Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1.2. Общефилософские принципы бытия




1. 1. 2. Общефилософские принципы бытия

как основа онтологических принципов и методов журналистики

При формировании онтологических принципов журналистики, как уже сказано выше, необходимо опираться на группу фундаментальных принципов функционирования и развития мира в целом, включая человеческое общество.

Л. Г. Свитич, осмысляя в своей книге «Феномен журнализма» философские проблемы журнализма, предлагает учесть следующие основополагающие современные научные идеи об устройстве мира:

«1. Идея о холономности (духовно-материальном единстве мира. – Авт. ), единстве, многообразии и многосоставности вселенной и человеческого сообщества при существовании единых законов их функционирования.

2. Идея об информационно-энергетическом принципе вселенной и существования метаинформационного слоя земли, ноосферы.

3. Идея о креационных возможностях информации, о ее потенциальности, способной к саморазвертыванию и реализации.

4. Идея о цикличности, ритмологии, о сочетании эволюционности и бифуркационности природных, социальных, информационных структур.

5. Идея о двойственности, бинарности, разновекторности природных, социальных, информационных процессов, об их синергизме.

6. Идея о принципе «золотого сечения», то есть преобладании позитивных, созидательных процессов над негативными, разрушительными как оптимальном принципе в развитии природных и социальных, информационных систем»[5].

На этих идеях и базируется ее весьма интересное исследование феномена журнализма. При этом исследователь постоянно подчеркивает, что новаторские научные концепции не отменяют прежнюю фундаментальную классическую науку, а лишь дополняют ее, раздвигая ее границы.

Анализируя методы журналистского труда, Г. С. Мельник и М. Н. Ким также подчеркивают, что «в освоении общих явлений журналист опирается на общефилософский метод и принципы развития, детерминизм, методологию гносеологии, познания и диалектику. Конкретные же методы применяются к решению конкретных задач исследования»[6].

Мы в своих рассуждениях об онтологических принципах журналистики предлагаем отталкиваться от основных принципов организации бытия. «Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире»[7]. В качестве синонимов понятия «бытия» используются также понятия «действительность», «реальность», «существование».

Онтологические принципы бытие традиционно формулируются следующим образом.

1. Принцип объективности бытия. Бытие обладает единственным свойством – оно есть. Это означает, что мир существует как самостоятельный объект активности.

2. Принцип системности бытия. Мир един и множественен одновременно. Объединяет его единая субстанция, из которой он состоит. Под субстанцией понимается материя, а кроме нее ничего другого в мире и нет. И если единство мира выражается в его материальности, то его множественность проявляется в структурном разнообразии, то есть системности. Таким образом, мир – это единство различных по структуре материальных систем. Однако не только мир в целом, но и каждый его отдельный объект также может быть рассмотрен как самостоятельная система в единстве его внутреннего содержания и внешней формы. Единство формы и содержания есть принцип существования любого объекта, вытекающий из принципа системности.

3. Принцип постоянного развития систем.

4. Принцип детерминизма (причинно-следственных зависимостей) как принцип всеобщей обусловленности актуализации явлений.

Таким образом, мир предстает как объективно существующее единство различных по структуре материальных систем, находящихся в постоянном развитии и взаимном причинно-следственном влиянии, определяющем актуализацию тех или иных явлений. Как видим, принципы бытия тесно связаны друг с другом. Аналогично окажутся взаимосвязанными и онтологические принципы журналистики, вытекающие из принципов бытия, отражаемого в журналистских произведениях. Попытаемся сначала описать в целом систему онтологических принципов журналистики, чтобы потом детальнее раскрыть сущность каждого из них.  

Итак, как сказано выше, принцип объективности вытекает из самого факта наличия бытия. Однако бытие разделяется:

- на материальный (природный) мир, который существует объективно, то есть вне зависимости от сознания людей;

- идеальный (духовный) мир – мир человеческого сознания и психики, существующий субъективно, то есть в зависимости от воли и желания людей.

Применительно же к познанию мира, то есть процессу отражения объективного материального мира в сознании человека, используют понятие «относительная объективность». Дело в том, что человек как познающий мир субъект непременно добавляет к объективным характеристикам изучаемых им объектов свои субъективные характеристики. Именно поэтому отраженный в сознании объект всегда лишь относительно объективен.  Максимально объективными представлениями будут считаться те, которые в наибольшей степени соответствуют самому предмету познания. Таким образом, принцип объективности есть принцип бытия материального мира и в относительной форме - мира познания (идеального мира). Следовательно, для журналиста, познающего и отражающего в своих произведениях все явления действительности, принцип объективности тоже является онтологическим и влечет за собой требование использовать объективные методы исследования объектов и отображения результатов познания, обеспечивающие относительную объективность, то есть как можно большую степень соответствия отраженного в тексте самому предмету познания.

Системность является принципом существования материи. В качестве самой крупной системы называют все мироздание в целом, обозначаемое понятием «бытие». Обрисовать его границы не представляется возможным, поскольку постоянно происходят открытия, расширяющие представления о микро- и макромирах. Бытие предстает как система, не имеющая начала и конца.

В качестве различных структурных уровней бытия выделяются:

1. Неорганическая природа, которая имеет свою последовательность структурных уровней: субмикроэлементарный - микроэлементарный – ядерный – атомарный – молекулярный – уровень макроскопических тел различной величины – планеты, звездно-планетные комплексы – галактики – метагалактики.

2. Живая природа тоже имеет структурные уровни: биологические макромолекулы – клеточный уровень – микроорганизменный – органов и тканей – организма в целом – популяционный - биоценозный – биосферный. Общая основа жизни – органический метаболизм (обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой).

3. Социальная система представлена следующими уровнями: индивид – семья – различные коллективы – социальные группы – классы – национальности – нации – государства – системы государств – общество в целом. Структурные уровни переплетаются между собой, образуя при этом главные сферы общественной жизни: материально-производственную, политическую, социальную и духовную.

На каждом структурном уровне действуют свои принципы его организации, в соответствии с которыми и следует журналисту анализировать явления и процессы. Но уже сам принцип системности делает универсальным метод системного подхода к анализу явлений и процессов любого структурного уровня бытия.

Системный подход к анализу явлений и процессов как общенаучный метод познания обеспечивает максимально возможную достоверность полученных результатов за счет всестороннего анализа и, следовательно, снижения влияния субъекта познания на полученные выводы. Иными словами говоря, системный подход обеспечивает реализацию принципа объективности, в том числе и для познающего действительность журналиста.

Каждый отдельный предмет тоже может быть рассмотрен как система, имеющая свою структуру. Для понимания структурности как атрибута материи большое значение имеет соотношение формы и содержания, так как нет ни одной материальной системы, у которой не было бы содержания и формы. Их взаимовлияние играет значительную роль в формировании целостности предмета, а также в его развитии. Принцип диалектического единства формы и содержания обязывает нас к применению метода содержательно-формальной характеристики объектов. Это такой анализ объекта, который обеспечивает раскрытие сначала содержательной сути предмета, а затем определение адекватности формы, в которой представлено данное содержание. Адекватность этих двух начал друг другу обеспечивает возможность оптимального развития самого предмета. Данный принцип, разумеется, является онтологическим и для журналистики с ее задачами объективного отражения действительности.

Если структурность – неотъемлемое свойство материи, то движение есть форма ее существования. Движение приводит к изменениям. С движением и изменениями неразрывно связано понятие «развитие» как некий комплекс качественных направленных, необратимых изменений, происходящих в системе. Следовательно, развитие есть онтологический принцип существования любой системы, а изучение системы кроме рассмотрения структурности, требует описания динамики ее развития. Принцип развития является онтологическим принципом и для журналистики, оперативно отражающей непрерывно изменяющееся бытие, а динамический подход к анализу явлений и процессов становится методологическим для профессионала пера.

Следующий принцип - принцип детерминизма, который отвечает на вопросы, обусловлены ли в своем существовании и развитии все явления и процессы, а также носит ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер? Под детерминизмом понимают «формирование, становление объективных признаков предмета под воздействием объективных факторов… Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений»[8]. Этот принцип вытекает из принципа всеобщей взаимосвязи всех явлений, существующей в силу субстанционального единства мира. Поскольку явления связаны, значит, и влияют друг на друга. А если влияют, то вызывают изменения, то есть становятся предпосылкой развития. Принцип детерминизма как онтологический принцип бытия раскрывает причинно-следственную взаимосвязь явлений. Он, безусловно, носит статус онтологического и для журналистики, призванной представить своей аудитории как можно более полную и объективную картину бытия в развитии. При этом методом анализа действительности будет рассмотрение явления в системе причинно-следственных связей.

Благодаря принципу детерминизма становится очевидным, что каждое явление не сразу появляется на свет. Сначала накапливается ряд детерминирующих его признаков, и только при достаточном их количестве и качестве явление актуализируется, то есть проявляется в действительности. Для актуализации явления должна быть в наличии так называемая полная причина. Принцип актуальности позволяет на основе установленных причинно-следственных связей любого явления прогнозировать его реальное появление на свет в конкретный момент, а также его дальнейшее развитие. Метод прогнозирования тех или иных явлений основывается на отслеживании постепенного накопления детерминирующих признаков, создающих последовательно вероятность, возможность и актуализацию явления.

Этот принцип тесно связан с вышеназванными принципами организации бытия и также имеет онтологический статус универсальности по отношению ко всем явлениям, включая журналистику. Ведь даже сам информационный повод для публикаций - это событие, которое выступает как актуализированное бытие. Нет события – нет повода для публикации. Или же наоборот: журналисту приходится доказывать, что проблема, о которой он пишет, является актуальной, то есть реально существующей, хотя ее признаки еще не для всех очевидны.

Совокупность онтологических принципов журналистики, вытекающих из основных принципов бытия, можно представить в следующей взаимосвязи (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь онтологических принципов и основанных на них

методов журналистики, вытекающих из основных принципов бытия

 

Итак, реализация этих шести принципов обеспечивает, во-первых, организацию деятельности журналистики как системы, максимально реализующей свои природные функции и миссию. Во-вторых, в свете этих принципов журналист осуществляет анализ конкретных явлений и процессов действительности. И при этом он использует методы исследования, вытекающие из тех же принципов. И, наконец, в-третьих, на основе этих же принципов создается журналистский текст.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...