Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Зарождение экономической мысли в Древнем мире.




Характеристика экономической мысли в Древнем мире

Для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

Таблица 5. Зарождение экономической мысли в Древнем мире

Представитель Хронологические рамки Работы (труды) Предмет изучения Метод изучения Основные проблемы
Древняя Греция
Ксенофонт 430-354 г до н.э. «Домострой «, «Охота» Организация натурального хозяйства Каузальный, формальной логики. · Деление общества на классы,   · Теория обмена, выделил разделение между ёмкостью труда и разделением труда.
Аристотель 384-322г до н.э. «Никомахова этика, политека». Источник богатства. Хрематистика Каузальный, формальной логики. Обусловленность деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический и указывает на более важную роль в хозяйстве земледелия.
Платон 428-347г до н.э. «Государство», «Законы». Модель идеального государства; обеспечение общественных интересов. Сравнительный. Управление обществом; И возможность последующей передачи земли по наслесдству.
Древний Рим
Катон Марк Порций 234-149 г до н.э. «О земледелии» Преимущества сельского хозяйства. Каузальный, метод сравнения. Организация труда рабов в целях получения большого дохода; Рациональная организация рабовладельческого хозяйства.

 

Марк Варрон 116 – 24 г. до н.э.   Развитие земледелия с животноводством. Каузальный и метод сравнения. Передача земли для обработки свободными колонами, т.е. переход к мелкому производству.
Колумелла 1 век до н.э.   Неэффективность рабского труда. Метод формальной логики. Передача земли для обработки свободными колонами, т.е. переход к мелкому производству.
Древний Восток: Вавилония
Хаммурапи 1792 – 1750 г. до н.э.   Внесение правовых норм. Метод формальной логики. Нарушение правовых норм, которые влекли за собой суровую экономическую, административную и уголовную ответственность.
Древний Восток: Египет
  22 век до н.э. «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» «Поучение» самоорганизация в рамках государственных образований. сравнительный. Недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начало в стране гражданской войны.

 

Древний Восток: Индия
Каутилья Конец IV в до н.э. «Артхашастра» Учение о доходах Каузальный, сравнительный. · Трудовое происхождение богатства, · Необходимость регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством.
Древний Восток: Китай
Конфуций 551-479г до н.э. «Лунь-юй» (беседы и суждения) Защита государством экономического благополучия знати Метод формальной логики. Образованный правитель способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства.
Мэн-цзы IV-III в. до н.э. «Гуань-цзы» Сделать государство богатым и народ вольным Метод синтеза и анализа. Регулирование государством цен на хлеб, создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (на готовые товары).

Доказательства идеологов древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т. е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

Зарождение экономической мысли в средневековье

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в III–VIII вв. в ряде государств Востока и V–XI вв. – в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе – лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский. Об их творческом наследии и последует далее речь. Дадим общую характеристику экономической мысли средневековья.

Таблица 6. Зарождение экономической мысли в средневековье

 

Представитель Хронологические рамки Работы (труды) Предмет изучения (характеристика) Метод изучения Основные проблемы
Средневековая экономическая мысль в восточных странах: Исламский арабский Восток
Ибн Хальдуна 1332 – 1406г. «откровения Бога» Концепция социальной физики; теория общественного прогресса. Метод формальной логики, сравнения и анализа. Проблема достатка и недостатка в обществе материальных благ.
Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах: Католическая школа канонистов
Аквинский Фома 1225 – 1274 г. «Сумма теологии» Богатство- совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемым для этого трудом. Метод формальной логики, сравнения, индукции. Проблема социального неравенства в условиях более дифференцированного сословного деления общества.
Обмен - волеизъявление людей, результат которого пропорционален и эквивалентен.
Справедливая цена – это категория, которая в экономическом учении канонистов подменяла категории «стоимость», «рыночная цена».
Деньги - волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте».
 

 

Вывод: Средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.

Экономические идеи арабов в период раннего средневековья выражал Коран, который был создан мекканским купцом Муххамедом. Он утверждал, что принцип неприкосновенности частной собственности и имущества, большое внимание уделял торговле, требовал строго соблюдения мер и весов при торговых операциях, но выступал против ростовщичества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...