Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кино как средство борьбы с эмоциональным голодом




По нашим наблюдениям, во время длительных походов на подводных лодках кино является высокоэффективным средством в борьбе с сенсорным и эмоциональным голодом. Особой популярностью у подводников пользовались кинокомедии и приключенческие фильмы, особенно цветные. В одном из походов автор вместе с моряками 17 раз посмотрел фильм "Карнавальная ночь". Наши наблюдения полностью совпадают с данными В. Пескова, который пишет: "Фильмы с драматическим содержанием, где много переживаний, много трудностей, не пользуются большим успехом (у полярников.- В. Л.). А фильмы вроде "Укротительница тигров" смотрят с великим удовольствием. Большим успехом пользовались мультипликационные фильмы". Советские космонавты имеют в настоящее время возможность просматривать видеозаписи фильмов во время полетов, а также смотреть телепередачи. Свое предпочтение они отдают кинокомедиям и приключенческим фильмам (например, "Белое солнце пустыни"). Представляют интерес эксперименты Г. М. Зараковского и С. Л. Рысаковой, которые демонстрировали испытуемым во время длительной изоляции различные фильмы. Е. Терещенко записал в своем дневнике: "На следующий день через люк луч киноаппарата проецировал на стенку камеры фильмы ужасов. Две женщины утопили в ванне человека, отвезли его в корзине к реке и бросили в воду. Но ночью мертвец опять оказался в ванне, он поднялся из воды перед потрясенными женщинами и вынул глаза". Если обычно эти фильмы вызывали у зрителей страх или омерзение, то в условиях длительной изоляции они вызывали у испытуемых лишь смех. Столь парадоксальную реакцию исследователи объясняют тем, что действительные трудности эксперимента были для испытуемых несравненно более значимы, чем события, показанные на экране. Это лишний раз говорит о том, как тщательно и разносторонне следует оценивать характер и силу воздействия кино в экстремальных условиях.

Значение литературы, игр и самодеятельности в экстремальных условиях

Во время экспедиции на судне "Мод" Р. Амундсен говорил: "Я знаю только одно занятие, по-видимому, никогда не надоедающее - чтение" 355.

На борту первой орбитальной станции "Салют" была библиотека, книги которой, изготовленные специально, имели как бы спрессованную форму. Г. Т. Добровольский писал в дневнике 22 июня 1971 г.: "Вадим в свободное время носится с томиком то Пушкина, то Лермонтова". В дневнике В. Н. Волкова от 26 июня имеется запись: "Вчера даже решил перед сном почитать "Евгения Онегина" и так увлекся, что протянул после отбоя целый час" 356.

Экспериментальные работы, проводившиеся за рубежом с целью изучения воздействия литературно-художественных произведений на психическое состояние людей в условиях изоляции, показали, что на них благотворно действуют юмористические и сатирические произведения, а также романтические и приключенческие истории.

Г. М. Зараковский и Л. С. Рысакова считают, что художественная литература для "космической библиотеки" должна содержать: остросюжетный, целиком захватывающий внимание читателя детектив; фантастическую повесть, привлекающую оригинальностью научных и технических идей и новизной ситуации, историко-биографический роман, удовлетворяющий стремление человека к познанию нового и вместе с тем дающий пример для подражания; психологический роман или повесть, затрагивающие современные проблемы; наконец, сборник юмористических рассказов. Естественно, что при отборе конкретных произведений в первую очередь должны быть учтены пожелания будущих членов экипажей или экспедиций, готовящихся к работе в экстремальных условиях.

Экипажем космического корабля "Союз-9" впервые были взяты в космос шахматы. 10 июня 1970 г. состоялся шахматный матч "Космос-Земля". Экипаж космического корабля (А. Г. Николаев, В. И. Севастьянов) выступил в этой партии как одна сторона, а генерал-полковник Н. П. Каманин и летчик-космонавт В. Горбатко составили команду "Земля". Во время партии обе стороны были несколько взволнованы. Шахматный турнир космонавты оценили как хороший активный отдых. По мнению специалистов, игра позволила тонизировать работу центральной нервной системы, поскольку являлась деятельностью совершенно иного рода, чем та, которой были заняты космонавты.

П. Д. Астапенко приводит сцену из жизни американских полярников: "На один вечер наша станция ("Литл-Америка".- В. Л.) была превращена в "Монте-Карло" - все свободное от работы население играло в рулетку, кости, карты и тому подобные игры в подготовленном для этой цели клубном помещении, где был учрежден "банк", "стол благотворительности" и, конечно, торговал буфет. "Столом благотворительности" ведал капеллан. Он выдавал безвозмездные ссуды проигравшимся в прах игрокам. Для этого были отпечатаны на ротаторе специальные деньги. Подобного рода развлечения служили отдыхом для большинства зимовщиков, испытывавших потребность отвлечься от монотонной жизни в долгие месяцы полярной ночи" 357.

Потребность в эмоциональной разрядке находит разрешение в концертах самодеятельности, которые нередко организуются людьми, находящимися в экстремальных условиях.

Самодеятельные концерты не раз звучали и в космосе. А астронавты США Ширра и Стаффорд, которые во время полета наигрывали на губных гармошках, даже стали почетными членами Американской федерации музыкантов. В принятом федерацией решении отмечается, что "они вознесли музыку на невиданную до сих пор высоту". Во время полета советских космонавтов С. Иванченко и В. Коваленка на борт орбитальной станции транспортным кораблем была доставлена гитара. Концерты самодеятельности космонавтов могли посмотреть и послушать миллионы телезрителей.

Психологическая поддержка

Совершенно особая роль в борьбе с воздействием психогенных факторов отводится двухсторонней радиосвязи и телевидению.

Вот как описывает влияние радиосвязи на психическое состояние человека американский врач-

астронавт Саймонc, поднявшийся в 1957 г. на воздушном шаре на высоту 30 км и пробывший в стратосфере несколько суток: "В ночные часы тонкая нить радиосвязи с моими друзьями внезапно стала для меня очень важной. Если прежде меня раздражало, что своими неустанными расспросами и требованиями они мешали моим наблюдениям, то теперь я радовался каждой возможности поговорить с ними".

И. Д. Папанин в своем дневнике неоднократно отмечал благотворное влияние радиопереговоров на настроение полярников, зимовавших на льдине: "В семь часов вечера нас вызвали с острова Рудольфа... Было очень хорошо слышно. Нам рассказали, какие статьи и фотографии помещены в газетах, что говорят в Москве по поводу нашей экспедиции. Потом прочитали самые интересные очерки, корреспонденции и статьи. По нашей просьбе прочли страницу мелких информационных заметок из "Правды". Все это новое вызывает у нас бурный восторг, служит темой бесконечных оживленных разговоров. Мы прослушали также граммофонные пластинки, привезенные из Москвы. С волнением снимали наушники. Словно побывали на Земле... Как бы мы ни были заняты своими научными делами, но часто хочется потолковать с друзьями, услышать их голоса. Сразу приобретаешь какую-то бодрость" 358.

Французский исследователь Антарктиды М. Маре пишет: "Наша радиорубка - самое драгоценное, что у нас есть. Ведь благодаря радио мы можем поддерживать постоянную связь с внешним миром, общаться со своими близкими, освобождаться от тяжёлого бремени одиночества... Наши поддерживали нас одобряющими душевными словами. Не будь у нас этой непосредственной связи, жизнь наша стала бы тяжелее, а настроение ухудшилось бы".

Все космонавты отмечают положительное влияние двухсторонней радиосвязи на их настроение во время полета. Г. Т. Береговой рассказывает, что "в те редкие минуты, когда в делах наступало затишье, дружеское слово с Земли или шутка приходились как нельзя более кстати. Работа работой, а эмоциональная связь с Землей летчику-космонавту подчас просто необходима. Что там ни говори, а космические трассы пролегают пока через чертовски пустынную местность" 359.

Хорошо известно благоприятное воздействие на членов экипажей встреч по телевизионному каналу с семьями и близкими людьми. В. Лебедев писал в дневнике: "Послезавтра встреча с семьями по телевидению. Это праздник..." Высоко оценивают космонавты и встречи с артистами, отмечая, что они очень важны в борьбе с монотонней и для поддержания хорошего самочувствия. Положительную роль играет информация о полете, передаваемая по широковещательным программам, которые космонавты могут слушать во время отдыха в полете.

Как уже говорилось, у людей в экстремальных условиях при отсутствии социальных коррекций могут возникать необычные психические состояния. Необходимо отметить, что появление таких состояний, например ярких эйдетических или гипнагогических представлений, может вызывать у человека неправильную их интерпретацию ("У меня галлюцинации, я схожу с ума") и способствовать развитию серьезных психических расстройств. Нередко в этих условиях появляются тревожность, мнительность и т. п.

Необходимость в социальных коррекциях стала особенно актуальной с увеличением длительности космических полетов. Академик О. Г. Газенко рассказывал: "Постепенно я пришел к мысли о том, что во время длительных орбитальных полетов имеет смысл как-то неофициально разговаривать с космонавтами, а хорошо уяснив ситуацию и поняв их точку зрения по поводу каких-то трудностей, помогать ребятам ненавязчивыми, деликатными советами" 360.

Беседы с высоко авторитетными для космонавтов людьми сразу же дали возможность снимать у них напряженность, разрешать многие сомнения и т. д. Вот что пишет об этой форме социальных коррекций В. И. Севастьянов: "Одним из способов положительно воздействовать на экипаж в полете являлись наши неоднократные совершенно неформальные беседы с В. П. Поповым (врач-психолог.- В. Л.) и О. Г. Газенко, в процессе которых, как потом мы поняли, они проводили психологическую подготовку космонавтов. У нас установились с ними дружеские, деловые отношения. Получив четкие, ясные ответы и разъяснения по всем мучившим нас вопросам относительно психических, физиологических и других реакций, возможных в полете, мы намного увереннее чувствовали себя... Возникшее доверие к психологу превращало сеансы связи с ним во время полета в дружеские беседы, краткие, но вселяющие в нас бодрость и уверенность в своих силах контакты" 361.

Конечно, в одной главе не представляется возможным рассмотреть все меры борьбы с неблагоприятным воздействием на человека психогенных факторов. Укажем только, что вопросы регулирования ритма сна и бодрствования решаются биоритмологией, а проблемы сопряжения человека с машиной - инженерной психологией. Применительно к экстремальным условиям все эти проблемы довольно полно представлены в ряде работ автора этой книги.

Заключение

Итак, стержневой проблемой экстремальных условий является адаптация. Психическая переадаптация в экстремальных условиях, дезадаптация и реадаптация к обычным условиям жизни подчиняются закономерному чередованию этапов.

Анализ этапов психической переадаптации, реадаптации и дезадаптации при воздействии психогенных факторов позволил выявить следующее. Независимо от того, предстоит ли человеку пройти испытание нервно-психической устойчивости в условиях сурдокамеры, или выполнить парашютный прыжок, или осуществить полет в космос и т. д.,- во всех случаях четко выделяется "подготовительный этап". На этом этапе человек собирает сведения, позволяющие составить представление об экстремальных условиях, уясняет задачи, которые ему предстоит решать в этих условиях, овладевает профессиональными навыками, "вживается" в ролевые функции, отрабатывает навыки, обеспечивающие совместную операторскую деятельность, и устанавливает систему отношений с другими участниками группы.

Чем ближе по времени человек приближается к барьеру, отделяющему обычные условия жизни от экстремальных ("этап стартового психического напряжения"), и к другому барьеру, который отделяет необычные условия существования от обычных условий жизни ("этап завершающего психического напряжения"), тем сильнее психическая напряженность, выражающаяся в тягостных переживаниях, в субъективном замедлении течения времени, в нарушениях сна и вегетативных изменениях. В числе причин нарастания психической напряженности при приближении к указанным барьерам четко прослеживаются информационная неопределенность, предвидение возможных аварийных ситуаций и умственное проигрывание соответствующих действий при их возникновении.

При преодолении барьера, отделяющего обычные условия жизни от измененных, барьера, отделяющего измененные условия от обычных, возникают положительные эмоциональные переживания (эйфория, гипоманиакальность), сопровождающиеся повышенной двигательной активностью. В появлении этих состояний участвуют как психологические, так и физиологические механизмы. Нами показано, что при преодолении указанных барьеров устраняется информационная неопределенность и человек оказывается избыточно информированным.

На рубеже преодолеваемого психологического барьера человек находится в состоянии психического напряжения, обусловливаемого необходимостью волевым усилием подавлять подкорковые эмоции. Преодоление психологического барьера, особенно сопряженного с угрозой для жизни, влечет за собой состояние эмоционального разрешения, в основе которого лежит снятие тормозящего влияния коры на подкорку и индуцирование в ней возбуждения. При каждом повторном преодолении психологического барьера эмоциональные реакции сглаживаются и стенизируются. Это обусловливается достаточно полной информационной обеспеченностью, уверенностью в материальной части, в средствах спасения и в правильности своих действий при возникновении аварийных ситуаций.

Исследования советских физиологов и психологов показали, что успешная психическая деятельность обеспечивается не отдельными корковыми образованиями и нижележащими подкорковыми структурами, а функциональными объединениями ("функциональными органами", "ансамблями").

На этапах острых психических реакций "входа" и "выхода" при воздействии измененной афферентации возникают дереализационные феномены, сопровождающиеся выраженными эмоциональными реакциями. Нарушается также координация движения. В основе этих нарушений лежит рассогласование функциональных систем психофизиологической организации человека, сложившихся в процессе онтогенеза или длительного пребывания в измененных условиях существования.

Этап острых психических реакций входа сменяется этапом психической переадаптации, критериями которой служит устойчивая система взаимоотношений в изолированной группе. Одной из особенностей этапа психической переадаптации является формирование новых функциональных систем в центральной нервной системе, позволяющих адекватно отражать реальную действительность в необычных условиях жизни. Другой особенностью этого этапа является актуализация необходимых потребностей и выработка защитных механизмов, обеспечивающих реакции на воздействие психогенных факторов. По своим психофизиологическим механизмам этап переадаптации имеет много общего с этапом реадаптации, восстановления процессов отражения, системы отношений и координации движений, адекватных для обычных условий жизни. И чем длительнее срок пребывания в измененных условиях, тем труднее и дольше происходит реадаптация к обычным условиям жизни.

Хотя каждый из рассмотренных нами этапов имеет свою мотивационную обусловленность, он подчинен общей "стратегической" цели конкретной деятельности - выполнить полетное задание, успешно провести экспедицию, поход, плавание или эксперимент. Это соответствует как психологическим теориям (временная перспектива К. Левина; перспективное устремление личности А. С. Макаренко; сверхзадача и сквозное действие К. С. Станиславского), так и психофизиологическим представлениям (рефлекс цели И. П. Павлова; учение об акцепторе действия П. К. Анохина).

При жестком и длительном воздействии психогенных факторов, а также при отсутствии мер профилактики этап психической переадаптации сменяется этапом неустойчивой психической деятельности. На этом этапе появляется ряд необычных психических состояний, характеризуемых эмоциональной лабильностью и нарушениями ритма сна и бодрствования.

При рассмотрении необычных психических состояний возникает вопрос: относятся ли они к психологической норме или же к патологии? Ответ на этот вопрос кажется простым лишь на первый взгляд. Так, если мы попытаемся оценить всевозможные необычные состояния, возникающие на этапах переадаптации, дезадаптации и реадаптации, пользуясь критериями психологической нормы, достаточно полно разработанными Г. К. Ушаковым 362, то неизбежно придем к выводу, что имеем дело с психопатологией. Однако одно дело, например, оценить необычные психические состояния в условиях сенсорной депривации у добровольца-испытуемого как развившиеся галлюцинации, что довольно часто имеет место в зарубежных исследованиях, и совершенно иное, когда такая же оценка дается необычным психическим состояниям летчика-космонавта при испытании нервно-психической устойчивости в сурдокамере или во время полета. Вот почему проблема психической нормологии столь актуальна для измененных условий существования и нуждается в обсуждении при подведении итогов книги.

Как было нами показано, сразу же при вхождении человека в измененные условия существования и при возвращении в обычные условия жизни происходит "ломка" функциональных систем психофизиологической организации, сложившихся в онтогенезе или при длительном пребывании в измененных условиях. Эта ломка сопровождается появлением необычных психических состояний, нарушениях познавательных процессов, эмоционального регулирования и двигательной деятельности. С нашей точки зрения, необычные психические состояния и нарушения следует рассматривать как закономерные кризисные реакции в границах психологической нормы, причем эти реакции должны учитываться при освоении измененных условий существования.

Необычные психические состояния, возникающие на этапах психической переадаптации и реадаптации (эйдетизм, экстериоризационные реакции, аутизация, психологическая открытость и др.), мы также относим к нормальным компенсаторным, защитным психофизиологическим механизмам, характерным для измененных условий существования. "Психическая норма", являющаяся в медицине синонимом "здоровья", укладывается между верхней и нижней границами, в пределах которых могут происходить различные сдвиги, не влекущие за собой качественного изменения в морфологической структуре, физиологическом и психологическом состоянии человека. При работе регуляторных механизмов на пределе адаптационного оптимума на этапе неустойчивой психической деятельности возникают необычные психические феномены, которые, оставаясь в границах психологической нормы, в то же время расцениваются нами как препатологические.

Потребность в разграничении нормальных по своей сути необычных психических состояний, возникающих в процессе адаптации личности, но напоминающих по своей феноменологической картине симптомы и синдромы неврозов и психозов, нашла свое отражение у психиатра прошлого века Крафта-Эбинга в характерном и емком понятии: "аналогия помешательства". Это - состояния, которые возникают, когда ребенок или "простой человек, дитя природы" попадает в непривычные условия. В целях дифференцирования психопатологических состояний от непатологических в измененных условиях нами (О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев) был предложен термин "псевдопсихопатологические состояния" для обозначения необычных психических феноменов, появляющихся на границе между нормой и патологией.

Необычные психические состояния отграничиваются от патологии, во-первых, выраженной "понятностью" связи с окружающей средой. Примечательно, что еще Крафт-Эбинг, сравнивая психопатологические нарушения с психологическими состояниями, трактуемыми им как аналогии помешательства, особенно подчеркивал мотивированность этих последних феноменов. "По внешнему виду помешанный может ничем не отличаться от умственно здорового человека,- писал он,- и только когда мы вникнем в источник и мотивирование психических процессов у того и другого, мы будем в состоянии решать, имеем ли перед собой психически больного или здорового" 363. Психологически понятные связи свидетельствуют о сохранности личности, а не являются непосредственным выражением психопатологического процесса, формирующего синдром. Во-вторых, псевдопсихопатологические реакции отличаются от патологии кратковременностью. В-третьих, по отношению к ним, как правило, сохраняется критичность, возникают сомнения в их реальности. В-четвертых, если человек во время нахождения в необычных условиях существования был убежден в реальности какого-либо представления, то после попадания в обычные условия жизни он легко отказывается от него, следуя логическому объяснению окружающих.

Большинство выделенных нами в экспериментах необычных психических состояний у здоровых людей, с одной стороны, были рассмотрены как модели симптомов и синдромов, развивающихся при нервно-психических заболеваниях. Нарушения восприятия пространства и собственного "я" при воздействии измененной афферентации моделируют дереализационные и деперсонализационные синдромы, известные в психопатологии. Эйдетические представления являются моделью зрительных и слуховых галлюцинаций, гипнагогические представления- гипнагогических галлюцинаций. Интерпретационные феномены моделируют бред, а доминантные идеи соответствуют сверхценным идеям. Экстериоризационные реакции (создание собеседника) в условиях одиночества были рассмотрены нами как своеобразные модели синдромов раздвоения личности. Отсутствие обратной связи при операторской деятельности в условиях информационных ограничений создает модель невроза, развивающегося в системе человек - машина. Пониженное настроение, сменяющееся гипоманиакальностью, в экспериментах по сенсорной и информационной депривации моделирует синдроматику при циркулярном психозе. С другой стороны, необычные психические состояния, возникающие на этапе неустойчивой деятельности, позволяют раскрыть особенности протекания психических процессов на границе между психической нормой и психопатологией.

Автор выражает надежду, что предпринятое им исследование окажется полезным для дальнейшего изучения особенностей психики человека, находящегося в необычных условиях. Поскольку рассматриваемые проблемы заслуживают внимания не только профессионалов, но и широкого круга людей, интересующихся психологией, автор стремился придать повествованию яркую, увлекательную форму. Насколько это удалось - судить читателю.

Примечания
1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. C. 51-52.
2 Водопьянов М. В. Полярный летчик. М., 1969. C. 335.
3 См.: Бэрд Р. Снова в Антарктике. Л., 1937. С. 129.
4 Николаев А. Г. Космос - дорога без конца М., 1974. С. 109.
5 Там же.
6 Сифр М. В безднах Земли. М., 1982. С. 65.
7 Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1951. С. 186.
8 См.: Панин Л. Е., Соколов В. Я. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск, 1981.
9 См.: Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978.
10 См.: Знание - сила. 1980. № 7. C. 39.
11 Бэрд Р. Снова в Антарктике. C. 150, 162.
12 Корсаков С. С. Избранные произведения Л. 1954 C. 552.
13 Леонов А. А., Лебедев В И. Психологические проблемы межпланетного полета. М, 1975. С. 224.
14 Севастьянов В. И. Дневник над облаками. М., 1977. С. 26.
15 Канаки В. Г. Любимая Арктика. М., 1974. С. 60.
16 Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полета. С. 199-200.
17 Береговой Г. Т. Угол атаки. М., 1971. С. 198
18 См.: Горбов Ф. Д., Лебедев В. И. Психоневрологические проблемы труда операторов. М., 1975.
19 Винер Н. Творец и робот. М., 1966. С. 81.
20 Северский А. И. Лечение и предупреждение неврозов у летного состава. М., 1965. С. 7-8.
21 См.; Киколов А. И. Умственно-эмоциональное напряжение за пультом управления. М., 1967
22 Бишоп Э. Таити-Нуи. Л., 1966.
23 Николаев А. Г. Встретимся на орбите. М., 1966.
24 Губарев А. Притяжение невесомости. М., 1982. С. 73-74.
25 Сифр М. Один в глубинах Земли. М., 1966. С 184.
26 Бэрд Р. Над Южным полюсом. Л., 1935. С. 259.
27 Кутузов П. Антарктический дневник. М., 1973. С. 50, 120, 135.
28 Фигнер В. Когда часы жизни остановились / Полн. собр. соч. В 7 т. М, 1932. Т. 2. Ч. 2. С. 20.
29 Дзержинский Ф. Э. Из дневника. М, 1939. С. 60.
30 См.: Хананашвили М. М. Информационные неврозы. Л., 1978.
31 Виллис В. На плоту через океан. М., 1959 С. 123.
32 Бомбар А. За бортом по своей воле. М., 1958. С. 122.
33 Биллинг Г. Один в Антарктиде. Л., 1969. С. 68.
34 Сифр С. Один в глубинах Земли. С. 250.
35 Гернет М. Н. История царской тюрьмы. М., 1951. Т. 2. С. 118-119.
36 Там же. С. 440.
37 Цит. по: Давидович Д. С. Эрнст Тельман. М., 1971. С. 289.
38 Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 2. С. 391.
39 Подвиг штурмана В. И. Альбанова. М., 1954. С. 125.
40 Федоров Е. К. Полярные дневники. Л., 1982. С, 61.
41 Вилле Г. Г. В плену белого магнита. Л., 1965. С. 107.
42 Хейердал Т. Путешествие на "Кон-Тики". М., 1972. С 35
43 Знание - сила. 1980. № 7. С. 39.
44 Бэрд Р. Над Южным полюсом. С. 42.
45 Нобиле У. Красная палатка. Воспоминания о снеге и огне. М, 1975. С. 136.
46 Нобиле У. Красная палатка. Воспоминания о снеге и огне. М., 1975. С. 175.
47 Знание - сила. 1980. № 7. С. 39.
48 Эта точка зрения нашла отражение в кн.: Гагарин Ю. А., Лебедев В. И. Психология и космос. М., 1968.
49 Волков В. Н. Шагаем в небо. М., 1973. С. 108.
50 Покорители космоса - о жизни, о Земле, о Вселенной // Техника - молодежи. 1980. № 1. С. 17.
51 Психологические проблемы космических полетов. М., 1979. С. 36.
53 Лебедев В. Дневник космонавта // Наука и жизнь. 1985. № 3. С. 66-67.
53 Там же. С. 75.
54 Береговой Г. Т. и др. Безопасность космических полетов. М., 1977. С. 3.
55 Хрунов Е. В. Покорение невесомости. М., 1976. С. 147
57 Знание - сила. 1979. № 7. С. 19.
58 Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. С. 19.
59 Записки императорского географического общества. 1882. № 8. С. 260.
60 Шаталов В. А. Трудные дороги космоса. М., 1978.
C. 76.
61 Комсомольская правда. 1975. 27 мая.
62 Психологические проблемы космических полетов С. 33.
63 140 суток в космосе. М., 1978 С. 76
64 Лит. газ. 1980. 1 января. С. 13.
65 Шонин Г. С. Самые первые. М., 1976, С. 58.
66 Граве П. С., Шнейдман М. Р. Адаптивные системы. Рига, 1972. Т. 1. С. 130
67 См.: Грегори Р. Л. Глаз и мозг. М., 1970. С. 176.
68 См.: Кребер Г. Ищи в двух мирах. М., 1970.
69 См.: Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
70 Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. С. 399.
71 Толстой Л. Н. Собр. соч. В 22 т. М., 1983. Т. 16, Публицистические произведения. С. 117.
72 См.: Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М, 1950. Т. 1; 1959. Т. 2.
73 См.: Тимофеев Н. Н. Методические основы работы по профилактике нервно-психических заболеваний. М., 1965.
74 См.: Белкин А. И. Формирование личности при смене пола // Психология личности (тексты). М., 1982.
75 См.: Стенько Ю. М. Психология моряка. М., 1981.
76 См.: Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978, и др.
77 Кладо Н. Военно-морские очерки и заметки // Морской
сборник. 1902. № 8. С. 49.
78 Цит. по: Платонов К. К. К истории отечественной авиационной психологии. М., 1981. С. 67.
79 Галлай М. Л. Через невидимые барьеры. Испытано в небе. М., 1965. С. 32.
80 Шаталов В. А. Трудные дороги космоса. С. 129.
81 Психологические проблемы космических полетов. С. 35.
82 Шаталов В. А. Трудные дороги космоса. С. 129, 130.
83 Гагарин Ю.А., Лебедев В. И. Психология и космос. М., 1981. С. 93.
84 Психологические проблемы космических полетов. М., 1979. С. 35.
85 Волков В. Н. Шагаем в небо, С. 156
86 См.: Мясищев В. Н. Личность и неврозы. М., 1960.
87 Папанин И. Д. Жизнь на льдине. М., 1966, С. 80.
88 Лебедев В. Дневник космонавта // Наука и жизнь, 1984. № 8. С. 46.
89 См.: Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полета. М, 1975.
90 См.: Смуул Ю. Ледовая книга. Антарктический дневник. М., 1968.
91 См.: Борискин В, В., Слевич С. Б. Человек в Антарктиде. М., 1968.
92 См.: Федоров Е. К. Полярные дневники. С. 132
93 140 суток в космосе. С. 45
94 140 суток в космосе. С. 45.
95 Астапенко П. Д. Путешествие за тридевять земель. Л.. 1962. С. 88.
96 Сенкевич Ю. На "Ра" через Атлантику. М., 1973. С. 3.
97 См.: Борискин В. В., Слевич С. Б. Человек в Антарктиде. С. 37.
98 См. там же.
99 См.: Борискин В. В., Слевич С. Б. Человек в Антарктиде. С. 37.
100 Береговой Г. Т., Завалова И. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М., 1978. С. 29.
101 См.: Бриджмен У. Один в бескрайнем небе М., 1959. С. 5-6.
102 Галлай М. Л. Через невидимые барьеры. Испытано в небе. С. 38.
103 Филипченко А. В. Надежная орбита. М., 1978. С. 55.
104 Филипченко А. В. Надежная орбита. С. 55.
105 Фурманов Д. М. Чапаев. М., 1977. С. 69.
106 Береговой Г. Т. Угол атаки. С. 186.
107 Шонин Г. С. Самые первые. С. 71.
108 Титов Г. 700 000 километров в космосе М., 1961. С. 97.
109 Береговой Г. Т. Угол атаки. С. 189-190.
110 Хрунов Е. В. Покорение невесомости. С. 59.
111 Шаталов В. А. Трудные дороги космоса. С. 65.
112 Павлов И. П. Полн. собр. соч. М.-Л., 1951. Т. 4.
С. 432.
113 Николаев А. Г. Встретимся на орбите. С. 62.
114 Гримак Л. П. Психологическая подготовка парашютиста. М. 1966. С. 39.
115 См.: Романюк В. Г. Заметки парашютиста-испытателя. М, 1953. С. 15-16.
116 Циолковский К. Э. Путь к звездам. М., 1961. С. 167.
117 Хрунов Е. В. Покорение невесомости. С. 111.
118 См.: Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические особенности деятельности космонавтов. М., 1971. С. 152.
119 Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 264.
120 Цит. по: Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические особенности деятельности космонавтов. С. 155.
121 Авиация и космонавтика. 1971. № 4. С. 31.
122 Цит. по: Наенко Н. И. Психическая напряженность. М., 1976. С. 32.
123 Шаталов В. А. Трудные дороги космоса. С. 65.
124 Шаталов В. А. Трудные дороги космоса. С. 144.
125 Психологические проблемы космических полетов.
C. 29.
126 Лит. газ. 1980. 1 января. С. 13.
127 Хрунов Е. В. Покорение невесомости. С. 101.
128 Шаталов В. А. Трудные дороги космоса. С. 162
129 Афферентация (от лат. afferens, afferentis)-приток в центральную нервную систему возбуждений от органов чувств.
130 Рецептор (от лат. recipere - получать) - концевые образования нервных волокон, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды организма и преобразующие энергию раздражителей в возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему.
131 Анализатор (от греч. analysis - разложение, расчленение) - анатомо-физиологическая система у человека и животных, осуществляющая восприятие и анализ раздражений, поступающих из внешней и внутренней среды; к анализаторам относятся все органы чувств.
132 Тактильный (лат. tactilis) - осязательный.
133 Четверо на орбите. М., 1969. С. 132.
134 Шонин Г. С. Самые первые. С. 112.
135 Декомпрессия (лат. de-приставка, обозначающая снижение, удаление и compressio - сжатие) - болезненное состояние, возникающее при быстром переходе из среды с более высоким давлением в среду с более низким давлением.
136 Покровский А. Спасибо "Интеркосмосу" // Правда. 1981. 24 мая.
137 См.; Дерябин В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность. Л., 1980.
138 Проприоцептивный, по Шеррингтону, "ощущающий самого себя".
139 Павловские клинические среды. М.-Л., 1957. Т. 3. С. 103.
140 Сенсорная депривация (от лат. sensus - чувство, ощущение и англ. deprivation - потеря, лишение) - изоляция, одиночество, "чувственный голод" связанные с существенным ограничением или полным прекращением притока в центральную нервную систему раздражений от органов чувств.
141 Корсаков С. С. Курс психиатрии. М., 1901. С. 83.
142 Шорохова Е. В. Проблема "Я" и самосознание // Проблемы сознания. М, 1960. С. 222.
143 См.: Меграбян А. А. Общая психопатология. М., 1972.
144 Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. С. 391.
145 Севастьянов В. И. Дневник над облаками. С. 36.
146 Хрунов Е. В. Покорение невесомости. С. 90.
147 Психологические проблемы космических полетов. С. 31.
148 Севастьянов В. И. Дневник над облаками. С. 37, 38
149 Там же. С. 8.
150 Циолковский К. Э. Труды по ракетной технике. М., 1947. С. 71.
151 Лебедев В. Дневник космонавта // Наука и жизнь. 1984. № 5. С. 84.
152 Николаев А. Г. Космос - дорога без конца. С. 103.
153 Лебедев В. Дневник космонавта // Наука и жизнь. 1985. № 1.С. 27.
154 Четверо на орбите. С. 132.
155 Психологические проблемы космических полетов. С. 30.
156 Береговой Г. Т. Угол атаки. С. 218.
157 Цит. по: Гагарин Ю. А., Лебедев В. И. Психология и космос. С. 63.
158 Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические особенности деятельности космонавтов. С. 99-100.
159 Гагарин Ю. А., Лебедев В. И. Психология и космос. С.6.
160 Гляциология (от лат. glacies - лед и греч. logos - учение) - наука о происхождении и свойствах ледников, ледниковых щитов, ледникового и снежного покрова.
161 Севастьянов В. И. Дневник над облаками. С. 27.
162 Леонтьев А. Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Вопросы психологии. 1966. № 12. С. 53.
163 Бегоунек Ф. Трагедия в ледовом океане. М., 1962. С. 194
164 Севастьянов В. И. Дневник над облаками. С. 23
165 Миндлин Э. Необыкновенные собеседники. М., 1979.
С. 333-334.
166 См.: Комсомольская правда, 1966. 8 июля.
167 Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 161.
168 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 55.
169 Экстериоризация (от лат. exterior - наружный, внешний) - порождение внешних действий на основе преобразования внутренних структур психической деятельности человека.
170 Павловские среды. Т. 2. С. 414.
171 Выготский Л. С. Мышление и речь. М.-Л., 1934. С. 14.
172 Филипченко А. В. Надежная орбита, М., 1978. С. 59.
173 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. С. 87.
174 Береговой Г. Т. Угол атаки. С. 6,
175 Физиология нервной системы. М., 1952. Вып. I. С. 199.
176 Песков В. Штрихи антарктического быта // Наука и жизнь. 1967. № 3. С. 88.
177 Маре М. Семеро среди пингвинов. Л., 1963. С. 86.
178 Кутузов П. С. Антарктический дневник. С. 88.
179 Николаев А. Г. Космос - дорога без конца. С. 109.
180 См.: Терещенко Е. 500 вахт, или Испытание одиночеством // 3нание -сила. 1968. № 5. С. 13.
181 Божко А. Н. Год в "Звездолете". М., 1975. С. 54.
182 Сифр М. В безднах Земли. С. 158.
183 Береговой Г. Т. Угол атаки. С. 204.
184 Севастьянов В. И. Дневник над облаками. С. 19-20
185 Губарев В. Два месяца на орбите // Правда. 1983, 27 августа.
186 Божко А. Н. Год в "Звездолете". С. 49.
187 См.: Губарев В. Пять месяцев в полете // Правда. 1982. 13 октября.
188 См.: Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978.
189 Эйдетизм (от греч. eidos - образ) - разновидность памяти, способность долгое время сохранять яркие образы предметов
190 Сифр М. Один в глубинах Земли. С. 115.
191 Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1955. Т. 8. С. 71.
192 Цит. по: Вейн А.М., Каменецкая В. И. Память человека. М., 1973. С. 102-103.
193 Цит. по: Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. С. 175.
194 Песков В. Зимовка // Комсомольская правда. 1983. 10 июня.
195 Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. С. 381.
196 Божко А. Н. Год в "Звездолете". С. 129.
197 Человек в длительном космическом полете. М., 1974. С. 276.
198 Лебедев В. Дневник космонавта // Наука и жизнь. 1984. № 5. С. 77; 1984. № 6. С. 69; 1985. № 3. С. 69, 71.
199 Психологические проблемы космических полетов. С. 35.
200 Лебедев В. Дневник космонавта // Наука и жизнь. 1984, № 6. С. 68.
201 Хауэлз В. Курс - одиночество. М., 1969. С. 118.
202 См.: Яздовский В. И. и др. Первые космические полеты человека. М, 1962.
203 Ретикулярная формация (от лат. reticulum - сеточка и formatio - образование, вид) - совокупность сетчатовидных структур в центральных отделах головного мозга, регулирующих уровень возбудимости и тонуса ниже- и вышележащих отделов центральной нервной системы, включая кору больших полушарий.
204 Волков В. Н. Шагаем в небо. С. 137-138.
205 См.: Уиллис У. Возраст не помеха. Л., 19S9, С. 187.
206 Терещенко Е. 500 вахт, или Испытание одиночеством // 3нание - сила. 1968. № 5, С. 10.
207 Кузнецов О. Н. и др. Психоневрологические нарушения при экс<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...