Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.
а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:
— уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
— выделение его на фоне слога;
— определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);
— определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);
— выделение его из предложения, текста.
б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель — их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.
В процессе работы каждый из звуков соотносится с определенной буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.
Примечание. В том случае, если у ребенка присутствуют нарушения фонетической стороны речи, устранению акустической (артикуляторно-акустической) дисграфии предшествует работа по коррекции звукопроизношения. На начальных этапах работы рекомендуется исключить проговаривание, так как оно может вызвать ошибки на письме.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
— развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.;
— уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФФНР»
Не-дели
| Заня-тия
| Темы
и содержание
коррекционной
работы[10]
| Грамматические
и лексические темы, используемые на занятиях[11]
| Развитие неречевых процессов[12]
|
|
|
|
|
|
Сентябрь
|
I
| Фронтальное обследование
|
II
|
I этап (диагностический)
|
III
|
| Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных забо-леваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анато-мическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности дина-мической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение
|
|
|
IV
|
|
|
|
II этап (подготовительный)
Октябрь
|
I
|
| Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операции, как анализ, синтез,
|
|
II
|
|
|
| | | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию
свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррек-ции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склон-ности к негативным реакциям
|
III
|
| Звуковой состав слова
| Звуки речи Ранняя осень. Цветы. Игра «Эстафета»
| Развитие внимания. Упражнения, направ-ленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица»
|
|
| Звукобуквенный ана-лиз и синтез. Игры «Угадай, кто какие звуки издает», «Чей голос?», «По звуку угадай предмет», «Угадай звук», «В ско-роговорках не ошиба-ются», «У кого хоро-ший слух?», «Какой звук чаще всего слы-шим?», «Кто в домике живет?», «Кто боль-ше?», «Вертолина», «Лото», «Цепочка», «Где спрятался звук?», «Каждому свое место», «Где наш дом?», «Звуковая
| Звуки и буквы. Ранняя осень. Деревья. Грибы. Игра «Лови — назови»
| Развитие слухового внимания и фонемати-ческого восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу). Развитие слухового внимания и фонема-тического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу). Развитие восприятия и ориентировки в прост-ранстве. Отработка понятий «правый» и «левый».
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| линейка», «Где наш домик?», «Поезд», «Построим пира-миду», «Новогодние флажки», «Стол находок», «Заполни клетки», «Что изме-нилось?», «Что перепутал худож-ник?», «Угадай сло-во», «Живые буквы», «Как их зовут?», «Сколько точек — столько букв», «Что видел зайка?», «Р», «Цепочка слов», «Подбери пару», «Подвижные буквы»,
«Сложи буквы», «Допиши букву», «Рассыпанные буквы», «Буквенная эстафе-та», «Волшебный домик», «Угадай предмет» и т.д.
|
| Игра «Водители»
|
IV
|
| Работа над слого-звуковым составом слова
| Перелетные пти-цы. Игры «День рождения», «Кто первый?»
| Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Разно-цветные точки»
|
|
| Выделение гласных I ряда из слогов и слов
| Сказка «Королевство гласных звуков»
| Выполнение упраж-нений на усвоение пространственных
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
| отношений (предлоги «на», «над», «под», «за»). Упражнение «Копирование точек»
|
III этап (коррекционный)
Ноябрь
|
I
| Каникулы
|
II
|
| Выделение гласных II ряда из слов
| Буквы «я», «е», «ё», «ю»
| Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка.
Упражнение «Состав-ление фигуры из раз-розненных деталей»
|
| Образование гласных II ряда
| Буквы «я», «е», «ё», «ю»
| Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка.
Упражнение «Исполь-зование игр с пост-ройками из кубиков»
|
III
|
| Дифференциация гласных I и II ряда
| Гласные звуки и буквы
| Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [Ы—и] в слогах и словах
| Гласные звуки и буквы. Семья. Дом. Игра «Лото»
| Узнавание предмета по контурному изоб-ражению и деталям рисунка.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Упражнение «Лабиринты»
|
IV
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [Ы—и] в предложе-ниях и текстах
| Гласные звуки и буквы
| Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка.
Игра «Что это?»
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [А—я] в слогах и словах
| Гласные звуки и буквы. Домашние и дикие животные. Игры «Петя в деревне», «С кем пошел Витя?»
| Упражнения, направ-ленные на увеличение уровня распределения внимания
|
Декабрь
|
I
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [А—я] в предложе-ниях и текстах
| Гласные звуки и буквы
| Упражнения, направ-ленные на усиление концентрации и устойчивости зри-тельного внимания
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [У—ю] в слогах и словах
| Гласные звуки и буквы. Животные наших лесов. До-машние животные. Игры «Человек и животные», «Мозаика»
| Усиление концен-трации слухового внимания
|
II
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [У—ю] в предложе-ниях и текстах
| Гласные звуки и буквы.
Моя любимая игрушка
| Упражнения, направ-ленные на тренировку переключения внима-ния.
Упражнение «Красно-черные пары»
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [0—е] в слогах и словах
| Гласные звуки и буквы. Хищные и травоядные живот-ные. Игры «Зоо-парк», «Угадай, что мы задумали»
| Упражнения, направленные на тренировку распре-деления и избира-тельности внимания
|
III
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [0—е] в предложениях и текстах
| Гласные звуки и буквы
| Развитие памяти. Уп-ражнения для разви-тия способности к воссозданию мыс-ленных образов. Упражнение «Мыс-ленные образы, отве-чающие понятиям прямо или косвенно»
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [Э—е] в слогах и словах, предложениях и текстах
| Гласные звуки и
буквы. Зима, зиму-ющие птицы.
Игра «Времена
года»
| Упражнения для раз-вития способности к воссозданию мыслен-ных образов. Упражнение «Мыс-ленные образы и эмоции»
|
IV
|
| Понятие слога. Деление слова на слоги
| Слоговой состав
слова.
Почта. Профессии
| Упражнения для раз-вития способности к воссозданию мыслен-ных образов. Упражнение «Мы-сленные образы и их эмоциональная окраска»
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| 1-2-3-сложные слова с простым открытым слогом
| Слоговой состав слова
| Упражнения на осоз-нанное восприятие.
Упражнение «Осоз-нание визуального материала»
|
Январь
|
I
| Каникулы
|
II
|
III
|
| Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове
| Слоговой состав слова
| Упражнения на осоз-нанное восприятие. Упражнение «Осоз-нание словесного материала»
|
| Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных
| Согласные звуки и буквы.
Игры «Красное — синее», «Найди место», «Кто больше?», «Найди картинке ее до-мик», «Лото», «Чей домик?», «Каждой соглас-ной свое место»
| Упражнения на осоз-нанное восприятие. Упражнение «Оживление»
|
IV
|
| Дифференциация твердых и мягких согласных. Игра «Чудесный мешочек»
| Согласные звуки и буквы
| Упражнения, направ-ленные на способ-ность устанавливать связи между элемента-ми материала. Упражнение «Двойная стимуляция памяти»
|
| | | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Дифференциация твердых и мягких согласных.
Игры «Телеграф», «Часы», Домино»,
| Согласные звуки и буквы
| Упражнения, направ-ленные на способ-ность устанавливать связи между элемен-тами материала.
|
|
| «По кругу», Точка», «Полслова за вами», «Цепочка», «Потерянный слог», «Найди ошибку»
|
| Упражнение «"Нелогичные " пар-ные ассоциации слов»
|
Февраль
|
I
|
| Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда
| Согласные звуки и буквы. Зима. Зимние забавы и развлечения.
Игра «Угадай, что это».
Одежда.
Игры «Как мы одеваемся?», «Ателье»
| Упражнения для. использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки»
|
|
| Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда
| Согласные звуки и буквы. Мебель.
Игра «Что изменилось?»
| Развитие мышления.
Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышления. Игра «Дополни до...»
|
II
|
| Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «ь» в конце слова. Игры «Лото», «Найди картинке место», «Пять названий», «Картин-ное лото», «Заполни квадраты»
| Буква «ь». Зимующие птицы. Сказка Л.Н. Тол-стого «Ворона и рак». Серия сю-жетных картинок «Кормушка для птиц»
| Развитие мышления.
Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся, кто нарисован»
|
| | | | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Обозначение мягкости согласного буквой «ь» в середине слова. Игры «Ромашка», «Домино», «Укрась елку», «Пешеходы», «Сажаем деревца», «Выйди на крылечко — назови словечко», «Фанты», «Полми-нутки для шутки»
| Буква «ь»
| Коррекционные уп-ражнения, направлен-ные на развитие об-разного мышления. Игра «Кубики»
|
Февраль
|
III
|
| Разделительный «ь».
Игры «Будь внимательным!», «Наоборот», «Игра с мячом», «Аквариум»
| Буква «ь» Строительство
| Коррекционные уп-ражнения, направ-ленные на развитие образного мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»
|
| Разделительный «ь».
Игры «Он — они — мы», «Немая картин-ка», «Картинное лото», «Словарная копилка», «Юннаты»
| Буква «ь»
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»
|
| | | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
IV
|
| Звукобуквенный анализ слов. Количес-тво букв равно количеству звуков
| Гласные и согласные звуки и буквы.
Рыбы
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Форми-рование умения устанавливать связи между понятиями»
|
| Звукобуквенный ана-лиз слов. Количество букв больше количес-тва звуков
| Буквы «ь» и «ъ»
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Форми-рование умения выде-лять существенные признаки для сохране-ния логичности суж-дений при решении длинного ряда однотипных задач»
|
Март
|
I
|
| Звукобуквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков
| Буквы «е», «ё», «ю», «я»
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Форми-рование способности оперировать смыс-лом»
|
| | | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-
| Звонкие и глухие согласные.
Игры «Глухой —
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-
|
|
| акустическое сходство
| звонкий», «Чья команда победит?»
| кого мышления. Упражнение «Форми-рование искусствен-ных понятий»
(по Л.С. Выготскому — Л.С. Сахарову)
|
II
|
| Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство
| Звонкие и глухие согласные.
Игра «Кто вернее и быстрее?»
| Формирование прие-мов учебной деятель-ности. Формирование умения принять учебную задачу
|
| Дифференциация
[в—ф] в слогах и словах
| Ранняя весна. Первоцветы.
Игра «Так бывает или нет?»
| Формирование умения планировать свои действия
|
III
|
| Дифференциация
[в—ф] в предложе-ниях и текстах.
Игра «Домино»
| Парные звонкие и глухие согласные
| Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)
|
|
| Дифференциация
[в—ф] в предложе-ниях и текстах
| Парные звонкие и глухие согласные
| Формирование умения действовать по прави-лу и разных видов контрольно-оценоч-ных действий: плани-рующего, промежу-точного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат»
|
| | | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
IV
| Каникулы
|
Апрель
|
I
|
| Дифференциация
[в'—ф'] в слогах и словах, в предложе-ниях и текстах.
Игра «Перевертыши», «Купи игрушку»
| Парные звонкие и глухие согласные
| Формирование умения действовать по прави-лу и разных видов контрольно-оценоч-ных действий: плани-рующего, промежу-точного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат»
|
| Дифференциация
[б—п] в слогах и
словах.
Игра «Поймай звук
в слове»
| Парные звонкие и глухие согласные. Сказки
| Формирование умения действовать по прави-лу и разных видов контрольно-оценоч-ных действий: плани-рующего, промежу-точного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Поиск клада»
|
II
|
| Дифференциация
[б—п] в предложе-ниях и текстах.
Игра «Найди картин-ке ее домик»
| Парные звонкие и глухие согласные. Детские игрушки. Игра «Магазин игрушек»
| Формирование приемов самокон-троля.
Игра«Число-контролер»
|
| Дифференциация
[б—п] в предложениях и текстах
| Парные звонкие и глухие согласные
| Формирование приемов самокон-троля.
Упражнение «Фабрика игрушек»
|
| | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
III
|
| Дифференциация
[б'—п'] в слогах и
словах.
Игра «Молчанка»
| Парные звонкие и глухие согласные. Учебные вещи. Игра «Будь внимателен»
| Формирование прие-мов самоконтроля.
Упражнение «Сделай так же»
|
| Дифференциация
[б'—п'] в предложе-ниях и текстах.
Игра «Собери слова»
| Парные звонкие и глухие согласные. Домашние и дикие животные. Игра «Расскажи, мы отгадаем»
| Развитие произволь-ности.
Игра «Пуговица»
|
IV
|
| Дифференциация
[г—к] в слогах и
словах.
Игра «Магазин
игрушек»
| Парные звонкие и глухие согласные
| Развитие произвольности.
Игра «Хитрые картинки»
|
|
| Дифференциация
[г—к] в предложениях и текстах
| Парные звонкие и глухие согласные. Мебель.
Игра «Что изменилось?»
| Развитие произволь-ности.
Игра «Веселые человечки»
|
Май
|
I
|
| Дифференциация
[г'—к'] в слогах и
словах.
Игра «Молчанка»
| Парные звонкие и глухие согласные
| Развитие произвольности. Игра «Кто сегодня именинник»
|
|
| Дифференциация
[г'—к'] в предложе-ниях и текстах.
Игра «Отгадайте, кого я называю?»
| Парные звонкие и глухие согласные
| Развитие произволь-ности.
Упражнение «Найди отличие между двумя картинками»
|
Окончание табл.
|
|
|
|
|
IV этап (оценочный)
|
II
|
| Оценка результативности коррекционной работы. Проведение
итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
|
|
|
III
| Фронтальное обследование
|
IV
|
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФФНР»
Не-дели
| Заня-тия
| Темы и содержание коррекционной работы[13]
| Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях[14]
| Развитие неречевых
процессов[15]
|
|
|
|
|
|
I—II этапы (диагностико-подготовительный)
|
Сентябрь
|
Ш
|
| Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение
|
|
IV
|
|
|
III этап (коррекционный)
Октябрь
|
I
|
| Дифференциация
[д—т] в слогах и словах
| Парные звонкие и глухие согласные. Осень в картинах русских художников
| Развитие восприятия. Развитие дифференциро-ванности воспри-ятия
|
|
| Дифференциация [д—т] в предложе-ниях и текстах
| Парные звонкие и глухие согласные
|
|
| | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
II
|
| Дифференциация [д—т] в предложе-ниях и текстах
| Парные звонкие и глухие согласные
| Развитие аналитичности восприятия
|
| Дифференциация [д'—т'] в слогах и словах
| Парные звонкие и глухие согласные. Игра «Тима и Дима»
|
|
III
|
| Дифференциация [д'—т'] в предложе-ниях и текстах
| Парные звонкие и глухие согласные. Игра «Кто уйдет дальше?»
| Развитие конкретности восприятия.
|
| Дифференциация [ж—ш] в слогах и словах
| Парные звонкие и
глухие согласные.
Осень. Перелетные
птицы.
Игра «Эстафета»
|
|
IV
|
| Дифференциация [ж—ш] в предложениях и текстах
| Парные звонкие и глухие согласные. «Игра с мячом»
|
|
| Дифференциация [ж—ш] в предложе-ниях и текстах
| Парные звонкие и глухие согласные
|
|
Ноябрь
|
I
| Каникулы
|
II
|
| Дифференциация
[з—с] в слогах и
словах.
Игра «Наоборот»
| Парные звонкие и глухие согласные. Поздняя осень (предзимье). Игра «Лови — назови»
| Развитие прогно-стичности восприятия
|
| Дифференциация [з—с] в предложе-ниях и текстах
| Парные звонкие и глухие согласные
|
|
III
|
| Дифференциация [з—с] в предложе-ниях и текстах
| Парные звонкие и глухие согласные
|
|
I
| Каникулы
|
|
| Дифференциация [з'—с'] в слогах и словах
| Парные звонкие и глу-хие согласные. Зима, изменения в природе. Рассказ по сюжетной картине «Зима»
| Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание
|
| | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
IV
|
| Дифференциация [з'—с'] в предложе-ниях и текстах.
| Парные звонкие и глухие согласные
|
|
| Дифференциация [с—ш] в слогах и словах
| Звуки и буквы
«с—ш». Книги. Беседа о книгах
|
|
Декабрь
|
I
|
| Дифференциация [с—ш] в предложе-ниях и текстах
| Звуки и буквы «с—ш»
|
|
|
| Дифференциация [с—ш] в предложе-ниях и текстах
| Звуки и буквы «с—ш»
| Развитие приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала
|
II
|
| Дифференциация [з—ж] в слогах и словах
| Звуки и буквы
«з—ж»
|
|
| Дифференциация [з—ж] в предло-жениях и текстах
| Звуки и буквы
«з—ж»
|
|
III
|
| Дифференциация [з—ж] в предло-жениях и текстах
| Звуки и буквы
«з—ж»
| Развитие приемов деятельного запоминания
|
| Дифференциация [с—ц] в слогах и словах
| Звуки и буквы «с—ц». Времена года. Сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
|
|
IV
|
| Дифференциация [с—ц] в предложениях и текстах
| Звуки и буквы
«с—ц»
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Дифференциация [с—ц] в предложе-ниях и текстах
| Звуки и буквы «с—ц»
| Приемы для заучивания правил
|
Январь
|
I
| Каникулы
|
II
|
III
|
| Дифференциация [ч—ш] в слогах и словах
| Звуки и буквы «ч—ш». Времена года. Рас-сказ К.Д. Ушинского «Четыре желания»
|
|
|
| Дифференциация [ч—ш] в предложе-ниях и текстах
| Звуки и буквы «ч—ш»
|
|
IV
|
| Дифференциация [ч—щ] в слогах и словах
| Аффрикаты. Звуки и буквы «ч—щ». Транспорт. Игра «Водитель и пассажиры»
| Приемы «усиления» орфограммы
|
| Дифференциация [ч—щ] в предложе-ниях и текстах
| Аффрикаты. Звуки и буквы «ч—щ»
|
|
Февраль
|
I
|
| Дифференциация [ч—щ] в предложе-ниях и текстах
| Аффрикаты. Звуки и буквы «ч—ц»
|
|
| Дифференциация [ч—ц] в слогах и словах
| Аффрикаты. Звуки и буквы «ч—ц». Транспорт, физкультура, спорт
| Упражнения на
избирательность
запоминания
|
II
|
| Дифференциация [ч—ц] в предложе-ниях и текстах
| Аффрикаты. Звуки и буквы «ч—ц»
|
|
| | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Дифференциация [ч—ц] в предложениях и текстах
| Аффрикаты. Звуки и буквы «ч—ц»
|
|
III
|
| Дифференциация [ч—т'] в слогах и словах
| Аффрикаты. Звуки и буквы [ч—т].
Посуда.
Игра «Из чего сделано?»
| Координация объема зрительной и слуховой памяти
|
| Дифференциация [ч—т'] в предложе-ниях и текстах
| Аффрикаты. Звуки и буквы «ч—т»
|
|
IV
|
| Дифференциация [ч—т'] в предложе-ниях и текстах
| Аффрикаты. Звуки и буквы «ч—т»
|
|
| Дифференциация [р—л] в слогах и словах
| Звуки и буквы «р—л». Овощи, фрукты.
Игры «Поварята», «Что растет в огороде (саду)?», «Угадай, что в руке?», «Да — нет», «Вертолина»
| Развитие двигательной памяти на физкультминутке
|
Март
|
I
|
| Дифференциация [р—л] в предложе-ниях и текстах
| Звуки и буква «р—л». Восьмое марта. Семья
|
|
| Дифференциация [р—л] в предложе-ниях и текстах
| Звуки и буква «р—л»
|
|
II
|
| Дифференциация [р—р'] в слогах и словах. Игра «Слог — шаг»
| Звук и буква «р». Перелетные птицы.
Игра «Третий лишний»
| Развитие мышления.
Построение вопросов
|
| | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Дифференциация [р—р'] в предложе-ниях и текстах. Игра «Зоопарк»
| Звук и буква «р». Птицы, насекомые. В. Бианки «Приключение муравьишки»
|
|
III
|
| Дифференциация [с—з—ш—ж]
| Звуки и буквы
«с—з—ш—ж»
|
|
| Дифференциация [с'—щ]
| Звуки и буквы
«с—ш». Комнатные растения. Игры «Ансамбль», «Живые картинки», «С какой ветки детки?» «Чей букет лучше?», «Где спряталась матреш-ка?», «Цветочный магазин», «Конкурс», «Что получилось?»
|
|
IV
| Каникулы
|
Апрель
|
I
|
| Дифференциация [й—л']
| Звуки и буквы «й—л»
| Индуктивные и дедуктивные умозаключения.
|
| Дифференциация [с—з—ц]
| Звуки и буквы
«с—з—ц». Лес, сад, парк. М. Пришвин «Золотой луг»
|
|
II
|
| Дифференциация [с—з—ц—с'—з']
| Звуки и буквы
«с—з—ц»
|
|
|
| Дифференциация
[ с—з—ц—ш—ж]
| Звуки и буквы
«с—з—ц—ч—ж».
Дикие животные и
птицы.
|
|
| | | | | | |
Окончание табл.
|
|
| 4
|
|
|
|
| Игра «Кто что
делает?»
|
|
III
|
| Дифференциация [ч—щ—ш—ж]
| Звуки и буквы
«ч—щ—ш—ж»
| Построение плана действий
|
| Дифференциация [ч—щ—с']
| Звуки и буквы
«ч—щ—с». Птицы. И.С. Тургенев «Воробей»
|
|
IV
|
| Дифференциация [ч—щ—с'—з']
| Звуки и буквы
«ч—щ—с—з»
|
|
| Дифференциация свистящих, шипящих
|
| Использование пиктограмм для лучшего усвоения отвлеченных понятий
|
Май
|
I
|
| Дифференциация шипящих и аффрикат
|
|
|
|
| Дифференциация свистящих, шипя-щих и аффрикат
|
|
|
|
| IV этап (оценочный)
|
II
|
| Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
|
|
|
III
| Фронтальное обследование
|
IV
|
Приложение 7
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ
«ДИЗОРФОГРАФИЯ»
Характеристики группы
Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах. Наиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе.
Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у д
Воспользуйтесь поиском по сайту: