Сосуды для почетного и для низкого употребления (2 Тим. 2,20.21)
Переход от предыдущего отрывка к настоящему представляет большой интерес. Павел только что дал великую характеристику Церкви, заявив, что она состоит из людей принадлежащих Богу и шествующих путем праведности. На это, однако, вполне могут возразить: как же вы тогда объясняете наличие в Церкви еретиков-пустословов? Как вы объясняете наличие таких как Именей и Филит? На что Павел и отвечает, что в каждом большом доме разная посуда и утварь, не только из драгоценных металлов, но и из простого, неблагородного металла; одни вещи предназначены для парадного, почетного употребления, а другие - для будничного, обычного употребления. Так же и в Церкви. Коль скоро это земная организация людей, она тоже представляет из себя смешение разных типов людей. Коль скоро она состоит из мужчин и из женщин, она представляет из себя человечество в миниатюре. Точно так же, как в мире существуют разные, так и в Церкви существуют разные люди.
Эту практическую истину еще задолго до того высказал Иисус в притче о пшенице и плевелах (Мат. 13,24-30.36-43). Главный смысл притчи в том и заключается, что пшеница и плевелы растут вместе, и на ранних порах так похожи друг на друга, что их просто невозможно различить. Эта же мысль еще раз выражена в притче о неводе (Мат. 13,47-48). Невод собирает рыб всякого рода. В обеих притчах Иисус учит о том, что Церковь неизбежно должна представлять собой разнородную смесь и что человеческое суждение должно быть отложено, но что Божий суд в конечном счете произведет разделение.
Люди, критикующие Церковь за то, что в ней есть и несовершенные люди, могут критиковать ее, потому что Церковь состоит из мужчин и женщин. Нам не дано судить, суд вершит Бог.
Но христианин обязан предохраняться от нечестивого влияния. И если он делает это - вознаграждением ему будут не особая честь и не особые привилегии, а особое служение.
И в этом сама суть христианской веры. Подлинно хороший человек не видит в своей добродетели право на особые почести, его единственное желание - делать как можно больше, ибо это служение и будет для него его главной привилегией. Если он добродетелен, он меньше всего будет стремиться чуждаться своих собратьев и сограждан. Он скорее будет стремиться находиться среди них, даже когда они очень плохие, служа Богу и служа этим людям. Славу свою он будет видеть не в освобождении от служения; он будет видеть ее во все большем служении. Христианин не должен думать о том, достоин ли он почести, а о том - достоин ли он служения.
22-26
Совет христианскому руководителю (2 Тим. 2,22-26)
Этот отрывок - отличный практический совет христианскому руководителю и учителю.
Он должен избегать юношеский похотей, вожделений. Многие комментаторы Библии пытались установить, что же следует понимать под юношескими вожделениями. Сюда относятся не только плотские страсти; сюда относятся также нетерпение, которое не научилось еще "поторапливаться неспешно" и узнать, что слишком большая спешка может принести больше вреда, чем добра; самоуверенность и самонадеянность, ведущие к нетерпеливости и надменности при отстаивании своих мнений и не научившиеся распознавать хорошие стороны во мнениях других людей; страсть к рассуждениям, ведущая к длинным спорам и ничтожным действиям, и готовая рассуждать ночь напролет, довольствуясь в результате лишь кучкой неразрешенных проблем; любовь к новизне, выливающаяся в пренебрежительное отношение к одному, лишь потому, что оно старо и вожделение к другому, лишь потому, что оно ново; недооценивающая значение опыта. Но нужно отметить вот что: ошибки эти - это ошибки идеализма. Собственно свежесть и силы чувств толкает юность на такие ошибки. Такие ошибки следует не сурово осуждать, а сочувственно помочь исправить, ибо в основе каждой из них - какое-нибудь достоинство.
Христианских учитель и руководитель должны держаться правды [у Баркли: праведности], то есть отдавать людям и Богу должное; веры, то есть быть верными и надежными: то и другое есть результат веры в Бога; любви, то есть никогда не желать ничего кроме высшего блага своим собратьям и согражданам, независимо от того, что они причиняют нам, и навсегда забыть горечь и чувство мести; мира, то есть пребывать в отношениях подлинной дружбы с Богом и с людьми. Стремиться ко всему этому они должны вместе со всеми призывающими имя Божие. Христианин никогда не должен стараться жить отдельно от людей и изолированно от них. В христианском братстве должен он искать и находить силу и радости. Как сказал Джон Уэсли: "У человека должны быть друзья, или он должен найти их, потому что еще никто никогда не попадал на небеса одиночкой".
Христианский руководитель и учитель должен уклоняться от глупых и невежественных словесных состязаний, которые являются бичом Церкви. Христианские споры в современной Церкви вдвойне бессмысленны, потому что они редко затрагивают глубокие проблемы жизни, вероучения и веры, и почти всегда касаются незначительных предметов и вопросов. Христианский руководитель позволивший втянуть себя в бессмысленные и нехристианские распри, теряет всякое право оставаться им.
Христианский руководитель должен быть приветливым ко всем даже тогда, когда он должен указывать на совершенные проступки и порицать за них; это следует делать мягко, без всякого желания обидеть и оскорбить. Руководитель должен, далее, быть учителей, способным учить слову Божию; он не просто должен знать истину, но и уметь передать ее другим, и делать это не столько говоря о Христе, сколько своею жизнью показывая Его людям. Он должен быть также незлобивым [у Баркли: терпеливым, снисходительным]; как и Его Господин, если его оскорбят, он не должен оскорблять в ответ, он должен переносить оскорбления и обиды, неуважение и унижения, как принимал и переносил их Иисус. Есть более тяжелые грехи, чем обидчивость, но она причиняет самый большой вред христианской Церкви. Руководитель и учитель должен любовью, а не суровой критикой пробуждать людей к покорности истине.
Последнее предложение написано очень сложным греческим языком, но кажется, Павел выражает надежду, что Бог пробудит раскаяние и стремление к истине в сердцах людей, чтобы запутавшиеся в сетях дьявола могли быть спасены, если души их еще живы, и трудами и служением слуг Божиих приведены были бы в повиновение Его воле. Бог побуждает людей к раскаянию, а христианский руководитель открывает двери Церкви перед раскаявшейся душой. Глава 3
Время ужаса (2 Тим. 3,1)
Раннехристианская Церковь жила под впечатлением, что время истекает и что конец мира близок: христиане ждали, что второе пришествие может произойти в любой момент.
В эти последние времена, говорит он, наступят тяжелые, тяжкие, по выражению Павла, времена. В греческом это халепос. Его обычное значение - трудный, тяжелый, но оно употребляется в разных специфических выражениях, которые и раскрывают его значение в данном контексте. Это слово употреблено в Мат. 8,28 для характеристики двух бесноватых в стране Гергесинской, встретивших Иисуса среди гробниц: они были весьма свирепые. Плутарх употребил это слово в выражении, которое мы бы перевели как страшная, опасная рана. Древние авторы-астрологи употребляли это слово для описания неблагоприятного, угрожающего сочетания небесных тел. В этом слове заключена идея опасности и угрозы. В последние дни настанут времена, которые будут угрожать самому существованию христианской Церкви и добродетели вообще, это будет своего рода последний ужасный штурм зла перед его окончательным поражением.
Иудеи как раз так и представляли себе эти последние ужасные времена, как это представлено здесь. Зло распустится ужасными цветами в эпоху, когда, кажется, поколеблены все моральные основы. В завете Иссахара, книге, написанной в эпоху между Ветхим и Новым Заветом, мы находим такую картину:
"Я знаю, дети мои, что в последние дни Ваши сыновья откажутся от искренности. И предадутся ненасытным желаниям; И, оставив бесхитростность, впадут в злобу; И отрекутся от заповедей Божиих Они предадутся дьяволу И, оставив хлебоношество, Они предадутся своим гнусным порокам Будут рассеяны среди язычников И будут служить своим врагам" (Заповедь Иссахара 6,1.2).
В 2 Вар. мы имеем даже более яркую картину морального хаоса этих последних дней. "И слава будет обращена в стыд, И сила будет унижена в презрение, И честность уничтожена, И красота станет уродством... И зависть поднимется в тех, кто не думал вовсе о себе, И страсти охватят того, кто спокоен, И во многих поднимется гнев, чтобы обидеть многих. И в конце они погибнут вместе с теми" (2 Вар. 27)
В нарисованной картине Павел мыслит в знакомых иудеям выражениях: в конце мира - силы зла должны раскрыться в полной мере.
Нынче мы должны вновь нарисовать эти старые картины, но в современных выражениях. Люди всегда относились к этим картинам всего лишь как к видениям. Мы попросту насилуем и извращаем иудейское и раннехристианское мировоззрение, толкуя эти картины буквально. Но оно включает в себя и отражает непреходящую истину, что однажды должно настать такое завершение, такой конец, когда зло вступит в прямое столкновение с Богом и наступит конечное торжество Бога.
2-5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|