Основные проблемы организации образовательной среды для детей с ЗПР в условиях общеобразовательного учреждения.
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка должно стать нормой работы общеобразовательного учреждения. Социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций. Успешность интеграции детей с ЗПР в общеобразовательный класс зависит от информированности окружающих взрослых: педагогов, родителей – об особенностях и проблемах обучения и воспитания детей с ЗПР. Раскрывая содержание работы с детьми с ЗПР, важно не упустить из поля деятельности муниципального органа управления образованием (далее - МОУО) и администрации общеобразовательного учреждения следующее. В целях создания оптимальных условий для обучения ребенка с ЗПР необходимо в первую очередь рекомендовать родителям (законным представителям) пройти обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). Основная задача ПМПК - определение программы обучения ребенка. Следующим шагом является получение от родителей (законных представителей) заявления на имя директора школы об обучении ребенка по указанной в заключением ПМПК программе. На основании вышеназванных документов директор издает приказ об обучении школьника по программе VII вида.
Дети с ЗПР могут обучаться как в коррекционном классе в условиях общеобразовательной школы для детей с ЗПР, так и в обычном общеобразовательном классе. Образовательный процесс с детьми с ЗПР в начальных классах обеспечивается специальными программами: 1. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: математика, физическая культура, ритмика, трудовое обучение. Сост. С.Г. Шевченко. М., 1998 (2003, 2007). 2. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: русский язык, окружающий мир, природоведение. Сост. С.Г. Шевченко. М., 1998 (2003, 2007). Данные программы имеют гриф «Рекомендовано для использования Министерством общего и профессионального образования РФ» и соответствуют требованиям, предъявляемым к организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VII вида. В помощь педагогам прилагаются также методические письма и тематическое планирование уроков. Для обучения детей с ЗПР рекомендуется использовать учебники для массовых общеобразовательных школ из серии «Школа России».
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей обучения детей с задержкой психического развития. Исследование особенностей обучения учащихся первых классов с задержкой психического развития проводилось в первых классах МАОУ СОШ№2 п. Новоорск в октябре 2013 года и в марте-апреле 2014 года.
Цель эмпирического исследования – выявить эмоциональное отношение первоклассников в обучению в школе; уровень внимания, восприятия и мышления. Характеристика базы исследования. В настоящий момент в МАОУ СОШ№2 п. Новоорск обучаются (748 учащихся)наряду с обычными школьниками обучаются дети с вариантами нарушенного развития: ЗПР (задержка психического развития)- 17 детей, ДЦП (детский церебральный паралич) -1 ребенок; Меопатия Дюшена – 1 ребенок; сахарный диабет – 1 ребенок, врожденный порок сердца- 1 ребенок. В 2013/2014 учебном году в эксперимент вовлечены 20 обучающихся начального звена, 1 первоклассник имеющий задержку психического развития. Исследование проводилось методами: Метод сбора информации - изучение документации на ребенка (анамнез, педагогическая характеристика); - наблюдение за ребенком; - беседа с ребенком, его родителями, учителями; - тесты. Характеристика участника исследования В исследовании приняло участие 1 ребенок с задержкой психического развития, обучающийся в первом «А» классе общеобразовательной школы. Кудрина Екатерина Алексеевна (2006 г.р.) Направлена на районный ПМПК в мае 2013 года муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №2 п.Новоорск», который посещала девочка. Девочка контактна, адекватно реагирует на ситуацию. Понимает родственные связи. Запас знаний об окружающем мире узкий. Особенности восприятия картин, текстов – замедленное. Особенности восприятие времени –снижено, девочка верно перечисляет времена года, дни недели, но возникают трудности с определением времени по часам. Восприятие пространства- навыки пространственной ориентировки сформированы в достаточной степени. Особенности внимания - наблюдается низкая активность внимания, преобладает непроизвольное внимание. Особенности памяти – лучше развита зрительная память, прочность запоминания словесного материала, букв, цифр –низкая. Особенности мышления- преобладает наглядно-образное мышление, словесно –логическое развито на в полном объеме.
Особенности процесса анализа, синтеза, отвлечения обобщения – ребенок самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи в сюжетной картинке, но не справляется с определением логических отношений. Целенаправленная деятельность (адекватность поведения в процессе обследования, работоспособность, усидчивость) – познавательный интерес к учебе сформирован, общий темп деятельности медленный, способность к волевому усилию несколько снижен, недоводит начатое дело до конца. Ситуация успеха у девочки вызывает положительные эмоции, реакция на одобрение и замечания адекватная. Многоязычия, нарушений речи у близких родственников нет. Процесс воспитания под контролем: мама заинтересована проблемами своего ребенка, консультируется с педагогическим составом. Следует рекомендациям специалистов. На основании анализа результатов диагностики рекомендовано обучение в 1 классе общеобразовательной школы по образовательной адаптированной программе для детей с задержкой психического развития. Однако, по итогам третий четверти отмечается положительная динамика общего развития, внимания, мышления, улучшения эмоционального состояния у ребенка. Благодаря классному руководителю, и всему педагогическому коллективу школы непосредственного участвующем в образовательном процессе ребенка созданы все условия для достижения успеха. В целом, проведенное обследование первоклассника позволило определить, в какой степени у ребенка с задержкой психического развития сформированы школьно - значимые функции и отследить в динамике продвижение ученика в развитии. В настоящее время девочка учится во 2 классе В МАОУ СОШ №2 п.Новоорск. В коллективе детей Катю приняли. Дополнительно с ребенком работает социальный педагог и психолог. В данный момент у ребенка наблюдается некоторая динамика в плане учебных навыков. Планируется по окончанию учебного года направить ребенка на прохождение повторного ПМПК- с целью определения дальнейшей программы обучения ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|