Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Используемые автомобильным транспортом




Материально-техническое обеспечение (МТО) автомобильного транспорта, являющееся важным элементом системы технической эксплуатации (см. прило­жение 1), предназначено для обеспечения автопредприятий подвижным составом, агрегатами, запасными частями, автомобильными шинами, аккумуляторами и эксплуатационными материалами. Правильная организация МТО и наличие на АТП необходимых запасных частей и материалов обеспечивают стабильность производственного процесса, позволяют поддерживать автомобили в технически исправном состоянии и сокращать продолжительность ремонта.

Подвижной состав. В настоящее время в стране выпускается около 150 мо­делей автомобильной техники (грузовые и легковые автомобили, автобусы, специализированные автомобили, прицепы и полуприцепы) различных марок: ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ, "Урал", ЛиАЗ, ПАЗ, УАЗ, ВАЗ, "Москвич" и др. Кроме того, АТП широко используют подвижной состав, выпускающийся в других странах: МАЗ, КрАЗ, БелАЗ, "Татра", "Икарус", "Шкода", "Мерседес-Бенц", "Вольво", "Форд", "Сааб", БМВ, "Опель", "Рено", "Ниссан" и др. Автомобильный парк страны превышает 30 млн ед. и укомплектован отечественными и зарубежными автотран­спортными средствами (АТС) всех существующих категорий (табл. 19.1).

АТП укомплектованы обычно несколькими типами и моделями автомобилей, и число их в отдельных случаях достигает 10 и более. Своевременный заказ, получение и доставка на АТП новой автомобильной техники - одна из функций материально-технического обеспечения.

Запасные части. Запасные части - это механические детали и узлы, детали и узлы топливной аппаратуры, электрооборудования и приборов, подшипники ка­чения, изделия из стекла, резины, асбеста, войлока и текстиля, пробки, пластмассы, картона и бумаги. На их долю приходится около 70% номенклатуры изделий и материалов, используемых автомобильным транспортом. В целом по парку но­менклатура запасных частей для грузовых, специализированных автомобилей и ав­тобусов насчитывает около 200 тыс., а для легковых автомобилей - более 150 тыс. наименований.

Номенклатура запасных частей по каждой модели автомобиля содержит до 1,5 тыс. наименований, и любая из них может понадобиться на АТП в любой мо­мент времени. Это существенно осложняет МТО, особенно если АТП располагает несколькими моделями автомобилей. Поэтому определение потребности и рацио­нальных объемов хранения запасных частей, их заказ, своевременное получение и правильное хранение являются основной и наиболее сложной задачей МТО.

 

 

Автомобильные шины и аккумуляторы. Эти виды технических изделий не входят в номенклатуру автомобильных запасных частей, и поэтому их учитывают отдельно. В стране выпускается около сотни моделей различных шин и камер для легковых и грузовых автомобилей, автобусов и прицепов. Еще больше шин самых разных типов и размеров, в том числе пригодных для отечественных автомобилей, поступает на рынок запасных частей и материалов из-за рубежа. Номенклатура используемых на автомобилях аккумуляторных батарей отечественного и ино­странного производства насчитывает около 100 наименований.

Топливносмазочные материалы. Имеющийся парк автомобилей использует около 100 наименований отечественных ТСМ.

Выпускаются бензины А-72, А-76, АИ-91, АИ-93, АИ-95 (ГОСТ 2084-77) и А-80, А-92, А-96, АИ-98 (ТУ 38.001165-97). Производятся также четыре мар­ки неэтилированного бензина повышенного качества (ГОСТ 51105-97) и шесть марок "городского" бензина с улучшенными экологическими характеристиками (ТУ 38.401-58-171-96 и ТУ 38.301-25-41-97). Выпускаются три основные марки (Л, 3, А) дизельного топлива по ГОСТ 305-82, экологически чистое дизельное топливо трех марок (ДЛЭЧ-В, ДЛЭЧ, ДЗЭЧ) по ТУ 38.1011348-89, зимнее топливо с депрессорными присадками (ДЗп-15/-25, ДАп-35/-45) по ТУ 38.401-58-36-92, экспорт­ное топливо ДЛЭ и ДЗЭ по ТУ 38.401-58-110-94; пять марок газообразного топ­лива; моторные масла более 25 марок (М-8-Г2, М-8-В, М-10-Г2, М-12-Б2, М-Г2К, М-63/12-Г] и др.); трансмиссионные масла более 10 марок (ТМ-2-18, ТМ-3-9, ТМ-5-9, ТМ-3-18, ТМ-5-18 и др.); пластичные смазки более 10 марок (солидол С, смазка 1-13, Консталин-1, Литол-24, Фиол-2М, ЦИАТИМ-221, ШТРУС-4, Зимол), масла для гидравлических систем более 10 наименований (МГ-15-В, МГ-22-Б, МГ-10-Б, МГ-32-А и др.), масла А, Р и МТТ для гидромеханических передач.

Технические жидкости. Общее их число насчитывает более 20 наименований. В зависимости от назначения они подразделяются на охлаждающие (антифризы марок ОЖ-6, ОЖ-40 и ОЖ-60, тосолы А-40 и А-65М), тормозные (БСК, "Нева", "Томь", "Роса" и др.), амортизаторные (ГРЖ-12, АЖ-12Т, МГП-12) и пусковые (Холод-Д40, НИИАТ ПЖ-25, "Арктика").

Лакокрасочные материалы. Для поддержания надлежащего внешнего вида автомобилей и защиты металлических поверхностей от коррозии применяются лакокрасочные материалы (лаки, краски, грунтовки, шпатлевки, растворители и т.д.), насчитывающие более сотни отечественных наименований. Еще больше та­ких материалов поступает на рынок из-за рубежа.

Технологическое оборудование. Уборочно-моечное, подъемно-транспортное и подъемно-осмотровое, смазочно-заправочное, диагностическое, ремонтное и дру­гое оборудование, а также специальный инструмент, применяемый при проведении ТО и ремонта подвижного состава, - более 200 наименований.

Прочие материалы. Перечень материалов, которые используются для удов­летворения хозяйственных нужд АТП, также достаточно велик. Среди них: ме­таллы (прутки круглые и шестигранные, листовая сталь, проволока, швеллеры, двутавры и уголки различных размеров, свинец, олово, медь, припой, стальные и латунные трубки и т.п.); режущий и мерительный инструмент (сверла, плашки, метчики, напильники, резцы, фрезы, развертки, цековки, штангенциркули, микро­метры, линейки, индикаторы и др.); электротехнические устройства и материалы (провода, электродвигатели, трансформаторы, пускатели, предохранители, щиты распределительные, лампы электрические и т.д.); химикаты (растворители и крас­ки общего назначения, серная и соляная кислоты, клеи, олифа, шампуни техничес­кие, полировочная паста и т.д.); ремонтно-строительные материалы (доски, фанера, цемент, алебастр, кирпич и т.д.); спецодежда для рабочих.

Таким образом, на предприятиях автомобильного транспорта применяет­ся несколько десятков тысяч наименований разнообразных изделий и материа­лов. Работникам МТО необходимо заблаговременно определить потребность в них, в нужном количестве заказать, вовремя получить и рационально исполь­зовать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...