Часть 3. Игры, книги, творчество, разговоры
Игры, в которые мы играли Мне хочется лишь показать подход. Вы можете использовать другие игры. Дело не в правилах, а в общем стиле. Развитие речи можно осуществлять через самые разные игры. Важно лишь уделять этому внимание – не чрезмерное, но и не совсем маленькое. А суть подхода заключается в том, что игра – это часть жизни. И в том, что и для умных взрослых детские игры со словами могут быть полезны и интересны. Дальше я кратко перечислю игры, в которые мы периодически играли (и сейчас временами играем). Причем это всегда инициатива кого-то из детей, а не моя. Я вообще данную тему не «продвигал». Просто как-то само собой придавал ей значение. 1. «Эрудит». Отличная игра, с которой многие знакомы. Фишки с буквами лежат кучей. Играющие берут по 7 (или по 10) фишек и по очереди составляют на клетчатом игровом поле слова по типу кроссворда. Разные буквы ценятся разным количеством очков, да еще клеточки есть особые, которые увеличивают «цену» слова. Есть и компьютерный вариант данной игры. Тогда играть можно против компьютера. Но, конечно, веселее в кампании. 2. Составлять из одного длинного слова множество маленьких. Можно по договоренности добавить одну или две нужные буквы к тем, что есть в исходном слове. Играют на время (10-30 минут) – кто больше составит слов. Подходят, конечно, только существительные в единственном числе. Вариант: за двух- или трехбуквенное слово – 1 очко, за четырехбуквенное – 2 очка и т.д. 3. Слова на одну букву (например на «ч» или на «х»). Говорят по очереди. Кто не смог придумать в свою очередь слово, тот проиграл. 4. Слова на последнюю букву (ту, на которую оканчивается слово предыдущего играющего). Тоже говорят по очереди.
5. «Забавная история». Участники берут по листку бумаги, сочиняют и записывают короткую историю, оставляя пустые места для прилагательных. А водящий в это время составляет список прилагательных. Количество прилагательных заранее оговаривается (например, 10 штук). Когда все истории сочинены, список прилагательных зачитывается вслух. Играющие вписывают их на оставленные места. А потом по очереди вслух читают получившиеся истории. Многое тут зависит от того, насколько удачные прилагательные подобрал ведущий. Конечно, все стремятся сделать посмешнее. 6. «Забавное предложение». Трое-четверо-пятеро играющих заранее договариваются, кто какую часть речи загадывает и в какой очередности они будут говорить. Когда каждый придумал свое слово, их произносят – получается фраза. Например: «Железное небо весело стучало». 7. «Крокодил». Игра и для маленьких, и для больших. Один играющий придумывает слово и на ухо тихонько говорит его другому играющему. А тот его должен жестами показать всем остальным. А они высказывают догадки. Иногда показать просто. А иногда приходится придумывать последовательность слов, подводящих к нужному, и показывать их по очереди. Тут активно используются ассоциации. Для передачи таких слов, как «архетипичность» или «естественность» приходится поизобретать. Да и отгадывающим работа непростая. Играть можно и командами. Тогда исходное слово придумывает целая команда и говорит его одному человеку из другой команды, а он должен объяснить слово своей команде. 8. «Контакт». Отличная и очень динамичная игра. Правда, не для малышей. И нужен изрядный активный словарный запас. Учиться играть можно лет с семи. Водящий загадывает слово и говорит его первую букву. Кто-то из других игроков придумывает слово, начинающееся на ту же букву, но не произносит его вслух, а как-то описывает то, что оно обозначает. Или даже просто по ассоциации, понятной кому-то из играющих. Но так чтобы водящий не догадался. А если кто-то сообразил, то кричит: «Контакт!» И начинает вслух считать до десяти. На счет «десять» данное слово произносится вслух всеми, кто сообразил. Если хотя бы у двух людей из тех, кто говорил «Контакт!», слова совпали, то водящий говорит следующую букву своего слова.
Водящий, следя за ходом разговора, может на попытке «сконтачить» говорить слова, подходящие к описанию, то есть угадывать тоже. И тогда «контакт» нужно устанавливать по новой (на другом описании другого слова).И до счета «десять» водящий может успеть угадать то слово, на котором народ «законтачил». Например, я являюсь ведущим и загадал слово «кукушка». И сказал первую букву – «к». Тима, Коля и Маша начинают шевелить мозгами. Тима предлагает: «Это такое питье» (имея ввиду «Кока-колу»). А я кричу: «Кока-кола!» Все, проехали, нужно им что-то новое изобретать. Коля предлагает: «Это типа печенья» (имея ввиду «крекер»). А я говорю: «Кекс». А Коля: «Это другое типа печенье». Я не угадываю. А Маша кричит: «Контакт!» И они считают до десяти и орут дружно: «Крекер!» И я сообщаю тогда следующую букву – «ку». И далее все начинается сначала, только уже со словами, начинающимися на «ку». И так, пока не разгадают то слово, которое я загадал (его можно пытаться назвать в любой момент по ходу дела). Тут нужно следить, чтобы загадываемые слова были известны всем присутствующим. И чтобы возможности быстрого соображения были более-менее равномерны у всех участников. Меня мои дети в эту игру обычно быстро обыгрывают. Как вы можете видеть, в большинство этих игр можно играть в любых условиях. В том числе, и во время прогулок, в лесу, на озере, на железнодорожной платформе в ожидании электрички, в поезде… Главное – настроение. И еще можно по ходу дела знакомить участников с новыми словами. В таких играх, как «Контакт» и «Крокодил» особую роль играют чувство юмора и гибкость, ассоциативность мышления. Например, такие перлы рождаются, как «жена монаха» (это когда хотели «проконтачить» через слово «монашка»). Словом, играйте с детьми во всякие словесные игры – и речь развивается, и мышление тренируется, и веселее всем делается. Конечно, взрослый должен способствовать доброжелательному настрою всех играющих. Особенно надо проследить, чтобы те, кто помладше и не очень успевает за более шустрыми старшими, тоже не скучали. Ведь цель игры не в том, чтобы выяснить, «кто умнее» и «кто лучше», а в том, чтобы всем вместе радостно расширять свои возможности и просто интересно жить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|