Глава 1. Теоретические аспекты изучения задержки психического развития у детей.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение Модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан – это одна из приоритетных целей социальной политики России. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. Последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Это желание родителей закреплено законодательно. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Определение необходимых условий для получения образования, адекватного возможностям ребенка с ОВЗ, ребенка инвалида опирается на решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п. 5 протокола от 18 апреля 2008 г.). Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально- активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Актуальность. Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. Цель исследования. Разработать рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации. Объектом исследования является: специальные образовательные условия для ребенка с задержкой психического развития. Предмет исследования: рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации. Гипотеза исследования: если создать необходимые условия для ребенка с задержкой психического развития в общеобразовательной организации, то это будет способствовать формированию и развитию социально-активной личности, обладающей навыками социально- адаптивного поведения. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме образования детей с задержкой психического развития. 2. Разработать специальные образовательные условия для ребенка с задержкой психического развития.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанных рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в общеобразовательной организации. Методологической основой выпускной квалификационной работы являются разные подходы в образовании- это и гуманистический подход(А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили), и концепция развития, обучения и воспитания (Л.С.Выготский) и пр. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: - теоретические: историко-логический анализ литературы по проблеме; теоретическое моделирование, прогнозирование; - эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, очная беседа, анализ документов. База исследования: МАОУ СОШ №2 п. Новоорск .
Глава 1. Теоретические аспекты изучения задержки психического развития у детей. История исcледования детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет глубокую традицию. Подобные дети описывались под разными названиями: ″отстающие в педагогическом отношении″, ″псевдонормальные″, ″запоздавшие″ и др. В отечественной психолого-педагогической литературе для обозначения подобных состояний существовали такие определения, как ″слабоодаренные дети″ (В.П.Кащенко), ″умственно недоразвитые″, находящиеся между дебилами и нормальными детьми (П.П.Блонский). Термин ″задержка психического развития″ предложен Г.Е.Сухаревой. В наше время понятие ″задержка психического развития″ (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. Специальное комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной психологии в 60-70 гг. ХХ века. Это было вызвано возросшими образовательными проблемами, связанными с переходом на новые усложненные программы. При разработке теоретических основ изучения детей с ЗПР использовались идеи Л.С.Выготского, базирующиеся на оценке качественных новообразований каждого возрастного периода, что в итоге определило принципы научных отечественных исследований во многих областях психологии.
В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Исследования отечественных ученых позволили дать подробную клиническую характеристику детей этой категории. Установлена клиническая неоднородность детей с ЗПР и выделены различные ее формы: психический и психофизический инфантилизм, рано возникшие астенические и церебрастенические состояния. Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С.Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80 гг. Ею была предложена классификация детей с ЗПР на основе этиологического принципа: -задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм – эмоциональная и личностная незрелость); - задержка психического развития соматогенного генеза, возникающая при заболеваниях сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем; - задержка психического развития психогенного генеза, возникающая под длительным воздействием психотравмирующих факторов (безнадзорность, гиперопека); - задержка психического развития церебрально-органического генеза – незрелость или поврежденность ряда психических функций. Клинические исследования направлены на изучение причин и клинико-нейрофизических механизмов отклонений в развитии и обусловленной ими психопатологической симптоматики, а также на выделение клинических вариантов ЗПР. Рассматривая клинический аспект, Н.Ю.Борякова отмечает следующие характерности детей с ЗПР: - незрелость сложность форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств; -эмоционально-волевая незрелость, выраженная в несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов; - недоразвитие межличностных компонентов; - низкая устойчивость нервной системы к умственным и физическим нагрузкам;
- неустойчивость эмоционального тонуса, характеризующегося резкой сменой настроения, плаксивостью, склонностью к апатии; - хорошая механическая память, многоречивость, склонность к рассуждениям, ошибочно принимаемым как развитость; - гипердинамический синдром, выраженный в общей двигательной расторможенности, повышенной возбудимости, импульсивностью поступков. В отличие от клинической классификации психолого-педагогическую классификацию построить трудно в связи с тем, что категории детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальном проявлении в психолого-педагогическом плане неоднородна. Психолого-педагогический аспект характеризуется: - нарушением общей и тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация); - нарушения в развитии высших психических функций: памяти, внимания. Мышления и т.д.; - общее недоразвитие речи – дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия, грамматического строя речи, ограниченный словарный запас; - низкое развитие игровой деятельности; - несформированы все структурные компоненты учебной деятельности. Таким образом, анализируя особенности психического развития рассматриваемой категории детей, можно сделать следующий вывод: Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования. Более глубокое изучение задержки психического развития у ребенка, проникновение в структуру этого дефекта, необходимо для оказания адекватной коррекционной помощи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|