Наборы слов, определяющие у человека ведущий коммуникативный канал
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Чтобы определить ведущую сенсорную систему другого человека, рекомендуется обращать внимание на слова, которые использует индивид для описания своего внутреннего опыта. Для установления хорошего контакта с партнером по общению целесообразно использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Как показали исследования, визуальному человеку нужно время и пространство, что «создать» свои картины. Если к нему подойти очень близко и слишком быстро, он будет чувствовать напряжение. Когда же вы поймете, что ему с вами комфортно, медленно придвигайтесь к нему и как-то прикоснитесь. Кинестетик, наоборот, сочтет что вы холодны и нечувствительны, если вы сядете или встанете слишком далеко и не будете притрагиваться к нему. Поэтому, если быстро приближаться и прикасаться к визуальному человеку и встать далеко от кинестетика, можно потерять контакт и не установить взаимопонимание. НЛП предлагает также визуальный метод определения ведущей системы. Задавая ряд вопросов, центрированных на ту или иную систему (типа "Какого цвета глаза у вашей матери?", "Какая дверь громче всего скрипит?", "Можете ли вы услышать, как мать зовет вас по имени?"), исследователь смотрит за поведением испытуемого. Например, одни люди в ответ на каждый вопрос сначала взглядывают вниз направо, другие глядят вверх и налево. Первые искали ответ кинестетически, вторые — визуально. То есть при доступе к информации человек опирается на свою ведущую систему.
Значимыми являются те типы наблюдений, которые предложены в рамках НЛП для поиска конгруэнтности (неконгруэнтности) (степени соответствия характеристик разных каналов одна другой). В рамках НЛП предлагается следующий контрольный список для визуального наблюдения: 1. Руки индивида. 2. Движения индивида. 3. Ноги и ступни ног индивида. 4. Паттерны фиксаций при движении глаз (имеется виду отмеченные выше модели движения глаз при запуске доступа к информации), 5. Взаимосвязь голова – шея – плечи. 6. Выражение лица, в особенности брови, рот и лицевые мышцы. Поскольку мы достаточно жестко сориентированы на один канал (такова основная гипотеза НЛП), при управляемом переключении на иной канал можно получать интересные результаты. Если для массовой аудитории требуется обоснование выбора (может быть, связь между ведущей системой и типом предлагаемого товара), то в случае индивидуального воздействия возможности НЛП неоспоримы, ибо в этом случае человек будет получать информацию в том виде, к которому привык. В целом получается, что психоаналитик работает с неконгруэнтными ситуациями, которые он должен дешифровать. Немаловажной техникой НЛП является «якорь». Прикосновение, звук, визуальные символы, запах, сопрягаясь первоначально с опытом, потом и сами по себе могут вызывать необходимые переживания. Авторы НЛП описывают эту ситуацию на индивидуальном уровне, но якорь вполне возможен и в области коллективного поведения. Такими звуковыми якорями могут быть национальный гимн, звук кремлевских курантов, ассоциируемый со встречей Нового года на всей территории бывшего СССР. Якорь может стимулировать нужное поведение, он также может остановить нежелательное поведение. Очень интересно, что подобные позитивные якоря издавна используются рекламой и паблик рилейшнз. Это использование детей и домашних животных, на которых у аудитории исключительно положительная реакция. Соответственно действует улыбка, расслабляя собеседника и снимая агрессивность. Политические лидеры всегда принимают перед фотокамерами точно рассчитанные в этом аспекте позы и выражение лица. Достаточно часты снимки в окружении семьи. Фотография в компании с лидером осуществляет тот же процесс переноса положительного внимания на себя. В положительной роли выступают также повторяющиеся музыкальные ритмы, аудитория, как известно, очень хорошо относится к знакомому и в штыки воспринимает все новые направления.
Психоанализ основан на бессознательном, т.е. тех участков сознания, куда ограничен доступ нашего рационального управления. Он подсказывает, как люди строят свои "защитные экраны", избавляясь от неприятных, непринятых, нереализуемых желаний и мыслей. При этом в рамках психоанализа рассматривается множество проявлений человеческой фантазии, образов, желаний, снов именно как первичные ассоциации, возникающие раньше других, вне рационального осмысления, а как бы изначально заданные человеческой природой. Особую значимость имеет понятие коллективного бессознательного, введенное К. Юнгом. Психоанализ дает психологическую модель современного общества. Групповая психотерапия несет в себе преимущества коллективного воздействия. Исторически она связана с потерей человеком многих своих привычных функций при жизни в современных условиях, когда атрофируется определенная чувствительность, когда "замораживаются" определенные группы мышц. Попав в несвойственную ему среду массового обитания, например, в больших городах, человек оказывается подверженным ряду неврозов. Групповая психотерапия важна еще и тем влиянием, которое оказывает на человека группа. Сам термин "групповая психотерапия" приписывается Дж. Морено, создателю психодрамы. Психотерапия этого рода также несет определенный лечебный эффект. Существуют многочисленные ее разновидности: группы тренинга, группы встреч, гештальтгрушш, психодрама, группы телесной терапии, группы танцевальной терапии, группы терапии искусством, группы тренинга умений. Реально эти группы производят обучение человека типам поведения, которые у него заблокированы по тем или иным причинам. Сюда же относится тренинг по развитию уверенности в себе, преодолению застенчивости и т.д. Рассмотрим некоторые виды групповой психотерапии.
Психодрама разыгрывается в присутствии всех членов группы. Смысл ее в следующем: пациент или субъект разыгрывает свои конфликты, а не рассказывает о них. Например, у человека нелады с начальством. На сцене расставляются стулья, один из участников становится начальником, который обрушивается с репликами на "героя". Иногда сюда добавляется прием с двойником, когда выделяется участник, выступающий в роли двойника, он выражает чувства, которые "герой" по разным причинам не может проявить. После проигрывания ситуации "герой" и начальник могут поменяться местами и сыграть сценку вновь. В результате такой психодрамы человек отрабатывает модели поведения, которые ему не свойственны. Освоив их в игровой ситуации, он сможет применить их в реальной жизни. Известно, что даже лидеры неуверенно чувствуют себя в новых ситуациях, поэтому для них стараются нарабатывать заранее те или иные стереотипы ситуаций. После окончания психодрамы участники обмениваются мнениями, что позволяет выявить слабые (сильные) стороны поведения каждого. В основе психодрамы лежат понятия ролевой игры и импровизации. Мы все играем какие-то роли, и чем богаче у нас репертуар этих ролей, тем уверенней мы чувствуем себя в жизни. Психодрама как бы направлена на расширение этого репертуара. При этом она действует очень точно, занимаясь теми моделями поведения, которые "задавлены" в пациенте. Импровизационный характер психодрамы также весьма схож с жизнью, при импровизации возникает элемент творчества, который позволяет совершенно по-новому раскрываться членам группы. В ряде случаев незаметные «серые мышки» вдруг поднимаются в своих драматических возможностях, и внимание группы служит для них дополнительным стимулом. Очень важным элементом психодрамы является разминка. Это связано с изначальной консервативностью, заторможенностью многих из участников, т.к. в большинстве своем людям достаточно тяжело дается самораскрытие.
Целью группы встреч является поиск возможностей самораскрытия в межличностных взаимоотношениях. Выделяют такие виды моделей поведения в группе: замешательство, нежелание раскрыться или высказаться, описание пережитого, выражение отрицательных эмоций и др. В группах встреч, как и в случае психодрамы, человек учится самораскрытию, вслушиванию в свои чувства, максимальному пониманию другого, т.е. он делается более коммуникативно чувствительным. Еще одна сторона групповой психотерапии имеет важное значение для понимания механизмов воздействия. Ведь групповая психотерапия действительно несет изменение моделей поведения, что весьма важно для всего комплекса коммуникативных наук. То есть идет целенаправленная и управляемая коммуникация, результатом которой становится психокоррекция.
2. Контрольные тесты
1. Одним из источников литературного языка является: a. Библия; b. Родители; c. Писатели; d. Кино.
2 Что выражает фатическая функция языка в лингвистической модели Р. Яхобсона?
3 Компромисс как модель поведения индивидов в конфликте заключается в том, что:
4 Коммуникация – это …
5 Процесс коммуникации представляет собой:
6 Массовая аудитория характеризуется:
7 Оптико-кинестическая знаковая система невербальной коммуникации включает:
8 Культуры бывают: a. Моноактивные, полиактивные, реактивные; b. Моноактивные, полиактивные, биактивные; c. Мезоактивные, полиактивные, реактивные; d. Активные, пассивные, нейтральные.
9 Что не характерно для письменной речи? a. она графически закреплена; b. в ней преобладает книжная лексика; c. в ней используется система фонетических и просодических средств выражения; d. долго сохраняется.
10 Что обусловливает неэквивалентность субъектов коммуникации по семиотической модели Ю. Лотмана? a. разный используемый код и объем памяти; b.разный объем информации и объем памяти; c. разный характер и язык; d. разные ценности и язык.
11 Возможность контроля за протеканием конфликта в большей степени обеспечивает: a. ориентация на активные действия; b. уступки; c. агрессивность; d. скрытые действия (обман, дезинформация, подстрекательство).
12 Основные функции коммуникации:
13 На каких знаковых системах основана вербальная коммуникация:
14 Какую функцию выполняют СМИ, когда распространяют информацию и представления, которые помогают людям адаптироваться к новым социальным условиям жизни: a. антенны; b. эха; c. призмы; d. усилителя.
15 Включение в речь пауз, плача, смеха, покашливания характеризует: a. экстралингвистическую систему; b. психолингвистическую систему; c. паралингвистическую систему; d. социолингвистическую систему.
16 К моноактивным народам относятся: a. Японцы, русские, немцы. b. Шведы, датчане, немцы. c. Арабы, канадцы, турки. d. Англичане, фины, китайцы.
17 Умение внимательно молчать, не вмешиваться в речь, называется…
18 Каким приемом искусства В. Шкловский анализировал литературное произведение:
19 В чем состоит суть логического закона тождества?
20 Наука о знаках и знаковых системах называется:
21 Правильная последовательность этапов процесса коммуникации:
22 Модель массовой коммуникации, которая основана на использовании «лидеров мнений», называется…
23 Наука, занимающаяся изучением пространственной и временной организацией общения, называется:
24 Метод изложения материала, при котором выступление строится вокруг главной проблемы, постепенно конкретизируя и углубляя анализ различных ее аспектов называется: a. индуктивный; b. дедуктивный; c. ступенчатый; d. концентрический.
25 Какой язык используют при построении рекламной коммуникации? a. невербальный; b. метаязык; c. знаковый.
26 К кинестетическому типу относят людей, которые употребляют такие слова, как: a. слышать, звучать; b. пробовать на вкус, нюхать; c. чувствовать, трогать; d. видеть, рисовать.
27 Какие типы знаков способны воздействовать на мысли и поведение индивида:
28 К физическим барьерам процесса коммуникации не относится:
29 Исключите из нижеперечисленного черту, которая не характерна для невербальной коммуникации:
30 Большое значение деловому этикету и дипломатии уделяют: a. Французы; b. Американцы; c. Немцы; d. Итальянцы.
31 Декодирование – это… a. Передача информации. b. Перевод информации на понятные получателю знаки и символы. c. Восприятие информации. d. Попытка понять сообщение.
32 Функционирование массовой коммуникации обусловлено существованием… a. СМИ, массовой аудиторией, массовой информацией; b. массой, «лидером мнений», информацией; c. телевидением, Интернетом, радио, прессой; d. массовой информацией, большой территорией, средствами информации.
33 Основную информационную нагрузку в мимике несут:
34 Самыми демократичными в общении являются:
35 Убеждающая речь направлена на:
36 Коммуникативная модель – это…
37 Форма психоанализа, в которой субъект разыгрывает свои конфликты, а не рассказывает о них, называется:
38 Какая функция знака направлена на эффективное достижение целей коммуникации:
39 Эмоциональная несовместимость людей относится к: a. Психологическим барьерам, b. Личностным барьерам, c. Семантическим барьерам, d. Физическим барьерам.
40 Суть модели «спираль молчания» заключается в следующем…
41 Наиболее рационально к распределению времени относятся: a. Моноактивные народы; b. Полиактивные народы; c. Реактивные народы.
42 Проспекция – это…
43 Модель Шеннона – Вивера была разработана на основе: a. процесса передачи информации между людьми; b. изучения электронной передачи информации; c. процесса обмена любой информацией; d. изучение средств массовой информации.
44 На какие виды разделяются коммуникации в зависимости от направления потока информации:
45 Суть коммуникативной проблемы «познавательный диссонанс» заключается в следующем:
3. Ссылки на электронные источники литературы
1. http:// www.mirknig.com
4. Библиографический список: Основная литература 1. Викулова Л. Г., Шарунов А. И. Основы теории коммуникации: практикум. Учебное пособие. М.: АСТ; Восток-Запад, 2008. 2. Гавра Д. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. С-Пб.: Питер, 2011. 3. Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник. М.: Дашков и Ко, 2010.
Дополнительная литература 1. Александров Д. Н. Самоучитель красноречия. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 2. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. 3. Вагин И., Самураи ведут переговоры, или как пленить собеседника. – М.: АСТ, 2007. 4. Ворошилов В. В. Теория и практика массовой информации. Учебник. –СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2006. 5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2007. 6. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. 7. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб.: Речь, 2001. 8. Грейдина Н. Л. Основы коммуникативной презентации. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2005. 9. Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. 10. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Академия, 2008. 11. Дрю Ж. – М. Ломая стереотипы. – СПб.: Питер, 2002. 12. Ежова И. И. Научись общаться! Коммуникативные тренинги. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. 13. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. М.: АСТ; Восток-Запад; Харвест, 2007. 14. Клауд Г., Таунсенд Д. «Дети: границы, границы…». – М.: «Триада», 2005. 15. Клауд Г. Фактор матери. – М.: Триада, 2009. 16. Ковальчук А. С. Основы имеджелогии и делового общения. Ростов-на-Дону: Феникс. 2010. 17. Кошевая И. П., Канке А. А. Профессиональная этика и психология делового общения. - М.: ИНФРА-М, Форум, 2009. 18. Леви-Стросс К. Мифологики. М-С-Пб. 2000. 19. Максвелл Д. 17 неопровержимых законов работы в команде. – Спб.: Издательский Дом «Христофор», 2006. 20. Масюкевич М. Н., Кожуховская Л. С. Секреты общения – Минск: Современная школа, 2009. 21. Минто Б. Принцип пирамиды Минто: Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений. М.: Иванов и Фербер Манн, 2008. 22. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. – СПб.: Питер, 2003. 23. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. 24. Никитина Е. С. Семиотика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2006. 25. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализации: Практическое руководство. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 26. Перрот Лэс, Перрот Лесли. Искусство и наука общения. – М.: «Триада». 2007. 27. Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. – М.: «Логос». 2006. 28. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. 29. Покровская Е.А., Лобанов И.Б. Бизнес-коммуникации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. 30. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. – М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2004. 31. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1999. 32. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 33. Чеховских М. И. Психология делового общения. Минск: Новое знание. 2008.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|