Недопустимость вмешательства в деятельность суда.
Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается (ст. 10 Закона о статусе судей): 1. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. 2. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Любое воздействие на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела, вынесениюзаконного и справедливого судебного решения влечет ответственность по закону (ст. 294, 295, 296, 298 УК РФ). Также уголовная ответственность предусмотрена за вмешательство в разрешение судебных дел по отношению к присяжному и арбитражному заседателю. В этих целях УПК РФ, в частности, предусматривает постановление приговора по уголовному делу в совещательной комнате при соблюдении тайны совещания судей по обсуждаемым вопросам. Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной при исполнении своих обязанностей. Это правило о тайне совещания относится как к профессиональным судьям, так и к присяжным заседателям (ст. 298, 341 УПК РФ). Аналогичное правило об обеспечении тайны в совещательной комнате содержится в ГПК РФ (ст. 194) и в АПК РФ (ст.'167). Нарушение тайны совещания судей влечет обязательную отмену приговора и иного судебного решения (ст. 381 УПК РФ, ст. 364 ГПК РФ, ст. 288 АПК РФ). В своих публикациях средства массовой информации не вправе предрешать результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом оказывать воздействие на судей до вступления решения или приговора суда в законную силу.
60. Порядок назначения судей. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102 Конституции PC п. 1 ст. 6 ЗоСС). Судьи Конституционного Суда РФ также назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ (п. «е ст. 83, п. «ж» ст. 102 Конституции РФ).Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ вправе вносить Президенту РФ члены (депутаты) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, а также законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения (ч. 1 ст. 9 Закон о Конституционном Суде РФ). Решение о назначении суде указанных высших судов принимается по результатам тайного голосованием большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. В таком же порядке происходит назначение судей этих судов на должности Председателей и заместителей Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ сроком на шесть лет (п. 2-5 ст. б1ЗоСС, ст. 21 и 22 Закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»). Такая же процедура предусмотрена законом при назначении судей на должность Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителей сроком на шесть лет (ст. 23 Закона о Конституционном Суде РФ). По аналогичной схеме назначаются кандидаты на такие руководящие должности конституционных (уставных) судов субъектов РФ (п. 10 ст. б1ЗоСС). Судьи всех других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов) назначаются на должность непосредственно Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на положительном заключении соответствующей ККС. Судьи военных судов назначаются на должность также Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на положительном заключении ККС этих судов (ст. 6 ЗоСС, ст. 13 ФКЗоСС). Для назначения председателей и заместителей председателей военныхсудов необходимо положительное заключение Высшей квалификационной коллегией судей РФ. Аналогичный порядок действует при назначении судей этих судов на должности председателей и заместителей председателей судов сроком на шесть лет (п. 6—8 ст. бЗoCC). Основные полномочия председателей и заместителей председателей судов закреплены в ст. бЗоСС, ст. 29,30 и 35 Закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
Мировых судей назначает (избирает) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации, либо их избирает население соответствующего судебного участка (ст. 6 ФЗоМС). Предварительно рассмотрение кандидатур на должности судей федеральных судов происходит в комиссии Совета по кадровой политике при Президенте РФ, которая по результатам изучения представленных материалов рекомендует Президенту РФ назначить соответствующего кандидата на должность судьи или отказать в этом. Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов вправе назначить на должность судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ вправе представить для назначения Совету Федерации Федерального Собрания РФ, либо он вправе отклонить представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда. При выявлении факта назначения (избрания) на должность судьи лица, которое не соответствует на данный момент требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 4 ЗоСС, соответствующая ККС вправе рассмотреть вопрос о прекращении полномочий такого судьи (п. 7.1 ст. 6 ЗоСС).
61. Приостановление полномочий судьи Установленный законом порядок приостановления и прекращения полномочий судьи — одна из существенных гарантий независимости судей.
Конституция РФ содержит общее правило о несменяемости судей (ч. 1 ст. 121), призванное обеспечить стабильное сохранение каждым судьей занимаемой должности в конкретном суде и осуществление им полномочий. В развитие этого конституционного правила Закон «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает запрет перевода судьи на другую должность или в другой суд без его согласия (ст. 12). Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом. Решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи вправе принять только соответствующая Квалификационная коллегия судей. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением Квалификационной коллегией судей субъекта Федерации (п. 2 ст. 8 ФЗоМС). Приостановление полномочий судьи представляет собой временное его отстранение от выполнения возложенных на него профессиональных обязанностей и допускается при наличии одного из следующих оснований: 1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому делу; 3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ; представительный орган муниципального образования (ст. 13 ЗоСС). Этот перечень оснований — исчерпывающий для приостановления полномочий судьи. Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии с пп. 2 и 3 приведенного перечня или которому отказано в приостановлении полномочий, вправе обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Судья вправе обжаловать также и решение Высшей квалификационной коллегии судей в Дисциплинарное судебное присутствие в тот же срок. Несколько иные основания и порядок установлены для приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ. Оно допускается лишь по двум основаниям: во-первых, если в отношении судьи возбуждено уголо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|