Характерные черты безбожности (2 Тим. 3,2-5 (продолжение))
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Люди в эти последние дни будут не любящими добра, афилагатос. В жизни человека может настать момент, когда ему попросту будет затруднительно находиться в компании хороших людей или в окружении хороших вещей. Человек, постоянно читающий лишь бульварную литературу, в конце концов, не будет способен оценить по достоинству великие шедевры литературы, его мозг и вкус тупеет. Человек должен уже сильно опуститься, чтобы ему захотелось избежать даже одного присутствия хороших людей.
Люди станут предателями. Употребленное Павлом греческое слово продотес так и значит предатель. Нужно помнить, что это было написано в самом начале эпохи гонений против христиан, когда стало преступлением принадлежность к христианской Церкви. В это время бичом и проклятием Рима даже в вопросах обычной политики было существование доносчиков, делаторес. Дело обстояло настолько плохо, что Тацит даже сказал:
"Того, у кого не было врага, предавал его друг". Многие доносили на человека попросту потому, что хотели отомстить ему за что-нибудь. Павел думает здесь не просто о неверности в дружбе, хотя уже и это поистине ужасная вещь, но он думает и о тех, кто, мстя за старое, доносил римскому правительству на христиан.
Люди будут наглы в своих словах и в своих действиях. Павел употребил греческое слово пропетес, которое значит опрометчивый, неосмотрительный. Оно характеризует человека, настолько охваченного страстью или чувством, что он совершенно не способен разумно думать. Такая осмотрительность и причиняет самый большой вред. Очень часто мы могли бы уберечь себя и других от крупных неприятностей, если бы во время остановились на минутку и подумали.
Люди станут напыщенными, тетуфоменос. Греческое слово хорошо соответствует русскому самомнительный. Эти люди будут преисполнены чувства собственной важности. И в Церкви еще и сегодня есть высокие сановники, больше всего думающие о собственном достоинстве: Христос же, - Которому мы должны следовать, - был скромным и не тщеславен.
Они будут более сластолюбивы, нежели боголюбивы. И мы опять приходим к тому, с чего начали. Такие люди делают критерием всего свои желания, поклоняются себе, а не Богу.
И, наконец, Павел осуждает тех, кто соблюдая вид благочестия, силы же его отрекаются. Другими словами, они внешне делают все правильно, соблюдают все внешние религиозные обряды, но им остается совершенно неведомой движущая сила веры, изменяющая жизнь человеческую. Говорят, лорд Мельбурн однажды заметил после церковной службы: "Дело принимает плохой оборот, если религия может вмешиваться в личную Жизнь". Надо полагать, что важнейшую проблему в христианстве составляют не отпетые грешники, а елейные "святыни", безупречно соблюдающие религиозную форму и величавую условность, но испытывающие ужас при одной мысли о присущей религии движущей силе, способной изменить личную жизнь человека.
6-7
Соблазн именем религии (2 Тим. 3,6.7)
Эмансипация в христианстве женщин принесла с собой и свои проблемы. Мы уже видели, какой уединенный образ жизни вели уважаемые греческие женщины, что женщина воспитывалась под строгим надзором, что ей запрещалось "видеть что-либо, слышать что-либо, спрашивать что-либо", что она никогда, даже для покупок, не появлялась на улице одна, что она даже не могла посещать общественные собрания. Христианство покончило со всем этим, но это вызвало к жизни новые проблемы. Можно было даже предвидеть, что некоторые женщины не будут знать, что делать со своей свободой. И этим поспешили воспользоваться лжеучители.
У Иринея находим очень яркий образ как раз такого лжеучителя его времени. Описываемые им события, правда, относятся к несколько более позднему времени, чем настоящее послание, но существо дела от этого не меняется (Ириней, Против Ересей 1,13.3). Так, один еретик, по имени Марк, занимался магией. "Особенно много времени он уделял женщинам, особенно хорошо воспитанным, элегантно одетым и очень богатым". Он говорил этим женщинам, что своими заклинаниями и чарами может сделать их пророчицами. Если женщина возражала и говорила, что она никогда не пророчествовала и не может пророчествовать, он говорил: "Открой рот и говори все, что придет тебе в голову и ты будешь пророчествовать". У женщины от радости трепетало сердце и таким образом он убеждал ее, что она может пророчествовать. "За это она старалась вознаградить Марка не только дарами материальными (в результате чего он собрал очень большое состояние), но и отдаваясь ему сама, в желании быть одно с ним и вовсе слиться с ним". Способы и методы во времена Тимофея, несомненно, были те же, что и позже, при Иринее.
В эпоху Тимофея такие еретики могли двумя способами оказывать пагубное влияние на женщин. Надо помнить, что эти лжеучители были гностиками, и что в основе их философии лежал тезис об абсолютной порочности материи и абсолютном благе духа. Как мы уже видели, это лжеучение развивалось двумя путями. Еретики-гностики проповедовали: коль скоро материя абсолютно порочна, нужно вести жесткий аскетический образ жизни и сократить, по возможности до минимума, вес потребности тела, или же: не имеет никакого значения, что мы будем делать с нашим телом и можно безгранично удовлетворять свои потребности и желания. Лжеучители гностики проповедовали эти теории впечатлительным женщинам. И в результате этого такие женщины часто разрывали брачные отношения со своими мужьями, чтобы вести аскетический образ жизни и либо же предавались низким инстинктам и беспорядочным отношениям. Но и в том и в другом случае разрушался семейный очаг и жизнь.
И в наше время такие учители могут обрести неоправданно большое и нездоровое влияние на других людей, особенно на очень впечатлительных.
Павел осуждает таких людей, "всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины". Е. Ф. Браун указывал на опасность того, что он называл "интеллектуальной любознательностью, не имеющей моральной серьезной основы". Есть такие люди, которые всегда готовы обсуждать каждую новую теорию, всегда с головой уходят в новейшие модные религиозные течения, но не признают будничной дисциплины - даже тяжелого труда - христианской жизни. Никакое интеллектуальное любопытство не может заместить моральную серьезность. Не нужно приятно щекотать умы новейшими интеллектуальными увлечениями; нужно очищать и укреплять себя в моральной битве за христианскую жизнь.
8-9
Противники Бога (2 Тим. 3,8.9)
В эпоху между Ветхим Заветом и Новым Заветом было написано много книг, расширявших и дополнявших истории Ветхого Завета. В некоторых из этих книг большое место занимали Ианний и Иамврий. Это были имена двух придворных чародеев фараона, выступавших против Моисея и Аарона, когда Моисей выводил детей Израилевых из египетского рабства. Сперва эти чародеи были способны конкурировать с чудесами, которые совершали Моисей и Аарон, но потом они были побеждены и опозорены. В Ветхом Завете их имена не упоминаются, но о них идет речь в Исх. 7,11; 9,11.
Вокруг их имен сложился целый цикл рассказов. Рассказывали, что именно они были теми двумя слугами, которые сопровождали Валаама, когда он не повиновался Богу (Числ. 22,22); рассказывали, что они были в толпе разноплеменных людей, сопровождавших детей Израиля при исходе из Египта (Исх. 12,38); иные же рассказывали, что они погибли при переходе Красного моря; иные же рассказывали, что именно Ианний и Иамврий стояли за сотворением золотого тельца и погибли они в числе тех трех тысяч, которые погибли за этот грех (Исх. 32,28); другие еще рассказывали, что, в конце концов Ианний и Иамврий стали прозелитами иудаизма. Из всех этих историй и рассказов очевиден один факт - Ианний и Иамврий стали легендарными фигурами, воплощавшими все то, что противилось предначертаниям Божиим и работе его верных слуг, поставленных руководить Израилем.
У христианского руководителя всегда будет достаточно противников. В числе их всегда будут и такие, у которых извращенные представления о христианской вере и которые хотят обратить людей к своим ошибочным верованиям. Но в одном Павел был убежден - дни лжеучителей сочтены: ложность их учений будет обнаружена перед всеми и они получат заслуженное наказание.
История христианской Церкви учит нас, что ложь не может жить долго. Она может процветать какое-то время, но стоит пролиться на нее свету истины, она засыхает и умирает. Есть только один способ проверить подлинность и ложность учений - "вы узнаете их по плодам их". Лучший способ победить и изгнать фальшь и ложь - жить так, чтобы все ясно видели красоту и милосердие истины. Преодоления ошибок нужно добиваться не искусным доказательством, а демонстрацией на собственной жизни более совершенного образа жизни.
10-13
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|