Лингвистическая модель (Романа Якобсона)
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОММУНИКАЦИЙ
Электронное учебно-методическое пособие для студентов направления 080200.62 «Менеджмент» 2-го, 3-го курсов очной и заочной форм обучения, для студентов направления 100700.62 «Торговое дело» 2-го курса очной формы обучения
О. Ю. Митрофанова О. В. Малий
Хабаровск 2012 ББК У 9 (2) 21 М 67
Митрофанова О. Ю., Малий О. В. Теория и практика коммуникаций: электронное учебное пособие для студентов направления 080200.62 «Менеджмент» 2-го, 3-го курсов очной и заочной форм обучения, для студентов направления 100700.62 «Торговое дело» 2-го курса очной формы обучения. – доп. и изм. – Хабаровск: ХГАЭП, 2012. – 77 с.
Рецензенты: Ерохин В.А. – к.и.н., начальник пресс-службы администрации города Хабаровска
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОММУНИКАЦИЙ
Электронное учебное пособие
__________________________________________________________________ Подписано в печать Формат 60×84/16. Бумага писчая. Печать офсетная. Усл. п.л. 5,0 Уч.-изд. л. 3,6 Тираж экз. Заказ № _____ _______________________________________________________________
680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2012 СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Дисциплина «Теория и практика коммуникаций» входит в вариативную часть цикла математических и естественнонаучных дисциплин у студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Курс учит студентов строить гармоничные межличностные отношения и эффективно участвовать в различных типах коммуникации, а именно: вести бизнес- и личные переговоры, работать с массовой аудиторией и т.д. Целью дисциплины является освоение теоретических знаний и практических приёмов в области коммуникации, приобретение умений использования приобретённых знаний в деятельности, моделирующей профессиональную и формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в области коммуникации. Основные задачи дисциплины следующие: - Получение студентами основных представлений о функциях и роли коммуникации в обществе. - Получение системного комплекса знаний о коммуникации, как виде совместной деятельности людей в современном обществе. - Освоение студентами основных понятий теории коммуникации. - Рассмотрение практических коммуникативных приёмов, их особенностей и методов применения. - Постижение зависимости между уровнем коммуникативной подготовки специалиста и достижением гармонии и успеха в его личной жизни, общественной и коммерческой деятельности. - Практическое применение всего комплекса полученных знаний, умений и коммуникативных приёмов в различных ситуациях. Обзор основных знаний по дисциплине приводится в учебном пособии «Теория и практика коммуникаций». Студентам необходимо внимательно ознакомиться с материалом данного учебного пособия и ответить на вопросы контрольных тестов, расположенных в конце учебного пособия.
1. Электронное учебное пособие
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ
1.1. Понятие и функции коммуникации
Без общения, как без воздуха, люди не могут существовать. Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях, помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Общение для человека — его среда обитания. Без него невозможно формирование личности, ее воспитание, развитие человеческого интеллекта.
Наряду с термином общение широкое распространение получило слово коммуникация. Фактически они используются как синонимы. В последнее время в научной литературе делаются попытки развести смысл терминов общение и коммуникация, однако общепринятого мнения по данному вопросу не существует, поэтому эти слова приемлемо употреблять как синонимы. Коммуникация (лат. «communico» - делаю общим, связываю, общаюсь) — общение, обмен мыслями, идеями и т. д., специфическая форма взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности. Психологи определяют общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Порождение и функции коммуникативных процессов связаны со стремлением людей к уменьшению неопределенности ситуации взаимодействия. Обычно, вступая в коммуникацию, люди строят прогнозы о результатах или «выходах» своего поведения, т.е. о реакциях других на выбранную ими стратегию поведения. Неопределенность в коммуникации сводится к двум типам проявления неспособности индивидов к предсказанию по поводу себя и других: понятийной и поведенческой. Для уменьшения неопределенности индивиды могут вести себя пассивно, наблюдая за другими без вмешательства в процесс взаимодействия (проводят сравнения, выявляют реакцию на определенные стимулы). Также человек может проявлять активность, прилагать усилия для получения информации, задавая вопросы другим людям, касающиеся объекта интереса и структурирования ситуации. И наконец, индивид может непосредственно взаимодействовать с тем, в ком заинтересован, о ком собирал информацию. Коммуникации в полной мере реализуются в последнем случае.
Рассматривая общение как специфическую форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия с целью реализации других видов деятельности, выделяют основные функции общения: 1) информативную (прием и передача информации); 2) регулятивную (взаимная корректировка действий в процессе совместной деятельности); 3) эмотивную (передача эмоционального отношения). Общение порождает ряд социально-психологических механизмов, среди которых особое внимание уделяется способам воздействия партнеров друг на друга: заражение, подражание, внушение, убеждение, мода. Заражение — это бессознательный, спонтанный переход личности в определенное психическое состояние или процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому. Он происходит вследствие психического воздействия на личность эмоционального заряда, чувств и страстей другой личности в условиях непосредственного контакта. Суггестия (внушение) — это активное воздействие одного субъекта на другого. Воздействия на личность, внушение приводит либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности. Внушение осуществляется в основном вербально, но адресовано не логическому мышлению, а эмоциональному миру человека и рассчитано на его готовность получить соответствующую установку. Поэтому главными условиями эффективности внушения считают авторитетность источника информации, доверие к нему, отсутствие сопротивления внушающему воздействию. Убеждение — это и процесс, и результат целенаправленного воздействия, оказываемого с целью трансформировать некоторые сообщения одного человека в систему воззрений другого. Происходит интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Убеждение — это также развертывание системы рациональных аргументов, ориентированных на критически настроенную личность. Важнейшим условием эффективности убеждающего воздействия считается заинтересованность личности, которой адресовано воздействие, в чем-либо. Это чаще всего стремление человека осмыслить некие события или факты. Кроме того, содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, ее индивидуальности. Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить другого человека. Подражание также и процесс, и результат копирования чужих движений, действий, причем - это осознанное воспроизведение личностью демонстрируемого поведения.
Самое массовое проявление подражания — следование моде, и особенно некритическое молодежное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя, наподобие всевозможных кумиров (хиппи, панки и т. п.).
1.2. Коммуникация в системе наук
На первый взгляд кажется, что содержание понятий «общение», «коммуникация» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение — это очень сложный процесс взаимодействия людей. В современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений. Это объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук: философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи, экономисты и др. Понятие «коммуникация» приобрело междисциплинарный характер. Естественно, что и среди ученых той или иной науки тоже существуют разные взгляды на общение. Каждая наука или научное направление, изучающие те или иные аспекты коммуникации или соприкасающиеся с коммуникационными проблемами, выделяют из коммуникации свой предмет изучения. Например, семиотика исследует свойства знаков и знаковых систем в обществе (естественные и искусственные языки, некоторые, относящиеся к знакам явления культуры), в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.), в природе (коммуникации в мире животных). Социология изучает функциональные особенности общения различных социальных групп. Коммуникация здесь представляет это взаимодействие, передачу и получение смысловой и оценочной информации с целью оказания воздействия на их взаимодействие, а также на отношение к социальным ценностям определенных сообществ и общества в целом. Общение определяется экономическими, профессиональными, социальными и иными интересами как процесс взаимодействия субъектов. Социология, кроме того, изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов во внутригрупповой, межличностной и массовой коммуникации, а также уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, категории и частные функции социальной коммуникации. Для социолога важно исследование коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. На основе взаимопонимания в процессе взаимодействия формируется совокупность поступков, мероприятий, обеспечивающих достижение коммуникативных целей. В социологической коммуникации, наряду с межличностной коммуникацией, всесторонне изучается массовая коммуникация, исследуются социальные факторы, обусловливающие влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения. Этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общения в этнических сообществах. Социолингвистика исследует проблемы, связанные с социальной природой языка и особенностями его функционирования в различных социумах, а также механизм взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающих контакты между представителями различных социальных групп. Психология и психолингвистика рассматривают факторы, способствующие передаче и восприятию информации в межличностной и массовой коммуникациях и причины, затрудняющие этот процесс, а также мотивацию речевого поведения коммуникантов. Лингвистика изучает проблемы вербальной коммуникации (слова и словосочетания в устной и письменной речи), различные функции языка как средства общения. Здесь изучение восприятия информации ее получателем отодвигается на второй план, поскольку относится к так называемым экстралингвистическим факторам коммуникации. Кибернетика включает достаточно самостоятельные разделы: информационная теория, теория алгоритмов, теория автоматов, исследование операций, теория оптимального управления, теория распознавания образов. Она разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда. Отдельные отрасли знания занимаются формированием специальных кодов и систем специальных символов и правил, с помощью которых осуществляется информационный обмен. Ряд технических дисциплин изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации с помощью технических систем. В прикладных исследованиях особое значение приобретают задачи, связанные с коммуникацией: разработка диалоговых систем типа «человек — компьютер», совершенствование статистических методов обработки и анализа информационных данных, создание искусственного интеллекта, реализация машинного перевода. Таким образом, в разных областях деятельности задачи коммуникации разнообразны — от создания обучающих программ для овладения коммуникативными навыками на иностранном языке до методов преодоления нарушения речи как медицинской проблемы.
1.3. Роль знаков в коммуникации
Знаковая черта коммуникации определяется использованием слов, букв, символов или аналогичных средств для получения информации об объекте или событии. Такое широкое определение включает ряд составляющих понятий: семантика (указывает значение слов и символов); синтаксис (относится к взаимосвязи между используемыми символами); прагматика (раскрывает их результативность и эффективность при достижении определенных целей). Символы являются посредниками между сущностью явлений, смыслом и его образом, идеями, находящимися за пределами чувственного восприятия, с одной стороны, и отражением предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств, с другой. Типологии знаков строятся на разных основаниях. В соответствии с пониманием общей теории знака различают три типа знаков: 1) иконический, действие которого основано на фактическом подобии означающего и означаемого (рисунок человека и сам человек); 2) индекс, действие которого основано на реальной смежности означающего и означаемого (дым является индексом огня, бледность лица — индексом недомогания или страха); 3) символ, действие которого основано на условной, установленной «по соглашению» связи означающего и означаемого (кивок головой, как правило, обозначает утвердительный ответ, но у болгар, наоборот, — отрицательный). Символ, скорее всего, обозначает не отдельный предмет или вещь, а род вещи. Самым простым знаком является иконический; сам по себе он не может передавать информацию и принадлежит прошлому опыту. Индекс по своей природе существует в настоящем опыте и способен передавать информацию. Ни иконические знаки, ни индексы не могут утверждать что-либо. Лишь символы благодаря своему общему значению способны образовать суждение и, следовательно, могут воздействовать на мысли и поведение партнера, программируя таким образом будущее (действие, реакцию и т.п.). Важнейшая функция знака — прагматическая. Прагматика — раздел семиотики, посвященный изучению отношения знаков и знаковых систем и употребляющих их индивидов, употребления языка, совокупности факторов, определяющих использование языка его носителями. Знак актуализирует содержание в соотнесенности с подобными себе элементами в том случае, если он представляет социально установленную (принятую, понятную в данном коллективе) интерпретацию содержания. Или иначе — знак имеет большое значение для реализации целей коммуникации. Лингвисты занимаются теоретической разработкой проблемы социальной обусловленности знака. Они рассматривают знак как социальную сущность, служащую посредником между членами данного сообщества и обеспечивающую понимание только на основе всей системы значимостей, принятой данным сообществом. В современной науке вопросы социальной обусловленности знака изучаются как в гносеологическом, так и в общеметодологическом плане, главным образом, в области языка, теории прозы и поэтики, различных видов искусства. Социологами знак рассматривается как символ, который может быть реализован в предмете, слове, жесте, действии или образе. В социальной психологии к символам относят различные условные знаки (например, эмблемы, ордена, значки, кольца), сообщающие информацию о социальном статусе индивида, о его принадлежности к какому-нибудь движению, организации или группе. Знак, составленный из слова и обозначающий определенные предметы или вещи, может функционировать как социальный символ, и в этом значении он отражает социальные ценности общества. Социальная интерпретация знака в различных обществах может не совпадать (например, понимание автомобиля как социального символа в нашем и американском обществах). В качестве социальных символов могут выступать жесты или действия, которые «сигнализируют», сообщают информацию о социальном статусе или социальных ролях коммуникантов. Символами становятся даже рационально не осознаваемые, но важные для общества события, например, рождение и смерть. В повседневной деятельности человека в качестве символов выступают высшие социальные ценности общества, такие как свобода, истина, справедливость, добро, любовь. Семиотика выдвигает постулат о знаке как о материально-идеальном образовании, способном достоверно отображать информацию. Она представляет знак в виде обобщенного концепта (добро — зло, главный — неглавный). Анализируя современное состояние семиотики, исследователи дают объяснение, почему «принцип знака» был заменен «принципом высказывания». То есть, что позволило разграничить системы, в которых имеются только знаки, но отсутствуют высказывания (как, например, в системе коммуникативных сигналов животных или в системе архитектурных символов), и системы, в которых есть высказывания. В то же время это приблизило семиотику к проблемам коммуникации в человеческом обществе и позволило вычленить специальную область семиотического исследования — язык и литературу как вербальные коммуникативные системы. Проблема заключается в том, как следует понимать высказывание. Являются ли высказываниями, например, знак «череп и скрещенные кости» или предписывающие и запрещающие дорожные знаки, или актуализированное в речи слово «Берегись!». Ведь данные знаки не отвечают определению высказывания как семиотической единицы, которая абстрагирована и включает объективные, постоянные, субъективные переменные компоненты. К первым компонентам относится сама информация, ко вторым — отношение к действительности, оценка достоверности информации, коммуникативная установка, эмоциональное отношение говорящего к информации. Прагматика как характерная черта коммуникативных знаков проявляет себя в том, что именно в коммуникации актуализируются две ее базовые функции — взаимодействие и воздействие. Прагматические свойства и отношения, существенные для адекватного восприятия и понимания текстов, обычно не выразимы средствами знаковой системы. Помимо чисто лингвистических и логических методов, изучение прагматических свойств и отношений языка требует применения понятийного и методологического аппарата психологии (в частности, социальной психологии, инженерной психологии) и других наук. Создание стройной теории понимания знакового языка вызывает необходимость определения соотношения прагматики и семантики. Семантика, являясь разделом семиотики (также и логики), занимается анализом комплекса связанных между собой понятий. Семантика изучает значение единиц языка (слов, словосочетаний). По отношению к рассматриваемым объектам ставится вопрос о знании и смысле. Проблематика семантики выражается в вопросе: что означает то или иное понятие (термин), высказывание, суждение. Объектом анализа является знак, фрагмент текста. Нахождение предметного значения для какого-либо имени дает существенную информацию об этом имени, но тем не менее не исчерпывает семантической проблематики. Предметное значение указывает объем обозначенного данным именем понятия, но не объясняет его содержания. Другой раздел семиотики — синтактика - рассматривает чисто структурные свойства знаковых систем с точки зрения их синтаксиса (безотносительно к значениям и функциям знаковых систем). Формирование упомянутого смысла знаковой конструкции осуществляется с помощью алфавита (совокупности букв, знаков), правил образования и преобразования. Рассмотренные направления исследования знаковых систем (прагматика, семантика, синтактика) составляют комплекс научных теорий, исследующий свойства знаковых систем или систем знаков, каждому из которых определенным образом придается некоторое значение. В качестве примеров знаковых систем можно привести естественные (разговорные) языки, искусственные языки, языки-посредники (язык Морзе, другие языки кодов). В качестве нестрогих знаковых систем можно представить языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки. Различные знаковые системы могут быть рассмотрены как модели определенных фрагментов внешнего мира, строящиеся в ходе познавательной и практической деятельности людей.
1.4. Виды и средства коммуникации
Существуют различные виды коммуникаций: внутриличностная (личностная), межличностная, внутригрупповая, межгрупповая, массовая и другие коммуникации. Они могут осуществляться в различной сфере (культурно-духовной, научной, производственной, рекреационной, учебной), среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным народам, нациям, этносам, расам (геронтокоммуникации, гендерные, национально-этнические, межрасовые коммуникации), между различными категориями населения (молодежные, женские, религиозные), между планетами, континентами, странами, государствами, народами, территориями (межпланетные, межконтинентальные, межгосударственные, международные, межтерриториальные) и другие. Имеются различные подходы к типологии коммуникации. Рассмотрим типы коммуникаций, классифицируя их по наиболее значимым основаниям. По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц различают массовую (на уровне социальной системы), среднего уровня (ограниченную в масштабах социальных групп и организаций — внутриорганизационные коммуникации) и локальную (внутрисемейная), внутригрупповую (взаимодействие не выходит за рамки определенной группы), межгрупповую (между различными группами или большой группы с ее достаточно самостоятельными подгруппами). По отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых взаимосвязей коммуникации носят внешний характер (внешние коммуникации), межличностный (между отдельными людьми), внутриличностный (общение с самим собой). Массовая коммуникация представляет собой систему взаимосвязей, позволяющую получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от их места расположения, положения, социального статуса (например, СМИ, Интернет). Такая коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщения. Как правило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии). Под массовыми коммуникациями можно подразумевать и одновременную связь с большим числом людей в ограниченном пространстве, позволяющую им осуществлять взаимодействие с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты в больших открытых или закрытых помещениях). Общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное потребление большим количеством людей массовой информации. Внутриорганизационные коммуникации представляют собой интеракции в пределах организации. К таким коммуникациям можно отнести взаимодействие члена организации с ее структурными подразделениями, а также структурных подразделений организации между собой. Внешние коммуникации — это связи любой социальной системы с внешними социальными образованиями, которые существуют вне ее. Любая социальная организация не может существовать без связей со внешней средой, и поэтому внешние коммуникации становятся обязательным компонентом функционирования любой социальной системы (организации, института). Коммуникация в группе (внутригрупповая коммуникация) осуществляется в сравнительно небольшой группе, где каждый участник имеет примерно равный шанс участвовать в общении. В группах, где число участников в пределах 10 – 12 человек, возможно осуществление прямой и обратной связи между всеми участниками обсуждения. В учебной аудитории с таким количеством студентов возможно проведение активных дискуссий, лекций-бесед. Канал прямой связи здесь более структурирован, чем при межличностных коммуникациях, однако обратная связь имеет те же возможности, что и при межличностных коммуникациях. Межличностная коммуникация осуществляется между двумя людьми. Обе стороны выступают и в качестве передающей, и в качестве принимающей стороны. Послание одной стороны передается каналом коммуникации в виде звука (дополнительный канал — взгляд, жест, мимика). Обратной связью является ответ каждого участника. Внутриличностная коммуникация возникает внутри индивида в том случае, если человек обсуждает проблемы сам с собой, ищет решения, задает себе вопросы и сам же отвечает на них. В качестве обратной связи здесь выступает факт опровержения или корректировки информации, поставленной в вопросе. Коммуникации по способу установления и поддержания контакта подразделяются на непосредственные (прямые) и опосредованные (дистанционные). Коммуникация непосредственная осуществляется напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление). Опосредованная коммуникация — это взаимодействие, осуществляемое через посредника или с помощью различных средств коммуникации (средства массовой информации и рекламы) и технических средств (рупор, громкоговоритель, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные коммуникационные сети локального или глобального характера). По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные. Если коммуникатор воздействует на реципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также является пассивной. Коммуникация становится активной, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе, инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями. По степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и неслучайные (организованные). Случайные коммуникации возникают стихийно. Происходит незапланированный обмен информацией между людьми. При случайных встречах обсуждают и деловые вопросы и даже принимают достаточно ответственные решения. Такие виды случайных коммуникаций усиливают степень самоорганизованности системы. В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, называется нисходящим. Он используется руководителями групп при постановке задач, описания работ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимания, предложить варианты обратной связи по результатам работы. При этом чем больше уровней проходит информация, тем меньше вероятность того, что она не будет искажена. Наиболее характерным примером такой коммуникации является общение начальника со своими подчиненными. Восходящая информация, от более низкого к более высокому уровню, используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах. Такая информация не просто служит средством доведения мнения работников до сведения руководителей, а позволяет вышестоящим органам и руководителям своевременно реагировать на происходящие изменения в коллективном мнении. Руководители анализируют эту информацию с целью принятия правильного управленческого решения. Восходящая информация используется для информирования начальников определенного уровня руководителями более низкого звена, что может осуществляться путем предоставления отчетов, докладов, итоговых документов по отдельным проектам в вышестоящие уровни руководства. Горизонтальное направление – когда коммуникации осуществляются между членами группы, имеющими равный ранг, а также между равнозначными группами. Горизонтальные коммуникации в одних случаях являются непременным атрибутом реализации определенного алгоритма управления, а в других — происходят спонтанно. В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации её средства подразделяются на вербальные и невербальные. Вербальные коммуникативные средства представляют собой словесное взаимодействие сторон. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью знаковых систем символов, главным среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Функционирование языковых знаков возможно лишь на основе системы правил, которые регулируют построение знаковых рядов из исходных знаков. Межличностная речевая коммуникация всегда представляет собой социальное взаимодействие, диалог. Участвуя в речевой коммуникации, человек высказывает суждения и воспринимает слова, высказанные другими людьми. Информация, выраженная средствами языка одним человеком, присваивается другим, и таким образом происходит понимание в диалоге. В качестве невербальных коммуникативных средств человек использует языки флажков, дыма и др.; вышивку, орнаменты, фольклорные образы, ассоциирующиеся с символами и знаками. В межличностном общении большое значение придается позе, жестам, мимике, выражению лица, взгляду и пр. То есть, несмотря на богатство вербального языка общения, к невербальным средствам коммуникации прибегают весьма часто. В отличие от слова (предложения) невербальные средства воспринимаются человеком непосредственно, действуют сильно, передают тончайшие нюансы отношения. Невербальные знаки (жесты, мимика) чаще всего являются немотивированными индексированными знаками и раскрывают чувства, эмоции, оценочное отношение. Их прагматическая функция включает в себя установление контакта, обратной связи, социальную ориентацию, побудительные и регулирующие мотивы. Экспрессивная функция реализуется в адаптивных, эмотивных (вызывающих эмоции) и эмфатических (эмоциональное выделение какого-либо фрагмента) действиях.
ТЕМА 2. КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1. Структура коммуникативного процесса
Процесс коммуникации представляет собой путь сообщения (знаний, информации и т.п.) от одного субъекта коммуникации к другому, в процессе которого между коммуникантами складывается определенная система взаимоотношений. Самая простая схема коммуникативного процесса включает отправителя, сообщение и получателя. Однако современные представления о коммуникации несколько шире, ее процесс описывают дополнительными или промежуточными этапами обмена сообщениями. Вне зависимости от того, разговаривают ли участники общения, обмениваются ли жестами или переписываются по электронной почте, коммуникативный процесс как правило, включает в себя следующие этапы (рис.1).
Рисунок 1. Структура коммуникативного процесса Ответственность за формулиров
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|