Экологическая безопасность автотранспортного комплекса
Растущий автомобильный парк оказь!вает все большее влияние на загрязнение окружающей среды. В мире автомобили ежегодно потребляют 2,1 млрд т топлива и выбрасывают в атмосферу около 700 млн т вредных веществ, в том числе 420 млн т СО, 170 млн т СН, 60 млн т NOx, 17 млн т сажи и 0,6 млн т свинца (в среднем 1,3 т выбросов на один среднестатистический автомобиль в год). В результате доля автомобильного транспорта в общем загрязнении атмосферы в развитых странах достигла 45-50%. В России доля автомобильного транспорта в загрязнении окружающей среды достигла 40%, в том числе в городах 50-60%, в мегаполисах 85-90%. Под вредным воздействием автотранспортного комплекса (АТК) на окружающую среду понимается ее негативное изменение в результате попадания в атмосферный воздух, воду, почву токсичных компонентов отработавших газов (ОГ), продуктов изнашивания деталей, дорожного полотна, отходов производственно-эксплуатационной деятельности, образующихся при движении, в процессе погру-зочно-разгрузочных работ, заправке, мойке, хранении, техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Под экологической безопасностью понимается такое воздействие АТК и его подсистем на окружающую среду, население и персонал, которое находится в пределах официально установленных допустимых норм. В 1991 г. в России был принят закон "Об охране окружающей природной среды", устанавливающий правила регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы, сохранения естественной среды обитания, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной деятельности, оздоровления окружающей среды. В соответствии с ним в регионах и отраслях, в том числе и на автомобильном транспорте, разрабатываются и реализуются целевые программы снижения вредных выбросов в атмосферу, на почву и в водный бассейн.
Размеры и состав загрязнений окружающей среды зависят от ряда взаимосвязанных факторов, которые изменяются во времени и в пространстве и имеют разный уровень управляемости (рис. 26.1). Их совокупность можно разделить на две группы: управляемые главным образом на уровне вышестоящей системы (государство, регион, город) и управляемые на уровне предприятий АТК и владельцев транспортных средств.
К первой группе факторов относятся: • размер, структура автомобильного парка; условия и организация транспортного процесса; • технический уровень и качество применяемого подвижного состава, качество используемых топлив, масел и эксплуатационных материалов; • протяженность и состояние улично-дорожной сети и организация дорожного движения;
• уровень развития инфраструктуры автомобильного транспорта и производственно-технической базы предприятий АТК; • нормативно-правовое и ресурсное обеспечение, регулирование экологической безопасности АТК; • федеральная и региональные системы контроля технического состояния парка, уровня экологической безопасности автомобилей и автотранспортных предприятий; • квалификация и уровень экологического образования специалистов и руководителей предприятий АТК. Вторая группа факторов включает: • комплектование АТП автомобилями с улучшенными экологическими показателями; • оснащение автомобилей парка техническими устройствами, снижающими токсичность ОГ; • управление возрастной структурой парков (см. гл. 4); • качественное и своевременное выполнение рекомендаций системы ТО и ремонта автомобилей (см. гл. 7); • применение топлив, масел и других эксплуатационных материалов с улучшенными экологическими показателями;
• применение рациональной организации технологических процессов ТО и ТР с использованием современного технологического оборудования; • повышение эффективности использования подвижного состава на линии; • совершенствование нормирования и учета расхода топлив, масел, эксплуатационных материалов; • применение прогрессивных методов безгаражного хранения и пуска автомобилей; • совершенствование процессов заправки, хранения и транспортирования топлив и масел; • очистка сточных вод, сбор и утилизация отходов производства; • повышение квалификации персонала. Соотношение загрязнений, образующихся в процессе движения автомобилей и от ПТБ предприятий АТК (выбросы, сбросы, промышленные отходы), а также вклад в них отдельных типов автомобилей и предприятий, представлены на рис. 26.2. Аналогичные данные получены в других странах. Например, в Финляндии при движении на легковые автомобили приходится 77% массовых выбросов; в США -67%, а на грузовые и автобусы - 33%, в том числе на бензиновые малой гру-
зоподъемности и вместимости - 22%, бензиновые средней и большой грузоподъемности - 4%, дизельные грузовые и автобусы - 7%. Совершенствование технической эксплуатации автомобилей является одним из важных направлений, обеспечивающих снижение вредных выбросов и повышение экологической безопасности АТК. Вклад ТЭА в решение данной задачи оценивается в 20-25% и состоит, во-первых, в обеспечении и поддержании технического состояния автомобилей и их агрегатов, которое в основном определяет величину вредных выбросов; во-вторых, в сокращении загрязнения среды в процессе хранения, заправки, технического обслуживания и ремонта автомобилей; в-третьих, в экономном расходовании ресурсов (топлива, масла, электроэнергия, вода, запасные части, шины, аккумуляторы, технические жидкости и др.); в-четвертых, в сокращении, сборе и утилизации промышленных отходов и вторичном их использовании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|