Костюм второй половины XI - XV века
Половецкий ансамбль В XI-XIV столетиях Северный Кавказ находился под мощным влиянием вначале половцев, затем монголо-татар. Однако степень воздействия кочевников на культуру местных народов не была одинаковой. Археологические памятники убедительно доказывают, что форма женской плечевой одежды принципиально меняется с приходом половцев, задолго до того, как Северный Кавказ был включен в состав Золотой Орды. Половцы появились в степях Предкавказья около середины XI в. В этот период они переживали период феодализации и, сталкиваясь с земледельческим населением, переходили к оседлости. До установления политического равновесия между половцами и местными народами взаимодействие кочевников и земледельцев проходило в постоянном чередовании набегов и торговых отношений [Греков, 1950, с. 10]. Набеги обусловливались тем, что половцам были необходимы новые земли под пастбища. В первой половине XII в. установилась граница между половцами, аланами и адыгами по течению Кубани, Нижней Малки и Терека, которая определяется главным образом ареалом распространения половецких каменных изваяний в степях Предкавказья. С этого времени аланы и половцы становятся союзниками. Крушение Хазарского каганата привело к восстановлению независимости и политической централизации Алании, в состав которой входили многие народы Северного Кавказа. Аланские городища обнаружены на территории Карачаево-Черкесии (Рим-Гора, Нижний Архыз, Хумаринское, Адиюх, Кубинское, Кызыл-Кала), Кабардино-Балкарии (Аргуданское, Старо-Лескенское, Терское, Нижний Джу-лат), Осетии (Киевское, Верхний Джулат), Чечни и Ингушетии (Алхан-Кала). Развитие культуры народов Северного Кавказа в рамках Хазарской империи привело к некоторой схожести материалов и в археологических памятниках Х-ХИ вв., связанных с аланами, адыгами и вайнахами.
К северу от Кубани и Терека жили половцы, чья культура развивалась в рамках общей культуры половецких племен Восточной Европы. Основным источником для изучения средневекового костюма кочевников является каменная половецкая пластика. Мужской комплекс Одежда мужчин состояла из кафтана, нательной рубахи, штанов и сапог. В женском костюме были те же элементы, исключение составляли разнообразные головные уборы. В некоторых случаях на мужских и женских изваяниях изображены короткие юбки, надеваемые поверх кафтана, необходимые во время долгой верховой езды для сохранения тепла в области поясницы. С документальной точностью воссоздать выкройку половецких кафтанов нельзя. На статуях они изображены плотно облегающими торс, с длинными рукавами и распахнутыми от талии до колен полами. Это — оптимальный для всадника покрой. Кафтаны половцев запахивались налево. Левый запах в костюме тюркских народов отмечают многие исследователи. На отдельных половецких изваяниях можно наблюдать закатанные рукава кафтанов, из-под которых видны длинные узкие рукава нижней рубахи. В некоторых половецких погребениях обнаружены кафтаны с короткими рукавами. Судя по изваяниям, кафтаны украшались галуном по вороту, вдоль рукава, по полам и подолу. Находки М.Г.Мошковой и В.Е.Максименко уточнили, что в некоторых случаях отделка выполнялась из парчи [Мошкова, Максименко, 1971, с. 6]. Эти находки интересны еще и тем, что обнаруживают особенности половецких штанов, которые
представляли собой две отдельные штанины, надетые до паха, при этом на костях плюсны, предплюсны и пяточных остатков ткани обнаружено не было [там же, с. 16]. Подобные штаны-чулки прослеживаются и на каменных изваяниях. Изображенный на китайской статуэтке из частного собрания Э.Уэлса житель Западной Азии также одет в характерные не сшитые вверху штаны (см. [Mahler, 1959]). Одним из древних названий штанов у тюркских народов Средней Азии — киргизов и узбеков — является слово «шим». На Кавказе у карачаевцев и балкарцев словом «ышым», а у ногайцев «сым» обозначаются ноговицы [Студенецкая, 1989, с. 96-97]. Половцам были известны и штаны традиционного покроя, которые носили еще гуннские воины. Такая деталь костюма очень удобна для всадника.
Обувь на всех статуях однотипна — это кожаные сапоги с мысообразным выступом, которые при помощи крючка и ремней закреплялись на поясе. Крючки археологически засвидетельствованы в половецких погребениях. Подобная манера крепления сапог пряжками и ремнями к поясу показана на китайской статуэтке более раннего периода из собрания музея в Торонто (см. [Mahler, 1959]), изображающей азиатского воина эпохи Тан (618-907). На поясах половецких воинов подвешивались самые разнообразные предметы: кресала, гребни, ножи и, конечно, оружие. Однако на скульптурных изображениях половцев не прослеживаются многочисленные бляшки, которые у алан являлись знаком воинского достоинства. Поскольку практически на всех мужских изваяниях изображены люди в шлемах, о других головных уборах ничего определенного сказать нельзя. Правда, на венгерских миниатюрах конца XIV в. куманы (одно из половецких племен) одеты в остроконечные шапки с отогнутыми вверх полями. Но на этих миниатюрах все кочевники, в том числе и древние венгры, изображены в подобных головных уборах. Женский комплекс Походная жизнь, связанная с ездой на коне, сформировала у кочевников одинаковый комплекс мужской и женской одежды, состоявший из распашного кафтана, нижней рубахи, штанов и сапог. Разнообразием и сложностью отличались только женские головные уборы.
Практически все женские кафтаны на половецких изваяниях имеют округлый ворот или стоячий воротничок, длинные рукава, в некоторых случаях подвернутые, как и на мужских статуях; иногда, впрочем, они были короткими. Декор женской плечевой одежды гораздо богаче, чем у мужской. Женские кафтаны расшиты по низу, полам, плечам, рукавам и вороту, а в некоторых случаях отделка прикрывала швы. В качестве отделки использовались шелковые узорчатые ткани, вышивка и аппликация. Под кафтан половчанки, как и мужчины, надевали нижнюю рубаху. Судя по некоторым изваяниям, изображающим сидящих женщин, где полы кафтана заправлены в штаны, их поясная одежда также не отличалась от мужской: те же штаны, сапоги с мысом, прикреплявшиеся к поясу посредством ремня с крючком или пряжкой. На всех женских изваяниях присутствует изображение пояса, который служил для подвешивания гребня, зеркальца, сумочек и тд
Характерным признаком костюма женщины-матери были особые головные уборы. Они отличались крайней сложностью и разнообразием. САПлетнева отмечает, что это были «сложнейшие прически, составленные из „шляпы", волос, лент, цепочек и колец» [Плетнева, 1958, с. 210]. Исследователь выделяет три типа головных уборов. К первому относятся шляпы с высокой тульей и изогнутыми полями, с нее на спину спускалась лопасть, которая прикрывала косы, последние иногда заключались в специальные футляры — на статуях они изображены всегда с насечками в отличие от мужских изваяний. По обеим сторонам лица тоже выпускались косы. Они продевались в серебряные колечки, нашитые на войлочные валики, образуя так называемые «рога». Второй тип головных уборов — это небольшие круглые плоские шапочки с цепочками, спускающимися по щекам к ушам. Сзади затылок прикрывался небольшой лопастью и перехватывался лентой. Третий тип головных уборов — низкие плоские «шляпы», аналогию которым СА.Плетнева находит у современных кочевых народов.
Своего ткацкого производства у половцев не было. Текстиль покупали или добывали во время набегов. В «Слове о полку Игореве» читаем: «Утром в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие аксамиты. Ортмами, япончицами и кожухами стали мосты мостить по болотам и топким местам — и всяким узорочьем половецким» [Слово о полку Игореве, 1974, с. 75]. Под «паволокой» здесь понимаются все шелковые ткани, привозимые на Русь. «Аксамиты» — бархатная или атласная парча, ткани ручной выработки из шелка и пряденой золотой нити. «Узорочье» — дорогие разукрашенные вещи всякого рода, но более всего термин применим к тканям. «Япончица» — епанча, вид плаща вроде бурки, «кожух» — разновидность кафтана, подбитого мехом. Несомненно, некоторые виды одежды половцы изготовляли из войлока и кожи. Аппликация из кожи по коже и, в подражание этому приему, аппликация из ткани — древнейший вид украшения одежды пастушеских народов [Берладина, I960, с. 126]. Половцы совершали торговые операции в Судаке, о котором арабский историк Ибн аль-Ассир (1160-1233) пишет: «Этот город кипчаков, из которого они получают свои товары, потому что он (лежит) на берегу Хазарского моря и к нему пристают корабли с одеждами; последние продаются, а на них покупаются девушки и невольники, буртасские меха, бобры, белки и другие предметы, находящиеся в земле их» (цит. по [Тизенгаузен, 1884, с. 25-26]). Тесные контакты степных кочевников с местным населением Предкавказья повлияли на изменение костюма у оседлых племен. Тюркская мода была широко распространена на Кавказе в тот период. Об этом можно судить по грузинским фрескам XI-XIII вв. В церкви в Бетана изображены царица Тамара и царь Георгий III с Георгием Лашой. Последний одет в кафтан с отворотами, полы и низ которого отделаны парчой. На длинных рукавах — нашивки выше локтя. Под кафтан надета нижняя рубаха (см. [Алибегашвили, 1989, табл. 10]). На другой фреске из церкви в Бертубани кафтан Георгия Лаши запахнут, но на рукавах те же нашивки, полы и низ обшиты тесьмой. Фрески датируются XII-XIII вв. В церкви Архангелов в Ипрари, расписанной художником Тевдоре в 1096 г., на фреске, изображающей Георгия Победоносца, попирающего Диоклетиана, оба героя одеты по тюркской моде: в распашных халатах, отделанных парчой, с сужающимися к запястью рукавами, также декорированными шелком, и в мягких кожаных сапогах, закрывающих колено. На фреске Нузальской часовни по тюркской моде одеты ктиторы: у всех
кафтаны с левосторонним запахом. На Атоне кафтан с короткими рукавами, обшитый по швам декоративным кантом. Короткие рукава или нашивки видны на кафтане Пидораса, его кафтан и кафтан Елии имеют боковые разрезы. У Сослана под кафтаном надета нижняя рубаха или нижний кафтан. Эта одежда имеет стоячий воротник и застегивается на круглые пуговки, пришитые на планку и на воротник. Аналогична одежда Давида. Кафтаны Атона и Пидораса подпоясаны. Интересно, что по тюркской моде одеты и оруженосцы византийского императора Иоанна VI Кантакузина на миниатюре XIV в., изображающей придворную церемонию [Boucher, p. 152, pict. 243]. 2.2. Костюмы местного населения второй половины XI — XII века Итак, Северный Кавказ оказывается под влиянием тюркской моды. Не удивительно, что с этого времени в развитии форм местного костюма намечаются новые тенденции. Образное содержание, структура и базовая форма женского наряда претерпевают коренные изменения. Существенные новшества появляются и в ансамбле мужского костюма. Мужской костюм Прежде всего следует отметить, что для этого периода характерен одинаковый покрой мужской и женской верхней плечевой одежды. Это распашной кафтан, отрезной и присобранный по линии талии. В женских погребениях ВАКузне-цовым зафиксированы стоячие воротники, на мужской одежде ворот оформлялся отворотами [Кузнецов, 1958]. Осевой разрез одежды прослеживается по вертикальным линиям бубенчиков, располагавшихся по центру костяков и использовавшихся в качестве застежек. В отдельных случаях застежкой служили бронзовые пуговицы или трехлепестковые бронзовые бляшки с бубенчиками, располагавшиеся также по осевой линии. В нескольких катакомбах Змейского могильника в мужских и женских погребениях сохранились фрагменты отрезных кафтанов со сборкой по талии, а в 44-й катакомбе на одном из костяков найден кафтан, где линия талии была подчеркнута рядом бронзовых бубенчиков. Он имел длинные рукава, обшитые по краям бубенчиками или металлическими бусинками. На некоторых экземплярах бубенчиками были обшиты низ и борта. Как правило, такие кафтаны шили
из более тонких тканей, чем нижние. В 5-й катакомбе ВАКузнецов отметил под верхней тонкой тканью грязно-коричневого цвета другую, более плотную ткань, покрытую белой краской, поверх которой был нанесен орнамент, выполненный розовым и голубым цветами. Из тонкой шелковой ткани выполнен обнаруженный в 14-й катакомбе кафтан, надетый поверх кожаной одежды. К сожалению, по отчету трудно восстановить ее покрой. ТДРавдоникас, которая, видимо, была знакома с данным артефактом, отметила, что это «длинный до пят халат, сшитый из кожи, с застежками бабочковидной формы посередине груди, с прямой линией треугольных бронзовых бляшек, с подвешенными к ним миниатюрными бубенчиками у плеч и суживающимися к кисти рукавами» [Равдоникас, 1990, с. 98]. Можно добавить, что халат имел боковые разрезы, обшитые бронзовыми бубенчиками. Данный вывод сделан на основе анализа кожаного фрагмента этой одежды, орнамента, имеющего в нижней части законченный характер, технологии прикрепления аппликации к основе, а также сохранившегося обметочного шва, которым обработаны края разреза. Удалось восстановить орнамент кожаной аппликации на нижней части халата. Она была вырезана из цельного куска кожи и пришита к основе различными стежками. Широкие полосы (0,5 см) пришивались стежками на прокол с двух сторон. На узких полосках (0,2 см) видна одна линия проколов по центру, так что нитки шва оплетают кожу в виде косы. Эта аппликация выполнена местными мастерицами, по-видимому заложившими основы традиции, которая в дальнейшем нашла продолжение и развитие в кавказском национальном золотом шитье. Такая вышивка мастериц Предкавказья является тоже своего рода аппликацией, выполненной из отдельных мотивов, вышитых золотой или серебряной нитью, которые затем нашиваются на фон. При этой технологии золотые нити прикрепляются к основе декоративных элементов тончайшим шелком. Такие приемы декора, распространенные у многих скотоводческих народов, ведут начало от аппликации из кожи, войлока или ткани. Сохранившиеся фрагменты орнамента на рукаве кожаного халата говорят о том, что он имел купонный характер — плотно сжатый внизу, он постепенно разряжается кверху. Мотивы цветка, выполненные из золоченой кожи на рукаве, встречаются в бронзовых бляшках, которые украшают сумочки, обнаруженные в Змейском и Римгор-ском могильниках. Рисунок плетенки в декоре рукава встречается и в орнаменте изделий из Рим-Горы: на крышке резной деревянной шкатулки, на ручке бронзового ситечка, на складном бронзовом амулете, а также на других предметах местного производства (см. [Фидаров, 1990, табл.СХХР/, рис.20, 128, 96 (276), 160 (13), 188 (12ж)]). Вероятно, у этого варианта плетенки византийские истоки. Он широко применялся и в убранстве окладов икон и крестов в грузинских храмах XI в. Из отчета ВАКузнецова явствует, что под кожаным кафтаном была надета другая одежда, выполненная из белой ткани, вероятно — нижняя рубаха. В одном из мужских погребений Змейского могильника был зафиксирован кафтан из тонкой шерстяной ткани со стоячим воротником. Кафтан застегивался на бубенчики. На груди с обеих сторон были нашиты бронзовые бубенчики по семь штук в ряд, «наподобие кавказских газырей» — отмечал в археологическом отчете ВАКузнецов. На женских кафтанчиках, имеющих аналогичный покрой, ворот оформлен иначе. В большинстве случаев это стоячий воротничок, обшитый бусинами, бубенчиками и бляшками. Как видно из погребального инвентаря, дополнением к нему служили шарфы. В 15-й катакомбе Змейского могильника зафиксирован шарф шириной до 8см, внутренний и нижние края которого были обшиты бронзовыми сердцевидными прорезными бляшками с подвешенными к ним бубенчиками. Шарф был обернут вокруг стоячего воротника и спускался по плечам на платье, имевшее вертикальный разрез и оригинальную сквозную застежку. На одной поле были нашиты золоченые трехлепестковые прорезные бляшки
со вставками из цветного стекла и золочеными бубенчиками, на другой — золоченые трилистники, у вершин которых на поле сделана петля. Бубенчики с противоположной стороны служили пуговицами. Всего зафиксировано девять пар застежек и петель. Под этим кафтаном был надет короткий коричневый жилет, расшитый кожаной аппликацией и застегивавшийся на три бубенчика. Под тканью жилетки найдены кусочки дерева. Подобный вид одежды мог выполнять функции корсета. И наконец, еще один вид одежды зафиксирован в катакомбах Змейского могильника. В 9-й катакомбе в области живота и под поясницею одного из костяков были найдены два больших куска кожи. Одинаковые по форме и размерам, они имели овальный нижний край и множество дырочек вдоль прямого верхнего края, в которых кое-где сохранились обрывки пропущенной сквозь них кожаной нити или узкого кожаного ремешка. Такие же фрагменты кожи, обшитой бубенчиками, встретились и в других катакомбах. Возможно, эта особая набедренная деталь костюма, которая была заимствована аланами у половцев. На некоторых половецких изваяниях подолы спинок кафтанов украшены сложными орнаментальными мотивами, связать которые с кроем кафтана не представляется возможным. Чаще всего они встречаются на женских изваяниях, но в двух случаях зафиксированы и на мужских статуях. Эти орнаменты состоят из завитков, ромбов, бантов, лент и лопастей. По нашему мнению, здесь можно говорить еще об одном виде одежды, детали которой на статуях не проработаны и она обозначена лишь в виде декора. Это важная функциональная часть кочевнического, в частности половецкого, костюма — набедренные юбки. Их шили из кожи, меха, но чаще всего из войлока, на котором эффектно выглядели аппликации контрастного цвета. Набедренная юбка должна была сохранять тепло в области поясницы и при частой езде в седле препятствовать быстрому истиранию кафтана, сшитого из дорогого шелка. Среди этнографических параллелей можно отметить такой вид одежды в киргизском национальном костюме: белъдек в мужском комплексе и бельдемчи в женском. Эту одежду украшали богатой вышивкой разноцветным шелком. В киргизском костюме покрой и декор бельдемчи служит показателем культурных традиций, связанных с разным происхождением отдельных групп киргизского народа [Махова, 1979, с. 205-207]. Соотнести все те изваяния, где есть условные изображения бельдека, с конкретной местностью сложно, так как лишь у некоторых из них известно точное место находки1. Но все они локализуются в междуречье Днепра и Дона. Возможно, этот элемент костюма был характерен для половцев, кочевавших на данной территории. Очевидно, что бельдек — характерный признак костюма кочевников, имеющий давние традиции. Подобную поясную одежду удается проследить на средневековых изображениях тюрок Так, некоторые персонажи эскорта уйгурского принца, изображенные на картине-свитке VIII-IX вв., одеты в бель-дек [Macfarquhar, 1972, р. 36]. На другой картине-свитке «Лучник и конь», припи- 1 Статуя № 1 (по нумерации САПлетневой) была найдена в селе Дубовая Балка Верхнеднепровского района; № 133 — в селе Благовещенка Запорожской области; № 250 — в Красноармейском районе Донецкой области; №1233 —в Аскании-Нова; №1286, 1287 —в селе Ступки Артемьевского района Донецкой области (см. [Плетнева, 1974]).
сываемой Ли Цзанхуа (X в.), хранящейся в Национальном дворце-музее в Тайбэе, на охотнике изображен бельдек [Smith, Van Goveng, 1979, p. 154]. Этот вид одежды средневековых кочевников, в литературе пока не исследованный, представляет особый интерес для атрибуции поясной одежды, встреченной в аланских захоронениях XI-XII вв. и не имеющей себе аналогов в этнографическом кавказском костюме. Интересно отметить, что изображения набедренных юбок преобладали на женских половецких изваяниях, а в аланских катакомбах бельдек зафиксирован главным образом в мужских погребениях. Факт заимствования этого вида одежды не вызывает сомнения, так как в предшествующий период ничего подобного в аланском костюме зафиксировано не было. Эта мода носила временный характер, и в дальнейшем такая поясная одежда не нашла своего места ни в мужском, ни в женском кавказском костюме. Однако факт бытования данного вида одежды интересен с точки зрения динамики культуры. Он отчетливо показывает механизм восприятия инновации и ее отторжения на определенном этапе. Юбка предохраняла от порчи кафтан, богато отделанный золотом. В то же время она защищала всадника от погодных невзгод. Однако последнюю функцию, очевидно, выполняла и бурка, поэтому со временем, когда декор мужского платья упростился, отпала и необходимость в набедренной защитной одежде. Головные уборы были четырех видов: конусообразные, овальные с треугольными наушниками, шле-мовидные и венчики. Первые две разновидности встречаются как в мужских, так и в женских захоронениях. В отличие от головных уборов VII-IX вв., сшитых из нескольких кусков ткани, в XI-XII вв. их изготовляли из двух деталей. Как правило, использовались два материала — более плотная основа и шелк, которым она покрывалась сверху. Все эти шапочки богато орнаментированы бляшками, металлическим бисером, бубенчиками, а также матерчатыми лентами с выложенным на них орнаментом из бронзовых бляшек У овальных головных уборов были различные металлические навершия. В данном случае нельзя рассматривать головной убор как показатель половозрастной принадлежности или социального статуса. В Римгор-ском могильнике был обнаружен шлемовидный кожаный головной убор, скроенный из двух половинок, характерной для VI-IX вв. формы с конусовидным верхом. Видимо, архаические формы еще сохранялись, но имели уже другой, более упрощенный покрой. С.СКусаева отметила еще один вид специфически женских головных уборов — это венчики, выполненные из кожи на матерчатой основе, орнаментированные обычным способом: бляшками и бубенчиками [Кусаева, 1956, с. 211]. Обувь в целом остается одинаковой для мужчин и женщин, однако обувь, найденная в Змейском могильнике, несколько отличается по покрою от экземпляров из Рим-Горы. В катакомбах Змейского могильника обувь представлена кожаными сапогами с длинными носами. Они обтянуты тканью со швом по центру подъема. На этой линии, а также по верху обуви пришивали бубенчики или бляшки. Римгорская обувь сшита по более сложной выкройке, напоминающей сапожок из Хасаута и сапожок-талисман из Архыза. В изобразительном искусстве X-XIII вв., например на грузинских фресках и чеканках, запечатлевших святых воинов, они представлены в мягких кожаных сапогах с треугольным мысом, закрывающим колено. На чеканном триптихе, изображающем апостолов и святых воинов из церкви в Чукули, герои обуты в сапоги, покрой которых аналогичен хасаутскому экземпляру (см. [Чубинашвили, 1959, №45]).
Со временем, однако, эта мода исчезает. На изображениях святых воинов XV в. виден уже другой, более упрощенный фасон обуви (см. [Amiranasvili, 1971]). В декоре обуви из Рим-Горы помимо бляшек, металлических бусин и бубенчиков применяли аппликации из золоченой и посеребренной кожи. В некоторых захоронениях обнаружены сапоги, целиком обтянутые тканью. Возможно, жители Змейского городища использовали подобную обувь как ритуальную, ибо обтяжка тканью делает ее непригодной для повседневного использования. Яркий пример такой ритуальной обуви был обнаружен в Пазы-рыкских курганах. Это женские сапожки, подошвы которых расшиты кристаллами пирита и бисером [Баркова, 1973, с. 15]. В крое мужского костюма XI в. еще не заметны принципиальные изменения: это все тот же приталенный распашной кафтан, рукава которого сужаются к запястью. Лишь отвороты ворота, встречавшиеся в аланском платье в VII-IX вв. эпизодически, как заимствования из тюркской моды, становятся в Х1-ХПвв. нормой. Кафтаны с такими отворотами встречаются на изображениях алан того времени. Например, один из них можно видеть на аланском изваянии XII в. из Ставропольского музея. Меняется и манера ношения костюма: поверх длинного кафтана надевали короткий, иногда с короткими рукавами. Некоторые сведения имеются и о мужских прическах. Аланы заплетали волосы в косички и соединяли вместе по нескольку штук бронзовыми круглыми бляшками, что зафиксировано в 15-й катакомбе Змейского могильника. Подобные прически изображены и на половецких изваяниях. САПлетнева выделяет несколько вариантов «косоплетения» у половцев: три равные по длине и толщине косы; толстая средняя коса на затылке, две другие, параллельные ей, тоньше и короче; средняя коса — толстая, а две боковые значительно тоньше и короче, заплетенные почти у висков, на шее они подведены под углом к центральной и спускаются вниз параллельно ей; три равные косы (две на висках, одна в середине затылка) соединялись на шее или немного ниже в одну; одна длинная коса [Плетнева, 1974, с. 33]. Исследователь считает разницу в плетении кос, равно как и отсутствие последних, важным этнографическим признаком. На наш взгляд, внешние отличия тюрков, выражающиеся в прическах («Здесь были и „бреющие головы, и носящие косы", и воины, имевшие образ женщины с распущенными волосами» [Гадло, 1979, с. 135]), могли быть существенным социальным показателем. По имеющимся на сегодняшний день археологическим данным, такого же разнообразия причесок у народов Северного Кавказа проследить не удается. На некоторых мумифицированных мужских костяках в памятниках VII-Х вв. были зафиксированы коротко остриженные волосы. Косы у мужчин археологически засвидетельствованы только в аланских памятниках половецкого времени. Женский костюм В XI-XII вв. разительные перемены происходят в покрое женского платья. Туникообразное платье сменяется распашным отрезным кафтаном, аналогичным мужскому, ясно прослеживаются стоячий воротник и осевой разрез платья, чего не было в VII-Х вв. По мнению автора данных строк, кафтан носили поверх традиционного платья, которое стало нательной рубахой. На месте запазушного кармана в рубахах делали вставку из другой ткани, которая, очевидно, имитировала древнюю традицию, В женских погребениях отмечается манера ношения костюма, аналогичная мужской. Поверх длинной одежды надевали короткий кафтанчик. В этнографическом материале фиксируется идентичность покроя мужского и женского платья, которая характерна для археологического костюма начиная с XI в. Половцы, видимо, повлияли на появление в женском головном уборе народов Предкавказья новых форм, а именно цилиндрических шапочек с плоским дном, широко распространенных в этнографическом костюме черкешенок, кабардинок, карачаевок и балкарок. Явное влияние степных народов видно в изменении приемов отделки костюмов народов Предкавказья. Если в VII-Х вв. в качестве основного декоратив-
ного элемента убранства одежды, головных уборов и обуви использовали шелк, причем главным образом в виде цветового пятна, то в Х-ХП вв. для украшения платья применяли металлические бляшки и кожаные аппликации по коже. Еще одним вариантом декоративной отделки было использование металлического галуна, которым выкладывали орнамент или рисунок. В некоторых случаях межузорное пространство заполняли металлическими бусинками. Таким способом украшены кожаная сумочка треугольной формы с изображением фантастического чудовища и фрагмент кожаной попоны, на котором представлены сидящие на дереве и клюющие ягоды павлины с опущенными хвостами. Для заполнения пространства между образующим рисунок сутажом на попоне использованы металлические бусины. В этой же технике выполнено изделие, кожаный фрагмент которого найден в могильнике Рим-Гора, но узор в данном случае выполнен шелковым шнуром. Металлические бусинки использовались иногда как самостоятельный материал для создания орнамента. Например, фрагмент шелка с растительными мотивами из Рим-Горы вышит металлическим бисером. В некоторых экземплярах одежды и обуви в качестве декоративного приема использованы нашивные металлические бляшки. Таким образом, приемы декоративного убранства костюмов XI-ХПвв. весьма разнообразны. Это и кожаная аппликация, и вышивка металлическим галуном, сутажом или шелковым шнуром и бусинами, и использование металлических нашивных бляшек для создания орнамента. С XI в. под влиянием степных кочевников изменяются формы украшений, и прежде всего серег. Материалы из Змейского катакомбного могильника говорят о популярности височных колец, причем как среди мужчин, так и среди женщин. Подобные украшения бытовали в тот период и на территории Карачаево-Черкесии [Кузнецов, 1963, с. 157]. Этот вид украшений был широко распространен в течение длительного времени. Височные кольца из витой проволоки обнаружены в христианском могильнике на городище Джулат [Милорадович, 1963, с. 104]. Височные кольца с несомкнутыми концами характерны для мужских погребений в Белореченских курганах ХГУ-ХУвв. [Левашева, 1953, с. 204]. Височные кольца в полтора оборота, серьги с напускными бусинками и с подвесками в виде шариков обнаружены археологами в слоях Х-ХШвв. (см. [Алексеева Е.П., 1964, с. 160; Милорадович, 1963, с. 105]). Их бытование следует рассматривать в данный период как архаичное. Повсеместно фиксируется иная форма серег — в виде знака вопроса с обвитым спиралью стерженьком и различными подвесками: одна бусинка из сердолика, гроздь из нескольких металлических шариков или из жемчуга. Подобные украшения характерны и для более поздних периодов ХГУ-ХУвв. (см. [Марковин, 1961, с. 101, рис.44,5; Милорадович, 1963, с. 102-104, рис.5, 4-6; рис.8, 4-5; Минаева, 1954, с.283; Левашева, 1953, с. 204 и др.]). Серьги в форме знака вопроса были распространены на широкой территории Евразии. Их можно встретить и среди украшений кочевников Казахстана и Средней Азии XI-XIV вв., и в числе изделий средневековых болгарских ювелиров, и в кочевнических могильниках у Саркела-Белой Вежи. Во многих исследованиях последних лет этот вид украшения рассматривается как «метка» Золотой Орды. Помимо серег в форме знака вопроса на Северном Кавказе зафиксированы крупные серьги с напускной биконической бусиной, по центру которой проходит двойной поясок из витой проволоки. Экземпляры, аналогичные кавказским, обнаружены в комплексах женских половецких погребений, а их изображения встречаются на половецких каменных изваяниях. Среди аксессуаров костюма следует отметить туалетные принадлежности, которые женщины иногда носили в качестве украшений. К ним относятся
|