Психолого-педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья [26; 57 - 58]. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Термин «сопровождение» стал все чаще употребляться педагогами в образовательных учреждениях. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка. Выделена главная задача психолого-педагогического сопровождения - обеспечение условий для успешного развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, охрана физического и психического здоровья ребенка, организация охранительного режима. Дети, поступающие в ДОУ, имеют комплекс трудностей, отражающих разную природу, связанных с соматическим здоровьем, нарушениями в эмоционально-волевой сфере, общении, поведении. Важно построить такое сопровождение, при котором ребенку максимально комфортно в условиях образовательного учреждения, он может реализовывать себя в различных видах детской деятельности, познавая тайны окружающего мира, испытывая успешность и радость общения со сверстниками и взрослыми.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.). В настоящее время в связи с реализацией здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях проблема социальной адаптации ребенка к детскому саду является особенно актуальной. Основываясь на психотехнической теории по модели М.Р. Битяновой «Парадигма сопровождения» можно выделить следующие компоненты психологического сопровождения ребенка в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению [5, с.56]: - Систематическое отслеживание динамики протекания процесса социально-психологической адаптации с учетом факторов (эмоциональное состояние, социальные контакты, аппетит, дневной сон). - Создание комфортных социально-психологических условий для развития личности ребенка и обеспечение «безболезненной» и кратковременной адаптации к новым условиям жизнедеятельности. - Своевременное оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи ребенку в период адаптации к дошкольному учреждению. - Личностный фактор является основополагающим для менее болезненного или безболезненного протекания социальной адаптации.
Ребенок желает видеть своего первого воспитателя ласковым, добрым, заботливым, как мама. А от взрослых зависит, сформирована ли у ребенка установка на детский сад, положительное отношение к сверстникам, к воспитателю. В рамках психолого-педагогического сопровождения воспитателю необходимо осуществить два основных направления: 1. Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, для этого воспитатель должен уметь сопереживать, быть доброжелательным, обладать коммуникативными, организаторскими и артистическими способностями. Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе [32, с. 41]. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога – заслужить доверие ребенка. Э. Хювеш пишет о том, что педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях. Детям нравится в воспитателях: эмоциональность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения. Также педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей [50, с.24]. Он может предложить: - игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает волу из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок); - монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур); - сжимание кистей рук (дать малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисти руки и слушает, как пищит игрушка); - рисование фломастерами, карандашами, красками; - слушание негромкой, спокойной музыки. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни – они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателей.
2. Формирование чувства уверенности ребенка в окружающем мире. Для ребенка, впервые попавшего в детский сад, этот «мир» неизведан, а значит, непонятен.
Для того чтобы сформировать чувство уверенности ребенка в окружающем необходимо [50, с.25]: - познакомить детей, сблизить их друг с другом; - рассказать воспитателю детям о себе, о своем детстве с целью установления доверительных отношений между педагогом и детьми; - познакомить с помещением группы и всего детского сада с целью их «освоения» и восприятия как родных стен. Все это, т.е. знакомство с окружающим, с другими детьми, воспитателем, должно проходить с учетом субкультуры детства в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знаний, умений, а самое главное – бескорыстного, беззаветного материнского отношения воспитателя к своим воспитанникам, также требует выполнение определенных условий, таких как: - добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре); - непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них; - многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое); - специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) должен использоваться только в данных развивающих играх; - запрет на оценку действий ребенка типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно»; - предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием [40, с.46].
В.Г. Алямовская выделяет первым критерием оценки возможной степени адаптации ребенка к условиям детского сада является такой факт: проявляют ли сами родители инициативу о времени консультации. Как правило, это характерно для родителей, реально настроенных на сотрудничество. В задачи первой встречи с семьей входит изучение уровня социального развития ребенка, особенностей его семейного воспитания, обсуждение с родителями хода индивидуальной подготовки ребенка к посещению детского сада [3, с.45]. По результатам беседы с родителями и наблюдениям за поведением ребенка складываются прогноз возможной адаптации ребенка и основанная на нем гипотеза о том, как лучше организовать переход малыша от домашнего к общественному воспитанию. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка. Необходимое условие психолого-педагогического сопровождения адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Изучение ребенка до поступления его в дошкольное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. Выводы по первой главе 1. Адаптация представляет собой оптимизацию взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру. По видам она бывает нормальной, девиантной (поведение индивида не соответствует ожиданиям и нормам окружающих) и патологической (в структуре личности индивида формируются патологические и невротические черты). Также выделяют уровни адаптации: первичная переориентация ценностей индивида, второй уровень включает в себя взаимное терпение индивида и группы, на третьем уровне происходит аккомодация, сопровождающаяся взаимными уступками, и на четвертом уровне происходит ассимиляция, т.е. полная переориентация ценностей индивида на групповые. Поэтому процесс адаптации сопровождается разбалансировкой ценностных ориентаций индивида, нестабильным эмоциональным состоянием (тревожность, агрессивность), снижением активности личности. 2. Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени, и зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. В оптимизации процесса адаптации одна из главных ролей главная роль принадлежит педагогам и психологам детского сада. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
3. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка. Необходимое условие психолого-педагогического сопровождения адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Изучение ребенка до поступления его в дошкольное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.
Вышеизложенные выводы, сделанные нами по проблеме исследования, мы рассматриваем как теоретическое обоснование эмпирической части нашей работы, которая изложена во второй главе настоящего исследования.] 1.1 значение и причины адаптации В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых. Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например переход в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. Дети в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми. Сон их становится прерывистым и беспокойным. Нарушается аппетит ребёнка, он часто отказывается от кормления, во время приёма пищи наблюдаются случаи рвотных позывов. Разрушаются ранее приобретённые привычки: ребёнок перестаёт проситься на горшок, речь его затормаживается. Встречаются случаи, когда дети, начавшие ходить в домашних условиях, в детском саду переходят на ползание. Можно также отметить и другие регрессивные изменения более глубокого плана: повышение температуры, расстройство функций желудка, изменение кожного покрова и т.п. На характер адаптации влияет уровень здоровья ребёнка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания. Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых. Как видно из вышесказанного, главное для ребёнка - это взрослый. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении. Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения. Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев. Вторая группа - это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней. Третья группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней [7, с. 23-25]. На процесс адаптации ребенка влияют: · достигнутый уровень психического и физического развития, · состояние здоровья, · степень закаленности, · сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, · личностные особенности самого малыша, · уровень тревожности и личностные особенности родителей [6, с. 122]. Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка. Обобщая основные теоретические положения, высказанные в трудах отечественных исследователей проблемы адаптации, можно заключить, что: адаптация это целостный, системный процесс, характеризующий взаимодействие человека с природной и социальной средой. Выделение разных видов и уровней адаптации в известной мере искусственно и служит целям научного анализа и описания этого явления; особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности; критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социальной структуре, но и общий уровень психологического здоровья, способность развиваться в соответствии со своим жизненным потенциалом, субъективное чувство самоуважения и осмысленность жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|