Тема 2. Зарождение экономической мысли в Древнем мире.
Характеристика экономической мысли в Древнем мире
Для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.
Таблица 5. Зарождение экономической мысли в Древнем мире
Представитель
| Хронологические рамки
| Работы (труды)
| Предмет изучения
| Метод изучения
| Основные проблемы
|
Древняя Греция
|
Ксенофонт
| 430-354 г
до н.э.
| «Домострой «,
«Охота»
| Организация натурального хозяйства
| Каузальный, формальной логики.
| · Деление общества на классы,
· Теория обмена, выделил разделение между ёмкостью труда и разделением труда.
|
Аристотель
| 384-322г до н.э.
| «Никомахова этика, политека».
| Источник богатства. Хрематистика
| Каузальный, формальной логики.
| Обусловленность деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический и указывает на более важную роль в хозяйстве земледелия.
|
Платон
| 428-347г до н.э.
| «Государство», «Законы».
| Модель идеального государства; обеспечение общественных интересов.
| Сравнительный.
| Управление обществом; И возможность последующей передачи земли по наслесдству.
|
Древний Рим
|
Катон Марк Порций
| 234-149 г до н.э.
| «О земледелии»
| Преимущества сельского хозяйства.
| Каузальный, метод сравнения.
| Организация труда рабов в целях получения большого дохода;
Рациональная организация рабовладельческого хозяйства.
|
Марк Варрон
| 116 – 24 г. до н.э.
|
| Развитие земледелия с животноводством.
| Каузальный и метод сравнения.
| Передача земли для обработки свободными колонами, т.е. переход к мелкому производству.
|
Колумелла
| 1 век до н.э.
|
| Неэффективность рабского труда.
| Метод формальной логики.
| Передача земли для обработки свободными колонами, т.е. переход к мелкому производству.
|
Древний Восток: Вавилония
|
Хаммурапи
| 1792 – 1750 г. до н.э.
|
| Внесение правовых норм.
| Метод формальной логики.
| Нарушение правовых норм, которые влекли за собой суровую экономическую, административную и уголовную ответственность.
|
Древний Восток: Египет
|
| 22 век до н.э.
| «Поучение гераклеопольского царя своему сыну»
«Поучение»
| самоорганизация в рамках государственных образований.
| сравнительный.
| Недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начало в стране гражданской войны.
|
Древний Восток: Индия
|
Каутилья
| Конец IV в до н.э.
| «Артхашастра»
| Учение о доходах
| Каузальный, сравнительный.
| · Трудовое происхождение богатства,
· Необходимость регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством.
|
Древний Восток: Китай
|
Конфуций
| 551-479г
до н.э.
| «Лунь-юй» (беседы и суждения)
| Защита государством экономического благополучия знати
| Метод формальной логики.
| Образованный правитель способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства.
|
Мэн-цзы
| IV-III в. до н.э.
| «Гуань-цзы»
| Сделать государство богатым и народ вольным
| Метод синтеза и анализа.
| Регулирование государством цен на хлеб, создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (на готовые товары).
|
Доказательства идеологов древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т. е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.
Зарождение экономической мысли в средневековье
Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в III–VIII вв. в ряде государств Востока и V–XI вв. – в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.
В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе – лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский. Об их творческом наследии и последует далее речь. Дадим общую характеристику экономической мысли средневековья.
Таблица 6. Зарождение экономической мысли в средневековье
Представитель
| Хронологические рамки
| Работы (труды)
| Предмет изучения
(характеристика)
| Метод изучения
| Основные
проблемы
|
Средневековая экономическая мысль в восточных странах: Исламский арабский Восток
|
Ибн Хальдуна
| 1332 – 1406г.
| «откровения Бога»
| Концепция социальной физики; теория общественного прогресса.
| Метод формальной логики, сравнения и анализа.
| Проблема достатка и недостатка в обществе материальных благ.
|
Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах: Католическая школа канонистов
|
Аквинский Фома
| 1225 – 1274 г.
| «Сумма теологии»
| Богатство- совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемым для этого трудом.
| Метод формальной логики, сравнения, индукции.
| Проблема социального неравенства в условиях более дифференцированного сословного деления общества.
|
Обмен - волеизъявление людей, результат которого пропорционален и эквивалентен.
|
Справедливая цена – это категория, которая в экономическом учении канонистов подменяла категории «стоимость», «рыночная цена».
|
Деньги - волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте».
|
|
Вывод: Средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.
Экономические идеи арабов в период раннего средневековья выражал Коран, который был создан мекканским купцом Муххамедом. Он утверждал, что принцип неприкосновенности частной собственности и имущества, большое внимание уделял торговле, требовал строго соблюдения мер и весов при торговых операциях, но выступал против ростовщичества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: