Сотрудничество с родителями
Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте. Первый раз логопед встречается с родителями учеников, зачисленных на логопункт, в середине сентября, когда после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий он собирает первое родительное собрание. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Больше того, иные родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт, и на этой почве возникают конфликты. Если же родители ребенка все-таки отказываются от занятий с логопедом по тем или иным причинам, целесообразно попросить их подписать отказ от занятий во избежание конфликтных ситуаций в дальнейшем. «А нам никто ничего не говорил», — часто говорят родители, неоднократно предупрежденные о речевых проблемах своего ребенка еще в дошкольном возрасте, или требуют зачислить ребенка в логопедическую группу, когда набор уже закончен и все группы сформированы. Образец отказа: Логопеду логопедического пункта при школе № _________________ от ___________________________ проживающей(его) по адресу: _____________________________ Отказ Я,___________________________________________________________, отказываюсь от места в группе развития и коррекции речи на логопункте при школе № ____ для своего сына (своей дочери) __________________________ __________________________________________________________________ учени _______ класса школы № ________ в связи с ______________________ __________________________________________________________________ С речевым диагнозом ребенка ознакомлен ___. Рекомендации получены. О возможных последствиях предупрежден ___. «___» _____________ 20___ г. Подпись ________________________________
Чтобы не возникали конфликтные ситуации, логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания, представляется родителям и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности, логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Во время сообщения желательно, чтобы логопед привел один-два примера из своей практики. Получив таким образом самые общие сведения о работе учителя-логопеда, родители с большим вниманием и заинтересованностью отнесутся к приглашению на родительское собрание на логопункте. Логопед сообщает учителю о дате и времени проведения родительского собрания, а учитель передает эти сведения родителям. Лучше, если логопед сам известит родителей о намечающемся собрании по телефону или запиской. Записки с указанием даты, времени и места проведения родительского собрания вручаются каждому ученику (ученикам первых классов лучше положить записки в портфель или карман курточки). На собрании логопед знакомится с родителями, подробно рассказывает о фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом нарушениях речи, о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного ребенка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Очень полезно дать родителям посмотреть письменные работы детей-дисграфиков, чтобы они могли наглядно убедиться в последствиях фонематических и лексико-грамматических нарушений речи.
Далее логопед сообщает о составе групп и подгрупп, расписании занятий. Необходимо обратить внимание родителей на то, что они «наравне с учителем несут ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми». Затем логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопункте ученики каждой группы. Родителям первоклассников он сообщает и о том, что будут делать дети на втором году коррекционной работы, перечисляет предметы, которые понадобятся детям для логопедических занятий. В заключение логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Здесь нужно сказать родителям, что нельзя заставлять ребенка-логопата по нескольку раз переписывать домашнее задание, добиваясь аккуратности и правильности выполнения, нельзя допускать, чтобы он сидел над домашним заданием больше установленного санитарными нормами времени — 1 часа в 1-м классе, 1—1,5 часа во 2—4-х классах, причем в это время входит выполнение всех домашних заданий — и письменных и устных, и по труду и по рисованию. Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребенку самостоятельно прочитать текст. При этом полезно дать ребенку в руку небольшую указку, чтобы он водил ею по тексту. Такой прием позволит значительно снизить напряжение, которое испытывает ребенок-логопат при чтении незнакомого текста. На этом же собрании логопед ставит родителей в известность о том, что в ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребенка у врача-специалиста (психоневролога, невропатолога, отоларинголога). Делается это прежде всего в интересах ребенка, чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития. Далее логопед обращается к родителям, дети которых будут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он объясняет, что эти дети должны иметь специальные тетради-дневники, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не закреплять, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, а во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.
Затем логопед информирует о том, что будет проводить систематические консультации-беседы для родителей, называет дни и время таких консультаций. В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей. Если ребенок, присутствуя в классе на уроках, не появляется на логопедическом занятии, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю. Особенно тесный контакт необходим логопеду с родителями тех учеников, которые занимаются исправлением звукопроизношения. Если ребенок несколько раз приходит на занятия с невыполненным домашним заданием, логопед вызывает родителей в школу и внимательно разбирается в причинах, по которым это происходит. Если причины окажутся достаточно уважительными, логопед должен постараться помочь родителям. Родители всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а человек, близко к сердцу принимающий судьбу их детей и всегда готовый прийти на помощь. Надо помнить, что авторитет логопеда в значительной степени зависит от отношения к нему родителей учащихся. Особенно тактичен и осторожен должен быть логопед в случае, если возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения, поэтому в разговоре от логопеда требуется максимальная доброжелательность, умение убедить родителей в необходимости такой консультации. Здесь нельзя действовать методом грубого нажима. Родителям надо доказать, что для наиболее успешной работы с их ребенком, для выбора именно тех методических приемов, которые дадут наибольший эффект, логопеду следует знать психологические особенности его личности, что только врач-специалист может дать необходимые рекомендации, а если нужно, то и помочь со своей стороны, подкрепить педагогическое воздействие медикаментозным лечением.
В конце учебного года логопед снова приглашает всех родителей на заключительное родительское собрание, на котором он сообщает родителям о результатах своей работы с учениками, о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Здесь целесообразно сравнить уровень речевого развития детей при поступлении на логопункт и после проведенной с ними работы; наглядно, на конкретных примерах, показать результаты коррекционной работы. Поскольку сравнительная характеристика каждого ребенка займет много времени, можно сказать только о самых трудных детях или о тех учениках, которые не сделали заметного продвижения. Необходимо отметить и работу самих родителей, их конкретную помощь логопеду. Вторую половину собрания можно посвятить рекомендациям для занятий с детьми летом. Прежде всего напомнить родителям, что нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться» и работу по их постановке придется начинать заново. В течение лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи своих детей. Этому очень способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми по время поездок. Надо только постоянно привлекать внимание детей к окружающему. Если ребенок уезжает в оздоровительный лагерь, очень важно добиться, чтобы он как можно чаще писал письма, рассказывая, что его окружает, чем он занимается, где бывает и т.д. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 1. Фамилия, имя, дата рождения: _________________________________ 2. Школа, класс: _________________________ Домашний адрес: __________________________________________________________________ 3. Ф.И.О. родителей ___________________________________________ 4. Телефон домашний __________________________________________ 5. Телефон рабочий ____________________________________________ 6. Общий анамнез. От какой беременности __________________ родов _________________ Характер беременности (токсикоз I 1/2, II 1/2, падения, травмы, психоз, хронические заболевания, грипп, краснуха, анемия, явления угрожающего выкидыша) ________________________________________________________ Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, затяжные, обезвоженные). Стимуляция (механическая, электрическая, химическая, не было).
Крик (был, не сразу, не был). Асфиксия (белая, синяя, нет). Вес при рождении ____________________, длина __________________ Выписалась из роддома на __________________________________день Причина задержки _____________________________________________ Раннее психомоторное развитие. Держит голову (до 3 месяцев или после) __________________________ Сидит (до 7 месяцев или после) __________________________________ Ходит (до 1 года и 3 месяцев или после) __________________________ Первые зубы с ________________________________________________ 7. Заболевания. До 1 года (краснуха, корь, коклюш, желтуха, пневмония и т.д.) __________________________________________________________________ После 1 года __________________________________________________ Инфекции ____________________________________________________ Ушибы, травмы головы ________________________________________ Судороги при высокой температуре ______________________________ 8. Речевой анамнез. Гуление с _________________ Лепет с _____________________Первые слова _____________________ Первые фразы ______________________ 9. Посещал ли детский сад (речевую или массовую группу) ___________________________________________ с каким диагнозом __________________________________________________________________ занимался ли ребенок с логопедом в поликлинике, индивидуально __________________________________________________________________ Результаты ___________________________________________________ 10. Речевая среда ребенка (есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи, двуязычные, поздно начавшие говорить) __________________________ __________________________________________________________________ 11. Успеваемость по русскому языку _____________________________ Жалобы родителей, учителя _____________________________________ 12. Заключение психоневролога (наблюдался ли ребенок невропатологом, как долго) __________________________________________ 13. Причина (ПЭП, ММД, энурез, тики, дизартрия, повышенное внутричерепное давление, неврозы). 14. Общая моторика ___________________________________________ Координация мелких движений пальцев рук _______________________ 15. Ведущая рука (правая, левая). Есть ли в семье леворукие, переученные левши. 16. Состояние биологического слуха (№, заболевания) _________ __________________________________________________________________ 17. Состояние зрения (№, заболевания) ___________________________ 18. Особенности вашего ребенка (замкнутость, обидчивость, агрессивность, неуверенность и т.п.) ___________________________________ Вашему ребенку рекомендовано посещение логопедических занятий при школе № _________________ группа № ___________________ Расписание занятий: __________________________________________ Родители наравне с учителями несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий. Дата заполнения _________ Подпись родителей ____________________ 19. Связная речь. Общая характеристика речи (в соответствии с возрастным уровнем) __________________________________________________________________ Уровень самостоятельного повествования _________________________ Типы используемых предложений _______________________________ Подбор слов и правильность их использования ____________________ __________________________________________________________________ Затруднения в построении фразы (есть, нет) _______________________ Общее звучание речи (высотность, темп, плавность, голос, дыхание, интонированность) _________________________________________________ 20. Звуковая сторона речи. Артикуляционный аппарат: строение ____________________________, двигательная функция _______________________________________________ Отсутствие звуков _____________________________________________ Смешение звуков ______________________________________________ Замена звука (отраженно, в самостоятельной речи) _________________ __________________________________________________________________ Искажение произношения ______________________________________ Слоговая структура слова _______________________________________ Звуковой анализ и синтез (по какой группе или нескольким группам фонем есть нарушения) ______________________________________________ Словарный запас. Общая характеристика словарного запаса (соотношение активного и пассивного словаря) ___________________________. Название частей целого ________________________________________ Обобщающие понятия _________________________________________ Название действий ____________________________________________ Подбор определения слову _____________________________________ Подбор синонимов ____________________________________________ Подбор антонимов ____________________________________________ Подбор родственных однокоренных слов _________________________ __________________________________________________________________ Использование различных частей речи (наречий, относительных прилагательных и т.п. — отметить) ____________________________________ 21. Грамматический строй речи. Словоизменения (если есть, то какие) ____________________________ Словообразования (если есть, то какие) ___________________________ Синтаксис (типы построения предложений и особенности нарушения их строения) _______________________________________________________ Соответствие возрастному уровню _______________________________ Словосочетания (использование различных типов словосочетаний: согласования, управления, примыкания) ______________________________ __________________________________________________________________ Понимание грамматических форм и конструкций __________________ __________________________________________________________________ Понимание текста (фактология и скрытый смысл) __________________ __________________________________________________________________ Иные особенности _____________________________________________ 22. Письмо. Особенности графики __________________________________________ Специфические ошибки (списывание, диктант, самостоятельная работа) _______________________________________________ Наличие неспецифических ошибок _______________________________ 23. Чтение. Техника чтения (глобальное, аналитическое, побуквенное, послоговое, слитное и т.д.) _____________________________________________________ Темп чтения (вслух, про себя) ___________________________________ Понимание прочитанного _______________________________________ Характеристика ошибок ________________________________________ Особенности речи, связанные с заиканием ________________________ Дата зачисления на логопедический пункт ________________________ 24. Логопедическое заключение при поступлении на логопункт __________________________________________________________________ 25. Результат коррекционной работы после первого года обучения __________________________________________________________________ 26. Логопедическое заключение перед вторым годом работы _________ __________________________________________________________________ 27. Результат работы после второго года обучения __________________ __________________________________________________________________ 28. Консультации у врачей-специалистов: _________________________ __________________________________________________________________ Дата выпуска ____________ Подпись логопеда ____________________ Приложение 2
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Окончание табл.
Приложение 3 Характеристика группы Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы. 1. Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»). 2. Недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается: а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова; б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой; в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других). II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы. 1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству). 2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается: а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; б) трудности овладения учебными понятиями, терминами; в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; г) недостаточное развитие связной речи. III. Психологические особенности. 1. Неустойчивое внимание. 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. 3. Недостаточное развитие способности к переключению. 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. 5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности. Следствие: а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности; б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|