Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологическая безопасность автотранспортного комплекса




Растущий автомобильный парк оказь!вает все большее влияние на загрязнение окружающей среды. В мире автомобили ежегодно потребляют 2,1 млрд т топлива и выбрасывают в атмосферу около 700 млн т вредных веществ, в том числе 420 млн т СО, 170 млн т СН, 60 млн т NOx, 17 млн т сажи и 0,6 млн т свинца (в среднем 1,3 т выбросов на один среднестатистический автомобиль в год). В ре­зультате доля автомобильного транспорта в общем загрязнении атмосферы в раз­витых странах достигла 45-50%.

В России доля автомобильного транспорта в загрязнении окружающей среды достигла 40%, в том числе в городах 50-60%, в мегаполисах 85-90%.

Под вредным воздействием автотранспортного комплекса (АТК) на окружаю­щую среду понимается ее негативное изменение в результате попадания в ат­мосферный воздух, воду, почву токсичных компонентов отработавших газов (ОГ), продуктов изнашивания деталей, дорожного полотна, отходов производственно-эксплуатационной деятельности, образующихся при движении, в процессе погру-зочно-разгрузочных работ, заправке, мойке, хранении, техническом обслуживании и ремонте автомобилей.

Под экологической безопасностью понимается такое воздействие АТК и его подсистем на окружающую среду, население и персонал, которое находится в пре­делах официально установленных допустимых норм.

В 1991 г. в России был принят закон "Об охране окружающей природной среды", устанавливающий правила регулирования отношений в сфере взаимодей­ствия общества и природы, сохранения естественной среды обитания, предотвра­щения экологически вредного воздействия хозяйственной деятельности, оздоров­ления окружающей среды. В соответствии с ним в регионах и отраслях, в том числе и на автомобильном транспорте, разрабатываются и реализуются целевые про­граммы снижения вредных выбросов в атмосферу, на почву и в водный бассейн.

Размеры и состав загрязнений окружающей среды зависят от ряда взаимо­связанных факторов, которые изменяются во времени и в пространстве и имеют разный уровень управляемости (рис. 26.1). Их совокупность можно разделить на две группы: управляемые главным образом на уровне вышестоящей системы (го­сударство, регион, город) и управляемые на уровне предприятий АТК и владельцев транспортных средств.

 

К первой группе факторов относятся:

• размер, структура автомобильного парка; условия и организация транспорт­ного процесса;

• технический уровень и качество применяемого подвижного состава, качество используемых топлив, масел и эксплуатационных материалов;

• протяженность и состояние улично-дорожной сети и организация дорожного движения;

 

 

• уровень развития инфраструктуры автомобильного транспорта и производст­венно-технической базы предприятий АТК;

• нормативно-правовое и ресурсное обеспечение, регулирование экологической безопасности АТК;

• федеральная и региональные системы контроля технического состояния парка, уровня экологической безопасности автомобилей и автотранспортных предприятий;

• квалификация и уровень экологического образования специалистов и руководителей предприятий АТК.

Вторая группа факторов включает:

• комплектование АТП автомобилями с улучшенными экологическими показателями;

• оснащение автомобилей парка техническими устройствами, снижающими токсичность ОГ;

• управление возрастной структурой парков (см. гл. 4);

• качественное и своевременное выполнение рекомендаций системы ТО и ре­монта автомобилей (см. гл. 7);

• применение топлив, масел и других эксплуатационных материалов с улуч­шенными экологическими показателями;

• применение рациональной организации технологических процессов ТО и ТР с использованием современного технологического оборудования;

• повышение эффективности использования подвижного состава на линии;

• совершенствование нормирования и учета расхода топлив, масел, эксплуата­ционных материалов;

• применение прогрессивных методов безгаражного хранения и пуска авто­мобилей;

• совершенствование процессов заправки, хранения и транспортирования топ­лив и масел;

• очистка сточных вод, сбор и утилизация отходов производства;

• повышение квалификации персонала.

Соотношение загрязнений, образующихся в процессе движения автомобилей и от ПТБ предприятий АТК (выбросы, сбросы, промышленные отходы), а также вклад в них отдельных типов автомобилей и предприятий, представлены на рис. 26.2.

Аналогичные данные получены в других странах. Например, в Финляндии при движении на легковые автомобили приходится 77% массовых выбросов; в США -67%, а на грузовые и автобусы - 33%, в том числе на бензиновые малой гру-

 

зоподъемности и вместимости - 22%, бензиновые средней и большой грузо­подъемности - 4%, дизельные грузовые и автобусы - 7%.

Совершенствование технической эксплуатации автомобилей является одним из важных направлений, обеспечивающих снижение вредных выбросов и повышение экологической безопасности АТК. Вклад ТЭА в решение данной задачи оцени­вается в 20-25% и состоит, во-первых, в обеспечении и поддержании технического состояния автомобилей и их агрегатов, которое в основном определяет величину вредных выбросов; во-вторых, в сокращении загрязнения среды в процессе хра­нения, заправки, технического обслуживания и ремонта автомобилей; в-третьих, в экономном расходовании ресурсов (топлива, масла, электроэнергия, вода, запасные части, шины, аккумуляторы, технические жидкости и др.); в-четвертых, в сокра­щении, сборе и утилизации промышленных отходов и вторичном их использовании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...