рождалась трудно, в преодолении тех самых причин, что не позволяли ее предшественникам до­искаться ответов на сложные вопросы генезиса северокавказского костюма. Путь, которым пошел автор, кажется простым: начать сначала — тщательно и подробно исследовать все доступные источники, столетие за столетием «пере­листывая страницы истории». Основная же методическая заслуга исследователя видится в том, что она преодолела один из главных недугов отечественного (и не только) «костюмоведения» — намеренный «пропуск страниц истории», необоснованное сравнение разъединенных веками форм не в типологическом, а именно в генетическом плане.

Преодоление этой недоброй традиции потребовало от автора огромной работы, чему в немалой степени способствовало то, что З.ВДоде изначально по­дошла к предмету исследования, применяя комплексную методику: системно-типологический анализ сопровождается у нее полноценным применением ме­тодов современной археологии, этнографии, фольклористики, привлечением изобразительных и письменных источников. Большинство материалов было изучено автором не по книгам, а по реальным сохранившимся образцам. Более того, значительная часть их была добыта в ходе археологических раскопок при непосредственном участии автора.

Неоспоримым достоинством работы является богатейший иллюстративный материал, представляющий самостоятельную ценность и впервые позволяю­щий с максимальной полнотой осветить ценнейшее наследие северокавказ­ского раннесредневекового костюма. Особую роль здесь играют уникальные реконструкции костюмов, венчающие исследование. Отныне каждый, кто займется или просто заинтересуется раннесредневековым костюмом Северно­го Кавказа, сможет воочию увидеть костюмный комплекс во всей полноте, а не только отдельные его части или элементы. Специалисты же, занимающиеся кос­тюмом народов Северного Кавказа более поздних эпох, получают надежную основу для своих исследований.

М.В.Горелик


Введение

КОСТЮМ

КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Северный Кавказ с его долгим процессом культурного развития отличает сложное этнографическое разнообразие. В то же время в рамках этого ре­гиона сформировался единый комплекс народного костюма, который являет­ся ярким показателем общности исторического пути, культурных и экономи­ческих связей, основных этапов этнического развития проживающих здесь народов.

Костюм не только непременный атрибут культуры, связанный с этнически­ми и социальными категориями функционирования человеческого общества, это еще и полноценный исторический источник, несущий большую информа­цию о различных областях деятельности человека, особенно в том случае, если у изучаемых народов отсутствовала письменность. Одежда отражает преемст­венность поколений, народные традиции, причем на протяжении длительных хронологических периодов. Наиболее мобильной частью материальной куль­туры, легче всего готовой к восприятию инноваций, считается мода. Благодаря этому костюм позволяет проследить связи между народами. Своей знаковой системой он несет информацию о половозрастном, социально-экономиче­ском статусе владельца и отражает общий уровень экономического развития данного общества. Обладая некоторой долей консерватизма, одежда всегда сохраняет элементы традиционного костюма, часто играющие роль этниче­ского признака. Костюмный ансамбль — явление, тесно связанное с духовной жизнью народа, его обычаями и обрядами. Важную роль в костюме играют украшения, нередко выполняющие функции амулетов и талисманов, раскрытие значения которых помогает узнать об идеологических и религиозных пред­ставлениях тех или иных народов.

Территориальные рамки данного исследования ограничены районом Северного Кавказа, куда вошли Западное и Среднее Предкавказье. На севе­ре территория граничит с Кумо-Манычской впадиной, на юге — с подно­жием Большого Кавказского хребта. Западная граница проходит по побе­режьям Черного и Азовского морей; на востоке Среднее Предкавказье грани­чит с Терско-Кумской низменностью, где располагается восточная часть Предкавказья. Естественные границы практически совпадают с административ­ными и государственными. За Большим Кавказским хребтом находятся Грузия, Армения, Азербайджан. На юго-западе Прикаспийской низменности распола­гается Дагестан. Таким образом, в поле изучения попадает компактная терри­тория, объединенная культурной и исторической общностью, где сегодня располагаются Чечня, Ингушетия, Осетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.

Хронологические рамки исследования ограничены VII-XIV вв. Нижняя гра­ница рассматриваемого периода обусловлена тем, что именно в VII в. начал складываться Хазарский каганат, культура которого охватила огромную терри­торию, куда входил и Северный Кавказ.

Вторая половина XI — XII век — отдельный период становления культуры народов Северного Кавказа, который проходил в непосредственном контакте с новой волной тюркоязычных кочевников. Взаимодействие со степью в этот период сказалось, очевидно, на развитии различных сфер культуры народов Северного Кавказа. Ключевое влияние половцев на материальную культуру се­верокавказского населения выразилось в оформлении женского костюмного ансамбля.

XIII-XIV столетия проходят на Кавказе под знаком Золотой Орды. Монголь­ское нашествие было последним крупным вторжением на Кавказ в средние века, значительно перекроившим этническую карту Северного Кавказа, изменившим экономику, культуру и быт местных народов.



 


Рис. 1. Схема основных физико-географических областей Кав­каза (составил НАГвоздецкий, 1952) Fig. I. A schematic map of the principal physical-geographical areas of the Caucasus (draim by NAGvozdetsky, 1952)

Таким образом, в настоящей работе рассматривается развитие костюма на протяжении ограниченного отрезка времени — восьми веков. Это позволит извлечь максимальную информацию о средневековом костюме как источнике по истории и культуре народов Северного Кавказа, а в дальнейшем установить общие закономерности в форме и символике костюма предшествующих эпох, с одной стороны, и этнографического ансамбля — с другой, которые в данном случае лишь намечены.

Основным источником исследования являются археологические находки предметов одежды, обуви, головных уборов в могильниках Северного Кавказа. Захоронения VII-Х вв., обнаруженные в Мощевой Балке, Подорванной Балке, Эшкаконе, Уллу-Коле, Гиляче и других могильниках, отличались особыми усло­виями. Сухой грунт и чистый воздух способствовали естественной мумифика­ции органики, благодаря чему сохранились целые формы костюмов. Находки более позднего времени из станицы Змейской (Х-ХП вв.), Рим-Горы (Х-ХП вв.), Адиюха (XI-XII вв.), Дзивгиса (XIII-XV вв.), Новопавловска (XIII-XIV вв.), Джухты (XIII-XIV вв.) и Зарагижа (XIV-XVBB.) также отличаются хорошей сохран­ностью.



VII-Х вв. А XI-XII вв. • XIII-XIV вв. • 1. Подорванная Балка 2. Мощевая Балка 3. Эшкакон 4. Хасаут 5. Амгата 6. Старокорсунская 7. Адиюх 8. Клин-Яр 9. Змейская 10. Рим-Гора 11. Кольцо-Гора 12. Новопавловск 13. Дзивгис 14. Даргавс 15. Махческ 16. Чми 17. Курнаят 18. Байрым 19. Карт-Джурт 20. Борисовский 21. Зарагиж 22. Чегем

 


 


Рис.2. Археологические памят­ники Предкавказья VII-XIV вв. Fig. 2. Archaeological sites of the Cis-Caucasus, 7th-14th cc.

 


Поскольку речь идет о костюмных комплексах, происходящих главным образом из погребений, нельзя говорить о гардеробе в целом, можно лишь выделить базовые формы одежды и проследить их развитие во времени.

Основной задачей данного исследования является попытка раскрыть информацию, которую несет в себе костюм не только как символ, но и как утилитарная вещь. Такая информация неравнозначна для различных периодов вследствие неодинакового качества и количества письменных, изобразитель­ных и фольклорных источников, сопровождающих имеющиеся археологиче­ские артефакты.

Наиболее полно в данном исследовании отражен костюм VII-Х вв. Рассмот­рение же костюмных комплексов XI-XIV вв. помогает установить преемствен­ность средневековых форм одежды в этнографическом ансамбле. В то же время принципиальные изменения костюма в средние века позволяют выявить линию культурного развития народов Северного Кавказа.

Реконструкции предметов одежды, опирающиеся на совокупность источни­ков, многое могут рассказать о процессе формирования костюма, который окончательно сложился на Северном Кавказе в XIX в. Комплекс северокавказ­ского костюма — не просто характерный внешний признак, но показатель этнографического единства Кавказа как культурно-исторического региона. Это тем более важно, что кавказский костюм сформировался в результате взаи­модействия различных по происхождению компонентов. Его реконструкции позволяют иллюстрировать как те элементы, которые характеризуют традиции местной культуры, так и те, что ей не принадлежат, но нашли свое воплощение в одежде народов Северного Кавказа.

Уникальность костюмных комплексов, найденных в могильниках Северного Кавказа VII-XIV вв., заключается, как уже отмечалось, в сохранении их полных форм, позволяющих с документальной точностью восстановить облик средне­векового костюма населения Северного Кавказа, а также реконструировать его развитие во времени.

Изучение одежды, обуви и головных уборов следует начинать с восстанов­ления кроя, которым пользовались средневековые мастерицы. Все детали и швы найденных предметов тщательно промерены. Приведенные в книге выкройки были составлены в масштабе 1:10. В чертежах используется современная си­стема обозначений, применяемая для выкроек. Они строятся таким образом, чтобы была видна система соединения деталей в изделии. Выполненный на миллиметровой бумаге с тщательным сохранением размеров и углов деталей, чертеж позволяет воссоздать точную выкройку, на основании которой воз­можна не только графическая реконструкция, но и реконструкция изделия в материале. Схема изделия, построенная только с учетом его внешнего вида, зачастую приводит к фальсификации кроя из-за пропуска деталей или их неправильного соединения на чертеже.

Однако выполнить графическую реконструкцию костюма исторически достоверно точная выкройка позволяет лишь в совокупности с изучением сред­невековых изобразительных источников, где запечатлены костюмы жителей Северного Кавказа. Такими источниками являются каменные рельефы, изваяния, храмовые росписи. Изобразительный материал отражает наиболее типичную знаковую нагрузку костюма, отобранную сознанием художника в качестве этнических, социальных, половозрастных показателей.

Как правило, изобразительный материал рассматривают вместе с архео­логическими источниками. Однако по разным причинам некоторые детали убранства костюма в погребениях бывают смещены с места своего первона­чального расположения. Одежда, обувь, головные уборы или детали убранства иногда встречаются вне единого комплекса. Художественно-изобразительные памятники в таких случаях являются ценным подспорьем для реконструкции полного комплекса костюма, манеры ношения и расположения деталей одежды: поясов, украшений, амулетов, аксессуаров, оружия и т.п. Повторение в изобра­жениях того или иного элемента с наибольшей частотой позволяет говорить о типичности его бытования в среде данного этноса.

Археологические и художественные источники в значительной мере допол­няются письменными свидетельствами, народными преданиями и фольклором.


 

Многие западные и восточные авторы оставили описания кавказского костюма, которые, по сути, передают восприятие иностранцами лишь внеш­него вида одежды. Внутреннее содержание костюмных комплексов отражено в устных эпических преданиях и фольклоре народов Северного Кавказа. Изучая костюм по нартским преданиям, можно уточнить некоторые детали археологи­ческих форм костюма: манеру ношения, связь с идеологическими представле­ниями и социальной историей общества. В эпосе содержатся упоминания прак­тически всех составляющих кавказского костюма в контексте погребального обряда, торговых взаимоотношений, экономической дифференциации обще­ства. Нартские предания запечатлели историческую действительность, в кото­рой и бытовал средневековый костюм.

Реконструкции археологического костюма в совокупности с этнографиче­скими и палеоэтнографическими материалами способствуют установлению соотношения между автохтонными кавказскими, а также тюркскими и иран­скими компонентами в формировании культуры народов Северного Кавказа. Проникновение тюркских и иранских элементов в культуру степной полосы Евразии и всех регионов Северного Кавказа имело место и привело в итоге к сложному синтезу, вопрос о котором не может быть решен однозначно. Этническая атрибуция отдельных элементов костюма как показателя культуры народов Кавказа способствует выявлению баланса всех ее составляющих.

Сопоставление этнографических материалов с археологическими, изобра­зительными, письменными и фольклорными свидетельствами способствует установлению соотношения этнических компонентов, составляющих культуру народов Кавказа, и позволяет рассматривать часть этой культуры — нацио­нальный костюм в качестве исторического источника.

Хронологическое развитие костюмных форм позволяет выделить надежные датирующие элементы не только для археологических находок, но и для моти­вов нартского эпоса. Изменения костюма происходят в контексте общего изме­нения материальной культуры. Развитие различных ремесел и видов хозяйст­венной деятельности населения вызывает к жизни новые формы, материалы и украшения одежды.

Влияние на развитие костюма оказывали международные связи населения Северного Кавказа: торговые отношения, династические браки, военные союзы.

Воздействия на формирование костюмного комплекса нельзя считать односторонними. Некоторые детали средневекового кавказского костюма были восприняты другими народами. Сведения о таких заимствованиях немногочис­ленны, но вызывают интерес с точки зрения культурологии.

Роль костюма как знака-символа половозрастного, этнического, социально­го, экономического положения человека в обществе определялась социально-экономическим аспектом культуры.

Поскольку основной формой идеологии в обществе являлись религиозно-магические представления, декор костюма, его украшения и аксессуары выпол­няли функции оберегов и отражали, таким образом, идеологический аспект культуры.

В нашей работе мы придерживались традиции исследования костюма таки­ми выдающимися специалистами в этой области, как П.Г.Богатырев, Н.И.Гаген-Торн, М.В.Горелик, Д.К.Зеленин, БАКуфтин, Н.ПЛобачева, Е.Н.Студенецкая, ОА.Сухарева и др. Методологические принципы, разработанные этими иссле­дователями, позволили критически взглянуть на трансформацию собственно одежды и ее убранства в хронологическом аспекте, выделить социальные, поло­возрастные и этнические показатели средневекового костюма, объективно оценить место и роль языческого мировоззрения и христианской идеологии в культуре изучаемого общества, использовать комплекс костюма в целом как источник, иллюстрирующий сложный процесс культурогенеза.

Описание предметов средневекового кавказского костюма связано главным образом с археологической литературой (П.С.Уварова, ВА.Кузнецов, С.С.Кусаева, АП.Рунич, САПлетнева, В.ПЛевашева, Т.Б.Мамукаев, В.Х.Тменов, И.М.Мизиев, Х.Х.Биджиев и др.).

Информативность костюмного комплекса привлекала к нему внимание ряда исследователей. Но подробных работ, касающихся собственно анализа кавказ-


 

 

ского костюма, не так много. Первое монографическое исследование костюм­ных комплексов на широком хронологическом отрезке (V в. до н.э. — конец XVII в.) принадлежит ТДРавдоникас, которая собрала большой фактический материал на основании разного рода источников: археологических, изобрази-тельных, письменных. К сожалению, не все имевшиеся к началу работы мате­риалы были доступны автору, и по ряду объективных причин книга носит очер-ковый характер. Но тем не менее Равдоникас была первым исследователем, попытавшимся рассмотреть формирование кавказского костюма начиная с глубокой древности (см. [Равдоникас, 1990]).

Значительную роль в изучении кавказского костюма как исторического источника сыграли статьи САЯценко, продолжившего работу в этом направле­нии. В поле зрения автора попала мужская плечевая скифская одежда, изобра­женная на предметах греко-скифской торевтики IV в. до н.э. и антропоморфных изображениях скифов VII-IV вв. до н.э. Должное внимание автор уделил прото-типам мужской плечевой одежды осетин, женской плечевой одежде Сарматии и связям костюма кушан с сармато-аланскими традициями. Анализируя костюм, автор внес большой вклад в разработку методики синхронизации изменений материальной культуры ираноязычных кочевников в отдельных регионах с конкретными важными политическими событиями, отмеченными в письмен­ных источниках. Работы САЛценко интересны в плане установления генетиче­ских связей и культурных параллелей ансамбля кавказского костюма (см. [Яценко, 1977; 1984; 1985; 1993а; 19936; 1993в]).

Место мужского скифского костюма в костюмном комплексе ираноязыч­ных народов VI-IV вв. до н.э. определил М.В.Горелик. Автор считает, что выясне­ние системы комплексов иранского костюма не только позволит сделать кон­кретную этническую идентификацию, но может дать материал для рекон­струкции культурных и территориальных связей между отдельными частями массива ираноязычных племен (см. [Горелик, 1985; 1993; 1997]).

В поле зрения исследователей попадал, как правило, мужской костюм, так как основным источником для многих работ служили памятники изобразитель­ного искусства, на которых изображения женщин встречаются очень редко. Новые археологические находки в курганах скифов позволили в конце 70-х — начале 80-х годов XX в. провести интересные исследования скифских женских головных уборов. В этом контексте следует отметить работы Л.С.Клочко и Т.В.Мирошиной (см. [Мирошина, 1980]).

Анализ скифского костюма предложила Л.С.Клочко в своей диссертации, явившейся результатом большой работы в этой области. Она рассматривает женский скифский костюм как знаковую систему, считая, что именно в нем в большей мере, чем в мужском, отражаются нормы социальной и семейной жизни, эстетические, этические и религиозные представления. На материалах костюма автор показала неоднородность социального устройства скифского общества. Установив характерные комплексы костюмов для определенных районов степи и лесостепи, Л.С.Клочко выявила взаимодействие различных этнических групп на обширной территории Скифии.

Интересны разработки автора в области реконструкций скифских костю­мов. Исследователь восстановила покрой и декор мужской и женской плечевой одежды, женских головных уборов и обуви (см. [Клочко, 1979; 1982; 1986; 1992а; 19926; Клочко, Гребенников, 1982;К1оско, 1992]).

Попытка обобщения одежды народов Восточной Европы в раннем желез­ном веке предпринята в статье ЭАРикмана, который рассматривает плечевую, поясную одежду, головные уборы и обувь скифов, сарматов и гето-даков (см. [Рикман, 1986]).

Большую работу по изучению кавказской одежды VII-VIIIBB. проделала ААИерусалимская, результатом чего явился ряд статей и монография. В центре внимания исследователя находится ткань как неотъемлемая составная часть всего комплекса костюма. Шелковые ткани являются важным доказательством связей племен Северного Кавказа с населением других стран. Именно с этой позиции подходит к рассмотрению шелков, найденных в средневековых могильниках Северного Кавказа, ААИерусалимская. Целый цикл ее работ посвящен Великому Шелковому пути, проходившему через Северный Кавказ.


В этих работах рассматриваются проблемы транзита восточных и западных тканей через аланские владения.

На основании анализа находок костюмов ААИерусалимская прослеживает все уровни дифференциации аланского общества по социальному признаку, ставя на один полюс вождя, облаченного в кафтан из шелковой ткани с изобра­жениями Сэнмурва, на противоположный — бедняка в латаном холщовом ру­бище, а между ними — рядовых общинников, использовавших шелк в качестве отделки своих костюмов. При этом автор отмечает, что подобную поляризацию общества не удается проследить ни в одном синхронном могильнике, где шел­ковые ткани не обнаружены (см. [Иерусалимская, 1963; 1967; 1972а; 19726; 1975; 1983; 1992; lerusalimskaja, Borkopp, 1996;Ierusalimskaja, 1996]).

Интересна работа АЯ.Кузнецовой «Народное искусство карачаевцев и бал-карцев», в которой одна глава посвящена одежде. Автор пытается проследить истоки традиций кавказского костюма еще в скифскую эпоху, проводит неко­торые параллели с кобанской культурой, использует археологический материал средневековья и рассматривает женскую и мужскую одежду XIX в. Интересны установленные Кузнецовой параллели между характером украшения вышивкой, аппликациями, металлическими пластинками половецких одежд и этнографи­ческих платьев карачаевок и балкарок. В некоторых случаях Кузнецова выясняет семантику отдельных деталей костюма.

В связи с тем, что книга Кузнецовой посвящена народному искусству кара­чаевцев и балкарцев, исследуемый костюм не связывается со всем регионом в целом. Поэтому общие истоки формирования кавказского костюма не рас­сматриваются (см. [Кузнецова, 1982]).

Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. освещается в монографии Е.Н.Студенецкой. Эта работа является обобщающей по вопросам этнографиче­ского костюма. В ней выявлены общие тенденции и этническое разнообразие его формирования, что наряду с другими источниками представляет важный материал для установления этнографических параллелей археологически за­свидетельствованным формам костюмов. Методика систематизации и описания этнографического материала, картографирования и составления сравнитель­ных таблиц наименований мужской и женской одежды у различных народов Кавказа является ценным вкладом исследователя в изучение проблем мате­риальной культуры на примере одного из интереснейших ее проявлений — одежды (см. [Студенецкая, 1989]).

Настоящее исследование построено с учетом накопленной целым рядом авторов информации, касающейся археологических находок комплексов и элементов костюмов. В книге также использованы неопубликованные материа­лы, предоставленные в наше распоряжение Б.ХАтабиеевым, А.Б.Белинским, И.В.Каминской, ВАКузнецовым и В.Х.Тменовым, за что выражаю им благодар­ность. Искренне признательна ААИерусалимской, ВАКузнецову, М.В.Горелику, СА.Яценко за ценные консультации в процессе работы над книгой.


Глава 1

КОСТЮМ VII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XI ВЕКА


 

Костюмный комплекс

Этнокультурная история автохтонных народов Северного Кавказа в ран­нем средневековье тесно связана с тюркоязычными племенами булгар и хазар. Наиболее мощным политическим объединением, под эгидой которого разви-вались местные народы, явился Хазарский каганат. Хазария просуществовала более 300 лет, с середины VII до второй половины X в. Она оставила заметный след в культурном развитии адыгов, нахских племен, алан и народов Дагестана, входивших в состав Хазарской империи.

Побережье Черного моря занимали адыги, которые консолидировались под началом племени зихов и создали союз племен причерноморских адыгов. Рядом с ним существовало еще два адыгских союза: Касожский на севере и Абазгский на юго-востоке.

Центральные районы Северного Кавказа были заняты аланами, которые по­степенно продвигались и на смежные территории. Горные зоны современных территорий Осетии, Балкарии и Карачая были освоены аланами к X в. Кавказ-ские племена, проживавшие на этих территориях, были включены в аланское военно-политическое объединение.

Вайнахские племена, согласно письменным средневековым источникам, локализовались на территориях их современного проживания в Чечне и Ингу-шетии.

Благодаря выгодному географическому положению в Центральном Пред­кавказье аланы имели тесные политические и культурные связи со своими сосе­дями. Прочные союзнические отношения они поддерживали с Византией. Контакты устанавливались на политическом и идеологическом уровнях, а также посредством династических браков. Влияние на алан пытался оказать и саса-нидский Иран.

Однако наибольшее воздействие на развитие северокавказских народов оказал Хазарский каганат. Аланская правящая династия состояла в родстве с хазарской, заимствовала у хазар их титулатуру, подражая хазарскому двору, носила их костюм, который в VII в. представлял собой базовый костюм мужско­го населения Северного Кавказа. В могильниках, связанных с алано-адыгским этносом, обнаружены целые формы одежд, обуви, головных уборов этого пе-риода. Поскольку есть основания считать этот костюмный комплекс типичным для всего населения, он будет рассматриваться в качестве основного.

Аланский мужской костюм состоял из коротких штанов с широким шагом, чулок, утепленного кафтана без подкладки, мягкой кожаной обуви без подметок и головного убора. Одежда дополнялась кожаным поясом, ремешками для чу-лок и перчатками. Женская одежда состояла из таких же штанов, а также чулок, платья, тщательно продуманного головного убора и мягкой кожаной обуви. Женщины носили шубы, подбитые мехом, головные покрывала и перчатки.

Детская одежда, как и одежда для кукол, повторяла взрослый набор.

Наиболее характерным показателем, связывающим костюм с традиционным прошлым, является покрой одежды. Находки из могильника Подорванная Балка позволяют построить точные выкройки одежды, сшитой аланскими портни-хами.

Мужской костюм

Конструкция мужского кафтана основывалась на распашном характере кроя. Он был отрезным немного ниже линии талии, имел левый запах и рукав, превышающий длину руки.


Рис. 3. Выкройка мужского каф­тана из могильника Подорван­ная Балка Fig.3- Pattern of a man's kaftan from the burial mound of Podor-vannaya Balka

Холщовый кафтан, обнаруженный в Подорванной Балке В.Н.Каминским и И.В.Каминской, состоял из 20 деталей. Из выкройки видно, что аланским масте­рицам была известна система косого кроя и вытачек, позволяющая убирать излишки ткани в области торса, благодаря чему достигался эффект облегания туловища.

Отрезная по линии талии юбка слегка посажена по соединительному с ли­фом шву, который прикрыт узким отделочным кантом из основной ткани, свер­нутой руликом. Перегиб этого канта обра­зует петлю для пуговицы. С правой сторо­ны петля выходит наизнанку, с левой — налицо. Кант проходит по боковым частям шва, выходит на спину, но не соединяется. Таким образом, на спине остается в центре промежуток неприкрытого шва.

У кафтана нет проймы как таковой. Конструкция рукава отличается сложностью, обусловленной утилитарной необходи­мостью создать свободу движения руке при полном облегании кафтаном тулови­ща. Юбка имеет разрезы по боковым швам, согласно конструкции смещенным назад. Над разрезами пришиты закрепляющие прямоугольники из основной ткани, кото­рые не давали швам разойтись в процес­се носки. Ворот кафтана оформлен шелко­вой бейкой, скроенной по косой. К бейке изнутри пришита петелька из толстой кру­ченой нити и пуговка из шелковой ткани.

Внутренние швы бесподкладочного кафтана тщательно обработаны. Соедини­тельный шов выполнен следующим обра­зом. Край полочки подогнут наизнанку на 1,5 см, а верх юбки — на 0,8 см, они скреп­лены швом «через край». Край полочки отогнут вниз и закрывает соединительный шов. Затем он подогнут внутрь и подшит к юбке швом «через край». Благодаря по­добному приему достигались и эстетиче­ская отделка изделия, и технологическая крепость шва. По этой технологии выпол­нены практически все изделия, не имею­щие подкладки. Утепленные и без подклад­ки мужские шелковые и холщовые каф­таны шились по одной схеме.

В могильнике Амгата VII-Х вв. обнаружены фрагменты одежды из двухслой­ного холста, переложенного войлоком и простеганного. Мужские холщовые кафтаны, как правило, были отделаны шелком по вороту, обшлагам рукавов, низу и боковым разрезам.

Для костюмов населения Северного Кавказа запах — важная характери­стика. Левый запах отличал «варварский» западный мир от цивилизованного Китая. Выделение левого запаха как признака варварского костюма случай­ным не было, так как в китайской одежде он символизировал потусторон­ний мир в погребальном обряде. И сегодня в Северном Китае нижняя одежда покойников изготовляется с запахом налево. «О древности этого обыкнове­ния можно судить по следующей цитате из классической книги „Лунь-юй" (Суждения и беседы): „Учитель сказал: Гуань-Чжун был первым министром в правление Хуань-Гуна. Благодаря ему Хуань, встав во главе всех князей, объединил страну и установил порядок в Поднебесной. До настоящего време­ни мы вкушаем плоды его деяний. Если бы не Гуань-Чжун, то мы носили бы волосы распущенными и запахивали бы халаты налево" (т.е. были бы


 

 



покорены варварами и переняли бы их обычаи)» [Сычев Л.П., Сычев ВЛ., 1975, с. 33]. Поясная одежда средневекового населения Северного Кавказа была одно­типной для мужчин и женщин. Она включала штаны, чулки, ноговицы и кожаные носки. Короткие штаны кроили из трех квадратов. Этот покрой был распро­странен в кочевническом мире с гуннских времен. Верх обрабатывали крайне узким рубцом, в который невозможно было продеть шнур. Поэтому штаны закрепляли на поясе при помощи стягивающего ремня. Детали соединяли обметочным швом «через край». Технологически короткие штаны изготовляли небрежнее по сравнению с тща­тельной обработкой кафтанов. Видимо, это происходило потому, что штаны были скрыты под верхней одеждой. Чулки также изготовляли из холста. В случа­ях, когда для больших размеров не хватало ши­рины ткани, в них вставляли клинья. Стопу вы­краивали и шили отдельно, а затем пришивали к верхней части чулка. Встречаются экземпляры, у которых нижняя и верхняя части сшиты из холстов разного качества. Обычно ткань худше­го качества использовалась для нижней части чулка, так как ее скрывала обувь. Верх чулка под­шивали «вподгибку». В центр верхней части пришивали кожаный квадрат. В нем делали отверстие, через которое протягивался кожа­ный шнурок. С лицевой стороны, поверх кожа­ного квадрата, шнур завязывали узлом, а затем через отверстие вытягивали с изнаночной сто­роны и закрепляли на поясе. Возможно, на ноге чулок еще дополнительно закрепляли завязка­ми крест-накрест. В Мощевой Балке найдены чулки, к которым пришиты завязки из полотня­ных полос. В Подорванной Балке был обнаружен кожа­ный чулок, сшитый по модели холщовых образ­цов, только шов проходил по внутренней сто­роне голени. Голенище и ступня соединены вшитым треугольником. Верх чулка не сохра­нился. Как показывают материалы раскопок, наряду с чулками в обиходе были распространены и 8 войлочные ноговицы. Обувь в VII-IX вв. представляла собой мягкие кожаные башмаки или сапоги без подметок и каблуков. Простейший вид обуви — арчита — шили из цельно­го куска сыромятной кожи, при надевании внутрь подкладывали сухую траву. Интересный вид обуви был найден в Хасаутском скальном могильнике. Это хорошо сохранившийся высокий кожаный сапог с мысом, закрывающим коле­но. Он сшит по сложной схеме, особенно в местах соединения стопы с голени­щем. Верх его, как и у других видов обуви, обшит шелковой тканью. Соедини­тельные швы «имеют мелкую строчку, очень похожую на машинную» [Рунич, 1971, с. 174]. Сапог выполнен из кожи высокого качества и не имеет подметки. На серебряном венгерском блюде X в. охотник, держащий на руке сокола, обут в сапоги, идентичные хасаутскому экземпляру [Артамонов, 1962, с. 261]. Мужские головные уборы, бытовавшие в это время, представляли собой шлемовидные шапки из четырех клиньев с округлым или пирамидальным вер­хом. Длина назатыльника варьировалась от заканчивающегося под подбород­ком до спускающегося к плечам. В Мощевой Балке была обнаружена шапка с округлым верхом. По низу ее шла опушка из чередующихся белых, желтых и коричневых п
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...