Вопрос 6. соотношение с другими ветвями государственной власти.
Стр 1 из 19Следующая ⇒ Вопрос. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Общепризнанные принципы международного права — это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. ^> К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принципы всеобщего уважения прав человека, добросовестного выполнения международных обязательств, суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой, межгосударственного сотрудничества и солидарности государств. Общепризнанные нормы международного права — это правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных. К числу общепризнанных норм международного права, касающихся организации и деятельности судов и правоохранительных органов, следует отнести нормы, устанавливающие: — недопустимость применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания, право на гуманное отношение и уважение достоинства личности; — запрет на выдачу лица другому государству, если: а) существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток или смертной казни; б) преступление, в отношении которого запрашивается выдача, рассматривается запрашиваемой стороной в качестве политического преступления либо имеются достаточные основания полагать, что запрос о выдаче имеет целью преследование или наказание лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями либо за другое преступление, нежели то, которое было указано в запросе;
— Международный договор Российской Федерации — это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т. п.). — При толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования. Среди международных договоров Российской Федерации, содержащих положения об организации и деятельности судебных и правоохранительных органов, важную роль играют: — Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; — Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.[1]; — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.[2]; — Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.[3]; — Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.[4]; — документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Большое значение имеют многосторонние и двусторонние договоры о правовой помощи, определяющие порядок взаимодействия судебных и следственных органов разных государств. Среди них: — Конвенция Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (вступила в силу 10 декабря 1994 г.)[5]; — Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. занимает особое место среди законодательных актов, регулирующих вопросы организации и деятельности судов и правоохранительных органов, поскольку имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Значение Конституции Российской Федерации в регулировании организации и деятельности судебных и правоохранительных органов заключается в следующем: 1. Конституция РФ закрепляет принципы организации и осуществления правосудия, К ним, в частности, относятся: равенство перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; осуществление правосудия только судом; участие граждан в отправлении правосудия; состязательность; презумпция невиновности и др. И хотя эти принципы находят дальнейшую конкретизацию в федеральных законах, они остаются конституционными. 2. Конституция РФ определяет основные права и свободы граждан. Применительно к отправлению правосудия особую значимость имеют: равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность личности, частной жизни; тайна переписки и сообщений; защита чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право на доступ к правосудию и судебную защиту; презумпция невиновности; право на получение квалифицированной юридической помощи и т. д. 3. Нормы Конституции РФ регулируют вопросы, возникающие при рассмотрении и разрешении судебных дел: например, недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона; свидетельский иммунитет (т. е. право лица не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом) и др.
4. Конституция РФ устанавливает основы судебной власти: неприкосновенность и несменяемость судей, запрет на создание чрезвычайных судов и др. Федеральные конституционные и федеральные законы. В развитие конституционных положений принят ряд федеральных конституционных и федеральных законов, регулирующих вопросы организации и деятельности судебных и правоохранительных органов. Вопросы организации и деятельности судебной системы Российской Федерации в целом и отдельных судов регулируют, помимо Конституции РФ: — Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»2; — Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»3; жФедеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»4; — Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»5; — Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»6; — Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»7; — Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»8; — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ9; — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ10; — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ[6];
Статусу судей, присяжных и арбитражных заседателей посвящены: — Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»[7]; — Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «и присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»[8]; — Федеральный закон от 30 мая 2001 г. Mb 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»[9];
— Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[10]. Органы судейского сообщества образуются и действуют в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»[11]. Организация обеспечения деятельности судов и исполнения судебных решений регулируется также: — Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»[12]; — Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»[13]; — Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[14]. Правовое регулирование организации и деятельность прокуратуры осуществляется также Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ)[15]. :щ Деятельность по выявлению и расследованию преступлений регулируется: — Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов. Примерами могут служить: — Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»[16]; — Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»[17]; — Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»[18]; — Указ Президента РФ от 21 марта 2005 г. № 317 «О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний»[19]; Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, но и постановлений Правительства РФ.
Среди подзаконных актов, регулирующих организацию и деятельность судебных и правоохранительных органов, отметим: — Вопрос. 5 — Судебная власть -вид гос. власти, который обладает в силу требования закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества, осуществляет эти полномочия строго в соответствии с законами в формах гражданского, уголовного,арбитражного,конституционного, административного судопроизводства специальными государственными органами-судами в лице судей. — Ст. 10 КРФ представляет судебную власть как абсолютно самостоятельную независимсую часть гос. Аппарата, но обладающую рядом отличит. Признаков: — - осуществление суд. Власти возложено на спец. органы-суды — - суды образуют единую закрытую суд.систему, т.е. суд. Власть полномочны осуществлять только суды. — - на все суды, входящие в систему возлагаются единые задачи, независимо от их уровня, прежде всего – защита прав и законных интересов граждан и личности в сферах судопроизводства. — - суд. Власть осуществляется только предусмотренными в законе правовыми способами в след. Формах: — 1.путем осущ. Констит. Судом конституц. судопро-ва — 2.путем осуществления судами общей юрисдикции рассм. уголовных, гражданских и администр. дел — 3.рассмотрения арбитражным судом арбитражных дел — - суд власть осуществляется на основе и строго в соотв. со спец. Принятыми процессуальными законами, в которых закреплены основные положения, принципы, которыми должен руководствоваться судья любого суда — - суды выступают как правоприменительные органы — - суд. Власть –независимая, самостоятельная и обособленная — - исключительность осуществляется только судьями, которые наделены полномочиями в установленном законом порядке — - участие представителей народа в реализации суд.власти — Конституция. Полномочия. — ГЛАВА 7. — Статья 118 — 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. — Статья 119 — Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. — Статья 120 — 1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. — 2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. — Статья 121 — 1. Судьи несменяемы. — 2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. — Статья 122 — 1. Судьи неприкосновенны. — 2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. — Статья 123 — 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. — 2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. — 3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. — 4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. — Статья 124 — Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. — Статья 125 — 1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. — 2. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: — а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; — б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; — в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; — г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. — 3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции: — а) между федеральными органами государственной власти; — б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; — в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. — 4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. — 5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. — 6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. — 7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. — Статья 126 — Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. — Статья 127 — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. — Статья 128 — 1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. — 2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. — 3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. — Статья 129 — 1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. — 2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. — 3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. — 4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. — 5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Вопрос 6. соотношение с другими ветвями государственной власти. В соответствии с теорией разделения властей судебная власть — одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом от 31декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»,другими федеральными конституционными и федеральными законами1. Принцип разделения властей —фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Суть его в том, что демократический правовой режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная,исполнительная и судебная,каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ признано,что судебная власть является одним из видов государственной власти. Однако самостоятельность и независимость судебной власти в известном смысле относительны.Таковой она должна быть только во взаимоотношениях с другими ветвями власти. По отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу,являющемуся единственным источником любой власти(ст. 3 Конституции РФ), не должна быть самостоятельной.В этой связи существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных,но подчиненных власти народа,призванных обеспечивать и оберегать власть народа. Вопрос 7. Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ, компетенция которого предопределена ст. 125 Конституции РФ. Его основным полномочием является разрешение дел о соответствии Конституции РФ:*а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных в соответствии со ст. 71 и 72 Конституции РФ; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также договоров между органами власти субъекта Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Кроме того, Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней. Для граждан наиболее значимым является право Конституционного Суда проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Такая проверка осуществляется по жалобе граждан или по запросу суда. Конституционный Суд дает толкование Конституции РФ. По запросу Совета Федерации он также дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» определяет процессуальный порядок судопроизводства вКонституционном Суде и устанавливает процедуры для осуществления судебной власти при рассмотрении и разрешении любого из перечисленных вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда. Гражданское судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции. Оно охватывает различные дела о спорах, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Например, по небрежности жильцов одной из квартир многоквартирного дома произошла авария, причинившая вред имуществу соседей. Может возникнуть гражданско-правовой спор о возмещении причиненного вреда, и соседи могут обратиться в суд за защитой нарушенного права и принудительном взыскании стоимости поврежденного имущества. Бракоразводные процессы — типичный пример спора, вытекающего из семейных отношений. Если этот спор связан с разделом имущества супругов, решением вопроса, с кем останутся несовершеннолетние дети после развода, этот спор становится предметом гражданского судопроизводства. Споры по поводу принудительного раздела жилья, споры о восстановлении на работе, споры о земельной меже и установлении границ земельного участка и т. п. — все это примеры гражданских дел по искам с участием граждан, организаций, органов государственной власти и других субъектов права. К гражданскому судопроизводству относится еще ряд дел, круг которых определен ст. 22 ГПК РФ. Гражданско-процессуальный кодекс РФ определяет и порядок рассмотрения этих дел, т. е. регулирует форму осуществления судебной власти при рассмотрении и разрешении судом этих дел. Арбитражное судопроизводство осуществляется арбитражными судами. Оно, так же как и гражданское судопроизводство, охватывает вытекающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела. Но эти дела всегда связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды рассматривают и споры, вытекающие из административных и иных публичных отношений, также связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В порядке арбитражного судопроизводства могут защищать свои права юридические лица или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, а также органы государственной власти, местного самоуправления и другие прямо указанные в законе субъекты. Порядок осуществления судебной власти при рассмотрении и разрешении этих категорий дел определяется АПК РФ. Административное судопроизводство пока еще не получило собственного организационного оформления. Здесь можно выделить несколько категорий дел. Например, к административному судопроизводствуотносится рассмотрение судом общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, прямо отнесенных к компетенции суда КоАП РФ (ст. 23.1). Эти же суды рассматривают жалобы граждан на незаконные действия (бездействие) и решения органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц или дела об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти, что по сути своей также представляет административно-правовые споры. Однако такие дела рассматриваются пока в порядке гражданского судопроизводства (ст. 245 ГПК РФ). Некоторые вопросы, вытекающие из административных правоотношений, например, об оспаривании нормативных актов, затрагивающих права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, разрешают арбитражные суды. Согласно ст. 29 АПК РФ они осуществляют при этом административное судопроизводство. Поэтому сейчас обсуждается вопрос о создании административных судов, которые объединят рассмотрение всех дел, вытекающих из административно-правовых отношений, что позволит окончательно оформиться и административному судопроизводству как самостоятельной форме осуществления судебной власти по данной категории дел. Уголовное судопроизводство, осуществляемое судами общей юрисдикции, охватывает рассмотрение и разрешение уголовных дел, а также осуществление судебного контроля на досудебных стадиях производства по уголовному делу. Уголовное дело возбуждается только при совершении преступления, и производство по уголовному делу связано с применением норм уголовного права. В этом производстве существенно затрагиваются права и законные интересы граждан, как потерпевших от преступления, так и привлекаемых к уголовной ответственности. Поэтому при производстве по уголовному делу роль судебной власти особенно значима. Порядок осуществления уголовного судопроизводства определяется УПК РФ. Все перечисленные виды судопроизводства в своей совокупности обеспечивают судебную защиту права, в какой бы сфере общественных отношений ни было совершено правонарушение. Судопроизводство во всех его видах в целом является единственной формой реализации судебной власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|