Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ряд обстоятельств, которые важны для теории социально-психической адаптации личности.




Первым из них является то, что в процессе патологической адаптации используются такие защитные механизмы, которые выносят поведение личности за пределы нормальной адаптации, становятся неадекватными ответами на возникающие проблемные ситуации. Если, например, ситуация не представляет для личности серьезной объективной угрозы, но она, несмотря на это, воспринимает и истолковывает ее в качестве угрожающей и фрустрирующей и переживает тревогу, то и ее ответы принимают характер гипер­трофированных и защитных (насыщенных неадекватно сильной агрессивностью, глубокой и порой необратимой возрастной регрес­сией и т. п.).

Второе обстоятельство, как заметил еще Г.С.Салливен, заключается в том, что каждому виду неврозов и психозов свой­ственны свои характерные защитные механизмы. Патологизироваться могут все защитно-адаптивные механизмы и их комплексы

Согласно А.А.Началждяну, существует три основные разновидности социально-психологической адаптиро­ванности личности: а) временная ситуативная адаптированность, которая легко может перейти в состояние временной ситуативной дезадаптированное как вследствие внутрипсихических измене­ний (например, актуализации новых потребностей или установок), так и изменений определенных аспектов ситуации; б) устойчивая ситуативная адаптированность, т. с. надежная долговременная адаптированность только в определенных типичных, повторяющихся ситуациях, в которых личность стремиться быть как можно чаще; в) общая адаптированность, которая, конечно, никогда не бывает полной. Она может рассматриваться как потенциальная способность адаптироваться в широком спектре типичных социальных ситуаций, которые чаще всего соз­даются в данной общественной среде в данное историческое время [28, с.19].

 

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах [23, с.45], было выделено три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять недель).

3.Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

(Если найдёшь, дополнить кто конкретно разработал фазы(Фамилия, имя))

Фазы адаптации к детскому учреждению по Дж. Робертсону [18, 36]:

Фаза «протеста». В этот период ребенок испытывает тяжелое потрясение, плачем зовет мать, проявляет признаки паники, не отпускает мать, когда она приходит и плачем провожает.

 

Фаза «отчаяния». Ребенок погружается в себя, становясь жалким и несчастным, нарушается процесс кормления, ритм сна, он нередко начинает сосать пальцы, раскачивается.

Фаза «отчуждения». Ребенок утрачивает интерес к родителям, для него уже безразлично, навещают его или нет. По возвращении домой ребенок вначале может игнорировать родителей, отворачиваться от них. В последующие несколько недель или даже месяцев его поведение нарушается: ребенок становиться непослушным, неуравновешенным, стремится держаться возле родителей, страшится отпустить их.

Если капризы и аффективные вспышки ребенка вызывают отрицательную реакцию и осуждение родителей, то это приводит к усилению капризного поведения и еще большему стремлению «цепляться» за мать.

Смирнова Е. пишет о том, что каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты [44, с.36]:

- у детей до трех лет проявляются беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность);

- у детей старше трех лет наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения.

- у плохо адаптируемых детей старшего возраста больше вероятности появления или закрепления психомоторных нервных нарушений – тиков и заикания.

Естественно, что не у каждого ребенка возникают эти реакции на отрыв от семьи, это зависит как от самого ребенка, так и от того, что он встретит в детском саду.

Наибольшая вероятность появления ярко выраженных реакций приходится на возраст от 7 месяцев до 4 лет и у тех детей, которые не были подготовлены к отделению от матери, редко бывали в чужих домах или недавно уже тяжело пережили разлуку с родителями

Тяжело адаптируются дети, являющиеся единственными в семье, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее. Дети, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, беззащитности, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры [2, с.33].

Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

- от состояния здоровья;

- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

- от разницы в методах воспитания [48, с.306].

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...