Рекомендации педагогам по организации обучения и воспитания детей с ДЦП
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Основываясь на анализе сложившейся ситуации в окружающем школу социуме, педагогическому коллективу необходимо в дальнейшей своей работе реализовывать принципы доступности, непрерывности и вариативности образования от дошкольного до профессионального, а в качестве приоритетных выделяются следующие направления деятельности школы: - Построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности учащегося через интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования; - Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья; - Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; - Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.); - Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности; - Сохранение и укрепление здоровья школьников; - Компенсация недостатков дошкольного и начального образования;
- Развитие личности дошкольника в разновозрастной группе, учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника; - Привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность не только обеспечить усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и активно участвовать в работе школы в режиме развития; - Изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии. Методические рекомендации для психологов, социальных педагогов по организации обучения и воспитания детей с задержкой психического развития детей. Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного социально-психолого-педагогического сопровождения как процесса включения в целом, так и его отдельных структурных элементов. Создание модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса рассматривается как одно из основных условий и составляющих успешности работы программы «Образование без барьеров». Основные направления работы социально-психологической службы школы должны включать в себя следующее: - Проведение психолого-педагогической работы по развитию детей 6-7 летнего возраста в условиях новых для школы форм образования: совместная деятельность с детскими садами, вариативные группы кратковременного пребывания,. - Ранняя (на ступени дошкольного отделения) профилактика различных отклонений в развитии ребенка. - Психологическое сопровождение образования детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии, детей с особыми образовательными потребностями. - Психологическое сопровождение деятельности по обеспечению психологического и физического здоровья учащихся, предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
- Выявление и изучение причин, мешающих успешному развитию и общению учащихся с целью оказания своевременной помощи. - Устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьников, работа по формированию их личности, помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются к психологу. - Снижение уровня тревожности у родителей. - Приобщение педагогического коллектива, учащихся и их родителей к психологическим знаниям. - Деятельности по организации психологически безопасной среды. Вывод. По результатам проведенного исследования можно сделать следующий вывод: гипотеза, выдвинутая в начале исследования подтвердилась результатами эмпирического исследования. Если создать необходимые условия для ребенка с задержкой психического развития в общеобразовательной организации, то это будет способствовать формированию и развитию социально-активной личности, обладающей навыками социально- адаптивного поведения.
Заключение. Инклюзия исходит из позиции общей педагогики и психологии, ориентированных на ребенка с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Инклюзивные походы могут поддержать детей с ограниченными возможностями в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможность для эффективной социализации. Инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает: - воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии, то есть его адаптацию к среде; - активное участие в данном процессе (субъектно-объектная роль) самого ребенка; - совершенствование cамого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограниченными возможностями. Инклюзивный подход позволяет решить проблемы образования, воспитания и социализации детей с интеллектуальной недостаточностью. Инклюзивное образование предполагает индивидуализацию обучения и комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка. В рамках данной работы рассмотрены психологические особенности детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста. ЗПР характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Основные группы причин, которые могут обусловливать задержку психического развития ребенка:
) Органические причины, задерживающие нормальное функционирование центральной нервной системы. ) Дефицит общения детей со сверстниками и взрослыми. ) Частично сформированная ведущая деятельность возраста. В ходе исследования показано, что в рамках обычного образовательного учреждения можно и нужно создавать условия, адекватные индивидуальным особенностям детей с задержкой психического развития, обучающихся по специальным (коррекционным) программам VII вида. Инклюзивная модель, предполагающая обучение ребёнка в массовом классе, активно апробируется во многих общеобразовательных школах России. Эффективной интеграции детей c задержкой психического развития способствуют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам можно отнести: близость уровня психофизического и речевого развития ребенка, возрастной норме; возможность овладения интегрированным учащимся общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки; психологическая готовность учащегося к инклюзивному обучению. К внешним показателям относится: раннее выявление нарушений в развитии ребенка; желание родителей обучать ребенка и готовность помогать ему в процессе обучения; оказание ребенку эффективной квалифицированной коррекционной помощи; создание коррекционно-развивающей среды в условиях массовой школы. Социально-адаптационное сопровождение предусматривает также формирование толерантных установок у школьников начального, среднего и старшего звена.
Позитивным аспектом практики включения образовательных учреждений всех ступеней в процесс интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является осознание соблюдение цели обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, образовательные учреждения осознают необходимость создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить развитие учащегося, его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни. Среди частных задач ОУ выделяются организация обучения в соответствии с их возрастными и индивидуально - типологическими особенностями таких учащихся, формирование у них гражданско-правовой культуры; культуры здоровья; общения. Создание условий для личностной реализации учащегося и другие. Большинство дошкольных образовательных учреждений видит задачу своей деятельности в отношении таких воспитанников в реализации доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья через интеграцию детей, не посещающих ДОУ и их семей в образовательную среду ДОУ. Развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Современное гражданское общество невозможно без уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения для него необходимых гарантий безопасности и равноправия. Основой инклюзивного подхода должен стать ориентир на нормальное психическое развитие каждого ученика, а не на отклонения в виде девиации или патологии. Понимание сути такого подхода и его принятие позволяет повышать самооценку людей с ограниченными возможностями здоровья и дает им право на равные права и возможности. Для системы отечественного образования такой подход имеет огромное значение, а положительный опыт, наработанный в каждом образовательном учреждении на любой ступени будет использоваться на благо интеграции и инклюзии. Литература.
Нормативные акты 1.Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 02.02.2011) СПС Консультант Плюс 2.Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 03.07.1998) СПС Консультант Плюс .Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 N 288 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» // СПС Консультант Плюс
.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» // СПС Консультант Плюс 5.Письмо МО РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» // СПС Консультант Плюс Литература 1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР // Под ред. К.С.Лебединской. -М.: Педагогика, 1982. - 125 с. 2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 160 с.: ил. 3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с 4.Грибова О. Е. Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 1. - С. 41-45. 5.Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. - 2008. - № 6. - С. 3-6 6. Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей: социальная реабилитация детей-инвалидов. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - С. 3-6. 7. Интеграция детей с особыми нуждами. Материалы областной научно-практической конференции. – Самара: ГП ″Перспектива″, 2003. – 236 с. 8. Марциновская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика: учебник. - М.: Проспект, 2009. - 464 с. 9. Пенин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. - 2010. -№ 9(83). - С. 41-47. 10. Чупров Л. Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников. - Черногорск-Москва: СМОПО, 2009. - 80 с. с прил. 11. Шипицина Л. М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - 200 с. (С. 14-18). 12. Шкадаревич Е. В. Технология сопровождения ребенка с отклонениями в развитии в образовательном пространстве. Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 2. - С. 56-59. 13. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Академия. 2006 - 384 с. Интернет – источники: 1. http://edu-open.ru/Portals/0/Specialistam/Организ%20услов%20для%20детей%20с%20ОВЗ.pdf 2. http://window.edu.ru/resource/852/76852http://tasoteka.rusedu.net/post/1654/80457 3. http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/10/10/rekomendatsii-po-organizatsii-obucheniya-detey 4. http://dou908.narod.ru/corrrith.htm
.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|