Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Гносеологические основы журналистики




Глава 3. Гносеологические основы журналистики

 

Проблема познания в журналистике

 

    Онтология как общее учение о бытии выступает предпосылкой научной теории познания - гносеологии. Гносеология – наука о познавательной деятельности человека, которая отвечает на вопрос «Познаваем ли мир и насколько возможно достоверное знание о нем

? ». Она изучает природу познания, его возможности, условия достоверности (истинности) полученного знания.  Все понятия гносеологии, принципы диалектического мышления имеют онтологическое обоснование. Гносеология - онтологична, а онтология – гносеологична.

Соответственно и онтологические принципы журналистики, изученные нами, можно рассматривать как предпосылку некой познавательной теории в журналистике. Это значит, что мы должны ответить на вопрос «Каковы журналистские способы познания мира, их возможности, условия получения истинного знания? »

Гносеология рассматривает лишь наиболее общее в познании, то есть отношение познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины. При этом она в своих обобщенных выводах опирается на знания других специальных наук, занимающихся изучением процесса познания в различных его аспектах: этику, эстетику, антропологию, психологию, физиологию высшей нервной деятельности, кибернетику, формальную логику, языкознание, семиотику, структурную лингвистику, историю культуры, историю науки.  

Конечно, журналистов, которые ежедневно занимаются тем, что отражают окружающий мир в своем сознании, осмысливают полученные сведения и передают их широкой аудитории, интересует вопрос о том, насколько мы вообще можем составлять верное представление действительности? Каков он - путь к истине, максимально объективному отображению бытия.

Ключевым понятием гносеологии является понятие «истина». Классическое определение понятия гласит: «истина – это соответствие знаний действительности»[50]. И оно не утратило своей актуальности до сего дня. В современном прочтении оно лишь подробнее поясняет, что означает соответствие и что следует понимать под действительностью.

    « Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе, вне сознания»[51]. Отсюда вытекает очевидная необходимость постоянно соотносить полученные знания с отображаемым объектом, его элементами и их связями.

Очевидно, что из этого определения вытекает вывод о двойственном характере истины. С одной стороны, она объективна, когда представляет собой характеристику предмета как такового, существующего в дейсвительности, то есть вне сознания. И с другой стороны, она субъективна, потому что существует в человеческом сознании как отражение объективной реальности или объективной истины. При участии журналиста в познавательном процессе мы имеем дело с сознанием, то есть с истиной субъективной.

Объективная истина имеет три аспекта: бытийственный, праксеологический и аксиологический.

    Объективная истина о предмете конкретна и не может быть абстрактной, так как она существует не в сознания, а в конкретном реальном мире, в определенном месте и времени и каких-либо еще определенных условиях. Она бытийственна. Отсюда для журналиста конкретной истиной может быть фрагмент реальности, запечатленный на фотографии, в аудио или видеозаписи. Это истина наиболее объективна, поскольку в таком отражении (копировании) реальности практически не участвует сознание, если, конечно, отснято и записано все происходившее без каких-либо купюр и последующего монтажа. Такие факты обладают наибольшей степенью убедительности и для аудитории СМИ.

Документ как источник знаний об изучаемом предмете также может быть носителем в высокой степени объективной истины, если он имеет характер бесстрастной регистрации сведений: регистрационная запись, торговый чек, юридический договор, документ финансовой отчетности по установленной форме, заверенная нотариусом ксерокопия и т. п. Сведения, содержащиеся в документах, внесены туда человеком, но поскольку документ стандартен, сознание при его составлении выполняло практически фотографическую роль, и потому не могло существенным образом повлиять на истинность фиксируемых данных. Именно поэтому документы также являются для журналистов источником объективных знаний об изучаемом ими предмете. А ссылка на документы как источник полученных фактов в журналистском тексте делает сообщение достоверным в глазах читателя.

Значительно меньшей объективностью обладают показания свидетелей происходившего, потому что их знание о наблюдаемом ими фрагменте действительности являются продуктом отражения реальности в их сознании, а, значит, они субъективны. Степень их достоверности возрастает лишь в том случае, если множество свидетелей одинаково представляют ситуацию.

И, конечно, наименее объективным будет рассказ журналиста о том, что только он один видел своими глазами, слышал своими ушами, пробовал на зуб. Действительность, отраженная в его сознании, является истиной субъективной и требует дополнения знаниями, носящими объективный характер.

И тем более субъективна будет мысль, мнение, умозаключения журналистов, которые он делает об объекте действительности, опираясь на слухи (никем и ничем не подтвержденные факты) или мнения других известных ему людей, также ничем не обоснованные. Такое проявление крайнего субъективизма, к сожалению, нередко можно встретить в современной журналистике. При этом журналисты оправдывают себя тем, что доступ к объективным источникам информации в нашем государстве весьма затруднен, а писать надо, поэтому выдаем, что можем. Но где гарантия, что вот такая чисто субъективная истина будет соответствовать тому предмету реальности, который она отражает? И не окажется ли она заблуждением, или хуже того ложью? Какова тогда будет ее практическая пригодность?

У объективной истины есть праксеологический аспект, который подчеркивает ее изначальную включенность в реальность. М. М. Рубинштейн писал, что каждая познанная истина имеет осовбодительный характер, потому что раскрывает новый простор для действия. Истина жизнесозидательна, а ложь – жизнеразрушительна[52].

Здесь становится очевидным аксиологический (ценностный) аспект объективной истины. Созидание всегда имеет положительную оценку, а разрушение – отрицательную. В русском варианте истина всегда отождествляется с правдой. В словаре В. И. Даля так и написано: «Правда – истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость»[53]. А в Словаре русского языка содержание понятия «истина» раскрывается через целый ряд ценностных характеристик: «То, что соответствует действительности, действительное положение вещей, правда…, нравственный идеал, справедливость, добро»[54].

«Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность» - утверждает А. Д. Александров. – Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям, надо совершенно презирать людей, чтобы с апломбом вещать им, не заботясь об истине»[55].

    Все три аспекта объективной истины свидетельствуют о том, что журналистам на роду написаны их профессиональной миссией пожизненные поиски истины, которая, по определению философов, « есть соответствие конкретно-чувственных и понятийных представлений объекту» [56].

    Такое определение понятия «истина» позволяет ответить на вопрос, а соотносима ли истина с чувственным познанием мира, или только с логическим, понятийным мышлением? Истина относится и к чувственному познанию. Она возможна и при любом ином способе исследования, в ней главное не источник и способ получения знания, а его соответствие объекту.

Истина имеет разные формы, которые определяются в зависимости от характера (материального или идеального) отражаемого объекта. Если мы обладаем информацией о материальном объекте, но можно говорить о предметной истине. Если мы имеем точное представление об идеальном объекте (например, внутреннем мире того или иного человека), то можно говорить об истине экзистенциональной. Если мы оцениваем правильность нашего понимания какой-либо концепции, то можно говорить об истине концептуальной. Таким образом, можно говорить об истине художественной, логической, научной и т. п.

В зависимости от разных путей к истине выделяют и разные типы творчества, в частности журналистского творчества. К научному типу творчества в журналистике прибегают тогда, когда требуется донести до аудитории информацию о научной картине мира. Это философские обобщения, мировоззренческие концепции, исторические очерки, политические, экономические аналитические статьи. Хорошо, если издание может привлечь к сотрудничеству в качестве авторов различных ученых и специалистов. Тогда научно-популярные статьи бывают особенно интересны и полезны. Кроме того, многие журналисты начинают получать ученые степени в разных сферах деятельности, понимая необходимость глубокого научного анализа действительности. А также обыкновенным, рядовым журналистам приходится вырабатывать навыки работы с научной литературой и научной информацией в различных видах. Главная задача журналиста – осуществлять связь научного знания с актуальными проблемами современности.

В качестве примера мы можем привести нашу собственную работу над освещением проблемы ввоза радиоактивных отходов в Россию.

Художественный тип творчества тоже широко представлен в журналистике. Образ современного мира создается путем формирования у читателя определенного миросозерцания, мироощущения. Эмоционально-образное восприятие мира – это тоже картина мира, которая в совокупности с научной дает истинное представление о мире. И в этом жанре издания используют также специалистов: искусствоведов, литераторов и т. д. И нередко сами имеют дополнительное музыкальное, художественное и др. образование, иногда даже звания заслуженных деятелей искусств.

Однако для журналистики ведущее положение занимает публицистическое творчество, которое занимается формированием общественного мнения. Оно характеризуется рядом определенных черт:

- публицистика создает образ современности (образ настоящего, которое связывает прошлое с будущим) через показ наиболее характерных, типичных явлений в их целостности, то есть с точки зрения философской, политической, экономической, правовой, этической и т. д.

- синкретизм публицистики состоит в том, что она одновременно пользуется научными понятиями и художественными образами

- публицистика обладает самостоятельной методологической культурой – то есть определенными способами действия, обеспечивающими решение ее творческих задач

 

Схема журналистской методологии:

 

Общая методология социального познания    Общая журналистская методология

 

 

Методология анализа и интерпретации           Методология сбора эмпирических

данных и разработки выводов и реко-             данных

мендаций

 

В основе общей методологии социального познания лежит социальная философия. А также различные экономические учения, политология, теория управления, юриспруденция, этика, религоведение. В силу специфики журналистики работникам СМИ приходится быть универсальными социальными мыслителями и знатоками какой-то конкретной сферы жизни.

Общая журналистская методология – сюда относится вся совокупность знаний о журналистике.

Методы получения эмпирических данных включают:

- умения в сфере организации наблюдения

- проведение опросов (интервьюирование, анкетирование)

- изучение документов (официальных и личных)

- проведение эксперимента (реального, модельного, мысленного)

- умение работать в архивах и библиотеках

- умение вести досье и записные книжки

- умение документировать полученные данные

К методам интерпретации, оценки и анализа фактов, выработки выводов и рекомендаций относится и процесс формирование общей концепции и реального содержания будущего произведения. Примером и образцом здесь может служить методика Анатолия Аграновского. А также неустанное изучение творчества самых интересных журналистов разных времен и народов и, естественно, современных, российских. Технологическим приемам можно научиться, искусством можно овладеть в процессе труда. А мастерство – высшая ступень творческой деятельности, достигается талантливым человеком с помощью напряженного труда при максимальной реализации его внутренних потенций. Уровень мастерства определяется:

- социальной позицией

- профессиональной подготовленностью

- методологической культурой

- творческой одаренностью

 

Мы проанализировали формы существования журналистской истины или типы журналистского творчества. Теперь мы, возвращаясь к понятию истины, должны охарактеризовать ее с позиции полноты знаний о предмете.

    Истина бывает абсолютной – это полное знание о предмете. И относительной – неполное знание или знание, которое может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания, но само знание, которое известно на данный момент это истинное знание. Истина объективна по содержанию, а по форме относительна. Истина – это процесс.

    Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Источником лжи, как правило, являются тщеславие, малодушие, страсть к успеху, страсть к прибыли, к власти и т. д.

    Если ложь всегда преднамеренна, то дезинформация может и не осознаваться, но от этого она не перестает быть неправдой. Дезинформация – передача ложного знания как истинного, а истинного как ложного.

    Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Обычно ошибки – это диалектический способ поиска истины. Если, конечно, ошибки признаются.

Единственным способом отграничения истины от заблуждения является практика, которая выступает как критерий истины, делая всякую субъективную истину, то есть предположения, реальным, материализованным фактом. Там, где практика пока не дает подтверждений, пользуются другими критериями: логическим, аксиологическим, социально-политическим, нравственно-этическим, эстетическим.

 

 

Ведущей проблемой в философии познания является проблема истины, которая рассматривается в следующих аспектах:

- средства и пути достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного или транцедентального познания и т. д. )

- формы существования истины (факт, гипотеза, теория и т. п. )

- формы реализации истины

- структуры познавательных отношений

Понятие истины относится к важнейшим среди мировоззренческих проблем и рассматривается в ряду таких понятий как справедливость, добро, смысл жизни. Эти аспекты истинного знания интересуют и журналистику.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...