Позитивизм как философское учение, его основные формы.
ПОЗИТИВИЗМ - философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Фазы формирования и развития:
ü «первый» («классический») позитивизм,
ü «второй» позитивизм (эмпириокритицизм),
ü «третий» позитивизм (неопозитивизм)
Основатель - Огюст Конт сформулировал основные принципы научного познания: принцип относительности научного, фактического знания; принцип накопления и обобщения научных фактов посредством их классификации. Научные факты включают в себя данные наблюдения, эксперимента, измерения; рационально реконструированные скрытые причины явлений; законы, понимаемые как устойчивые факты природы и их взаимосвязи. Научное знание - знание о человеке и обществе (социология), появление которого трактовалось как закономерный итог исторической эволюции человечества. Позитивное знание, будучи связанным с чувственным восприятием, всегда относительно, ибо само восприятие выступает как временная последовательность явлений и их пространственная координация.
Современное научное знание должно, по О. Конту, должно быть классифицировано:
1) Историческое - предполагает, что отдельные науки должны быть расположены в классификации в соответствии с временной последовательностью их возникновения, начиная с наиболее древних и заканчивая новейшими.
2) Логическое - исходит из того, что в начале классификации располагаются наиболее абстрактные отрасли знания; а далее - более конкретные.
3) В качестве третьего основания выступает сложность предмета. Науки располагаются по нарастанию сложности.
4) Связь с практикой образует особое основание классификации. В начале классификации выступают науки, наименее других связанные с практикой, в конце - отрасли знания, максимально связанные с практической деятельностью человека. В итоге классификация наук О. Конта включает в себя: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Принципы построения системы научного знания, логика научного исследования, его методы в совокупности и составляют, по О. Конту, позитивную философию, выступающую в качестве теории науки.
Этапы:
1)«Классический» позитивизм. Представители: Конт, Литтре, Вырубов, Спенсер. Развитие шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистических, субъективно-идеалистических тенденций: развивается агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки.
2)ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ ("махизм") — по имени его основоположника и виднейшего австрийского физика и философа Э. Маха. Аналогичные идеи были практически одновременно выдвинуты швейцарским философом Р. Авенариусом. Мир - совокупность ощущений, к нему неприложимы философские категории (материя, дух, причинность и др.). Трактуя познание как средство биологического приспособления к среде, эмпириокритицизм требовал от него только простоты и целесообразности (принцип "экономии мышления"). Основа учения - теория «экономии мышления», которая коренится в изначальной биологической потребности организма в самосохранении. Мах критичен и в отношении понятия субстанции, проблемы отношения субстанции и ее свойств. Настаивая на необходимости определения понятий через наблюдаемые данные, он выделяет «элементы», непосредственно данные чувственному познанию и потому находящиеся в основе познавательной деятельности человека. И субъект, и объект выступают лишь как условные наименования комплексов деятельности элементов (ощущений).
3) НЕОПОЗИТИВИЗМ возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки, - роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Исходный пункт рассуждений неопозитивистов заключается в отрицании возможности философии как теоретического знания, обращающегося к решению мировоззренческих проблем, выполняющего в культуре специфические функции, недоступные конкретно-научному знанию. Философия не является доктриной или учением. Она не может быть сведена также к функции систематизации конкретно-научного знания, как это пытался делать классический позитивизм. Задача философии в неопозитивистском понимании - разработка методов анализа знания. Этот анализ оказывается возможным через обследование научных содержаний в их выраженности в языке.
Читайте также:
II. Получение, отправление и подготовка договоров
б) даосизм как онтологическое учение, его наивно-диалектический характер.
Взаимоотношения позитивизма и натурализма
Гуманизм и его исторические формы. Права, свободы и обязанности человека, их понимание в истории философии
Движение и его формы.
Дидактика как наука об обучении и образовании: предмет, цель. Основные категории дидактики: обучение, образование, преподавание, учение.
Занятие 2.1. Философское понимание мира: бытие и материя как фундаментальные философские категории.
Индетерминизм – это учение, отрицающее объективность причинной связи.
Исторические формы позитивизма.
Л поручение, задание
Воспользуйтесь поиском по сайту: