Основные методологические принципы изучения «Истории экономических учений.
В числе наиболее значимых методологических принципов науки, в том числе экономической, следует выделить такие, как иррационализм, релятивизм, эволюционизм, органицизм, полифункционализм. Характеристика данных принципов предложена в таблице 4. Таблица 4. Основные методологические принципы изучения «Истории экономических учений».
Литература Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 480 с. 2. Бартенев С. «История экономических учений в вопросах и ответах» Глоссарий Взгляд – суждение, вытекающее из знания экономических учение, отражающие их сущность, причинно-следственные и функциональные взаимосвязи, характерные тенденции и взаимосвязи. Доктрина – более строгая предопределенная система взглядов и понятий. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности). Парадигма – идея, концепция, основанная на методологических рассуждениях. Предмет истории экономических учений - исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей, их роли в развитии человеческой цивилизации. Экономическая теория – общение, основанное на фактах, имеющих место в экономической жизни, подкрепленные аргументами и обоснованиями. Тесты 1. Кто из представителей рассматривал домоводство, как предмет изучения. Более двух ответов. а) Кенэ б)Аристотель в)А.Смит г)Ф.Хагчесон
2.Сопоставьте значения «Политическая экономия». а) Кенэ 1)отождествил изучение политической экономии с
исследованием «анатомии гражданского общества». б) К. Маркс 2)употреблял термин в традиционном значении, а также на обсуждение природы богатства, его пользования и распределения. в) Ф. Энгельс 3) отождествил с теоретическим анализом современного буржуазного общества.
3. Изучение истории экономических учений позволяет лучше понимать в развитии экономической науки ее: простой
4. История экономических учений берет свое начало с периода возникновения: простой
5. К какому принципу относится эта характеристика: «Принцип методологии, базирующийся на абсолютизации положений об изменчивости действительности и условности наших знаний о ней, вследствие чего факты развития познания, сопровождающиеся преодолением достигнутого прежде уровня, рассматриваются как доказательные аргументы его (познания) неистинности, как основание для отрицания объективных истин.» а)иррационализм б)эволюционизм в)релятивизм г)органицизм
6) Методологический принцип, органицизм это – а) - это такой методологический принцип, который допускает только целостный подход к изучению субъектов, а составляющие их элементы и отношения между ними характеризуются как внутренние, т.е. лишь как компоненты исследуемого объекта. б) - это такой методологический принцип, который допускает только целостный подход к изучению объектов, а составляющие их элементы и отношения между ними характеризуются как внутренние, т.е. лишь как компоненты исследуемого объекта. в) - это такой методологический принцип, который допускает только целостный подход к изучению субъектов, а составляющие их элементы и отношения между ними характеризуются как внешние, т.е. лишь как компоненты исследуемого объекта.
7. Аристотель относит к сфере хрематистики: средний 8. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги – это: простой
9. Завершающим этапом эпохи экономических учений дорыночной экономики явился этап: простой
10. К какому методу относится следующее определение: «это такой метод познания, с помощью которого обеспечивается воссоздание единой (целостной) картины, соединение отдельных частей в целое. а) анализ б)аналогия в)экономико-математического моделирования г)синтез.
11. Казуальный, причинно-следственный метод – а) позволяет исследовать экономические явления и процессы, экономические идеи и концепции в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. б) предполагает целенаправленное искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения и подтверждения и (или) изменения гипотез, сформулированных ранее. в) если в процессе исследования экономической системы метод анализа применяется в отрыве от возможностей метода синтеза в части выявления взаимозависимости элементов и составных частей этой системы
12. Сопоставьте характеристику к каждому методу. а) исторический метод 1) основывается на многоступенчатом, многоходовом процессе мысленного расчленения изучаемого явления, т.е. целого, на составные части для последующего отдельного исследования каждой из этих частей. б) синтез 2)позволяет исследовать экономические явления и процессы, экономические идеи и концепции в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменялись одни другими в) анализ 3) это такой метод познания, с помощью которого обеспечивается воссоздание единой (целостной) картины, соединение отдельных частей в целое
13. Экономический эксперимент – а) предполагает целенаправленное натуральное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения и (или) изменения гипотез, сформулированных позднее.
б) предполагает целенаправленное искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения и подтверждения и (или) изменения гипотез, сформулированных ранее. в) если в процессе исследования экономической системы метод анализа применяется в отрыве от возможностей метода синтеза в части выявления взаимозависимости элементов и составных частей этой системы
14. Длительные тенденции в истории общества в формационном подходе является: а) цикл – периодическое повторение б) организация материального производства в) прогресс – качественное совершенствование.
15. Сопоставьте характеристику к каждому формационному подходу. а) влияние общественных систем друг на друга б) длительные тенденции в истории общества в) сравнение общественных систем друг с другом 1) прогресс – качественное совершенствование 2) одни формации лучше (прогрессивнее) других 3) более развитая формация уничтожает менее развитые
16. Что является первобытным общественно экономическим формации. а) общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуататорских классов, государства. Социальное равенство. б)присваивающий тип хозяйства, отсутствие частной собственности, эксплуатации, классов и государства. Социальное равенство.
17. Пути развития общества в формационном подходе является: а) существование главного (“магистрального”) пути развития б) более развитая формация уничтожает менее развитые в) множественность равнозначных путей развития.
18. Формационный подход основной общественной системы является: а) последовательно сменяющие друг друга формации б) сосуществующие цивилизации в) разные цивилизации принципиально равноценны.
19. Согласно чьей гипотезе при рассмотрении ирландской экономики Пети употреблял термин «политическая экономия» в смысле «политическая анатомия». а) Дж. Кинга б) Кэннана в) Артура Янга
20. Предметом изучения истории экономических учений является: а) изучение общих явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее объяснение. б) экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными агентами экономики в условиях экономического выбора. в) исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, который по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере находит свое отражение в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.
21. Кто был первым английским экономистом, который использовал термин «политическая экономия» в заглавии своей книги. а) Мирабо б)Дж. Стюарт в)П. Верри.
22. Кто выдвинул новое определение экономической науке в ее маржиналистской форме, охарактеризовав ее как науку, «изучающую человеческой поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление» а) Л. Роббинс б) Кэннана в) Артура Янга
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|