Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И. Кант как основоположник немецкой классической философии. Теория познания И. Канта




Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант. Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для науки и философии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. С 70-х годов начинается критический период деятельности Канта (работы «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума»). Он переходит на позиции философского дуализма и на основе критического анализа познавательных способностей человека разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, которую он придает постановке и решению следующих вопросов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Ответ на последний вопрос – главный и его решение приведет к решению всех других вопросов.

Теория познания. Кант осуществляет «коперниканский переворот» в философии, в «Критике чистого разума», что не наши представления сообразуются с познаваемым миром, а мир сообразуется с нашими представлениями. Это означает, что человек всегда смотрит на мир сквозь призму своих субъективных состояний и законов мышления. Главная задача философии - разработка вопроса о границах познавательных возможностей человека. Анализируя процесс познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, мир «вещей в себе», который является источником наших ощущений. Так же существует мир явлений (природа) - это мир, который мы видим, воспринимаем, в котором мы живём и действуем. Природа не обладает независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещи в себе» на органы чувств и представляет собой совокупность человеческих представлений. Мир явлений, создаваемых человеком совершенно не похож на мир «вещей в себе». Человек имеет дело лишь с миром явлений, значит, мир «вещей в себе» абсолютно не познаваем. Все, что человек знает, относится лишь к миру явлений (его собственным представлениям).

И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа: чувственное познание (характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени, образуя предмет чувственности, мир явлений); область рассудка (рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия); разум (способен руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. В отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта, которые выражают стремление разума к постижению «вещей в себе», разум здесь бессилен: как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него».

 

Этика Канта.

В «Критике практического разума» - основном этическое произведении, непосредственном продолжение Критики чистого разума - Кант излагает теорию этики. В основе этики, лежит не стремление к счастью, а стремление быть достойным счастья. Этика. Мораль – по Канту – самая бытийственная основа человеческого существования, то что делает человека человеком. Она ниоткуда не выводима, а является единственным оправданием разумного устройства мира. Мораль носит характер императивности, т.е. всеобщности и обязательности требований. Человек не в состоянии проникнуть в мир «вещей в себе». В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля. И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе, ибо всё это ей не доступно. Единственно, что может проникнуть в мир «вещей в себе», в состоянии оторваться от наблюдаемого мира явлений и заглянуть в потусторонний мир - это религия. Это осуществляется посредством выполнения долга, который Кант отождествляет с категорическим императивом. Основным атрибутом долга становится бескорыстность. В сочинении Кант проводит параллели между своим пониманием долга и нравственным чувством британских философов, однако замечает, что долг не может быть чувством, ибо предшествует опыту. Долг является именно императивом для свободной воли (общезначимым повелением). Долг исходит из самоценности поступка.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...