Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации детей к ДОУ




ГЛАВА 1 Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Адаптация: понятие, теории, виды.

Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации детей к ДОУ

Проблема адаптации детей к дошкольным учреждениям стала актуальна с прошлого века, в конце 40-х-начале 50-х годов. Большой научный вклад по теме адаптации детей внесла Н. М. Аксарина. Она одна из первых обратила внимание на проблему адаптации детей к дошкольным учреждениям. Н.М.Аксарина является автором книги: «Воспитание и развитие детей раннего возраста» (1977). Но не только Аксарина занималась вопросами адаптации детей в раннем возрасте. Этими вопросами занимались и известные психологи: Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович. Исследования по проблеме адаптации детей к дошкольным учреждениям проводятся и в настоящее время. Также проблемой адаптации занимались такие известные личности как Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и другие.

Основными объективными показателями окончания периода адаптации являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка, соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела. Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трех месяцев) и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния. Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную прибавку массы тела, если сохраняется у ребенка пониженный эмоциональный тонус.

1.2 Формы адаптации

I. Отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции проявляются почти у каждого ребенка по отношению к новому коллективу. Они проявляются по-разному: от едва заметных до депрессии. В депрессивном состоянии ребенок может отказываться от еды, питья, игр, общения с окружающими людьми. Потом может начать метаться по группе, плакать, звать маму. Проходит некоторое время, и ребенок замолкает и сидит на месте. Это может повторяться по нескольку раз в день.

II. Страх является частым спутником отрицательных эмоций. Ребёнок боится, что родители оставили его навсегда и не вернуться. Часто именно мы провоцируем его страх. Страх является источником стресса ребёнка.

III. Гнев. Нередко на фоне стресса у детей появляется гнев, который выходит наружу. Ребёнок становится агрессивным по отношению к окружающим.

IV. Положительные эмоции являются противоположностью всех отрицательных эмоций. Они появляются после завершения процесса адаптации. Проявлением положительных эмоций является улыбка, смех.

V. Социальные контакты. Уже в три года малыш любит контактировать с людьми, при этом они сами выбирают с кем контактировать. Коммуникабельность ребенка – важный элемент для успешного завершения адаптационного процесса. Но в первые дни пребывания в дошкольном учреждении у некоторых малышей пропадает желание идти на контакт с окружающими. Дети становятся замкнутыми, боятся незнакомых людей, сидят отдельно, ни с кем не играют. Однако, вскоре на смену этой "бесконтактности" приходит "компромиссная контактность". Малыш начинает проявлять инициативу, вступать контакт со взрослыми людьми. Эта инициатива зачастую носит мнимый характер. Она нужна ребенку для того, чтобы найти выход из сложившегося положения. После определённого времени ребёнок налаживает нужные контакты в группе. Это является важным шагом на пути к завершению процесса адаптации ребенка.

VI. Познавательная деятельность. Как и все положительные эмоции, познавательная деятельность, снижается фоне стрессов. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. По этой причине малыш, впервые придя в детский сад, очень часто не интересуется игрушками и не хочет играть с другими детьми. Однако как только активность стресса станет минимальной, а для этого нужно разбудить в ребенке ''Почемучку '', ребенок вновь станет играть и проявлять ко всему интерес.

VII. Социальные навыки. Из-за стресса ребенок может измениться настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые освоил дома и умело ими пользовался. Может показаться, что ребенок ничего не умеет, из-за этого другие дети начинают смеяться над ним. Но, когда ребенок адаптируется к новым условиям, он все вспоминает, при этом осваивает новые навыки и умело ими пользуется.

VIII. Особенности речи. У малышей зачастую на фоне стресса изменяется речь. Словарный запас ребенка становиться меньше. Но в процессе адаптации словарный запас малыша станет больше, очень важно заниматься с ним.

IX. Двигательная активность. Во время адаптации к новым условиям очень редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или очень активен.

X. Сон. Вначале адаптации сон отсутствует совсем. Но по мере привыкания к детскому саду малыш начинает засыпать. Но сон, трудно назвать настоящим сном. Ребенок часто просыпается. Во время сна все время крутиться, складывается ощущение, что малышу сняться кошмары. Но в процессе адаптации ребенок начнет крепко спать.

XI. Аппетит. Аппетит у ребенка зависит от условий адаптации, если они неблагоприятны, то ребенок не будет кушать, может сложиться впечатление, что малыш устроил настоящую голодовку. От стресса малыш начнет терять вес, но, когда он уже адаптируется к новым условиям, то аппетит появиться, малыш наберет потерянный вес.

Учёные Э. Торидайк и В. Штерн доказали, с помощью многочисленных условий, что важным элементам в адаптации малыша к новым условиям является подготовка в семье ребенка к этому ответственному периоду.

Р. Калинина (Загуглить и указать кто она, педагог или психолог) различает три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода

- легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Все без изменений;

- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно – психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

- тяжелая адаптация: характеризуется, в - первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.

Р.Калинина пишет о том, что адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями [17, с. 42]:

Упрямство (причины):

- перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;

- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;

- привычная форма поведения избалованного ребенка;

- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

- отсутствие уважения взрослых к ребенку;

- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;

- недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;

- утомление от однообразной деятельности.

Лживость (причины):

- болезнь, страх наказания;

- желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

Лень (причины):

- неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия;

- воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.

Основными причинами тяжелой адаптации к условиям УДО являются [29; 71]:

отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,

наличие у ребенка своеобразных привычек,

неумение занять себя игрушкой,

отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,

отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

К основным критериям адаптации ребенка к условиям УДО относятся:

поведенческие реакции;

уровень нервно - психического развития;

заболеваемость и течение болезни;

главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес)

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени, и зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. В оптимизации процесса адаптации одна из главных ролей главная роль принадлежит педагогам и психологам детского сада. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

 

Адаптация: понятие

В широком смысле слово адаптация понимается как приспособление к окружающим условиям (Психологический словарь. Под. общ. ред. А.В. Петровского и А.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 11). При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других» (Психологический словарь. Под. общ. ред. А.В. Петровского и А.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 13). Практически, все сказанное может быть отнесено и к брачно-семейной адаптации.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс) [17, с.35]. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и быстро выполнять новые требования). С приходом в садик у ребенка начинается новый этап в его жизни.

В своих исследованиях С.Л. Арефьев (адаптация психолога на промышленном предприятии), В.И. Ковалев, Н.А. Сырникова (адаптация рабочих), С.Л. Добрынина (адаптация молодых переселенцев за рубежом), В.И. Замкин (адаптация персонала к измененной системе труда), С.В. Овдей (адаптация учителя) придерживались точки зрения на адаптацию личности как систему, включающую все уровни адаптации человека: от биологического до социального.

Адаптация – понятие неоднозначное. Так, И. Калайков (1984) рассматривает социальную адаптацию как «форму социального движения», включает в число ее компонентов производительные силы, сознание, познание, формирование потребностей воспроизводства жизни и продолжение рода, сводя ее роль к тому, что она, «…с одной стороны, формирует собственную природу человека, а с другой – создает социальную среду, все то, что объединяет в понятие социальная действительность». Здесь речь идет не просто о социальной адаптации как специфическом способе деятельности человека и его взаимодействии с социальной средой в рамках определенных границ начального периода процесса их взаимодействия, а, скорее, об адаптивности как методологическом инструменте анализа любой формы социальной деятельности.

В психологии предложены различные определения адаптации, которые требуют специального рассмотрения.

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г.Айзенка и его последователей. Причем в работах этих авторов дастся, во-первых, общее определение адаптации, а затем, уже в свете данного определения, предлагается определение социальной адаптации.

Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как сос­тояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и тре­бования среды — с другой полностью удовлетворены. Это состоя­ние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Адаптация как процесс, согласно Р.Хэнки, принимает форму измене­ния среды и изменения в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются био­логическими.

Большинством учёных признается факт связи и взаимовлияния между процессами адаптации и социализации. Воззрения ученых на сущность данных процессов можно разграничить по нескольким направлениям.

Так, Ю.В. Ган (1982), И.С. Кон (1987), И.А. Милославова (1974) рассматривают адаптацию как элемент социализации, ее начальный этап. Отметим, что вышеназванная трактовка соотношения процессов адаптации и социализации зачастую базируется на понимании социализации как процесса усвоения социального опыта индивидом и включение его в систему общественных отношений в ходе осуществления индивидом специфических форм деятельности. Так, И.А. Милославова, давая характеристику социальной адаптации, пишет, что это «один из механизмов социализации, позволяющий личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения» [14. С.5]. Вышеназванная точка зрения правомерна при условии отсутствия разночтений в понимании общих элементов понятий в качестве механизмов процесса социализации. Например: первая фаза – приспособление индивида к среде (социальная адаптация); вторая фаза – процесс включения социальных норм, ценностей во внутренний мир человека (интериоризация).

Другая группа авторов, среди которых В.Г. Бочарова (1993), Т.Шибутани (1998), заявляют об отсутствии принципиальных различий между процессом адаптации и процессом социализации, подразумевая при этом, что в основе данных явлений лежит процесс накопления индивидом разнообразных навыков, а Т. Шибутани также говорит о социализации как о протекающем в течение всей жизни процессе адаптации к новым условиям.

Третья группа ученых трактует адаптацию как понятие более широкое, нежели социализация. Такая трактовка свойственна ученым, понимающим адаптацию как сущность человеческой жизни, при этом обуславливается адаптация с помощью биологической и социальной программ наследования. Такой точки зрения придерживается З.Фрейд, предполагавший, что социальное становление человека по большому счету завершается к 5-6 годам, преодолев данный возрастной рубеж, человек приспосабливается к условиям социума на базе биологических механизмов адаптации.

Расхождения во взглядах ученых обусловлены неоднозначностью и сложностью рассматриваемых явлений. Проведенный нами анализ вышеназванных понятий позволяет заявить о некорректности сравнения их отдельных сторон и представлением этих отдельных сторон как основополагающих.

Социализация рассматривается как «процесс становления личности, как общественного существа, в ходе которого складываются многообразные связи личности с обществом, усваиваются ориентации, ценности, нормы, происходит развитие личностных свойств, приобретается социальный опыт, накопленный человечеством за весь период развития» [12]. Адаптация понимается как «…процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды» [3. С.5]. Основными различиями адаптации и социализации являются: различные функциональные обязанности, различия процессов по глубине воздействия на человека и по их продолжительности во времени. Кроме того, социализация происходит за счет приобретения индивидом социального опыта общества в целом, а адаптация – за счет усвоения опыта конкретной социальной общности.

Теории, виды адаптации

.1 Проблема социально - психологической адаптации в современной психологии

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей.

Адаптацию (adjustment) они определяют двояко:

а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой;

б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается[28;84].

Социальную адаптацию бихевиористы понимают как «процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре» [28;89]. В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей. В бихевиористском определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида.

"Социальная адаптация" используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия, т. е. отсутствия переживания конфликта со средой.

Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л.Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутри психическими, так и средовыми факторами. Определение "эффективной адаптации личности", даваемое интеракционистами, содержит такие элементы, которые в бихевиористском определении отсутствуют. Такое название интеракционисты дают той разновидности адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества. Согласно Л.Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:

а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом;

б) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление [28;91].

Представители интеракционистского направления социальной психологии проводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Так, например, Т.Шибутани пишет: "Каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации (adaptation). В отличие от понятия "приспособление" (adjustment), которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений "[33;163].

Бихевиористы для всех случаев используют термин "приспособление" (adjustment), что является выражением их биологизаторского подхода к психической активности человека. Подход интеракционистов, как он представлен в книге Шибутани, указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Здесь просматривается идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям.

Психоаналитическая концепция адаптации специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном, хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах З.Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации рассмотрены Анной Фрейд.

Как психоаналитик, Г. Гартманн признает большое значение конфликтов в развитии личности. Но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Он считает возможным ввести термин "свободная от конфликтов сфера Я" (conflict-free ego sphere) для обозначения той совокупности функций, которая в каждую данную минуту оказывает воздействие на сферу психических конфликтов. Отмечая недостаточность знаний об этой сфере, Г. Гартманн включает сюда такие явления, как страх перед реальностью, защитные процессы в той мере, в которой они приводят к "нормальному" развитию, сопротивление, вклад защитных процессов в перемещение (displacement) целей инстинктивных влечений и др.

Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.

Г. Гартманн и другие психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса. Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности [28;94].

Писхоаналитики большое значение придают социальной адаптации личности. Г. Гартманн отмечает, что задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Человек не только участвует в жизни общества, но и активно создает те условия, к которым должен адаптироваться. Все в большей степени свою среду человек создает сам. Структура общества, процесс разделения труда и место человека в обществе в совокупности определяют возможности адаптации, а также (частично) и развитие Я. Структурой общества, частично с помощью обучения и воспитания, определяется, какие формы поведения с большей вероятностью обеспечат адаптацию. Г. Гартманн вводит понятие "социальная уступчивость" для обозначения того явления, когда социальная среда как бы исправляет нарушения адаптации таким образом, что неприемлемые в одних социальных условиях формы поведения становятся приемлемыми в других. Возможности удовлетворения потребностей и развития, предоставляемые обществом взрослым и детям, различны и оказывают неодинаковое влияние на них. Социальная уступчивость проявляется в первую очередь в отношении к детям.

Исходя из этого, Г. Гартманн считает процесс адаптации человека многослойным, причем представление об уровне адаптации лежит в основе концепции здоровья человека.

В целом психоаналитическая теория адаптации человека является в настоящее время самой разработанной. Психоаналитики создали широкую систему понятий и открыли ряд процессов, с помощью которых человек адаптируется к социальной среде. Однако в целом психоаналитическая теория адаптации носит печать биологизаторских тенденций психоанализа, она опирается на фрейдовские представления о структуре психики, ее инстанциях (Оно, Я, Сверх-Я) и их взаимодействиях[28; 98].

Так, например, Ф. Б. Березин считает, что человеческое общество является не просто адаптивной (наподобие биологических), а адаптивно-адаптирующей системой, поскольку человеческая деятельность имеет преобразовательную природу [5; 65].

По мнению А. Налчаджяна, выработка полноценного научного определения социально-психической адаптации личности возможна только на основе идеи онтогенетической социализации. Определение этого понятия должно отражать реальный и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально-психической зрелости. Онтогенетическую социализацию можно определить как «такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение»[28;83]. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутри психических процессов.

Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как «такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же - это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности» [28; 85].

Помимо собственно адаптации различают девиантную и патологическую адаптацию. Понятие «девиантная адаптация» объединяет в себе способы адаптации личности, обеспечивающие удовлетворение ее потребностей неприемлемым для группы путем. Различают две формы девиантной адаптации - не конформистскую и новаторскую. Не конформистская девиантная адаптация нередко приводит к конфликтам с группой, новаторская (творческая) девиантная адаптация сопровождается созданием новых способов разрешения проблемных ситуаций. Патологическая адаптация - это процесс, который осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию невротических и психотических синдромов[5; 113].

Наряду с различными формами адаптации существует явление дезидаптации. Дезадаптацией называется «процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностным и внутри личностными конфликтами» [5; 117]. Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения в профессиональной (учебной) деятельности и в межличностной сфере, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (агрессия, депрессия, аутизм, тревожность и др.).

По продолжительности влияния на личность различают временную, устойчивую, ситуативную и общую устойчивую дезадаптированность личности. Временная адаптация связана с включением в новую ситуацию, в которой необходимо адаптироваться (поступление в школу, на работу и др.). Устойчивая ситуативная дезадаптированность связана с невозможностью найти приемлемые способы адаптации в специфических условиях при решении. Общая устойчивая адаптированность - это состояние стабильной неприспособленности личности, активизирующее защитные механизмы [5; 119].

Причинами возникновения состояния дезадаптированности являются:

) пережитые экстремальные ситуации;

) неблагополучное включение в новую социальную ситуацию или нарушение устоявшихся взаимоотношений в группе.

Состояние дезадаптированности может сопровождаться отклонениями в поведении личности; тогда возникают конфликты, не имеющие явной причины, неадекватные реакции, отказ от выполнения предписаний, по отношению к которым ранее не возникало противодействия. Такого рода предписания обозначаются терминами «социальная норма» и «социальная ценность». Социальные нормы и ценности являются регуляторами социального поведения людей. Социальная норма - это модель должного, общезначимое правило поведения, установленное социальными группами и обществом.

Ненормативное поведение называют отклоняющимся, или девиантным (от лат. deviatio - отклонение, уклонение). А. Реан дает следующее определение: «Отклоняющееся поведение - форма дезорганизации поведения индивида или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества» [31; 29]. Подобное поведение регулируется системой норм, не принятой данной группой. «Положительная девиация» коррелирует с творческими способностями и стремлением к их реализации. «Отрицательная девиация» выражается в таких формах поведения, как ложь, обман, грубость, бездействие, агрессивность и др.

Успешность и скорость адаптации не одинаковы у разных людей. В этом смысле принято говорить о степени социальной адаптированности или дезадаптированности индивида. Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социуму будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы, значимость и компетентность ее членов, их социальное положение, жесткость и единообразие предъявляемых требований, численность группы, характер деятельности ее членов. К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, компетентности человека, его самооценка, степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей, а также пол, возраст и некоторые типологические особенности.

Таким образом, проблема социально - психологической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, разрабатываемую представителями различных направлений психологии.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л.Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами [4, с.31].

Адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:

а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом;

б) в более специфичном смысле адаптации не сводится просто к принятию социальных норм; она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность при­ давать событиям желательное для себя направление.

Основными признаками эффективной адаптированности согласно интеракционистам, являются следующие:

а) адаптированность в сфере «внеличностной» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства;

б) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаютсяинтимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.

Интеракционисты проводят различия между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Т.Шибутани пишет: «Итак, каждая личность ха­рактеризуется комбинацией приёмов, позволяющих справляться с затрудне­ниями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. В отли­чие от понятия «приспособления», которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуации, адаптация относится более стабильным решениям - хорошо организованным способом справляться с типическими проблемами, к приемам которые кристаллизуют­ся путем последовательного ряда приспособлений.

Психоаналитическая концепция адаптации личности была разработана немецким психоаналитиком Г.Гартманом. Он считает, что только пси­хоанализ не может разрешить проблему адаптации, т.к. последняя является также предметом биологии и социологии. Адаптации, согласно Г.Гартману, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу адаптации. Г.Гартман и другие психоаналитики проводят различия между адаптации, как процессом и адаптированностью, как результатом этого процесса. В процессе адаптации активно изменяются как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

В целом психоаналитическая теория адаптации человека носит печать биологизаторских тенденций психоанализа: «психическое является существенной частью биологического».

(Загуглить и кратко написать представителей и суть бихевиористского подхода к адаптации)

Бихевиористская, интеракционистская и особенно психоаналитическая интерпретация психической адаптации содержит много полезных идей, удач­ных формулировок проблем, и указания путей дальнейших эмпирических и теоретических исследований. Однако, приведенные определения только час­тично отражают существенные особенности социально-психической адап­тации личности.

На основе анализа и обобщения литературных данных можно предложить нижеследующую, наиболее общую классификацию раз­новидностей социально-психической адаптации личности: нормаль­ная адаптации, девиантная или конформистская адаптация, патологическая адаптация.

Нормальная адаптация. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патоло­гических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. В результате нормальной адаптации, если берется только отрезок жизненного пути личности, ограниченный данным адаптивным процессом, ни в структуре личности, ни в той группе, в деятельности которой она участвует, не происходит существен­ных, т. е. приводящих к возникновению качественных новообразо­ваний, изменений

Девиантная адаптация. Девиантными или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение пот­ребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального про­цесса не оправдываются

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...