Основные идеи философии К.Маркса
В основе марксистской философии (диалектического материализма) лежат представления о том, что материя первична по отношению к сознанию, следовательно, все существующее - проявление материи или ее свойств (принцип материального единства мира) и о развитии реальности (принцип развития). В отличие от идеалистической диалектики материалистическая диалектика утверждает развитие самого материального мира. На определенной его ступени формируется человек, обладающий сознанием. Человек познает материальный мир - бесконечный в его связях и отношениях и бесконечно развивающийся. Поэтому процесс познания оказывается бесконечным. При этом мир полностью познаваем. Основа познания и критерий истины - материально-практическая деятельность людей. Особое значение имеет разработка Марксом и Энгельсом исторического материализма. В соответствии с этой концепцией, общественное бытие (материальная сторона общественной жизни -материальное производство), определяет общественное сознание (духовную сторону общественной жизни: совокупность взглядов, теорий, норм, идеалов, существующих в обществе). С другой стороны, общественное сознание отражает общественное бытие, соответствует ему и вместе с тем влияет на него. Анализируя процесс развития материального производства в ходе истории, Маркс выделил сменяющие друг друга способы производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. В структуре способа производства различал элементы: производительные силы (средства производства и люди участвующие в производстве); производственные отношения (отношения, объективно складывающиеся между людьми в процессе производства: производство, обмен, распределение).
Социальная жизнь не сводится к материальному производству. Поэтому, Маркс ввел понятие общественно-экономической формации - определенные типы общества, определенные ступени его развития как целостного социального организма. Каждый способ производства связан с соответствующей формацией. В структуре общественно-экономической формации Маркс выделил базис (является первичным и определяет надстройку) и надстройку. К их числу относятся государство, партии. Развитие общества (смену способов производства и соответствующих ОЭФ) объяснил с помощью закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Поскольку производительные силы развиваются непрерывно, они обгоняют состояние производственных отношений, которые препятствуют развитию производительных сил, что создает экономические условия для социальных революций. История - естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Она подчиняется объективным законам, существующим независимо от сознания людей, но реализующихся через их деятельность. Движущей силой развития общества в марксизме считается борьба классов. Важная особенность марксистского учения - ориентация не только на решение чисто философских, теоретических проблем, но и на определение путей практического преобразования общественной жизни. Это преобразование связывалось с реализацией интересов пролетариата и всех трудящихся слоев населения. В таком контексте Маркс разработал концепцию перехода от капитализма к коммунизму путем социалистической революции с последующим установлением диктатуры пролетариата.
Читайте также: А. Гегель и преемники его философии. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|