И. Кант как основоположник немецкой классической философии. Теория познания И. Канта
Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант. Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для науки и философии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. С 70-х годов начинается критический период деятельности Канта (работы «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума»). Он переходит на позиции философского дуализма и на основе критического анализа познавательных способностей человека разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, которую он придает постановке и решению следующих вопросов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Ответ на последний вопрос – главный и его решение приведет к решению всех других вопросов. Теория познания. Кант осуществляет «коперниканский переворот» в философии, в «Критике чистого разума», что не наши представления сообразуются с познаваемым миром, а мир сообразуется с нашими представлениями. Это означает, что человек всегда смотрит на мир сквозь призму своих субъективных состояний и законов мышления. Главная задача философии - разработка вопроса о границах познавательных возможностей человека. Анализируя процесс познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, мир «вещей в себе», который является источником наших ощущений. Так же существует мир явлений (природа) - это мир, который мы видим, воспринимаем, в котором мы живём и действуем. Природа не обладает независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещи в себе» на органы чувств и представляет собой совокупность человеческих представлений. Мир явлений, создаваемых человеком совершенно не похож на мир «вещей в себе». Человек имеет дело лишь с миром явлений, значит, мир «вещей в себе» абсолютно не познаваем. Все, что человек знает, относится лишь к миру явлений (его собственным представлениям).
И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа: чувственное познание (характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени, образуя предмет чувственности, мир явлений); область рассудка (рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия); разум (способен руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. В отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта, которые выражают стремление разума к постижению «вещей в себе», разум здесь бессилен: как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него».
Этика Канта. В «Критике практического разума» - основном этическое произведении, непосредственном продолжение Критики чистого разума - Кант излагает теорию этики. В основе этики, лежит не стремление к счастью, а стремление быть достойным счастья. Этика. Мораль – по Канту – самая бытийственная основа человеческого существования, то что делает человека человеком. Она ниоткуда не выводима, а является единственным оправданием разумного устройства мира. Мораль носит характер императивности, т.е. всеобщности и обязательности требований. Человек не в состоянии проникнуть в мир «вещей в себе». В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля. И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе, ибо всё это ей не доступно. Единственно, что может проникнуть в мир «вещей в себе», в состоянии оторваться от наблюдаемого мира явлений и заглянуть в потусторонний мир - это религия. Это осуществляется посредством выполнения долга, который Кант отождествляет с категорическим императивом. Основным атрибутом долга становится бескорыстность. В сочинении Кант проводит параллели между своим пониманием долга и нравственным чувством британских философов, однако замечает, что долг не может быть чувством, ибо предшествует опыту. Долг является именно императивом для свободной воли (общезначимым повелением). Долг исходит из самоценности поступка.
Читайте также: A) Классической школы. Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|