Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы организации образовательной среды для детей с ЗПР в условиях общеобразовательного учреждения.




Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка должно стать нормой работы общеобразовательного учреждения. Социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.

Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.

Успешность интеграции детей с ЗПР в общеобразовательный класс зависит от информированности окружающих взрослых: педагогов, родителей – об особенностях и проблемах обучения и воспитания детей с ЗПР.

Раскрывая содержание работы с детьми с ЗПР, важно не упустить из поля деятельности муниципального органа управления образованием (далее - МОУО) и администрации общеобразовательного учреждения следующее.

В целях создания оптимальных условий для обучения ребенка с ЗПР необходимо в первую очередь рекомендовать родителям (законным представителям) пройти обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). Основная задача ПМПК - определение программы обучения ребенка. Следующим шагом является получение от родителей (законных представителей) заявления на имя директора школы об обучении ребенка по указанной в заключением ПМПК программе. На основании вышеназванных документов директор издает приказ об обучении школьника по программе VII вида.

Дети с ЗПР могут обучаться как в коррекционном классе в условиях общеобразовательной школы для детей с ЗПР, так и в обычном общеобразовательном классе.

Образовательный процесс с детьми с ЗПР в начальных классах обеспечивается специальными программами:

1. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: математика, физическая культура, ритмика, трудовое обучение. Сост. С.Г. Шевченко. М., 1998 (2003, 2007).

2. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: русский язык, окружающий мир, природоведение. Сост. С.Г. Шевченко. М., 1998 (2003, 2007).

Данные программы имеют гриф «Рекомендовано для использования Министерством общего и профессионального образования РФ» и соответствуют требованиям, предъявляемым к организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VII вида. В помощь педагогам прилагаются также методические письма и тематическое планирование уроков.

Для обучения детей с ЗПР рекомендуется использовать учебники для массовых общеобразовательных школ из серии «Школа России».

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей обучения детей с задержкой психического развития.
2.1 Организация исследования

Исследование особенностей обучения учащихся первых классов с задержкой психического развития проводилось в первых классах МАОУ СОШ№2 п. Новоорск в октябре 2013 года и в марте-апреле 2014 года.

Цель эмпирического исследования – выявить эмоциональное отношение первоклассников в обучению в школе; уровень внимания, восприятия и мышления.

Характеристика базы исследования.

В настоящий момент в МАОУ СОШ№2 п. Новоорск обучаются (748 учащихся)наряду с обычными школьниками обучаются дети с вариантами нарушенного развития: ЗПР (задержка психического развития)- 17 детей, ДЦП (детский церебральный паралич) -1 ребенок; Меопатия Дюшена – 1 ребенок; сахарный диабет – 1 ребенок, врожденный порок сердца- 1 ребенок.

В 2013/2014 учебном году в эксперимент вовлечены 20 обучающихся начального звена, 1 первоклассник имеющий задержку психического развития.

Исследование проводилось методами:

Метод сбора информации

- изучение документации на ребенка (анамнез, педагогическая характеристика);

- наблюдение за ребенком;

- беседа с ребенком, его родителями, учителями;

- тесты.

Характеристика участника исследования

В исследовании приняло участие 1 ребенок с задержкой психического развития, обучающийся в первом «А» классе общеобразовательной школы.

Кудрина Екатерина Алексеевна (2006 г.р.)

Направлена на районный ПМПК в мае 2013 года муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №2 п.Новоорск», который посещала девочка.

Девочка контактна, адекватно реагирует на ситуацию.

Понимает родственные связи.

Запас знаний об окружающем мире узкий.

Особенности восприятия картин, текстов – замедленное.

Особенности восприятие времени –снижено, девочка верно перечисляет времена года, дни недели, но возникают трудности с определением времени по часам.

Восприятие пространства- навыки пространственной ориентировки сформированы в достаточной степени.

Особенности внимания - наблюдается низкая активность внимания, преобладает непроизвольное внимание.

Особенности памяти – лучше развита зрительная память, прочность запоминания словесного материала, букв, цифр –низкая.

Особенности мышления- преобладает наглядно-образное мышление, словесно –логическое развито на в полном объеме.

Особенности процесса анализа, синтеза, отвлечения обобщения – ребенок самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи в сюжетной картинке, но не справляется с определением логических отношений.

Целенаправленная деятельность (адекватность поведения в процессе обследования, работоспособность, усидчивость) – познавательный интерес к учебе сформирован, общий темп деятельности медленный, способность к волевому усилию несколько снижен, недоводит начатое дело до конца.

Ситуация успеха у девочки вызывает положительные эмоции, реакция на одобрение и замечания адекватная.

Многоязычия, нарушений речи у близких родственников нет. Процесс воспитания под контролем: мама заинтересована проблемами своего ребенка, консультируется с педагогическим составом. Следует рекомендациям специалистов.

На основании анализа результатов диагностики рекомендовано обучение в 1 классе общеобразовательной школы по образовательной адаптированной программе для детей с задержкой психического развития.

Однако, по итогам третий четверти отмечается положительная динамика общего развития, внимания, мышления, улучшения эмоционального состояния у ребенка. Благодаря классному руководителю, и всему педагогическому коллективу школы непосредственного участвующем в образовательном процессе ребенка созданы все условия для достижения успеха.

В целом, проведенное обследование первоклассника позволило определить, в какой степени у ребенка с задержкой психического развития сформированы школьно - значимые функции и отследить в динамике продвижение ученика в развитии.

В настоящее время девочка учится во 2 классе В МАОУ СОШ №2 п.Новоорск. В коллективе детей Катю приняли. Дополнительно с ребенком работает социальный педагог и психолог. В данный момент у ребенка наблюдается некоторая динамика в плане учебных навыков. Планируется по окончанию учебного года направить ребенка на прохождение повторного ПМПК- с целью определения дальнейшей программы обучения ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...