Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формировании связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН
РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ
1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ
ДИАГНОЗ «НОНР»
Не-дели
| Заня-
тия
| Темы и содержание коррекционной работы
| Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях
| Развитие неречевых процессов[3]
| |
|
|
|
|
| |
Сентябрь
| |
I
| Фронтальное обследование
| |
II
| |
I этап (диагностический)
| |
III
|
| Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение
| |
| |
IV
|
| |
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
| |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
II этап (подготовительный)
Октябрь
|
I
II
|
| Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям
|
III этап (коррекционный)
|
III
|
| Анализ текста
| Уточнение представлений о предложении (выделе-ние предложений из сплошного текста, семантический анализ предложений)
| Развитие воспри-ятия и ориенти-ровки в простран-стве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»
|
|
| Анализ текста
| Уточнение представ-лений о предложении (выделение предло-жений из сплошного текста, семантический анализ предложений)
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
IV
|
| Анализ предложения. Слова, обозначающие предмет
|
| Отработка понятий «правый» и «левый».
Упражнение «Разноцветные точки»
|
| Анализ предложения. Слова, обозна-чающие действие предмета
| Простые предло-жения, повество-вательные, вопроси-тельные, восклица-тельные
|
|
Ноябрь
|
I
| Каникулы
|
II
|
| Анализ предложения. Дифференциация слов-предметов и слов-действий
| Логические ударения
| Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек»
|
|
| Анализ предложения. Практическое овладение составлением простого нераспространенного предложения
| Главные и второстепенные члены предложения (нахождение, обозначение, постановка вопросов). Слова, связанные с подлежащим; слова, связанные со сказуемым
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
III
|
| Анализ предложе-ния. Составление предложений из двух слов: предмет — действие. Сос-тавление схемы предложения
| Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые
| Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»
|
|
| Анализ предло-жения. Составле-ние предложений по графическим схемам: предмет — действие, дей-ствие — предмет
| Связь слов в предло-жении, выраженная согласованием в числе
|
|
IV
|
| Анализ предло-жения. Слова, обозначающие признак пред-мета
| Связь слов в предло-жении, выраженная согласованием в роде
| Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.
Упражнение «Составление фигу-ры из разрозненных деталей»
|
| Анализ предложения. Распространение простого двусо-ставного предло-жения опреде-лением
| Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже
| Узнавание предмета по контурному изо-бражению и дета-лям рисунка.
Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков»
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
Декабрь
|
I
|
| Анализ предло-жения. Диффе-ренциация понятий «предложение», «слово»
| Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице
| Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.
Упражнение «Сос-тавление узоров из геометрических фигур»
|
| Звуки речи, способы их образования. Понятие об органах речи
| Гласные и согласные звуки и буквы
| Развитие слухового внимания и фонема-тического воспри-ятия (дифферен-циация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)
|
II
|
| Звукобуквенный анализ. Звук и буква «у»
| Гласные звуки и буквы. Части тела
| Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка. Игра «Ла-биринты». Развитие внимания. Упражне-ния, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица»
|
| Звукобуквенный анализ. Звук и буква «а»
| Гласные звуки и буквы
| Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
III
|
| Звукобуквенный анализ. Гласные звуки [у-а]
| Гласные звуки и буквы
| Упражнения, направленные на усиление концен-трации и устойчи-вости зрительного внимания
|
| Звукобуквенный анализ. Звук и буква «о»
| Гласные звуки и буквы. Конструиро-вание словосочетаний, образованных по способу согласования, их анализ, составление предложений с этими словосочетаниями
| Усиление концентрации слухового внимания
|
IV
|
| Звукобуквенный анализ. Гласные звуки [у—а—о]
| Гласные звуки и буквы
| Упражнения, на-правленные на тре-нировку переклю-чения внимания. Упражнение «Красно-черные пары»
|
|
| Звукобуквенный анализ. Согласные звуки [м—м'],
буква «м»
| Согласные звуки и буквы. Связь слов в предложении, выраженная управлением
| Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
Январь
|
I
| Каникулы
|
II
|
III
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звуковой комплекс — слияние
| Конструирование словосочетаний, образованных по способу предложно-падежного управ-ления, их анализ, составление с ними предложений
| Упражнения для развития способно-сти к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мыс-ленные образы, отве-чающие понятиям прямо или косвенно»
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Соглас-ные звуки [п—п'], буква «п»
| Твердые и мягкие согласные
| Упражнения для раз-вития способности к воссозданию мыслен-ных образов. Упраж-нение «Мысленные образы и эмоции»
|
IV
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звук и буква «и»
| Гласные звуки и буквы. Связь слов в предложении, выраженная примыканием
| Упражнения для раз-вития способности к воссозданию мыслен-ных образов. Упраж-нение «Мысленные образы и их эмоци-ональная окраска»
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук и буква «т»
| Конструирование словосочетаний, об-разованных по способу примыкания, их анализ, состав-ление предложений с этими словосочета-ниями
| Упражнения на осознанное воспри-ятие. Упражнение «Осознание визуаль-ного материала»
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
Февраль
|
I
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Соглас-ные звуки [к—к'], буква «к»
| Согласные звуки и буквы. Порядок слов в предложении
| Упражнения на осознанное воспри-ятие.
Упражнение «Осоз-нание словесного материала»
|
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Соглас-ный звук [л']
| Согласные звуки и буквы. Общее понятие о сложном предложении
| Упражнения на осоз-нанное восприятие.
Упражнение «Оживление»
|
II
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Соглас-ный звук [л], буква «л»
| Согласные звуки и буквы
| Упражнения, направ-ленные на способ-ность устанавливать связи между элемен-тами материала.
Упражнение «Двой-ная стимуляция памяти»
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Гласные звуки
[у — а — о — и]
| Гласные звуки и буквы. Составление сложных предло-жений из простых
| Упражнения, направ-ленные на способ-ность устанавливать связи между элемен-тами материала
Упражнение, «"Нелогичные " пар-ные ассоциации слов»
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
III
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звук и буква «э»
| Гласные звуки и буквы
| Упражнения для ис-пользования визуаль-ного кода. Упраж-нение «Особый путь зубрежки»
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласные звуки [х—х'], буква «х»
| Согласные звуки и буквы
| Развитие мышления. Коррекционные уп-ражнения, направ-ленные на развитие образного мышления.
Игра «Дополни до...»
|
IV
|
| Согласный звук [й], буква «й»
| Согласные звуки и буквы. Деление сложных предло-жений на простые
| Развитие мышления. Коррекционные уп-ражнения, направ-ленные на развитие образного мышления.
Игра «Догадайся, кто нарисован»
|
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Диффере-нциация звуков [й-л']). Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Практичес-кое овладение деле-нием слов на слоги. Слогообразующая роль гласных
| Согласные звуки и буквы
| Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мыш-ления.
Упражнение «Формирование искусственных понятий» (по
Л.С. Выготскому — Л.С. Сахарову)
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
Март
|
I
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звук и буква «ы»
| Гласные звуки и буквы
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Уп-ражнение «Форми-рование умения от-делять форму понятия от его содержания»
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Диффе-ренциация звуков [ы—и]
| Гласные звуки и буквы. Конструи-рование предло-жений (по инто-нации, порядку слов, простых, сложных)
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Фор-мирование умения устанавливать связи между понятиями»
|
II
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез
| Согласные звуки и буквы
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления.
|
Март
|
|
| Согласные звуки [н—н'], буква «н»
|
| Упражнение «Фор-мирование умения вы-делять существенные признаки для сохра-нения логичности суждений при решении длинного ряда одно-типных задач»
|
| | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Гласные буквы «у—а—о—и— э—ы»
| Гласные звуки и буквы. Работа над планом (ответ по плану)
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Формирование спо-собности опериро-вать смыслом»
|
III
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Дифференциация гласных и согласных звуков
| Гласные и согласные буквы и звуки
|
|
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Практическое овладение деле-нием слов на слоги. Слогообразующая роль гласных
| Работа над планом (пересказ по плану)
|
|
IV
| Каникулы
|
Апрель
|
I
|
| Слоговой анализ и синтез слов
|
|
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Слогоритмическая структура слова
| Рассказ-описание
| Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу
|
| | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
II
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Ударение
|
| Формирование умения планировать свои действия
|
| Звук буквенный и слоговой анализ. Гласные II ряда — [я], буква «я»
| Рассказ-повествование
| Формирование умения ориентиро-ваться на систему признаков (условий)
|
III
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Гласные II ряда — [ю], буква «ю»
|
| Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат»
|
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Гласные II ряда — [е], буква «е»
| Рассказ по серии сюжетных картинок
|
|
IV
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Гласные II ряда — [е], буква «е»
|
|
|
Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Мягкие согласные
| Рассказ по сюжетной картинке
| Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, про-межуточного и ито-гового видов само-контроля. Упраж-нение «Поиск клада»
|
Май
|
I
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Дифференциация твердых и мягких согласных
|
| Формирование приемов самоконт-роля. Упражнение «Фабрика игрушек
|
|
| Звукобуквенный анализ и синтез слов различной сло-говой структуры
| Сообщение, повествование, рассуждение
| Формирование приемов самокон-троля. Упражнение «Сделай так же»
|
IV этап (оценочный)
|
II
|
| Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
|
|
|
III
| Фронтальное обследование
|
IV
|
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «НОНР»
Не-дели
| Заня-тия
| Темы
и содержание
коррекцион-
ной работы
| Грамматические
и лексические темы, используе-мые на занятиях
| Развитие неречевых процессов[4]
|
|
|
|
|
|
Сентябрь
|
I
| Фронтальное обследование
I—II этапы (диагностико-подготовительные)
|
II
|
III
|
| Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения.
|
|
IV
|
| Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение
|
|
|
III этап (коррекционный)
Октябрь
|
I
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Согласные звуки
[в—в'], буква «в»
|
| Формирование приемов самокон-троля. Игра «Число-контролер»
|
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Согласные звуки [ф—ф'], буква «ф»
| Работа над текстом
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
II
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Дифференциация звуков [в—ф], [в'-ф']
|
|
|
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Согласные звуки [б—б'], буква «б»
| Диалогическая речь
|
|
III
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Дифференциация звуков [п—б], [п'-б']
|
|
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Со-гласные звуки [д—д'], буква «д»
| Однокоренные слова
|
|
IV
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Дифференциация звуков [т—д]
| Практическое овладение подбором родственных слов с выделением корня
|
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Согласный звук [т']
| Сходство одноко-ренных и родствен-ных слов
|
|
Ноябрь
|
I
| Каникулы
|
II
|
| Звукобуквенный и слоговой анализ. Дифференциация звуков [т'—д']
| Различие одноко-ренных и родственных слов
|
|
| | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Согласные звуки [с—с'], буква «с»
| Состав слова. Корень слова. Ударная гласная в корне слова
|
|
III
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Согласные звуки [з—з'], буква «з»
| Сложные слова
|
|
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [с—з], [с'—з']
| Практическое овла-дение образованием слов при помощи суффиксов и приставок
|
|
IV
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Согласные звуки [г—г'], буква «г»
| Образование слов при помощи приста-вок от глагольных основ. Роль пристав-ки в изменении значения слова
|
|
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [к—г—х], [к'—г'—х']
| Слова, близкие по смыслу. Правописание приставок
|
|
Декабрь
|
| | | | | |
I
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук [ш], буква «ш»
| Слова, противопо-ложные по смыслу. Правописание приставок
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
| |
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук [ж], буква «ж»
| Практическое овладение предло-гами «в», «на»
|
| |
II
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифферен-циация звуков
[ш—ж]
| Практическое овладение предлогами
«на», «с (со)»
|
| |
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [с—ш]
| Практическое овла-
дение предлогами «в», «из».
|
| |
III
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [з—ж]
| Практическое овладение предлогами «по», «к»
|
| |
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация глухих и звонких звуков
| Практическое овладение предлогами
«у», «к», «от»
|
| |
IV
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Согласные звуки [р—р'], буква «р»
| Практическое овладение предлогами «в», «за»
|
| |
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Диффе-
ренциация звуков [л—р], [л'-р']
| Практическое овладение предлогами
«под», «над»
| Развитие произвольности. Игра «Пуговица»
| |
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
Январь
|
I
| Каникулы
|
II
|
III
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Гласные звуки и буквы, их обозна-чающие
| Практическое овладение предлогами
«по», «под»
| Развитие произвольности.
Игра «Кто сегодня именинник»
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация гласных [о—е]
| Практическое овладение предлогами
«на», «над»
| Развитие произвольности.
Игра «Хитрые картинки»
|
IV
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация гласных [о—е]
| Практическое овладение предлогами
«под», «из-под»
| Развитие произвольности.
Игра «Веселые человечки»
|
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация гласных [а—я]
| Практическое овладение предлогами «за», «из-за»
| Развитие произвольности.
Упражнение «Найди отличие между двумя картинками»
|
Февраль
|
I
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация гласных [а—я]
| Практическое овладение предлогами
«из», «из-за»
|
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация гласных [у—ю]
| Дифференциация приставок и предлогов
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
II
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация гласных [у—ю]
|
|
|
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация гласных [э—е]
|
|
|
III
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация гласных [э—е]
| Состав слова. Окончание
|
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация гласных [ы—и]
| Конструирование слов из данных частей (приставок, корней, суффиксов)
|
|
IV
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация гласных [ы—и]
| Безударные гласные
| Развитие воспри-ятия. Развитие дифференцирован-ности восприятия
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация гласных [е—ю]
| Многозначные слова
|
|
Март
|
I
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук [ч], буква «ч»
| Согласование имени прилагательного с именем существи-тельным в числе
|
|
| | | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [ч—т']
| Согласование глагола с именем существительным в числе. Практическое овладение глаголом
| Развитие конкретности восприятия
|
II
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [ч—с]
| Согласование глаго-ла прошедшего вре-мени с именем суще-ствительным в роде
| Развитие прогно-стичности воспри-ятия
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [ч—с]
| Практическое овладение управле-нием. Винительный падеж
|
|
III
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук [ц], буква «ц»
| Практическое овладение управле-нием. Родительный падеж
| Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [ц—с]
| Практическое овладение управлением. Дательный падеж
| Развитие приемов, позволяющих уве-личивать объем запоминаемого материала
|
IV
| Каникулы
|
Апрель
|
I
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [ц—с]
| Практическое овладение управлением. Творительный падеж
| Развитие приемов деятельного запоминания
|
| | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [ц—т]
| Практическое овладение управ-лением. Предложный падеж
| Приемы для заучивания правил
|
II
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [ц—т]
| Закрепление падежных форм
| Приемы «усиления» орфограммы
|
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [ц—ч]
| Согласование имени прилагательного с именем существи-тельным в падеже
| Упражнения на избирательность запоминания
|
III
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [ц—ч]
| Словосочетание. Главное и зависимое слово
| Координация объема зрительной и слуховой памяти
|
| Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук [щ], буква «щ»
| Практическое овла-дение составлением словосочетаний, об-разованных по спо-собу согласования и управления
| Развитие двигательной памяти на физкультминутке
|
IV
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [щ—с]
|
| Развитие мышле-ния. Построение вопросов
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой син-тез. Дифференциация звуков [щ—ш]
| Словосочетание и предложение
| Индуктивные и дедуктивные умозаключения
|
| | | | | |
Окончание табл.
|
|
|
|
|
Май
|
I
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой
синтез.
Дифференциация звуков [щ—ч]
| Главные и второстепенные члены предложения
| Построение плана действий
|
|
| Звукобуквенный ана-лиз и слоговой
синтез.
Дифференциация звуков [щ—ч]
|
| Использование пиктограмм для лучшего усвоения отвлеченных понятий
|
IV этап (оценочный)
|
II
|
| Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
|
|
|
III
| Фронтальное обследование
|
IV
|
| | | | | | | | |
Приложение 4
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)»
Характеристика группы
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.
2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Воспользуйтесь поиском по сайту: