Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свободный даже в узах (2 Тим. 2,8-10 (продолжение))




 

Даже будучи в тюрьме по обвинению, по которому освобождение было невероятным, Павел не был испуган и далек от отчаяния. У него были две возвышенные мысли.

 

1) Он был уверен в том, что хотя его и могут заковать в цепи, для слова Божия нет уз. Андрью Мелвил был одним из первых провозвестников шотландской реформации. Однажды регент Мортон послал за ним и стал поносить его сочинения. "В этой стране никогда не будет покоя, - сказал он, - до тех пор, пока десяток из вас не будет повешен или изгнан из страны". "Фу, - сказал он, - пугайте таким образом ваших придворных. Мне все равно, где гнить - в воздухе или в земле. Земля принадлежит Господу; моя родина находится там, где люди ведут себя добродетельно. Я был готов отдать мою жизнь, если будет угодно моему Господу еще тогда, когда в ней было вдвое больше сил. Я жил десять лет за пределами вашей страны не хуже, чем в ней. Но, да славится Бог, не в вашей власти повесить или изгнать Его правду".

 

Можно изгнать человека, но нельзя изгнать истину. Можно посадить в тюрьму проповедника, но нельзя заключить в тюрьму слово, которое он проповедует. Послание всегда важнее, чем человек; истина всегда обладает большей властью, чем несущий ее человек. Павел был совершенно уверен в том, что римское правительство никогда не найдет тюрьмы, которая бы удержала слово Божие. И история показала, что человеческие усилия не могут уничтожить христианство; оно бы давно исчезло, но люди не могут убить то, что бессмертно. 2) Павел был уверен в том, что все, что уготовано ему, в конечном счете поможет другим людям. Его страдания не были бессмысленны и бесполезны. Кровь мучеников всегда была семенем Церкви; пламя костров, на которых сжигали христиан, никогда не могло быть погашено. Когда вам приходится страдать за свое христианство, помните, что это страдание облегчает путь тем, которые придут после. В страданиях мы несем нашу небольшую долю, принося спасение Божие людям.

 

11-13

 

Песнь мученика (2 Тим. 2,11-13)

 

Это особенно драгоценное место в послании, потому что в нем до нас дошел один из первых гимнов христианской Церкви. В эпоху гонений против христиан Церковь выражала свою веру в песнях. Вполне возможно, что это только отрывок из большого гимна. Несколько больше, по-видимому, можно узнать у Поликарпа (5,2), когда он говорит: "Если мы угодим Христу в сем мире, мы наследуем мир грядущий; ведь Он сулил нам воскресение из мертвых и сказал: "Если мы достойно следуем за Ним, мы будем царствовать с Ним". Первые две строки "если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем" можно истолковать двояко. Одни хотят видеть в этих строках указание на крещение. В Рим. 6 Павел сравнивает крещение со смертью и воскресением с Христом. "Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни". "Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним" (Рим. 6,4.8). Вне всякого сомнения, язык тот же; но сама мысль о крещении здесь совершенно не уместна: Павел думал при этом о мученичестве. Лютеру принадлежит такая великая мысль: "Церковь - наследница Распятия". Христианин наследует Распятие Христа, но он наследует также и Его воскресение. Он разделяет и позор и славу своего Господа.

 

В гимне далее поется: "Если терпим, то с Ним и царствовать будем". Тот, кто терпит и выносит все - спасется. Без креста не может быть и венца. А потом показана обратная сторона дела "если отречемся, и Он отречется от нас". Об этом сказал сам Иисус: "Итак всякого, кто исповедует Меня перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным" (Мат. 10,32.33). Иисус Христос не может ручаться в вечном мире за человека, отказавшегося от Него в этом, преходящем мире; но Он навечно предан человеку, который, даже если он многократно ошибался и оступался, пытался быть верным Ему".

 

И все это представляет собой неразрывную часть природы Божией. Человек может отрицать себя сам, а Бог не может. "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться" (Числ. 23,19). Бог никогда не оставит человека, пытавшегося быть верным Ему, но даже Он не может помочь человеку, отказавшемуся знать Его.

 

Тертуллиан сказал однажды: "Человек, который боится страданий, не может принадлежать Тому, Кто страдал". (Тертуллиан, Фуга 14). Иисус умер, чтобы исполнить волю Божию; и христианин тоже должен быть покорным этой воле Божией, независимо от того находится он в благоприятных или трудных условиях.

 

 

Опасность слов (2 Тим. 2, 14)

 

Павел еще раз возвращается к вопросу о вреде, который могут причинить неуместные разговоры. Нельзя забывать, что Пастырские послания были написаны в борьбе с гностиками, увлекавшимися словопрениями и фантастическими теориями и пытавшимся превратить христианство из вероучения в туманную философию.

 

В словах заключены и чары и опасности. Ими могут подменять дела. Есть люди, которые больше любят говорить, чем что-нибудь делать. Если бы мировые проблемы могли быть разрешены словами, они уже давно были бы решены. Но слова не могут подменить и заменить дел. Как сказал Чарльз Кингсли в Прощании:

"Будь хорошей, неиспорченною девой, пусть умничают другие,

Делай прекрасные дела, а не мечтай о них, - весь день".

 

Или как писал Джеймс Бейли:

"Мы живем в делах, не в годах, в мыслях, не в дыхании

В чувствах, а не в знаках на циферблате;

Время должно считать по ударам сердца. Тот живет больше

Кто думает больше - чувствует благороднее - поступает лучше".

 

Доктор Джонсон был одним из лучших ораторов всех времен, а Джон Уэсли - одним из величайших мужей действия. Они были знакомы и Джонсон мог пожаловаться только на одно: "С Джоном Уэсли очень приятно поговорить, но это никак нельзя назвать отдыхом. Он всегда должен куда-то уйти к сроку. Это очень неприятно для человека, который, как я, любит, положив ногу на ногу, выговориться". Однако Джон Уэсли, человек дела, вписал свое имя в историю Англии гораздо ярче, чем Джонсон, мастер слова.

 

Более того, нельзя даже утверждать, будто в разговорах и дискуссиях можно решить теоретические проблемы. Иисус однажды сказал очень многозначительную фразу: "Если кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно" (Иоан. 7,17). Очень часто понимание приходит не в результате разговоров, а в результате практических действий. Старая латинская поговорка гласит: "Дело само сделается". Чаще всего оказывается, что лучше всего суть христианства становится понятной после того, как человек начнет серьезно соблюдать нормы христианской жизни.

 

Остается отметить еще один момент. Многочисленные разговоры и дискуссии могут привести к двум опасностям.

 

Во-первых, может возникнуть впечатление, что христианство - это всего лишь набор дискуссионных вопросов и требующих разрешения проблем. Дискуссионные кружки очень распространены в нашу эпоху, и можно даже сказать, являются одной из ее отличительных черт. Как когда-то заявил Г. К. Честертон: "Мы задали уже все вопросы, которые можно было задать. Пора бы перестать искать вопросы и начать искать ответы". В любом обществе число дискуссионных групп должно быть уравновешено равным числом групп действия.

 

Во-вторых, такие дискуссии могут оказывать притягательное действие на людей, которые подходят к христианской вере интеллектуально, которые обладают знаниями и культурными ценностями прошлого, которые действительно знают богословие или, по крайней мере, серьезно интересуются им. Но иногда случается так, что простой человек попадает в группу людей, жонглирующих еретическими учениями и погрязших в обсуждении вопросов, на которые вообще нет ответов, и это не только не укрепляет его веру, но даже выводит его из душевного равновесия. Может именно на это и хочет указать Павел, когда он говорит, что словопрения могут привести к расстройству слушающих. Обычно для передачи значения укрепление в христианской вере, наставление, назидание употребляется то же слово, что и для строительства дома - в буквальном смысле; слово же, которое Павел употребляет здесь для расстройства, - катастрофе может вполне быть употреблено для передачи значения разрушить дом. И вполне может быть, что такие ловкие, утонченные, умозрительные, безрассудные дискуссии могут произвести разрушительное воздействие, а не служить к укреплению в вере некоторых простых людей, оказавшихся втянутыми в них. Как и во всех других аспектах, какое-то время должно быть уделено рассуждениям, а какое-то время должно сохранять молчание.

 

15-18

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...